Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
История. - Первые сведения о заболеваниях НС встречаются в письменных источникахСтр 1 из 18Следующая ⇒
- Первые сведения о заболеваниях НС встречаются в письменных источниках глубокой древности. В египетских папирусах около 3-х т.л. до н.э. упоминаются параличи, нарушения чувствительности. В древнеиндийской книге «АЮР-ВЕДЫ» сообщается о судорожных припадках, обмороках, головной боли. Древняя Греция: в трудах Гиппократа описаны клинические проявления разнообразных неврологических заболеваний, методы их диагностики, лечения. Уже в это время (4 в до н.э.) отдельные состояния четко обозначались как болезни ГМ (эпилепсия, мигрень) Авиценна написал канон врачебной науки, где были многие заболевания. Развитие неврологии связано с появлением и совершенствованием методов исследования НС. В средние век ученые Моргань (?) и Виллизий смогли связать опр неврологические нарушения с соответствующими структурами мозга. Важный вклад в развитие морфологии НС был сделан Андреем Визалием, Якобом Сильвием, констанцием Вароли__. Средние века: Декарт сформулировал понятие рефлекса и явился основоположением нейрофизиологии. 18в – описательный период в развитии неврологии, появились ровые сведения об отдельных симптомах, синдромах, заболеванияхНС, предпринимались попытки лечения этих заболеваний.В 19 в – интенсивно разрабатывались методы изучения структуры и функций НС, методы исследования мозга, активно развивалась физиология нервной деятельности. Русские ученые – Сеченов, Павлов, Ухтомский. Сеченов (1829-1905) – основоположник рефлекторной теории психической деятельности человека. Он показал, что рефлекс – универсальный способ реакции мозга на самые разнообразные внешние воздействия. Он выступил против веками сложившегося убеждения, что работа мозга – не подчиняется законам материального мира и недоступна для объективного изучения. Павлов (1849-1936) – разработал учение о ВНД, предложил термин «Условный рефлекс», описал две сигн системы. Достигнутые в области неврологии успехи создали предпосылки для выделения самостоятельной отрсли медицины – Н. Ухтомский – теория доминанты. К 19 в. Относитс деятельность целого ряда зарубежных ученых –Шарко, Бабинский, Вернике, Ромберг. В России формирование Н как отдельной клинической дисциплины связано с именем Кошевникова (1836-1902) – он создал 1-ю в мире неврологическую клинику и в 1869 возглавил кафедру нервных и душевных болезней в Московском университете. Он организовал 1-е в России общество невропатологов и психиатров. Выдающийся представитель Московской школв неврологии – Корсаков (1854-1900). Он стал основателен нозологического направления Н, внес значительный вклад в узучение нервно-психич расстройств у детей. Бехтерев (1857-1927) вошел в историю Русской науки как один из создателей Петербургской школы невропатологов. Он активно занимался изучением анатомофизиологических основ нервных и психич болезней. Он проводил широкие экспериментальные исследования. Его Труды: «Проводящие пути ГМ и СМ», «Основы учения о функциях мозга». В детской психоневрологии изучены вопросы «Насильственные и навязчивые движения у детей», «Влияние голодания на развитие мозга новорожденных детей». Он стал использовать одним из первых метод внушения, гипноза. Он привлекал внимание ученых к проблемам обучения здоровых и больных детей. Он подчеркивал, что необходимо опираться в процессе воспитания на знания анатомо-физиологических особенностей мозга ребенка. Он настойчиво боролся с мнением, что «ребенка до 3-х лет необходимо не воспитывать, аупитывать. Он стал основоположником и создателем психоневрологического института. В н.в. – успешно развиваются направления, основные на фундаментальных исследованиях Сеченова, Павлова, Бехтерева. П.К.Анохин – втор системогенеза и функциональных систем нейропатологии 4-Филогинез. Развитие н с в процессе эволюции.Этапы: 1-возникновение нервных клеток( появление специализ аппарата для приёми и перераспределения раздрожающих стимулов) 2- Формирование примитивной н с(за счёт образования связей между н к устроена по типу клеточной сети (синцитий) нервный ипульс может распроняться в любом направлении при такой структуре невозможна координация реакций в ответе на импульс участвует весь организм) 3-специализация н к появление аффективных или воспринимаемых и эыективных или реализующих систем (появление синопсовобеспечивающих одностороннее проведение нервного импульса, возникают примитивныекольцевые структуры, реализаций отдельных функций) 4- формирование автономных нервных узлов или ганглий(реализация 1-ой или нескольких функций, возможны сложные формы реогирования, однако сигменты связаны недостатичнои отсутствует координир влияние каког-либо одного центра. Представляется в мире насекомых) 5- доминирование головных отделов это привело к формир г м и б п как наивысших отделов цнс. Называется Цефализацией наиюольшей сложности достигает у млекопитающих, характерно максимальное развитие к б п а особенно лобных долей(30%поверхности г м)) При порожении высших отделов ведёт к затормаживанию нисших уровней Высшие центры не только тормозят деят низших, нарушается гипкость регулирования, процессы становятся примитивн и грубыми 5- Онтогенез. становление функций н с в процессе индивидуального развития. Н с плода начинает развиваться на ранних этапах эмбриональной жизни из наружного зародышевого листа (эктодермы) на спинной поверхности туловища эмбриона образуется утолщение или нервная трубка. Головной конец нервной трубки развивается в г м а остольная часть в СП м. на 3-ей неделе в головном отделе нервной трубки развивается 3-и мозговых пузыря
К 3 мес выделяются основные части цнс, большие пол, ствол мозга, мозговые желудочки, спин мозг.к 5 мес деференцируются основные борозды к б п. на 6 мес отчётливо выявл приволиров высш отделов н с над ниже лежащимик 9 мес масса мозгаудваивается и к году=1/12массы телак 3 годам масса мозга утраивается к 20 годам 1/40 массы тела. Рост за счёт миелинизации нервных проводников и увеличении размера н Кл. мозговая ткань новорожд малодиференцирована, корковые Кл, подкорковые узлы, пиромидные пути недоразвиты.н к расположены на поверхности, затем мигрируют с серое в-о. к 15-16 годам те же взоимодействия в структуре г м как у взрослого.мозжечёк развит слабо, продолгов мозг располож более горизонтсп м имеет более законченное морфол строение чем г м его рост до 20 лет поясничн утолщения СП м начин форм в 1-е годы жизни там сформированы клетки иннервирующие верхние и нижние конечности. Процессы миелинизации проходят неровномерно. Миелин черепно-мозгов нервов октивна в первые 3-4 мес и заканчив к году. Миелин спино- мозговых нервов продолжается до 2-3 лет. На ранних этапах эмбриогинеза формируются жёсткие связи(основа для жизненно важных реакций) На 6 мес отчетливо выявляется превалирование высших отделов НС над нижележащими отделами ГМ новорожденного имеет относительно большую величину, его масс в среднем составляет 1\8 массы тела около 400 гр. У девочек мозг несколько больше, чем у мальчиков. У новорожденного хорошо выражены борозды, крупные извилины, однако их глубина и высота невелики. Мелких борозд относительно мало, они появляются постепенно, в течение первых лет жизни. К 9 мес масса мозга удваивается, к 3 годам утраивается, а к 20 годам составляет 1\40 массы тела и увеличивается по сравнению с рожденным в 4-5 раз. Периферическая НС новорожд недостаточно миелинизирована, пучки нервных волокон редкие, процессы миелинизации в различных отделах происходят неравномерно, так миелинизация черепно- мозговых нервов наиболее активно происходит в первые 3-4 мес и заканчивается к году. Миеленизация спинно-мозговых нервов продолжается да 2-3 лет. Вегетативная НС функционирует с момента рождения. С ростом ребенка отмечается слияние отдельных узлов и мощных сплетений. На ранних этапах эмбриогенеза между различными отделами НС формируется жесткие\четкие определенные связи, создающие основу для жизненно-необходимых реакций: пищевых, дыхательных, защитных
|