Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место государства в современной экономической системе






 

Вопрос о месте и роли государства в современной экономике является одним из центральных как в теории, так и на практике. Принципиальные подходы к решению данной проблемы, предлагаемые различными научными школами, существенно различаются. С одной стороны, широко известна позиция либеральных экономистов относительно минимальной роли государства в регулировании экономики. С другой стороны, ряд научных школ обосновывает необходимость активного вмешательства государства в рыночные процессы. Дать однозначный ответ на вопрос об оптимальных масштабах государственного регулирования очень сложно. В истории разных стран были периоды превалирования как первой, так и второй точки зрения.

Особое место государства в системе общественных институтов определяется тем, что государство - это субъект управления, который обеспечивает организацию и функционирование всех элементов социально-экономической системы. Выступая как представитель общества в целом, оно устанавливает правила функционирования и взаимодействия других экономических агентов и осуществляет контроль за их соблюдением. В рыночной экономике государство является единственным субъектом, обладающим законным правом принуждения. Это право реализуется в виде системы санкций, применяемых в случае нарушения действующего законодательства, и, как правило, облекается в законодательную форму. С другой стороны, государство выступает и как равноправный субъект хозяйствования наряду с частными компаниями, поскольку в лице госпредприятий осуществляет производство определенных видов товаров и услуг (в том числе рыночных).

Место и роль государства в экономической теории и на практике обычно рассматриваются исходя их его взаимодействия с рыночным механизмом. Необходимость государственного регулирования экономики связана с наличием ситуаций, в которых результат действия свободных рыночных сил не эффективен с точки зрения общества в целом. Иными словами, что государственное вмешательство в экономику признается оправданным только в тех случаях, когда рынок не работает или не обеспечивает оптимального использования ресурсов с позиции общественных интересов. Такие ситуации именуются " провалами" рынка. Обычно к их числу относятся:

. принятие законодательства и контроль за его исполнением, обеспечение соблюдения прав собственности и договорных обязательств;

.. предоставление так называемых " общественных благ", распределения ресурсов для их производства. Для общественных благ характерны два свойства:

·во-первых, неконкурентность: потребители не конкурируют за право воспользоваться такими благами, поскольку увеличение числа потребителей не снижает полезности, которая достается каждому из них;

·во-вторых, неисключаемость: ограничить доступ отдельного потребителя или группы потребителей к таким благам очень трудно или вообще невозможно.

Характерным примером общественного блага является национальная оборона, выгоды от которой достаются каждому члену общества независимо ни от размера уплаченных им налогов < #" justify" >. Вступление Российской Федерации в ВТО как элемент современной экономической политики

 

Вопрос о вступлении России во Всемирную торговую организацию является одним из самых значимых в современной общественно-политической жизни, но одновременно - одним из наименее понятных и занимательных для публики.

Одно дело рассуждать о злодеяниях фашистского режима Саакашвили или, наоборот, об агрессии российского империализма, спорить о статусе Севастополя и будущем Черноморского флота, совсем другое дело разбираться в вопросе о будущем отечественной промышленности, рабочих местах и заработной платы. Все это так скучно, прозаично!

Другое дело, что люди обычно убивают друг друга не просто так, для удовольствия, а в результате конфликтов, порожденных экономическими интересами. И в этом плане кризис, возникший в отношениях между Россией и Западом, имеет, быть может, куда большее отношение к ВТО, чем к Грузии и Осетии.

Мы постоянно путаем причину и следствие, происхождение события и вызвавший его повод. Принято говорить, что Россия не будет вступать в ВТО из-за Грузинской войны. А может быть, на самом деле Грузинская война произошла из-за того, что Россия не стала вступать в ВТО? Или, если уж говорить совершенно серьезно, и то, и другое является не более чем следствием общих перемен, произошедших в мировой экономике и международных отношениях.

Вступление в ВТО воспринималось российскими либералами как доказательство успеха рыночных реформ и как акт окончательного закрепления этих реформ. Обязательства, которые страна принимает при вступлении в эту международную организацию, фактически необратимы, закрепленные таким образом правила экономической жизни не могут быть в одностороннем порядке пересмотрены. Тем самым, либеральный курс, проводившийся в России начиная с 1991 года, становится не только нашим внутренним делом (курс-то можно менять), а международным обязательством, принятым перед лицом всего глобального сообщества.

Главный аргумент, который приводили на протяжении последних лет противники ВТО, состоит в том, что правила этой организации запрещают правительствам защищать свой внутренний рынок и поддерживать отечественное производство. В этих правилах, разумеется, есть исключения, иногда закрепленные в особых документах и протоколах, иногда нет. Но суть дела от этого радикально не меняется. После вступления в ВТО рынок нашей страны будет завален дешевыми импортными товарами, что приведет к банкротству многих заводов, потере рабочих мест и снижению заработной платы (люди будут готовы работать за меньшие деньги, чтобы конкурировать с китайцами и африканцами).

Сторонники ВТО обещали, что все мы будем ездить на дешевых иномарках, а для тех, кто не удовлетворялся столь примитивной демагогией, сообщали, что по существу Россия и так уже добровольно и в одностороннем порядке признает все требования ВТО, но не имеет соответствующих выгод от членства. Иными словами, все плохое уже позади, больнее не будет. А будет только лучше. Этот аргумент, кстати, приводился во всех странах накануне присоединения к ВТО. Публика наивно верила, а когда обнаруживала, что ее, мягко говоря, информировали не полностью, было уже поздно. Так люди в Марокко были уверены, будто сохранят свою текстильную промышленность, даже получат для нее новые рынки. А сейчас большая часть предприятий закрыта, рабочие пополнили ряды гастарбайтеров в Испании и Италии, прилавки же завалены низкокачественной азиатской продукцией.

Действительно, Россия подписывала со странами-членами ВТО двусторонние договоры, которые начинают исполняться сразу же, не дожидаясь вступления в организацию. Но, во-первых, кроме двусторонних договоров есть еще общие правила и протоколы, которые в полной мере начинают работать лишь после того, как мы будем приняты окончательно. А во-вторых, российские переговорщики настаивали на переходном периоде - порядка 7 лет - для целого ряда отраслей отечественной промышленности. Это требование, кстати, было горячо поддержано и западными инвесторами, многие из которых открыто говорили, что не вложили бы ни цента в российскую промышленность, если бы тут уже действовали правила ВТО. Соответственно, 7 лет - это тот срок, в течение которого иностранным предпринимателям дается возможность окупить свои издержки, связанные с налаживанием производства на нашем рынке. Когда этот период закончится - если Россия уже войдет к тому времени в ВТО, многие из них свернут производство и уйдут. Первые попытки вступить в ВТО предпринимались в 2001 году. Если бы они увенчались тогда успехом, то переходный период сегодня уже завершился бы. А между тем, именно в это время были построены в России многочисленные автомобильные заводы, сборочные цеха по производству бытовой электроники и многое другое. Десятки тысяч людей получили работу, причем, прилично оплачиваемую. Теперь - если вступление состоится в 2009 году - эти предприятия получили гарантию стабильной работы до 2016 года. Так выиграли мы или проиграли от отсрочки?

Защищать отечественный автомобильный рынок от иностранных конкурентов требовали в начале 2000-х годов старые предприятия советского автопрома. Отечественные автомобили явно не выдерживали конкуренции перед иномарками, включая подержанные. Меры по защите рынка были приняты, а советские старые модели лучше не стали. Однако потребители отнюдь не проиграли - к нам пришли многочисленные западные компании и развернули производство здесь. Теперь они стали отечественными товаропроизводителями, так же как ВАЗ и ГАЗ. И их заводы защищены теперь таможенными пошлинами. Выиграл российский рабочий класс, который увеличился численно, повысил свою квалификацию, создал свободные профсоюзы на этих предприятиях.

Именно стремление Москвы предотвратить быстрое разрушение своей промышленности было постоянным камнем преткновения при переговорах. Западные партнеры требовали как можно более быстрого открытия всех рынков и применения всех существующих стандартов. Это, кстати, предполагает дальнейшую приватизацию и открытие для иностранных инвесторов " сферы услуг", под которой подразумевают отнюдь не закусочные и ремонтные мастерские, а образование, здравоохранение и жилищное хозяйство. Принцип свободного рынка требует, чтобы государство прекратило субсидирование общественного сектора в этих отраслях. И в самом деле: если правительство предоставляет кому-то дешевый транспорт или доступное жилье, разве оно тем самым не ведет нечестную конкуренцию против частного предпринимателя, который стремится получить от транспортных услуг или сдачи жилья максимальную прибыль? Сдерживая рост цен, пытаясь отстаивать уцелевшие социальные права граждан, государство посягает на самое святое, что есть на этом свете - прибыль частного сектора. Другое дело, что отечественным частникам от подобной перемены ничего или почти ничего не досталось бы: не сможет он конкурировать с транснациональными корпорациями, которые все наиболее выгодные дела просто скупят.

Одним из камней преткновения стал вопрос об интеллектуальной собственности. Ее принципы у нас на каждом шагу нарушаются, к всеобщей радости потребителей. Но не надо думать, будто речь идет всего лишь о компьютерных программах и музыкальных дисках, которые мы по-прежнему беспрепятственно покупаем на пиратских ларьках (подобного рода нарушения сходят с рук и многим странам - членам ВТО). Куда серьезнее вопрос о лекарствах, которые будучи запатентованными на Западе, не могут производиться и продаваться без соответствующего разрешения. В Африке на протяжении нескольких лет продолжался скандал, вызванный запретом на производство дешевых местных аналогов дорогих западных препаратов. Разница в ценах была от 10 до 1000 раз. В ряде случаев это был вопрос жизни и смерти: люди, лишенные лекарств, не выживали, если не могли заплатить. В итоге корпорации уступили, но ВТО до последнего сражалось за их права.

Однако как быть с договорами, уже заключенными между Россией и другими странами? Ответ очень прост и его неожиданно дали сами правительственные чиновники: их можно и нужно пересматривать. Если мы за последние 10 лет заключили множество соглашений, идущих в разрез с интересами собственной страны, никто не мешает их отменить. В этом принципиальное преимущество государства, еще не ставшего членом ВТО.

Проблема в том, что российские элиты, включая правительственных чиновников, не имеют на самом деле общей позиции по этому вопросу. Точно так же, как не было полного единодушия, когда пытались вступить в ВТО, так нет реального единства и сейчас, когда от данной затеи вроде как отказались. С одной стороны, нам говорят, что мы в эту организацию в ближайшее время не собираемся вступать, с другой стороны, высокопоставленные чиновники продолжают повторять, что членство в ВТО остается нашей стратегической целью. Причем разногласия, раздирающие организацию, кризис переговоров в рамках " Доха-раунда" никак не осмысливается и даже не обсуждается с точки зрения наших собственных интересов и проблем, перспектив российской экономики.

Главная проблема ВТО, разумеется, не в том, вступит ли туда Россия. Кризис организации порожден объективными переменами, охватившими мировые рынки. В период глобального экономического подъема всем кажется, что свобода торговли открывает новые возможности. На практике это далеко не всегда так, но, по крайней мере, у некоторых стран есть шанс выиграть от всеобщего расширения спроса. Однако в периоды мирового спада, когда спрос повсеместно сокращается, большинство стран неминуемо начинает защищать свои рынки, закрывать их для иностранцев, поддерживать собственное производство. Соглашения, достигнутые в рамках ВТО, становятся проблематичными не только для России, но и для большинства других стран. Здесь и надо искать объяснение тому, что происходит на международных торговых переговорах.

Для российской промышленности было бы самоубийством добиваться подключения к системе, из которой другие страны мечтают выйти, но не знают как. Это равнозначно добровольному отказу от уникальных возможностей и преимуществ, которые - зачастую случайно - получила отечественная экономика. Кризис будет жестоким в любом случае, он в любом случае ударит по нам не менее сильно, чем по другим странам. Но зачем же самим себе усугублять проблемы.

Увы, все эти достаточно простые истины далеко не очевидны для чиновников экономического блока и обслуживающих их идеологов. А потому вопрос о вступлении или невступлении России в ВТО остается темой острых дебатов и серьезной внутриполитической борьбы.

29. Политика и социальная сфера жизни общества. Социальное государство: зарубежный опыт и проблемы формирования в современном российском обществе:

Все страны Западной Европы используют социальное страхование на случай социального риска и оказывают социальную помощь людям, находящимся за чертой бедности.

В Германии, Франции, Бельгии и Люксембурге системы защиты населения базируются на договорно-страховых принципах. Наемные трудящиеся выплачивают определенную часть своих доходов в страховой фонд, что дает им право воспользоваться услугами фонда, когда им понадобиться помощь в размерах, соответствующих накоплениям в страховом фонде. Одновременно работодатели от имени своих наемных рабочих также отчисляют определенные суммы в этот страховой фонд.

В большинстве случаев сумма выплат из страхового фонда зависит от заработной платы и связана с той суммой, которая была накоплена за счет взносов работающего и работодателя. Исключение составляют расходы на медицинское обслуживание и семейные пособия. Основная цель этой системы – поддержать уровень жизни человека в случае его болезни, инвалидности и потери работы. Такая система позволяет перераспределить доходы человека на протяжении его физической жизни. Во всех европейских странах страховые отчисления являются основным источником финансирования социальной защиты. В некоторых случаях фонд может быть расширен за счет больших или меньших отчислений из общей расходной статьи национального бюджета, за счет налоговых выплат. Однако во перечисленных странах государство берет на себя обязательство перед гражданами за то, чтобы доходы любого гражданина не опускались ниже гарантированного минимума, независимо от того, какой доход он получал ранее и сколько внес в страховой фонд. Этот вид выплат осуществляется из общенационального бюджета.

Здравоохранение в основном финансируется также за счет страховых взносов, однако минимум медицинского обслуживания гарантирован за счет бюджета. Медицинское обслуживание в основном ложится на частный сектор с последующим возмещением расходов граждан за счет государства.

Великобритания, Дания, Ирландия отличаются от вышеперечисленных тем, что социальная защита в меньшей степени связана со страховыми накоплениями. В этих странах большую роль в финансировании социальной сферы играет государственный бюджет. Социальные выплаты и пособия распределяются более равномерно. В основе такого распределения лежит идея о том, что люди в нужде равны, поэтому социальная помощь должна быть оказана, исходя из потребностей человека, а не из его прежних доходов. Разница между выплатами и пособиями заключается в основном в том, что социальные выплаты обязательны, на них имеет право претендовать каждый гражданин по закону, а пособия даются далеко не всем, в зависимости от нуждаемости и характера социального риска. В этих странах медицинское обслуживание сосредоточено в основном в общественном секторе.

Во всех европейских странах социальная защита многофункциональна. Как правило, она выполняет ряд функций, соответствующих основным социальным рискам, которым подвергается человек в течение жизни:

- риск заболевания: выплаты соответствуют полной или частичной компенсации доходов, утрачиваемых в связи с невозможностью трудиться; покрывают полностью или частично медицинское обслуживание, как в общественном, так и в частном секторе;

- риск инвалидности: выплата пенсий и пособий лицам, полностью утратившим способность трудиться и вести нормальную жизнь в социуме; медицинское обслуживание, связанное с инвалидностью; расходы по реабилитации;

- риск производственного травматизма и профессионального заболевания: выплата пенсий и пособий, компенсаций и другие формы прямых выплат; специфическая медицинская помощь; расходы, связанные с производственной реабилитацией и другие формы социального обслуживания;

- риск потери кормильца: пенсии и пособия в случае потери кормильца, посмертное пособие, ритуальные услуги;

- риск безработицы: пособие, связанное с полной или частичной безработицей; оплата временного или эпизодического труда, организованного властями, не заменяющей пособие;

- риск миграции: расходы, связанные с перемещением трудовых ресурсов, обучением, переквалификацией; пособия, связанные с переездом на новое место жительства бывших безработных;

- риск потери жилья: субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг некоторым категория населения;

- риск материнства: расходы на выплату пособий по беременности и родам; расходы на медицинское обслуживание матери и ребенка и другие формы обеспечения беременных и рожениц.

Серьезные демографические изменения, произошедшие за последние десятилетия, заставили многие страны пересмотреть систему помощи пожилым гражданам.

Прежде всего, проблемы возникли в отношении пенсионного обслуживания, поскольку резко возросло число пенсионеров по старости. Положение во многих странах обострилось в связи с довольно высоким уровнем безработицы. Это заставило правительства многих стран изыскивать возможности для организации преждевременного ухода на пенсию, чтобы освободить рабочие места для молодых работоспособных людей.

Программы преждевременного выхода на пенсию стали разрабатываться в середине 80-х гг. и были приняты почти во всех странах Европейского Содружества. В разных странах были приняты два четко выраженных решения: 1) ранняя пенсия с правом работать; 2) ранняя пенсия без права работать. В наибольшей степени программы были реализованы в Бельгии, Франции, Германии, в меньшей – в Великобритании и Дании.

Так в Бельгии на пенсию можно уходить уже в 50 лет. Если увольнение связано с потребностями фирмы, пожилые люди получают пенсию в размере 80% заработка. Основная часть средств выплаты поступает за счет страхования по безработице, но некоторая доля может обеспечиваться работодателем. Пенсионеру разрешается подрабатывать, но в ограниченных размерах.

Обязательство принять на место пенсионера молодого человека из числа безработных оговаривается в Бельгии четко и жестко с тем, чтобы обеспечить переход от одной возрастной группы занятых к другой.

Во Франции пожилые работники в случае увольнения могут получать пособие по раннему выходу на пенсию в размере 70% от предыдущей зарплаты, если их работодатель нанимает вместо них безработных моложе 26 лет. Финансируется данное пособие из фонда страхования по безработице и правительственного фонда.

В Германии было предложено желающим выходить на пенсию по желанию в возрасте от 60 до 65 лет, а позднее минимальный возраст был снижен до 57 лет, если желающие накопили достаточно средств. Пособие финансировалось компаниями (65% среднего заработка). Там, где вышедший на пенсию был заменен безработным, компания могла получить грант от трудовой администрации. Все это оговаривалось в Законе о раннем выходе на пенсию, вышедшем в 1984, который через пять лет был заменен другим.

Подобные данные можно привести и по другим странам. Но, необходимо заметить, что результаты раннего ухода пожилых людей на пенсию весьма противоречивы. С точки зрения фирм повышается гибкость рабочей силы, наблюдается повышение производительности труда в результате избирательного сокращения, быстрое устранение избыточной численности, омоложение рабочей силы. Однако есть и негативные результаты: потеря опытных работников, мастерства. Восприятие этой ситуации пожилыми людьми тоже неоднозначно: оптимизм в начале в результате хорошей компенсации и столкновение впоследствии с изменением семейного положения, утратой контактов, ощущением ненадобности.

Тем не менее, пенсионные реформы более поздних лет в некоторых странах, предусматривают постепенное увеличение пенсионного возраста. В Италии подобное увеличение пенсионного возраста произойдет в ближайшие годы в соответствии с реформой 1992 года. В 1990 году в Греции были вообще отменены различные формы преждевременного ухода на пенсию.

В ряде стран Европы правительства вынуждены были предпринять определенные меры в области социального обслуживания, чтобы уравнять в правах мужчин и женщин. Речь шла, прежде всего, о возможности получать пенсию за умершего супруга. В Германии был принят закон, согласно которому переживший супруг имел право на 60% от пенсии умершего супруга. В Дании в 1985 году было отменено пособие по случаю потери кормильца вместе со всеми правами на социальное страхование умершего супруга.

Среди других мероприятий направленных на сокращение расходов по пенсионной статье можно назвать такие как сокращение размеров пенсии, изменение порядка ее начисления, продление сроков взносов в страховой фонд для получения права на пенсию. Например, в Великобритании в 1986 году размер пенсии был сокращен на 5% и введен новый порядок ее начисления. Этот

порядок состоял в том, что вместо точки отсчета от самой высокой заработной платы в течение 20 лет, бралась средняя заработная плата за весь трудовой стаж. Одновременно были введены поощрения, которые делали более доступными для трудящихся возможности получения пенсии от частных компаний, а не государственных. В Люксембурге в эти же годы был продлен срок взносов в страховой фонд с 5 до 10 лет для получения права на пенсию.

30 Политика и идеология. Политическая идеология, ее место и роль в политической жизни современного российского общества:

В современных условиях идеология не только одна из организационных, регулирующих систем, корректирующие, направляют жизни общества и человека, но и непосредственно связана функционально с политической системой с общества, политическим режимом государства, политической этикой Воплощение в идеологии реальных социальных, политических и других процессов, интересов, способствовало возникновению различных по содержанию и целью видов политической идеологии: прогрессивной, либеральной, националистической, шовинистической и др. Устойчивые, универсальные формы идеологии (прогрессивность или реакционность и др.), ее свойства отражать реальные или иллюзорные, мнимые или мнимые ситуации и интересы в других, неидеологических сферах жи иття общества: в политике, экономике, культуре и др., - стали основой развития самой идеологии и ее отношений с неидеологических системами, прежде всего - с политикой На неопровержимость претендует любой любая система убеждений Приоритетность ценностных ориентиров не только не скрывают, а наоборот, системы открыто и аргументировано обосновывают их, убеждают Общие позиции, выражающих коллективную веру и убеждения, могут быть в большей или меньшей степени разработаны теоретически и программно Истинность и напряженность их воспроизведения могут быть неодинаковыми Однако вера и убеждение всегда иснуют ь, определяя направления действий членов политической системы Вне основополагающими пределами политическое действие была бы слепой и хаотичной суетой множества \" молекул\" и \" атомов\" (социальных слоев, общностей и индив идив общества), лишенной смысла даже для тех, кто ее осуществляет Верить во что-то означает, что предмет и содержание веры выступают частью действительности, и их следует учитывать в своей деятельностираховувати у своїй діяльності.

Понятно, что представления людей, индивидов формируются в тесной свя связи с опытом окружающих индивидов и социальных общностей Это особенно важно учитывать в отношении \" политических верований\" Очень ч часто политическая вера, идеи воспринимаются людьми без достаточно обоснованного доказательства и считаются справедливыми определениями, то есть не требуют анализа и корректировки В этом и заключается особенность веры Кож на человек чувствует себя субъектом влияния и вовлечения в ту или иную систему представлений и убеждений Но если человек усваивает то, что отражает интересы определенных индивидов и социальных слоев (в семьи й, в школе, через средства массовой информации), частью бессознательно, то ее убеждения имеют характер веры, верований Закрепление силы убеждений, веры - сильнейший фактор Аналогичные политические верования н е требуют обоснований, так как исходят из мотивов, которые оправдывают их Такие мотивы, связанный с реальными и конкретными интересами, как правило, очень сильные Совокупные убеждения и вера становятся докт ринамы или, собственно, идеологиями в условиях \" оправдания\" и \" организованной реализации\" идеологиирганізованої реалізації" ідеології.

Вера, верования отличаются от научной теории тем, что научная теория об \" объективно, обоснованно признается теми или иными людьми Поэтому научная теория постоянно подвергается внешнему контролю и тест вание Вера тем и хороша, что не требует умственных доказательств и поэтому ее справедливость, вероятно, не требует контроля извне Когда действия и поступки совершаются под влиянием веры, тогда начинают возникать проблемы ведущих к кризису, мизерного эффекта, т.е. когда в вере начинают сомневаться Те или иные социальные общности, индивиды непосредственно влияют на содержание и характер современности, ее изменения, формируют кол ективно политическую веру, убеждения тех или иных социальных общностей, групп, непосредственно участвующих в политической жизни обществства.

В истории некоторых наций массы людей, об Объединенные в касты, сословия, классы, смогли прийти к одинаковой интерпретации одной и той же реальности, выявить, что свя связывает начало совместного социально-политического же жизни и оформить его в соответствии с идеологией, доктриной или концепцией Бывало и так, что определенная часть нации нав 'связывала всем свои ценности, приоритеты, которые имели жесткие рамки политической идеологии клас массового или национального спектра Естественно, что идеологии играют определенную роль в политических системах, отражая характер и цели политического режима, суть политики и даже иногда структуру и характер построения государственных властных отношений Отсюда логически вытекает, что идеология пронизывает содержание политического процесса: борьбу различных идеологий за господствующее положение в обществтві.

Очевидно, что содержание идеологий различных социальных общностей, входящих в состав политической системы общества, существенно отличается Однако всегда сохраняется одно условие Правящая элита интерпретирует факт выполнения им функций государственного управления и регулирования как дополнительный аргумент в пользу доминирования той идеологии, в рамках которой осуществляется власть В различных политических системах элиты стимулируют идеологии или концепции, выражающие их собственные интересы и интересы тех людей, которых они представляют, находясь на вершине власти Чтобы обезоружить идеологически в политической борьбе за в строя политические элиты, которые находятся в противостоянии, пытаются дискредитировать идеологию, систему их ценностей, используется государством Характер и формы идеологического противостояния существенно вли вают и стабильность самой политической системы общества Если большинством нации отрицаются или подвергаются сомнению идеологически законное оправдание политической силы, находящейся у власти, то для содержания на вершине власть систематически использовать насилие и принуждение, что, как правило, приводит к еще большему падению в глазах общества престижа и идеологии властивлади. Итак, политическая идеология - систематизированная совокупность убеждений, ценностей и ценностных ориентаций, отражающих интересы той или иной общественной общности и требуют соответствия индивидуальной ьних замыслов и поступков можно большей численности людей, цели и задачам развития обществ.

Функции политических идеологий

Политические идеологии, кроме принципов организованной мобилизации и оправдания действий своих сторонников, претендуют на познание событий и явлений в обществе с позиций той или иной социальной общности правящей элиты Познавательная цель идеологии зависит от того, в какой степени идеология, оценивая политическую действительность, объективные ее отражает Но потребности целостной картины политической системы, определении я ее существенных черт, объяснение смысла и тенденций развития общества требуют все идеологии Поэтому идеологии принимают функции научной теории либо опираются на специальные научные знания Некоторые поле тические идеологии даже называют научными, стараясь придать им дополнительный ресурс прочности Но если основное назначение идеологии - оправдание и реализация определенного курса, направления политического действия, т в и интерпретация ею политической действительности испытывает искажений, извращений, в пользу тех интересов, которые делятся ее сторонниками Политическая борьба интересов различных социальных общностей, точ иться только или преимущественно на уровне столкновений взаимоисключающих-чих идеологий, заранее непродуктивноктивна.

Общественно-политические концепции и доктрины основываются на существующих политических идеологиях, отражающие такое видение общественного и государственного устройства, которое отвечает интересам социальных общностей, стоящих за теми или иными политическими партиями и общественно-политическими движениями Социально-политические концепции и доктрины не только раскрывают природу и механизмы власти и их действий и взаимодействия вла дних структур, институтов, но и рассматривают результативность их деятельности, достижения определенных интересов, утверждения и укрепления соответствующего интересам общественного и государственного устройства Определяя пол итичний курс, общественно-политические концепции, доктрины намечают и стратегию, тактику тех или иных политических партий и движений, необходимых им для достижения поставленной цели и реализации программ, визн ачають деятельность политических партий и общественно-политических движений как субъектов политического процесса в программах и политических платформах политических партий и движений находят отображения содержание и суть со циально-политических доктрин, суть идеологий становится важным условием действенности их усилий в периоды различных политических кампаний (выборов, митингов, демонстраций и др.) Именно доктрины, их доходчивость и ясность определяют активное поведение общинмадян.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал