Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социологический функционализм и его систематизация Р.Мертоном.






Структурно-функциональный, или, проще говоря, функциональный подход, сформировался на основе идей О. Конта, Г. Спенсера и Э. Дюркгейма (см. § 1.2). Его представители рассматривают общество в целом и уделяют главное внимание макроаспектам социальной жизни. В 1950-е - в начале 1960-х гг. функциональные теории Т. Парсонса и Р. Мертона заняли центральное место в американской социологии.

Функционалисты исходят прежде всего из того, что общество - это система. Система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов, находящихся в функциональных отношениях и связях друг с другом в течение определенного времени. Функционалисты акцентируют внимание на частях общества (отдельных подсистемах), особенно на его важнейших институтах - семье, религии, экономике, государстве, образовании. Они идентифицируют структурные характеристики институтов подобно тому, как биологи описывают основные свойства организма, а затем определяют функции институтов.

Одна из особенностей системы состоит в стремлении к равновесию ее компонентов и воздействующих на нее сил. Таким образом, изменение в одном институте имеет последствия для других институтов, а также для общества в целом. Например, понижение жизненного уровня населения отрицательно сказывается на рождаемости. Это ведет к сокращению в школах набора учащихся, а далее - к закрытию школ. Некоторые институты могут меняться быстрее, чем другие, вызывая дисбаланс в социальной системе.

Функции и дисфункции. В системном анализе функционалисты уделяют большое внимание функциям, которые выполняют части системы, особенно институты, роли, модели культуры, социальные нормы и группы. Функции - это наблюдаемые последствия, позволяющие производить адаптацию или регулировку системы. Функционалисты говорят, что выживание системы зависит от решения ряда важных задач. Существование общества связано с выполнением некоторых функциональных требований. Институты являются основными структурами, с помощью которых осуществляются организация, управление и удовлетворение потребностей социальной жизни. Каждый институт выстраивается вокруг стандартного решения определенного набора проблем.

В отличие от Т. Парсонса, который подчеркивал значимость анализа механизмов поддержания социального порядка, Р. Мертон обратил главное внимание на изучение функциональных и дисфункциональных явлений, возникающих вследствие напряжений и противоречий в обществе и его социальной структуре. Под функциями американский социолог понимал тс " наблюдаемые последствия, которые способствуют адаптации или приспособлению данной системы", а под дисфункциями - те " наблюдаемые последствия, которые уменьшают приспособление или адаптацию системы". Он также предположил эмпирическую возможность нефункциональных последствий, которые просто безразличны для рассматриваемой системы.

Среди социальных функций Р. Мертон различал явные и латентные функции. Явные функции характеризуют объективные и преднамеренные последствия социального действия, а латентные функции - непреднамеренные и неосознанные последствия. При этом американский социолог отмечал, что разграничение между явными и латентными функциями было введено для того, чтобы исключить " смешивание сознательной мотивации социального поведения с его объективными последствиями", которое часто обнаруживается в социологической литературе. Американский социолог предупреждал об ошибочности отождествления мотивов и функций, поскольку первые выступают как субъективные категории, вторые - как объективные. Мотивы и функции изменяются независимо друг от друга, о чем следует всегда помнить социологам. Главную задачу социологии ученый видел в изучении не столько явных, сколько скрытых, латентных ф Наряду с Дюркгеймом значитель­ный вклад в разработку понятия «ано­мия» внес Роберт Мертон.

Суть теории культурной аномии Мертона основана на его собственной интерпретации теории аномии Дюркгейма. Его теория предполагает, что аномия - это социальные ситуации и ориентации отдельных личностей, которые не соответствуют, определяемым культурой общества, целям.

Мертон ввел систему понятий, описывающих явление отклоняющегося (девиантного) поведения. Согласно Мертону, отклоняющееся поведение может быть охарактеризовано как вид несогласованности между избираемыми индивидом средствами реализации целей и общественно организованными, правовыми способами их достижения.

В основе его концепции лежит мнение, что сопутствующая этому про­тиворечию аномия заставляет индивида или группу искать иные, незаконные спо­собы удовлетворения потребностей, обходя институционализированные сред­ства достижения целей. Причем, говоря о незаконных способах достижения цели, Мертон имеет в виду не только преступность как таковую. Незаконность понимается им шире — как отклонение от нормативных средств, включающих и инновационные методы, и любые иные противоречия с суще­ствующими нормами. И тем не менее ос­новным видом проявления аномии становится именно преступность в ее различных формах.

Культурная аномия в обществе приводит к росту преступности, асоциального поведения, снижению значимости ценности и норм, т.е. к «варваризации» общества.

ункций. Такой подход существенно расширяет горизонты социологического познания.

Причиной девиантного поведения он считал противоречие между " нормами-целями" культуры (стремление к власти, богатству, успеху как установки и мотивы личности) и существующими социальными нормами - средствами достижения этих целей. Изучая социальные и культурные источники отклоняющегося поведения, американский социолог сосредоточил внимание на типах приспособления (адаптации) к культурным целям и институционализированным средствам (нормам) людей, занимающих различное положение в социальной структуре общества. В результате им были предложены пять типов приспособления: конформизм, инновация, ритуализм, ретритизм, мятеж, которые представлены в табл. 3.6, где " +" обозначает " принятие"; " -" - " отвержение"; а " + -" - " отвержение господствующих ценностей и замена их новыми".


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал