Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика политической системы СССР и рсфср 2 страница






По Аристотелю, человек от рождения является политическим животным, высшей и всеобъемлющей формой общественной жизни является государство. Государство имеет естественные причины своего происхождения. Оно является союзом свободных граждан и представляет собой сложный организм, состоящий из различных элементов, выполняющих различные функции. Главная цель государства — воспитание граждан в нравственной добродетели и обеспечение их счастливой жизни. Гражданами, по Аристотелю, являются те люди, которые могут участвовать в законодательной и судебной деятельности данного государства. Рабы гражданами не являются. В молодом возрасте граждане должны выполнять военную функцию, в старости — политическую. Наиболее полезным слоем общества, полагал мыслитель, являются земледельцы, ибо они в следствие специфики своего труда и расселения на больших территориях не склонны излишне вмешиваться в дела управления государством.

Управлением государством, по Аристотелю, должны заниматься средине слои. Эти слои нейтрализуют поляризацию бедных и богатых, обеспечивают стабильность общественной жизни. «Только там, — писал мыслитель в своем главном политологическом труде «Политика», — где в составе населения средине слои имеют перевес над обоими крайностями, либо над одной из них, государственный строй может рассчитывать на устойчивость».

Сущность политической власти Аристотель трактовал как исходящую из принципа свободы и равенства индивидов. По его мнению, основным признаком политической власти является осуществление господства и подчинения.

Аристотель классифицировал и охарактеризовал формы государственного правления. Он подразделил формы правления па правильные и неправильные. Правильными, по его мнению, являются регулируемые нормами и ограничениями всякого рода формы правления, неправильными — нерегулируемые. К правильным формам правления он отнес монархию — правление одного в интересах общего блага, аристократию — правление немногих лучших ради блага всех, политик? — правление лучшего большинства (лучших представителей бедных и богатых) ради общего блага; к неправильным — тиранию — неограниченное правление одного в своих интересах, олигархию — правление немногих богатых в интересах собственного блага, демократию — неограниченное правление неимущего большинства в своих интересах. Из всех форм правления наихудшей мыслитель считал тиранию, наилучшей — политик), которая должна быть основана на примирении бедных и богатых и обязательном верховенстве закона над правителями.

Политическая мысль античного мира не ограничивалась Древней Грецией. Значительные достижения характеризуют также древнеримскую политическую мысль. Наиболее выдающимся политическим мыслителем Древнего Рима явился Марк Туллий Цицерон (106 — 43 до п. э.). Он оставил после себя обширное интеллектуальное наследие. Но в наиболее полном и систематизированном виде его политические идеи изложены в работах «О государстве», «О законах».

Будучи образованным человеком, Цицерон был очень хорошо знаком с политическими учениями Платона, Аристотеля и других мыслителей Древней Греции. Воспринимая многие их идеи, он адаптировал их к политическим реалиям Древнего Рима. Государство Цицерон понимал как общее дело, общее состояние всего народа. Он, как и Платон, и Аристотель, при определении форм государственного правления обязательным признаком считал не только выражение общего интереса свободных членов государства, но и их согласованное взаимодействие в рамках действующих законов.

Цицерон, как и древнегреческие мыслители Платон и Аристотель, отмечал односторонность «чистых» форм государственного правления. Для него одинаково неприемлемым было властвование в виде тирании, клики богатых и знатных или толпы. Наилучшей формой правления, полагал мыслитель, является смешанный вариант известных форм правления, представляющий собой совокупность лучших качеств этих форм. Смешанная форма правления стабильна. Ее стабильность, писал Цицерон в работе «О государстве», гарантируется осуществлением «равномерного распределения прав и полномочий с тем, чтобы достаточно власти было у магистров, достаточно влияния у совета первенствующих людей и достаточно свободы у народа». На современном языке что означает, что в теоретических изысканиях Цицерона содержится прообраз теории разделения властей, как одного из важнейших принципов правового государства.

19 Особенности политической идеологии эпохи Возрождения. Политическая доктрина Н. Макиавелли:

19.1 Культура Возрождения зародилась в итальянских городах-государствах в XIV в. и уже в конце XV в. распространилась на другие страны Западной Европы. ее основу составлял гуманизм, представители которого стремились заменить средневековый традиционное исследование текстов Библии, постановлений церковных соборов и трудов отцов церкви развитием светских наук и образования, изучением человека, его психологии и морали. В это время происходило возвращение к основам античного мировосприятия, при котором наука не была и не могла быть служанкой церкви.

Основным принципом научных исследований этого периода стал анализ проблемы человека, его ценностного отношения к окружающей действительности. Эпоха Возрождения характеризовалась радикальной перестройкой социально-политической и духовной жизни. Политическое знание выделилось в автономный направление, общественно-политические проблемы нашли всестороннее отражение в гуманистической литературе и обусловили сдвиги в системе политико-правового мышления.

В XIV-XV вв. свой вклад в развитие политической идеологии сделали: Ян Гус, призывая ликвидировать привилегии священнослужителей; чашники (утраквисты), которые поддерживали Яна Гуса и требовали свободы проповеди слова Божия, таборитов, которые осуждали аристократические привилегии, сословное размежевание, смертная казнь; миленарии с их мечтами о Царство Божие на земле, где будут воплощены идеи справедливости, равенства, свободы и братства первоначального христианского коммунизма и отменена частная собственность.

В эпоху Возрождения средневековый аскетизм уступил культа человека, его интересам и потребностям; божественное уступило естественном, человеческом, есть гуманизма, который в то время охватил лишь политико-правовую мысль части общества, преимущественно жителей города. Основоположником гуманизма был итальянский поэт Франческо Петрарка (1304-1374). Его идеи подхватили К. Салутати и Л. Бруни (Аретино), которые отстаивали всестороннее развитие личности, отрицали тиранию. Л. Бруни создал теорию республиканизма - справедливого, по его мнению, устройства общества, является основным условием реализации свободы воли как свободы личности. В XV в. политическую идеологию раннего гуманизма развивали М. Пальмиери, Л. Валла, Л. Альберти, А. Ринуччини и другие итальянские мыслители. Под влиянием республиканских идеалов они нарушили проблемы свободы личности как гражданской свободы, политического права избирать и быть избранным во властные структуры, равенства граждан перед законом, признание необходимости существования представительных органов, исполнительной системы и авторитета суда.

19.2 Одним из первых теоретиков новой эпохи был итальянец Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.). Макиавелли долгое время был должностным лицом Флорентийской республики, имеющим доступ к ряду государственных тайн. Жизнь и деятельность Макиавелли относятся к периоду начавшегося упадка Италии, до XVI в. бывшей самой передовой страной Западной Европы. Сочинениями Макиавелли положено начало политико-правовой идеологии Нового времени. Его политическое учение было свободно от теологии; оно основано на изучении деятельности современных ему правительств, опыта государств Античного мира, на представлениях Макиавелли об интересах и стремлениях участников политической жизни.

" Природа создала людей таким образом, - писал Макиавелли, - что люди могут желать всего, но не могут всего достигнуть". Из-за этого люди беспокойны, честолюбивы, подозрительны и никогда не довольствуются своей долей. Поэтому в политике всегда следует рассчитывать на худшее, а не на доброе и идеальное.

Государство (независимо от его формы) Макиавелли рассматривал как некое отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь последних. Государство незыблемо, если правительство не дает повода к заговорам и возмущениям, если страх подданных не перерастает в ненависть, а любовь - в презрение.

В центре внимания Макиавелли - реальная способность правительства повелевать подданными. В книге " Государь" и других сочинениях содержится ряд правил, практических рекомендаций, основанных на его представлении о страстях и стремлениях людей и социальных групп, на примерах истории и современной ему практики итальянских и других государств.

После написания трактата " Государь" (1512) Макиавелли становится европейской знаменитостью. Весьма двусмысленная слава преследует его: с одной стороны, Н. Макиавелли сформулировал предмет политической науки, но его осуждают за создание кощунственного произведения (с антихристианской философией).

В истории по его мнению три силы: Бог, Судьба и Великая личность. Макиавелли первый, кто обратил внимание на роль личности истории.

Основные черты его учения:

1. Гуманизм: " Человек может все: изменить волю бога, изменить свою судьбу, человек может быть великим даже в злодеянии. Человек может изменить ход истории".

2. Антифатализм: стремление изменить свою судьбу.

3. Реализм. Описывал то, что есть.

Суть трактата " Государь" - учение о политике.

А) Политика - это опытная наука о реальном положении вещей. Изучает мир власти таким, каков он есть.

Б) Политика - наука о способах захвата и удержания власти. Первый сформулировал понятие власти. Власть - состояние господства и подчинения.

В) Политика - целенаправленный вид человеческой деятельности. Цель всегда одна - поддержать и предложить власть.

Г) Политика - особая сфера аморальная общественной жизни, в борьбе за власть нельзя руководствоваться моральными критериями. В оценке политических действий нельзя применять моральную оценку.

Д) Политика автономна по отношению к религии.

Е) Политика - сфера, где всякая цель оправдывает средства.

Ж) Политика - это искусство. Политике нельзя научить, первостепенное значение имеет личность. В политике нет постоянных средств успеха. Выбор средств зависит от ситуации.

Основы власти:

1. Материальные основания - сила. Многочисленная преданная армия. Сам политик должен обладать началами полководца.

2. Власть должна иметь социальную опору - народ. (Макиавелли рекомендует опираться на народ, аристократию лучше истребить.)

3. Психологические основания (чувства). Народ должен любить и (больше) бояться правителя. Есть психологические чувства, которые вредны для власти - ненависть и презрение. Нельзя грабить народ. Презрение вызывает бездеятельность правителя, его малодушие. Политика " золотой середины". Правитель должен научиться быть недобрым (умение лгать, убивать). Правитель должен казаться великим человеком (имидж).

Целью государства и основой его прочности Макиавелли считал безопасность личности и незыблемость собственности. Самое опасное для правителя, неустанно повторял Макиавелли, - посягать на имущество подданных - это неизбежно порождает ненависть (а ведь никогда не ограбишь так, чтобы не осталось и ножа). Незыблемость частной собственности, как и безопасность личности, Макиавелли называл благами свободы, считал целью и основой прочности государства.

Макиавелли воспроизводит идеи Полибия о возникновении государства и круговороте форм правления; вслед за античными авторами он отдает предпочтение смешанной (из монархии, аристократии и демократии) форме.
Религия должна быть одним из атрибутов государства, должна иметь государственный статус. Вред христианства для государства, т.к. слабость государственной ценности в государстве.

Политический идеал (двойственен).
1. Наиболее оптимальна - Флорентийская республика.

2. В трактате " Государь", абсолютная монархия - лучшая форма правления. Создание единого Итальянского государства оправдывало любые средства.

Произведения Макиавелли оказали громадное влияние на последующее развитие политико-правовой идеологии. В них сформулированы и обоснованы главные программные требования буржуазии: незыблемость частной собственности, безопасность личности и имущества, республика как наилучшее средство обеспечения " благ свободы", осуждение феодального дворянства, подчинение религии политике и ряд других. Наиболее проницательные идеологи буржуазии высоко оценили методологию Макиавелли, в особенности освобождение политики от теологии, рационалистическое объяснение государства и права, стремление определить их связь с интересами людей.

 

20 Политические учения Нового времени и их специфика:

Период Нового времени еще называют эпохой Просвещения. Эпоха Просвещения в Западной Европе предваряет широко развернувшийся в XVII веке общественный прогресс реальных знаний, необходимых для нужд материального производства, торговли и мореплавания. Научная деятельность Т. Гоббса, Р. Декарта, Г.В. Лейбница, И. Ньютона, Б. Спинозы и голландских картезианцев знаменовала новый этап в освобождении науки от духовной власти религии, буржуазный рост точных и естественных наук: физики, математики, механики, астрономии, становления материализма Нового времени.

Возникнув в XVII веке в Англии (Локк), просветительская иде-ология получает широкое распространение во Франции XVIII века (Монтескье, Гельвеций, Вольтер, Гольбах, Руссо). Во второй половине XVIII века и первых десятилетиях XIX века антифеодальная идеология Просвещения развивается в Северной Америке (Франклин, Купер, Пейн), Германии (Мессинг, Кант), России (Радищев, Новиков, Козельский) и странах Восточной и Юго-Восточной Европы (Польше, Югославии, Румынии, Венгрии). Развитие просветительской идеологии стран Востока в XIX – начале XX вв. несмотря на национальное своеобразие, свидетельствует о теоретическом единстве основных идей Просвещения. Составной частью этого периода была передовая буржуазная мысль XVIII – начала XIX вв., теоретически обосновавшая необходимость буржуазно-демократических социальных преобразований.

Новое время в Европе – это эпоха буржуазных революций. Впервые у людей появляется возможность организации политических институтов в соответствии с теоретическими моделями, заранее созданными представителями о наиболее целесообразных форм политического устройства. Активно обсуждается вопрос о природе государственной власти.

Отход от чисто теологической интерпретации политики происходит еще в эпоху Возрождения и связан, прежде всего, с работами и взглядами итальянского теоретика политики Николо Макиавелли (1469–1527), который создал принцип реалистического видения политики. Он доказывает, что в этой сфере люди руководствуются специфическими, отличными от других сфер жизни мотивами поведения, и успех здесь предопределяется не религиозным рвением и не благородством замыслов, но верным расчетом, умением предвидеть последствия тех или иных действий и событий.

По мнению Н. Макиавелли, политика – отражение природы человека, а она отнюдь не благая: " Люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость".

Труды Н. Макиавелли, и прежде всего " Государь", построены на учете исторического опыта итальянских государств и адресованы вполне конкретным людям – их тогдашним правителям. Автор был свободен от оценки политических явлений в духе религиозных догматов и подчеркивал зависимость политики от естественных сил: климата, места, полезных ископаемых. Политика для него – удел избранных, но хорошему правлению можно научиться, ибо существуют отработанные веками правила политики, знание которых ведет к успеху, а пренебрежение открывает путь к поражению и неудаче. Государство создается и сохраняется не только с помощью насилия, но и хитрости, коварства и обмана. Такие взгляды и послужили основанием для формирования представлений о макиавеллизме как образе, схеме политического поведения, пренебрегающей нормами морали для достижения политических целей.

Необходимость тех или иных форм правления Макиавелли выводит из задач, стоящих на политической повестке дня. Он считал, что для объединения государства лучшей формой правления является монархия, но после объединения лучшей формой считается республика.

1raz9elite2

Английский философ и политический мыслитель Томас Гоббс (1588–1679) в книге " Левиафан" рассматривает государство в качестве инструмента подавления природного эгоизма людей, их сползания к природному состоянию " войны всех против всех", для чего оно должно использовать сильные, жесткие средства. Осуществляющий государственную власть суверен не ограничен в своих действиях против подданных.

Иная позиция представлена в работах другого английского философа Джона Локка (1632–1704). Он исходит из того, что люди, движимые защитой собственных интересов, не обязательно вредят друг другу, но способны взаимодействовать и согласовывать свои поступки. Т. Гоббс и Дж. Локк представили два разных варианта трактовки идеи " общественного договора" – принципа согласования интересов и действий людей ради установления порядка в обществе. По версии Т. Гоббса, правитель находится вне рамок общественного договора, он не связан не только договором, но и им самим установленными правилами. Дж. Локк считает правителя участником общественного договора, принимающим на себя, как и все его участники, определенные обязательства. В работах Дж. Локка получает обоснование идея прав человека, смысл которой заключается в признании, что каждый человек обладает нерасторжимыми с его существованием правами – на жизнь, свободу, собственность, и государство обязано не нарушать, а защищать эти права, индивид же обладает правом на восстание против правительства, которое этого не делает.

Большое влияние на развитие политической теории и политической практики оказали работы французского философа Шарля Луи Монтескье (1689–1755). Основное его произведение – " Дух законов". Главная тема всей политической теории Монтескье и основная ценность, отстаиваемая в ней, – политическая свобода. К числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности.

Монтескье специально отмечал неправоту Гоббса, приписывавшего людям изначальную агрессивность и желание властвовать друг над другом. Напротив, человек, по Монтескье, вначале слаб, крайне боязлив и стремится к равенству и миру с другими. Кроме того, идея власти и господства настолько сложна и зависит от такого множества других идей, что не может быть первой по времени идеей человека.

Но как только люди соединяются в обществе, они утрачивают осознание своей слабости. Исчезает существовавшее между ними равенство, начинаются войны двоякого рода – между отдельными лицами и между народами. В результате появляются нормы, определяющие отношения между народами, а также нормы в отношениях между правителями и управляемыми и между отдельными гражданами.

В отношении происхождения государства Монтескье полагал, что именно потребность людей в регуляции отношений между собой явилась основанием для формирования этого социально-политического института. Таким образом, мы видим, что Монтескье глубоко разделял идею гражданского общества и правового государства, наряду с такими мыслителями, как Дж. Локк. Он критиковал феодальные отношения, выступал против засилья церкви. Был создателем теории разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.

В работах исследователя получает обоснование впервые сформулированная Дж. Локком теория разделения власти, смысл которой заключается в доказательстве необходимости обеспечения независимости трех возможных видов политической власти: законодательной, судебной и исполнительной. Никакая власть при этом не должна быть неограниченной. Основная цель разделения власти – избежать злоупотребления властью. Чтобы пресечь такую возможность, подчеркивает Монтескье, " необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга". Подобное взаимное сдерживание властей – необходимое условие их правомерного и согласованного функционирования в законно очерченных рамках. Причем ведущие и определяющие позиции в системе различных властей занимает, согласно Монтескье, законодательная власть. Монтескье вводит различие двух типов действующих в обществе законов: объективных, необходимых, вытекающих из природы вещей отношений, и законов – правил, человеческих установлений. Он доказывает необходимость соответствия вторых первым, ибо порядки, не установленные законом, определяют действия людей, а законы-установления определяют действия граждан.

Жан-Жак Руссо (1712–1778). Мировоззренческая система Руссо завоевала огромную популярность еще при его жизни. Он был признанным властителем дум большинства французов второй половины XVIII века. Его породила определенная историческая эпоха, но и он своими блестящими и оригинальными сочинениями способствовал ее рождению. Следует отметить своеобразие и неординарность взглядов Руссо, так как он не соглашается с другими просветителями почти по каждому пункту просветительской программы. Основное его социально-политическое произведение – " Рассуждение о социальном неравенстве". Руссо выступил с острой критикой сословно-феодального общества. Он осудил чрезмерное скопление богатства в руках привилегированных сословий. Считал социальное неравенство продуктом развития частной собственности. Нарастающее экономическое неравенство сопровождается постоянными столкновениями, смутами, несправедливыми захватами со стороны богатых, разбоями, угнетениями бедных. Призыв

 

Марксизм и его огромное влияние на судьбы людей.

Марксистское учение о государстве и праве.

Марксистская философия права.

Марксизм возник в 40-х годах XIX в. Центральной философской иде­ей (философским открытием) марксизма стала идея материалистическо­го понимания истории. Основоположники марксизма разрабатывали ее в течение 50 лет — со средины 40-х до средины 90-х годов, наполняя все новым и новым содержанием. В творческом развитии Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895) можно выделить три основных этапа. Первый — идеалистический, левогегельянский этап длился с конца 30-х до начала 1843 г. На втором этапе (1843-1845 гг.) К. Маркс, развивая основные принципы антропологизма Л. Фейербаха, разработал его чувственно-деятельную форму, существенно отличающу­юся от созерцательной, в частности, яркой социально-политической на­правленностью. Но в целом К. Маркс еще не преодолел этот тип фило­софствования, ибо считал, что сознание входит в первичное определение сущности человека, лежит в основе общественных отношений, а не на­оборот. Собственно марксистский этап начинается с " Тезисов о Фейер­бахе" К. Маркса и совместного произведения К. Маркса и Ф. Энгельса " Немецкая идеология", где общественные отношения получают конкрет­но-историческое и материалистическое истолкование. И в зрелый пери­од можно выделить несколько ступеней развития взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса. Первая из них закончилась в начале 50-х годов обобще­нием хода и итогов европейских революций 1843-1849 гг. На второй

 

ступени центральное место занимают политико-экономическое обосно­вание исторической необходимости и ограниченности капиталистичес­кого способа производства, создание " Капитала" и деятельность I Ин­тернационала. С середины 70-х годов по 1895 г., на третьей ступени, марксистское мировоззрение получает итоговую разработку. К. Маркс и Ф. Энгельс пытались выяснить и указать пути реального освобожде­ния трудящихся от какой бы то ни было эксплуатации, от любых форм социального гнета, к преодолению бесправия и неравенства. Они поста­вили перед собой задачу наметить контуры строя, при котором можно будет преодолеть отчуждение труженика от собственности и власти, наи­более разумно организовать общественную жизнь, обеспечить свобод­ное гармоничное развитие личности. Увлеченные этой идеей, К. Маркс и Ф. Энгельс обратились к широкому кругу прямо связанных с ней воп­росов государства, права, законодательства, политики. Итогом такого об­ращения и явилась разработка марксистской историко-материалистиче-ской концепции государства и права.

Ныне марксизм переживает серьезный и глубокий кризис. Одна из отправных его идей о всемирно-исторической миссии пролетариата при­вела, с одной стороны, к монополии власти и диктатуре одного класса, воплотившись в определенной общественной системе, с другой, став важным, но не единственным фактором самосознания и организации ра­бочих в классовой борьбе, она в немалой степени способствовала интег­рации пролетариата в современную цивилизацию. Таким образом, это положение марксизма, по крайней мере в той его части, которая касает­ся признания классового антагонизма определяющей силой обществен­ного прогресса, требует существенных уточнений.

С именем К. Маркса связан марксизм — философское, социально-экономическое и политико-правовое учение, которому суждено было сыграть огромную, и отнюдь не только теоретическую роль в жизни ев­ропейцев и всего человечества XX в. Возникновение марксизма нельзя объяснить только его идейно-теоретическими предпосылками (хотя они, безусловно, были). На первое место следует поставить абсолютно объек­тивные, социально-исторические причины и условия, сделавшие воз­можной и необходимой философию, уже в начале становления открыто заявившую о своей цели и задаче: не только объяснить, но и изменить мир, рассматривая себя в качестве духовного орудия такого изменения.

Философия марксизма формировалась с конца 30-х до конца 40-х го­дов XIX в. Развитие общественно-исторической практики, науки к сере-

 

дине XIX в. требовало глубочайшего философского осмысления. Имен­но поэтому в этот период появляются такие направления философии, как позитивизм и марксизм, которые ставят перед собой задачу исследовать действительность, открыть ее законы, понять и объяснить жизнь обще­ства. Марксизм отвергает позитивистские трактовки природы, познания и общества, осуждает позитивизм популярнейшего в рабочем движении Е. Дюринга, который объявил себя социальным реформатором и высту­пил с критикой взглядов К. Маркса. По предложению К. Маркса Ф. Эн­гельс написал несколько статей с критикой философских, политико-экономических и социалистических взглядов Е. Дюринга, которые издал в 1878 г. в виде книги " Анти-Дюринг". К. Маркс и Ф. Энгельс создают свою философию, которую называют " новой философией", " новым ма­териализмом".

В своих ранних работах (например, " Экономическо-философских ру­кописях 1844 г.") К. Маркс развил гегелевское учение об отчуждении и попытался дать собственную оригинальную трактовку этого учения. Совершенно справедливо он писал о том, что отчуждение при капита­лизме имеет массовый и всеохватывающий характер. Так, рабочий от­чужден от средств и продуктов собственного труда, от самого себя, от природы и культуры, и чем больше и плодотворнее он работает, тем более могуществен отчужденный от него и подавляющий его соци­альный порядок. Отсюда К. Маркс делает странный, на сегодняшний взгляд, и совершенно неожиданный вывод о том, что преодолеть отчуж­дение можно только уничтожив частную собственность.

В работе " Немецкая идеология" (написанной совместно с Ф. Энгель­сом) и в эпохальном труде XIX в. " Капитал" К. Маркс как философ дал глубокий анализ феномена идеологии, показал, что идеологические схе­мы и конструкции, какими бы утопическими, антинаучными или просто бессмысленными они ни были, обладают мощной самостоятельной си­лой и не поддаются идейной критике, не рассеиваются как туман заблуж­дений, а наоборот, довлеют над человеком в его практической деятель­ности, определяют его жизнь и понимание мира. К. Маркс показал, что человеческое сознание — сложнейшая иерархическая система, подчи­няющаяся собственным законам и определяющаяся действием внутрен­них механизмов, но не являющаяся механическим отражением мира. Эти идеи К. Маркса существенно повлияли на философскую мысль XX в. — социологию знания, экзистенциализм, феноменологию и т. п.

Рассматривая марксистское учение о государстве и праве, необхо­димо прежде всего подчеркнуть, что марксистская концепция происхож-

дения государства и права опирается на историко-материалистическое учение об обществе и общественном развитии, на классовую трактовку государства и права. Марксистская теория происхождения государства наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса " Происхождение семьи, частной собственности и государства", само название которой отражает связь явлений, обусловивших возникновение анализируемого феномена. В целом теория отличается четкостью и ясностью исходных положений, логичностью и, несомненно, представляет собой большое достижение теоретической мысли. Для марксистской теории характерен последо­вательный материалистический подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Суть этого вопроса марксизм выражает в формуле " Государство есть продукт и проявление непримиримых клас­совых противоречий". Отрицать влияние классов на возникновение го­сударства нет оснований. Но также нет оснований считать классовые противоречия единственной первопричиной его появления. Как извест­но, государство нередко зарождалось и формировалось до возникно­вения классов, кроме того, на государствообразование влияли и другие, более глубинные и общие факторы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал