Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способы приведения показателей в сопоставимый вид






Важное условие, которое нужно соблюдать при анализе, — необхо­димость обеспечения сопоставимости показателей, поскольку срав­нивать можно только качественно однородные величины.

Несопоставимость показателей может быть вызвана различными причинами: разным уровнем цен, объемов деятельности, структурны­ми изменениями, неоднородностью качества продукции, различиями в методике расчета показателей, неодинаковыми календарными пе­риодами и т.д. Сравнение несопоставимых показателей приводит к неправильным выводам по результатам анализа. Поэтому прежде чем проводить сравнение, надо привести показатели в сопоставимый вид.

Если несопоставимость показателей вызвана разным уровнем сто­имостной оценки, то для нейтрализации данного фактора их уровень выражают в одних и тех же ценах.

Пример: для обеспечения сопо­ставимости валовой продукции ее физический объем в отчетном и базисном периодах выражают в ценах базисного периода:

,

где q1 и q0 — физический объем производства i-ro вида продук­ции соответственно в отчетном и базисном периодах;

р0 — цена i-ro вида продукции в базисном периоде.

Многие показатели могут быть несопоставимы из-за объемного фак­тора(изменение масштаба деятельности).

Если сравнить сумму затрат отчетного года ( q1b1 + а1)

с затратами базисного года ( q0b0 + а0), то разность этих показателей обус­ловлена не только изменением переменных затрат на единицу про­дукции (b) и общей суммы постоянных расходов (а), но и изменени­ями в объеме производства продукции. Чтобы показатели имели со­поставимый вид, необходима нейтрализация влияния объемного фак­тора, для чего сумму переменных затрат базисного периода надо пе­ресчитать на объем производства продукции отчетного периода ( q1b0 + а0) и после этого сравнить с суммой затрат отчетного периода:

 

,

Где b – переменные затраты на единицу продукции i-го вида;

а – постоянные затраты на весь выпуск продукции в исследуемом периоде.

Для нейтрализации воздействия качественного фактора чаще все­го объем полученной продукции приводят к стандартному качеству, соответственно уменьшая или увеличивая ее количество.

Типичный пример — изменение жирности молока (cм. Учебник, автор - Савицкая).

Чтобы привести сравниваемые показатели к одинаковой структу­ре, необходимо фактический объем производства продукции пере­считать на структуру базисного периода:

,

где VВПo — общий объем производства продукции;

Уд — удельный вес i-гo вида продукции в общем выпуске продукции;

Ц — цена i-гo вида продукции.

Сопоставимость показателей в ряде случаев может быть достиг­нута, если вместо абсолютных величин применить средние или относи­тельные величины. Нельзя, например, сравнивать без учета производ­ственной базы предприятия такие абсолютные показатели, как объем производства продукции, сумма прибыли и т.д. Но если вместо абсо­лютных показателей взять относительные, например производство продукции на одного работника, сумма прибыли на рубль активов, то такие сопоставления вполне корректны. В некоторых случаях для обеспечения сопоставимости показателей используются поправочные коэффициенты.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал