Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ансамбль - одно из важнейших средств художественной выразительности в хоровом пении. Типы и виды хоровых ансамблей. Работа над ансамблевыми навыками в хоре.
Ансамбль является одним из важнейших средств художественной выразительности в хоровом пении. В ансамбле проявляется главная черта хорового исполнения – его коллективный характер. Умение подчинить свою индивидуальность требованиям коллектива – основное правило настоящего ансамбля. Он подразумевает единство многих составляющих элементов, т.е. Ансамбль: 1. Интонационный. 1. Ритмический 3.Динамический 4. Тембровый 5. Дикционный 6. Агогический Хоровойансамбль делится на 2 Типа: общий и частный. Общий - этоансамбль между хоровыми партиями и унисоннымигруппами всего хора. Частный - это слитность и согласованность одной хоровой партии. Ритмический ансамбль подразумевает умение певцов одновременно начинать и заканчивать, как произведение в целом, так и его части, постоянно ощущать основную метрическую долю, удерживать темп и совместно менять его, исходя из художественно-исполнительских задач, единовременно произносить слова, брать дыхание и делать цезуры. Динамический ансамбль с умением певцов исполнять то или иное произведение или отдельные его части одинаково громко или тихо, одновременно пользуясь различными исполнительскими штрихами, соблюдать необходимое динамическое соотношение с сопровождением или солистом. В тембровом ансамбле опираясь на единую, общую для всех певцов манеру звукообразования, каждый исполнитель сознательно сливает свой тембр с данной палитрой звучания хора. Дикционный ансамбльопределяется общими правилами и манерой формирования гласных и согласных звуков, особенностями произношения тех или иных букв, слов, исходя из принятых законов орфоэпии. Агогический ансамбль тесно связан с ритмическим. Наибольшие отклонения от темпа в сторону его ускорения или замедления- важная сторона художественного исполнения.
В хоровом искусстве ансамбль может быть 1. естественный (звучание певческих голосов находятся в удобной тесситуре) 2. Искусственный (1.изложение хоровых партий в неудобной тесситуре с доп. сложностью в дикции, дыхании, штрихах…2.количественное несоответствие голосов в партиях. 3.Звучание солиста на фоне хора…) Все перечисленные виды ансамбля совершенствуются в процессе активной репетиционной работы.Хормейстеру необходимо рассаживать певцов на реп. Так, как они будут стоять на концерте. Каждый певец должен привыкнуть к голосу соседа. 1. Для улучшения динамического ансамбля важно воспитывать навык контроля за собственным пением и пением соседа. В этой связи полезно, хотя и ограничено, использовать пение с закрытым ртом. При этом пении хористы хорошо слышат себя и хор в целом. 2.Полезно также разбить хор на две равные части и попеременно исполнить то или иное произведение или его фрагмент.
3.Для достижения пиано в высокой тесситуре можно воспользоваться резкой сменой тональности. Добиться пиано и хорошего ансамбля в удобной тесситуре постепенно повышая тональность перейти в основную. 4. В произведением со сложным метроритмом хорошо использовать прием внутридолевого дробление долей такта, позваляющей выработать ощущение ритмической пульсации.
5. Для работы над тембровым и дикционным ансамблем используются упражнения на развитие диапазона и сглаживания регистров певческого голоса. (до, ми, соль, до(слог «ми», «ле»), си, соль, фа, ре(слог «я», «ю»), до, ми, до (слог «ми», «ле»).
6. Полезно включать в работу ритмические упражнения. Пример: Разбить хор на две равные части, одна часть стучит ритм произведения, или фрагмента, а другая отстукивает пульсацию сильных и слабых долей
|