Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приемы общего экономического анализа






Сравнение: сущность и область применения в экономическом анализе

Первый универсальный логический прием экономического анализа, который позволяет дать предварительную оценку достигнутых результатов хозяйственно-финансовой деятельности организации и ее финансового состояния – это сравнение.

Сравнение– это действие, с помощью которого устанавливается сходство и различие явлений объективной действительности.

В экономическом анализе сравнения используют для решения всех задач как основной или вспомогательный способ. В результате применения приема сравнения получают величину, которая характеризует абсолютное отклонение исследуемого состояния объекта от заданной базы.

Абсолютное отклонение обозначается значком «D». Если в качестве главной задачи стоит оценка выполнения плана по какому-либо показателю, то в качестве базы для сравнения использования плановые данные отчетного периода. Расчет представляется следующей формулой:

D = Тф n - Тпл n,

где Тф – фактическое состояние исследуемого показателя Т в отчетном периоде;

Тпл плановое значение показателя Т в том же периоде;

n – период.

 

Для выявления тенденции изменения какого-либо показателя в качестве базы для сравнения могут также выступать фактические данные предшествующего периода либо базисного периода:

D = Тф n – Тф(n -1),

где (n –1) – предшествующий период;

D = Тф n – Тф0,

где 0 – базисный период.

Баз для сравнения может быть очень много, причем чем большее их количество применяет аналитик, тем больше у него возможностей для поисков внутренних резервов улучшения результатов работы объекта исследования. При этом выбор базы для сравнения определяется характером и содержанием поставленных задач.

 

В экономическом анализе применяется несколько видов сравнения:

1. Одномерное сравнение – сопоставление по одному или нескольким показателям одного объекта или нескольких объектов по одному показателю. Такие аналитические сравнения делятся на следующие виды по аспекту и цели сопоставления:

– сравнение фактических показателей с плановыми, прогнозными

Выполнение плана по производству продукции

Вид продукции   Объем производства, млн руб. Абсолютное отклонение от плана, млн руб. Выполнение плана, % (относительный показатель)
план факт.
А a b b-a b/a *100%
Б        
В и т.д.        
Итого        

 

– сравнение фактических показателей отчетного периода с предшествующим (периодические сравнения);

Динамика основных показателей

  Объем производства продукции Численность работников Выработка одного работника
Год млн руб. % к базис­ному году чел. % к базис­ному году млн руб. % к базис­ному году
  a          
  b b/a *100%        
  c c/a *100%        

- с равнение с утвержденными нормами расхода ресурсов (матери­алов, сырья, топлива, энергии, воды и т.д.). Такое сравнение, широко используемое в практике аналитической работы, необходимо для вы­явления экономии или перерасхода ресурсов на производство про­дукции, для оценки эффективности их использования в процессе производства и определения утерянных возможностей увеличения выпуска продукции и снижения себестоимости

Данные об использовании материальных ресурсов предприятия

 

Вид ресурсов Расход ресурсов, кг Отклонение от норматива (+, -)
    по норме на фактический объем продукции факти­чески абсолют­ное, кг относи­тельное, %
А a b b-a (b-а)/a *100%
Б        
В        

 

– сравнение показателей анализируемого предприятия с достижениями науки, передового опыта других предприятий и подразделений, со средними показателями по региону или отрасли и т. д. (внутрихозяйственные, внутриотраслевые, межотраслевые сравнения);

– сравнение различных показателей хозяйственно-финансовой деятельности отдельно взятого предприятия с целью установления пропорций динамического развития;

– сравнение различных вариантов управленческих решений с целью выбора наиболее оптимального из них.

2. Многомерное сравнение – сопоставление результатов деятельности нескольких предприятий (подразделений) по широкому спектру показателей, которое проводится в рамках комплексного анализа (при рейтинговой оценке) или при обобщении результатов деятельности предприятий. Многомерное сравнение может быть представлено следующими видами:

– сравнение по каким-либо показателям хозяйственно-финансовой деятельности нескольких предприятий или подразделений (сравнение параллельных рядов);

– сравнение результатов деятельности объекта анализа во времени (сравнение динамических рядов);

– сравнение параллельных и динамических рядов для изучения взаимосвязи между показателями.

Сравнение предъявляет определенные требования к сравниваемым величинам: они должны быть соизмеримы и качественно однородны. Для этого необходимо обеспечить выполнение следующих требований:

– сопоставимость исследуемых календарных периодов времени и единиц измерения;

– устранение влияния ценового фактора;

– устранение различий в методике расчета показателей;

– устранение влияния различий объемных, стоимостных, качественных и структурных факторов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал