Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль казатства в развитии укр культуры.




Корни украинского казачества уходит еще в к. XII-I пол. XIII в. Интенсивное " покозачення" украинских общин начинается во II пол..Видомо, что в 1552-1554 гг. Украинский магнат Дмитрий Вишневецкий (Байда) объединил отдельные группы казаков, создав на о. Малая Хортица казацкий центр, уникальную военную формацию - Запорожскую Сечь. Запорожская Сечь делилась на 38 военных подразделений - куренив.Куринь - это низовой военная единица, возглавляемая куренным атаманом. В составе куреня было несколько десятков казаков. Они выбирали куренной атаман сроком на один год. Атаман занимался хозяйственными, финансовыми и военными делами куреня, осуществлял управление делами, организовывал обучение вновь прибывших казаков, обеспечивал провиантом и зброею.Обьеднання нескольких куреней называлось сотней. Во главе сотни стоял сотник. В его администрации входили: писарь, несколько хорунжих и есаулов. Сотник административные, военные, хозяйственные, финансовые функции, а также судебные по гражданским справах.Полк объединял несколько сотен казаков. Киш - центральный орган управления, возглавляемый гетманом. Запорожская Сечь делилась на 58 территориальных единиц - Паланок во главе с полковниками. Высшей инстанцией Запорожской Сечи как военно-политического объединения была Общевойсковая совет. Она собиралась дважды в год - на Рождественские праздники и на Покров. Она решала вопросы войны и мира, военных походов, заслушала отчеты и выбирала на срок до одного года высших должностных осиб.На Сечи функционировала казацкая Рада - своеобразный казацкий парламент, который выбирал гетмана и казацкой старшины, а также решал важнейшие вопросы Запорожской Сечи. На территорию Запорожской Сечи женщины не допускались. Постоянно проживать имели право только неженатые мужчины. Таким образом, украинское казачество XVI-XVII вв. делилось на запорожское, реестровое и казачество пограничных городов, вообще не имело выраженного правового статуса Деятельность Сагайдачного была направлена ​ ​ на развитие образования, науки, литературы и искусства. Новый виток в развитии украинской культуры начался во времена гетманства Богдана Хмельницкого (1648-1657 гг.). Во время национально-освободительной войны на освобожденных территориях от поляков восстанавливались государственный, административно-территориальное устройство, ликвидировалась греко-католическая церковь. Появление книгопечатания и ее развитие по всей Украине в XVII в. способствовали восстановлению образования. Уже в первой половине XVII в. насчитывалось 20 типографий, крупнейшей из которых была Киево-Печерская. Во времена правления Ивана Степановича Мазепы украинская культура достигла наивысшего развития. Было начато новое течение искусства - Украинский (мазепинское) барокко. Гетман, обладая восьми языках, заботился о состоянии образования, надстроил второй этаж Киево-Могилянской академии. Мазепа в определенной степени продолжал дело Петра Конашевича- Сагайдачного. За время правления Ивана Мазепы было построено много церквей, среди которых церковь Всех Святых над экономической воротами Киево-Печерской лавры (1696-1698 гг.), Военно-Никольский собор Пустынно-Никольского монастыря в Киеве (конец XVII в.), Богоявленский собор Братского монастыря в Киеве (конец XVII в.) и др. Казацкая культура - уникальное и неповторимое явление. ее феномен имеет барочное окраску. " Причудливый" стиль был рожден непростыми, бурными социально-историческими обставинами.У " причудливой" барочной казацкой традиции всегда было место для подвига, поступка, цене, возможно, самого дорогого, должен был принести добро общине, пользу для общего дела. Казацкой культуре близок тип активного человека, героя, рыцаря.
9. Украинское барокко.

В архитектуре XVII - XVIII вв., Как и в изобразительном и других видах искусства, наблюдается сосуществование и переплетение различных стилей с выразительным доминированием стиля барокко, которому присущи декоративная пышность и роскошная зрелищность. Вторую половину XVII века. знаменует расцвет нового своеобразного стиля, который носит название казацкое (Украинский) барокко. Одной из первых сооружений в этом стиле была Николаевская церковь. Украинские строители творчески использовали традиции отечественного деревянного храмостроительства, надев сельскую Крещатый в плане церковь в камень и украсив ее снаружи рядом пластических и орнаментальных мотивов. В отличие от древнерусских и иностранных храмов казацкие соборы часто не имеют выраженного фасада, они одинаковые со всех четырех сторон, возвращены одновременно всех пользователей, всех присутствующих на площади. Новый архитектурный стиль во второй половине XVII века. быстро распространяется по городам Левобережья и Слобожанщины. Ценной группой памятников слободского казацкого строительства второй половины XVII - начала XVIII века. есть ряд каменных церквей, форма и конструкция которых заимствованы из деревянной архитектуры: Покровская и Воскресенская церкви в Сумах, собор в Лебедине, Преображенский собор в Изюме (1685), Покровский собор в Харькове (1686). Вместе с тем продолжали возводиться и традиционно деревянные казацкие церкви. Очень быстро этот стиль строительства вышел за пределы казацкой сословной идеологии, став загальнонациональним.Розризнялы полтавское, киевское, Надднепрянское и другие виды украинского барокко. В духе казацкого барокко возводились также светские каменные здания, преимущественно дома Генеральной и полковых канцелярий, вооруженные арсеналы, частные дома старшин и церковных архиереев. Однако церковные сооружения в стиле казацкого барокко продолжали создаваться и дальше, пока уже 1800 не вышла специальный запрет на такое будивництво.на смену барокко приходит стиль в строительстве рококо.Серед украинских архитекторов Гетманщины в стиле барокко выдающимися были С.Ковнир, И. Григорович-Барский, г.Набережные Ф.Старченко.Захидна Украины была под властью Польши и Австрии и имела другой путь художественного развития. Деревянная архитектура развивалась традиционно, сохраняя национальную самобытность. Каменный монументальное строительство теряет украинские черты и подвергается влиянию западноевропейской архитектуры. представителем этого направления был львовский архитектор Б.Меретини. Он построил собор Святого Юра во Львове (1748-1762 гг.), Ратушу в Бучаче 1751 Для украинской барочной живописи определяющим стало влияние фламандской школы Рубенса. Это влияние сказывается уже в двух портретах 1652 детей Б.Хмельницкого, Тимофея и Розанды, но систематического характера он приобретает за гетманства Мазепы Большинство парадных портретов, так называемых парсун, казацких полковников пользователя в реалистической манере, передают настроение и характер изображаемых старшин.У эпоху барокко в Украине впервые появляются школы по обучению мистецтваНадзвичайнои пышности и нарядности приобрели в эпоху барокко церковные иконостасы, в которых иконы располагались в четыре, а то пять рядов. Самыми известными иконостасы церкви Святого Духа в Рогатине и церкви-усыпальницы гетмана Д. Апостола в Больших Сорочинцях.Вершиною станковой иконописного живописи XVII века. есть Богородчанский иконостас Манявский монастырь в Карпатах, что выполнено в течение 1698 - 1705 рр. мастером Иовом Кондзелевича. Высокая музыкальная культура всегда была характерной чертой развития культуры Украинской. Динамическая и драматическая по своему характеру барочная культура особенно способствовала развитию старых и возникновению новых музыкальных жанрив.Из середины XVII века. начали появляться барочные светско-духовные музыкальные произведения - псалмы и канти.Розквитае песенное творчество: появляются новые жанры лирической песни для выражения индивидуальных, интимных чувств и настроений; возникают многочисленные разновидности шуточных песен, часто фривольного характера; создаются новые формы танцевальных песен. Музыкальной столицей Левобережья с XVIII века. становится Глухов - гетманская резиденция. Начинается обработка народных песен, например, " Ой, под вишней, под черешней». " Ехал казак за Дунай.Видатнимы Украинский композиторами ХVИИИ ст.булы Максим Березовский (1745-1777 гг.) И Дмитрий Бортнянский (1751-1825 гг.).


Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал