Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дикция в пении. Ее особенности и зависимость от характера хорового произведения. Приемы работы над дикцией в хоре.
Хоровое искусство основано на синтез слово и музыки. Четкая дикция помогает слушателю лучше понять содержание хорового произведения. Шаляпин «слово, хорошо сказанное, наполовину спето». Есть три вида произношения: быстрое, сценическое и певческое. Певческое и сценическое произношение сходны по своей природе, отличается лишь тем, что при речи используется быстрое глиссандирование звука, интонационная неустойчивость. При пении все внимание обращается на устойчивую интонацию, дыхание и строгий ритм в котором произносятся слова. В певческой дикции заключается максимальное пропевание гласных и быстром, четком произношении согласных, присоединяя их внутри слова и при окончании к последующим гласным звукам. Характер дикции зависит от характера музыкального произведения. В произведении быстрого темпа слова произносятся легко, активно, близко с минимальным, четким движением артикуляционного аппарата. В произведениях торжественного либо драматического характера слова должны быть весомыми, значительными, четкими. Спокойная и протяжная музыка исполняется мягким пропеванием текста. В произведениях маршевого характера текст подается подчеркнуто и твердо. Качество дикции зависит от тесситуры и динамики. -При пении в высокой тесситуре сложнее.чем в средней … -Для дикционной четкости необходимо выразительно читать текст в ритме музыки с отработкой труднопроизносимых слов. -При исполнении произведения с оркестром необходимо добиться того, чтобы звучание оркестра не заглушало подачи текста хором. -Полезно в качестве упражнений петь скороговорки Основные правила формирования дикционных навыков в хоре. 1.Гласные звуки поются, согласные коротко произносятся. 2. Гласные должны звучать ровно, округло, интонационно чисто. Ясно. 3. «о» под ударением произносится как «о». без ударения как «а». Голос-голас, один- адин.. 4. Буква «я» в неударных словах в начале и в середине слова звучит как «и» и «е»: пятачок -п ие тачек. 5.При пении двух рядом стоящих гласных необходимо слегка подчеркнуть второй гласный звук. «За а лелся Восток». 6.При пении йотированных гласных е, е, ю, я, которые состоят из полугласной «й» с основными э, о, у, а. Полугласный звук «й» произносится коротко, а следующий основной звук предельно распевается и артикулируется. 7.При произношении слов с буквой «р» используется прием утрирования: Ста -рррый –ба-ррраба- нщик. 8.При окончании слова вместо звонкой согласной произносятся парная глухая: вперед – впере т 9. Зубные согласные (д, з, с, т.) в сочетании с мягкими согласными при пении смягчаются: вет (ь)ви, гос(ь)ть… 10. Сонорный согласный «н» в сочетании с мягкими согласными смягчается: стран(ь)ник… 11. Звук «ж» и «ш» перед мягкими согласными произносятся твердо: преж(Ъ)де.. 12. Буквосочетание «жж» и «зж» произносятся мягко, как долгое «жь, жь»: жужжать- жу жь жь ать …. 13.Слова «дождь» и «дождик» произносится «дощщь» и «дожьжьик». 14.Слова с сочетанием «чн», «чт», произносятся как «шн», «шт »: коне (ш)но. Ску (ш)но. 15. Звукосочетания «сч», «зч» произносятся как длинное «щ»: (щщ)астье … 16.В словах с сочетаниями «стн», «здн», «стл», «ндс» звук «т» и «д» не произносятся: грустно- грус (т) но, поздно – поз(д) но … 17. Буквосочетание «гк», «гч», звук «г» произносится как «х »: легкий - лехкий… 18. Слова с сочетанием «дц» и «тц» произносятся как долгий «цц»: молодца- молоцца … 19. Слова с сочетанием «дч», «тч», данные звуки произносятся как «чч»: летчик- леччик … 20. Глаголы с частицами: «сь», и «ся» произносятся твердо: «с» и «са»: остановись-остановис (Ъ). Также важно уметь правильно расставлять логические ударения. При работе над фразировкой важно знать: -простые предложения имеют только одно главное (ударное) слово, которое определяет смысл фразы. -в большинстве предложений логическое ударение приходится на существительное; - глагол под ударением произносится только тогда, когда является смысловым словом фразы. -если в предложении прямая речь и слова автора, лог. ударение приходится на прямую речь. Стихотворная форма заканчивающаяся на ударный слог называется мужской, на безударный -женский Самодеятельные хоровые коллективы, как вид музыкального творчества. Типы и виды самодеятельных хоров. Принципы организации и содержание их деятельности. Существует несколько распространенных современных форм хорового искусства: профессиональное хоровое исполнительство, Хоровая самодеятельность Фольклорное бытование. Они имеют свое содержание, задачи и направление исполнительской деятельности. Хоровая - наиболее массовый вид художественного народного творчества. Самой распространенной формой хоровой самодеятельности является кружек любителей пения.
Задачи создания самодеятельного хора:
1. Удовлетворение духовного общения при изучении народных и современных хоровых произведений.
2. Воспитание любителей музыки.
3.Формирование общей и муз. культуры, художественного вкуса.
Результат работы хорового кружка-это выступление на смотрах, конкурсах, фестивалях. Лучшие самод. коллективы приближаются по степени исполнительского мастерства приближаются к профессиональным хорам. Многим из них присваивают награды и почетные звания.
Хормейстер в таком коллективе должен быть не только дирижером, но и хорошим режиссером, педагогом и воспитателем. Уметь эмоционально воздействовать на чувства и разум исполнителей. Быть настойчивым в достижении цели. Исходя из манеры исполнения самодеятельный хоровой кол-в делится на разные виды: академический, общего вида и народный хоры. Академический хор опирается на соблюдение единых норм и законов академ. манеры пения. Народный хор имеет певческие традиции данной местности. Хор общего типа занимает занимает среднее положение между академической и народнойманерой исполнения и специализируется на исполнении массовых песен.
В настоящее время большую популярность получили коллективы эстрадного и фольклорного направления, что привело к появлению большого количества вокально- инструментальных и танцевальных ансамблей. Принципы организации самодеятельного хора: Хормейстер должен исходить из определения манеры исполнения, количественного и качественного состава, Наличие самостоятельных хоровых партий и их вокальных характеристик.
История развития самодеятельного коллектива имеет глубокие корни и традиции. В Беларуси и России с начала 18-19в. зарождались формы коллективного муз. творчества. Были открыты бесплатные музыкальные школы, певческие классы, хоровые общества, народные консерватории. Большую роль в хоровой самодеятельности России сыграли бесплатные, доступные различным слоям народа музыкальные школы организованные Балакиривым и Ломакиным в Петербурге во второй половине 19 века. А также любительские хоры Юхова, Булычева, Иванова. Особым мастерством отличался хор рабочих Пречистенских курсов в Москве под руководством Булычева. В Беларуси большую популярность в 1914 г. приобрел Минский любительский хор под управлением Теравского, в 20-е годы Государственный хор под управлением Анцева в Витебске. Особо активно развивалось самод. хоровая деятельность в революционные годы20 века. Проходившие политические выступления сопровождались пением революционных песен и гимнов «Марсельезы» и «Интернационала» Создается большое количество хоровых кружков, проводятся массовые хоровые олимпиады, концерты- митинги и праздники в которых принимают участие несколько десятков и тысяч участников. В 40-50 г. В России начинают создаваться профессиональные государственные народные хоры, которые пополняются самодеятельными певцами. Примером является созданный на базе самодеятельного военного ансамбля Краснознаменный ансамбль песни и пляски имени Александрова в России и Государственная Академическая капелла имени Ширмы, изначально в котором пели участники самодеятельных виленских хоров. В 60 годы 19 века самодеятельные хоровые коллективы начинают приближаться к профессиональным формам деятельности. Подтверждением этого является совместное исполнение крупных произведений кантатно- ораторного жанра объединенными силами профессиональных и самодеятельных хоров. Участниками самодеятельного хорового коллектива являются рабочие, колхозники, служащие, учащиеся, пенсионеры, дети.
Конец формы
|