Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объект и предмет политологии






Необходимо различать такие понятия, как объект и предмет исследования. Объект исследования — это некая объективная реальность, независимая от познающего субъекта. Предмет исследования — это то, на что непосредственно направлено исследование, это определенное свойство, качество, грань объекта. Если объект, как уже говорилось, не зависит от познающего субъекта, то предмет выбирается в зависимости от целей и задач исследования конкретной науки (конкретного исследования).

Один и тот же объект может исследоваться различными науками. Например, социальный класс может стать объектом исследования таких наук, как психология, социальная психология, социология, политология, этнология и др. Но каждая из этих наук в едином объекте имеет свой предмет, свои методы исследования. Так, философия, как наука умозрительная, созерцательная, исследует «вечные» проблемы человеческого бытия; история — хронологию развития общества через призму тех или иных исторических событий; экономика — различные аспекты экономической сферы общества.

Политология изучает прежде всего политическую сферу жизнедеятельности людей: политическую структуру, политические институты и отношения, политические качества личности, политическое повеление, политическую культуру и т. д. Следовательно, объектом исследования политологии является политическая сфера общества, как независящая от исследователя объективная реальность. В качестве предмета конкретного политического исследования мы можем выбрать любой аспект политической сферы общества, например политическую культуру граждан или политические институты.

Итак, предметом политологии являются политические институты и отношения, закономерности функционирования политической системы, политические процессы, политические конфликты, политическая культура, политические классы и т. д.

 

2.2 Политология как наука развивается на двух уровнях – теоретическом и прикладном.

Теоретическая политология изучает сущность политики, её природу, значение политики для личности и общества, а также политические взаимоотношения:

- между классами, нациями и государствами;

- между личности, обществом и государством.

Теоретическая политология выявляет и исследует ряд закономерностей:

а) закономерности возникновения, функционирования и развития политических интересов социальных субъектов, их взаимодействия с экономическими и другими социальными интересами;

б) закономерности возникновения, функционирования и изменения характера и содержания политической власти и государства;

в) закономерности функционирования и развития политической деятельности, политических отношений, политических процессов;

г) способы познания политических явлений, соотношение в них рационального (сознательного) и пропорционального (бессознательного).

Прикладная политология изучает частные политические проблемы, анализирует складывающуюся в обществе в данный конкретный момент политическую ситуацию, способствует конструктивному решению актуальных практических задачполитической жизни общества, вырабатывает и предлагает практические советы и рекомендации участникам политических событий в решении текущих политических проблем и конфликтов.

Научный анализ и выработка практических рекомендаций осуществляются прикладной политологией в сферах:

- регулирования политических конфликтов и достижения необходимого социального консенсуса (согласия);

- организации и проведения избирательных компаний;

- формирования общественного мнения и использования СМИ.

Как правило, рекомендации прикладной политологии адресуются носителям властных полномочий, направлены на повышение эффективности деятельности конкретных властных структур.

Выводы и рекомендации прикладных политологических исследований служат основанием для теоретических обобщений. В свою очередь, теоретическая политология является методологической основой для проведения прикладных политологических исследований.

 

2.3 Парадигма в политологии — совокупность познавательных принципов и приемов отображения политической реальности, задающих логику организации знаний, модель теоретического истолкования данной группы социальных явлений.

 

3.Методы политических исследований:

Средством построения теоретических моделей является метод (греч. methodos - путь, прослеживание, исследование) — совокупность средств взаимодействия познающего субъекта с объектом исследования для достижения поставленной цели.

Как правило, метод включает:

- принципы, выражающие то или иное понимание политики;

- приемы, техники и процедуры познания, применение которых зависит от имеющихся у исследователя знаний, характера изучаемых явлений, задач, условий текущего исследования.

Методы исследований бывают качественными и количественными. Качественные методы используются для выявления и определения признаков и свойств политических объектов. Количественные методы основаны на измерении и требуют символико-математической формализации интересующих исследователя параметров изучаемых объектов.

На основании широты сфер научного применения можно выделить три группы методов: общенаучные, социально-гуманитарные и специально-научные (методы политической науки).Первые могут применяться во всех науках, вторые — только в науках о культуре, человеке, обществе и государстве, а третьи — только в политической науке.

1.Общенаучные методы.

А. Логико-эвристические, которые позволяют добыть новое знание из истинных посылок (индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение, аналогия и др.).

Б. Философско-аксиологические, задающие перспективу и общеметодологические принципы исследования на основании некоторой исходной ценностно-мировоззренческой установки (диалектический, системный и др.).

2. Социально-гуманитарные методы не применимы в естественных науках и являются для политологии позаимствованными из социально-гуманитарных наук. Это историко-срав- нительный метод, анализ документов (история); интервью (психология); анкетные опросы (социология); анализ знаков и символов (семантика); изучение традиций и стереотипов (культурология) и др.

3. Специально-научные методы выработаны политологией на основе модификации или комбинирования общенаучных и социально-гуманитарных методов, адаптированных к задачам конкретных политических исследований. Это, например, имитационное моделирование политических ситуаций с использованием элементов теории игр, рейтинговые экспертные оценки популярности политических лидеров, многомерный статистический сравнительный анализ партий.

Рассмотрим выборочно некоторые методы политической науки:

1. Эмпирико-социологический метод обеспечивает сбор и обработку данных о тех или иных сторонах политической жизни. Его разновидностями являются опросы, анкетирование, контент-анализ (анализ содержания документов) и др. Данный метод предполагает формализацию сведений о политике и нахождение определенных тенденций и корреляций между ними.

2. Диалектический метод состоит том, чтобы рассматривать явления и процессы в их взаимообусловленности и взаиморазвитии.

К принципам диалектики в политических исследованиях относятся:

— поиск противоречий, являющихся источником развития изучаемых политических явлений и процессов;
—выявление причинных связей;
— учет вероятностного характера социальных закономерностей;
—признание взаимообусловленности социально-экономической и политической сфер жизни общества.

3. Сравнительный (компаративный) метод предполагает сопоставление политических явлений и процессов, имеющих однотипные параметры. Это один из наиболее старых методов, которым пользовались еще философы Античности.

4. Системный метод позволяет рассмотреть общество как относительно целостный и стабильный комплекс взаимосвязанных элементов. Политическая сфера представлена в нем как одна из подсистем общества. Развитие данного подхода в политологии связано с именами Д. Истона, Г. Алмонда, Т. Парсонса, К. Дойча и др.

5. Исторический метод предполагает изучение политических явлений с точки зрения их связи с прошлым.

6. Бихевиоральный метод (от англ. behaviour — поведение) состоит в анализе политического поведения индивида или группы как в рамках определенной организации, так и вне ее.

7. Метод принятия решений состоит в проведении группой экспертов разностороннего анализа заданной проблемы и выработке оптимального варианта ее решения.

8. Ситуативный метод (англ. case study) означает анализ конкретной политической ситуации во всем многообразии ее характеристик.

9. Институциональный метод состоит в изучении политических процессов и явлений, которые осуществляются в рамках определенных организаций. Главным образом, здесь рассматриваются государственные организации и учреждения, а также политические и правовые нормы.

10. Деятельностный метод предполагает описание и объяснение осознанных действий людей, направленных на достижение политических целей.

 

4. Политика как наука и искусство. Политика как общественное явление:

Политика является одной из фундаментальных форм человеческой деятельности. Сущность этой формы состоит в организации, в устройстве человеческого общежития согласно определенным началам и принципам. Сами эти принципы могут различаться, у иных из конкретных политиков их может и вообще не быть, но это не отменяет общей нормы. Даже беспринципный политик должен таковое свое качество скрывать, иначе он серьезно рискует карьерой. Выбор организационных принципов может серьезно различаться от социума к социуму, от культуры к культуре и даже от человека к человеку. Серьезно различаться может и способ воплощения этих принципов в социальной реальности, метод, при помощи которого политик добивается необходимого ему, а не какого-то иного устройства общества. Именно в этой связи предстает проблема политики как науки и искусства. Наука и искусство, по мнению Холмогорова Е. и Крылова К., выступают для 1 Шаран П. Сравнительная политология: В 2 т. Т.1. – М., 1992, с.8 11 нас не столько как конкретные сферы человеческой деятельности (ибо очевидно, что политическая деятельность не совсем похожа на деятельность химика или историка, равно как и немного общего у дипломата или министра с музыкантом и художником), сколько как символы (если угодно — метафоры) определенного подхода к этой деятельности… И наука, и искусство предполагают определенный набор методов и подходов к реальности, в этом смысле каждая из этих сфер имеет свои принципы. Но очевидно, что эти принципы различаются и от того, с какой из этих сфер будут соотнесены принципы политики, в нашем восприятии политики многое изменится. 1 Суть науки состоит в моделировании, в создании средствами разума определенной копии объекта в сознании и в достижении понимания через анализ изучаемого объекта. Сущность научного знания состоит в том, чтобы выразить любую реальность в доступных пониманию понятиях и категориях, сделать изучаемую вещь или процесс прозрачной для понимания. Не случайно, поэтому, наиболее впечатляющие результаты наука стала давать тогда и там, где она освоилась с экспериментальным методом, получила возможность не только в уме, но и на деле сама создавать свои объекты. И понимать их в процессе создания. Научное сознание нельзя ограничивать сознанием одного человека. Что очевидно для одного – может быть совершенно неочевидным для другого, поэтому внутри человеческого общества происходит непрерывный взаимообмен не только конкретными результатами научного исследования, но и инструментарием этого исследования. Такой «научный» подход к практической политике весьма и весьма распространен в истории. Еще софисты привлекали к себе честолюбивых юношей, обещая обучить их приемам, использование которых гарантирует им успех в политической деятельности: эффективному красноречию, распознаванию человеческих слабостей, умению представить белое черным и наоборот. Для софистов все это было " техне" и " софиа". Эти греческие слова 1 Холмогоров Е., Крылов К. Политика как наука и искусство// Социально-политические науки. 1992. № 8, с.91 12 одновременно означало и ремесло, и навык и искусство. Но не будем обманываться — искусство для грека менее всего было собственно искусством. Это была одна из форм ремесла, наравне с плотничеством, врачеванием или управлением колесниц… Это, по существу, сноровка и такой сноровке обращения с людьми и учили софисты. 1 Наукой политику считал Аристотель. Ленин сравнивал её с высшей математикой. Во многих исследованиях политика отождествляется с наукой. Употребление словосочетания «политика как наука» следует понимать как её научную обоснованность, которая означает: ö принятие решений на основе научного знания, учёта объективных законов развития общества и природы; ö адекватное отражение интересов различных социальных групп и слоёв общества; ö применение научных методов в политике; ö интеллектуализацию самой политики (усвоение новых знаний, в том числе мирового опыта); ö способность к прогнозированию событий: упреждение или ускорение их развития в соответствии с прогнозом. Политика и наука о политике должны взаимодействовать и нуждаться друг в друге. Если недооценивается наука – политика приобретает авторитарный характер; если наука не опирается на политику, она превращается в абстракцию. Признание политики наукой не является безобидным для общества, т.к. позволяет производить над ним любые социальные эксперименты. Политика соотносится не только с наукой, но и с искусством. Более того, она сама считается искусством, требующим талантливых исполнителей. Действительно, если речь идёт об искусстве, то музыкант, прежде чем играть на скрипке, настойчиво осваивает азы мастерства. Точно так же должен понять 1 Холмогоров Е., Крылов К. Политика как наука и искусство// Социально-политические науки. 1992. № 8, с.92 13 сложности и тайны политики тот, кто избирает её в качестве своей профессии. Политик-профессионал должен не только усвоить законы и правила политической игры, но и обладать особыми личностными качествами (интуицией, воображением, прозрением, страстью). Что включает в себя политическое искусство? Его неотъемлемыми компонентами являются: ö опыт, мастерство в реализации возможностей политического действия; ö способность угадывать, нащупывать улавливать верный способ действия; ö способность к маневрированию, нахождению путей к компромиссам Политика как искусство предполагает своевременное обнаружение противоречий и нахождение наиболее эффективных способов их разрешения. Быструю реакцию на изменение политической ситуации, принятие соответствующих мер по стабилизации обстановки, умение мобилизовать людей на реализацию принятых решений. Политики, лишенные политического искусства, просчитывают все шансы на успех, и только после этого приступают к действию. Они могут и опоздать. Политическое чутьё помогает быстро ориентироваться в каждой новой ситуации. Искусным политиком был Ленин, проявивший особый талант в завоевании власти, гибкость в повороте от политики военного коммунизма к НЭПу. Вместе с тем, политика не совпадает с искусством. Искусство – это прежде всего художественное отображение мира, политика же должна адекватно отражать политическую и социальную реальность мира. Политика не может постоянно идти на риск, руководствоваться только интуицией. Это приводило бы к немалым и дорогостоящим ошибкам, за которые расплачивается, как правило, народ. Итак, политическая наука действительно существует, как существует и политическая практика, основанная на политической науке. Однако, эта 14 практика является не «организацией общества», а созданием условий для такой организации. Само же утверждение принципов есть политическое искусство, то есть та или иная реализация политической способности. 1

5.Политическая власть. Легальность и легитимность власти:

5.1Осью, вокруг которой вращается вся политическая жизнь, является власть (Аним. 1). Она вездесуща и пронизывает все структуры общества, выступая его цементирующим элементом, поддерживая внутреннюю целостность, организованность и иерархичность общественных отношений. Общество, лишенное власти, пронизано хаосом.

  • В политологической теории не сложилось единого определения власти. Наиболее часто приводятся следующие определения (Аним. 2):
    • силовое, трактующее власть как господство и принуждение к повиновению;
    • волевое, понимающее власть как способность проводить свою волю даже вопреки сопротивлению (М. Вебер);
    • власть как влияние. Суть влияния заключается в способности воздействовать на поведение других. Такое взаимодействие описывается формулой: " власть А над Б есть способность добиваться того, чтобы Б никогда не сделал бы без воздействия А" (Р. Даль);
    • телеологическое, в соответствии с которым власть - это достижение определенных целей;
    • инструменталистское, трактующее власть как способность к мобилизации ресурсов для достижения определенных целей;
    • конфликтное, сводящее власть к позиции господства, связанной со способностью отдельных групп и индивидов контролировать механизм распределения дефицитных общественных ценностей;
    • структуралистское, представляющее власть как особый род отношений между управляющим и управляемым.

Приведенные определения не являются взаимоисключающими. Акцентируя внимание на различных аспектах власти, они взаимно дополняют друг друга.
Признавая факт, что на сегодняшний день в науке не сложилась общая теория власти, отечественные политологи систематизировали многочисленные теории власти. Было выделено несколько концептуальных подходов в рассмотрении сущности власти.
1. Реляционистские теории (Аним. 3) (от англ. relation - отношение) понимают власть как взаимодействия индивидов, в которых один индивид изменяет поведение другого.

  • Этот подход представлен несколькими вариантами:
    • теория сопротивления рассматривает власть как отношение, в котором субъект подавляет сопротивление объекта. Соответственно разрабатывается классификация разнообразных степеней и форм сопротивления, а также оснований власти. Вводится понятие " сила власти", которая понимается как максимальная потенциальная способность агента повлиять на другого;
    • теория обмена трактует власть как ситуацию обмена ресурсами. Ресурсы распределяются неравномерно: одни индивиды их лишены и нуждаются в них. В этом случае излишки ресурсов, которыми обладают другие, могут трансформироваться во власть. Излишки уступают тем, кто их лишен, в обмен на желаемое поведение. Это подчеркивает асимметричный характер отношений власти: тот, кто обладает излишками ресурсов, занимает более высокое социальное положение;
    • теория раздела сфер влияния (Д. Ронг) ставит под сомнение вопрос относительно асимметричности отношения власти. Власть - это взаимодействие, где участники периодически меняются ролями. Например, профсоюз контролирует найм рабочей силы, наниматель же диктует время и место работы. Таким образом, в ряде ситуаций подчиненные имеют власть над руководителями.

2. Системные теории власти рассматривают власть как безличностное свойство любой социальной системы. (Аним. 4)

  • В рамках этой концепции выделяют несколько направлений:
    • власть как атрибут макросоциальной системы. Так, для Т. Парсонса власть - это обобщенный посредник в политической системе. Он сравнивал ее с деньгами, которые выступают обобщенным посредником экономического процесса. Власть понимается как реальная способность системы аккумулировать свои интересы, достигать поставленных целей;
    • мезоподход (М. Крозье) рассматривает власть на уровне подсистем (семья, организация). Указывается непосредственная связь власти с организационной структурой;
    • микроподход трактует власть как взаимодействие индивидов, действующих в рамках специфической социальной среды. Власть определяется как способность индивида влиять на других. Сама способность влиять вытекает из статуса и выполняемых субъектом ролей;
    • коммуникативный подход (Х. Аренд, К. Дойч, Ю. Хабермас) понимает власть как средство многостороннего институционального общения. Подлинное проявление власти заключается в способности прийти к определенному соглашению и обеспечить интеграцию общества;
    • постструктуралистский подход, представленный теориями М. Фуко и П. Бурдье. Фуко отказался от традиционного рассмотрения сущности власти через проблему насилия и соотношения ее субъекта и объекта. Власть бессубъектна и ее нельзя присвоить. Она выступает не как отношение между субъектами, а как действие в ответ на действие. Это действие трансформирует поведение других. Соотношение сил будет постоянно видоизменяться. Бурдье, взяв из физики понятие " поле" и из экономики - " капитал", конструирует понятие " символической власти", которая представляет собой совокупность капиталов (экономический, культурный капитал, репутация, престиж), которые распределяются между субъектами власти в соответствии с их позициями в " политическом поле". Сами позиции и капиталы субъектов могут изменяться.

3. Бихевиоралистские концепции власти, как и реляционистские теории, рассматривают власть как отношение между людьми, при которых одни властвуют, а другие подчиняются (Аним. 5). Сущность власти коренится в природе человека: его биологических или психологических особенностях.

  • Выделяется несколько вариантов трактовок:
    • силовая модель (Г. Лассуэлл) основывается на том, что первопричиной власти является психологический импульс - стремление (воля) к власти. Из столкновений и взаимодействий индивидуальных воль к власти строится вся политическая материя. Сама же власть проявляется в принятии решений и в контроле над ресурсами;
    • рыночная модель (Дж. Кетлин) исходит из аналогии между политикой и экономикой. В политике действуют законы рыночной торговли: учет спроса и предложения, конкуренция, стремление к выгоде;
    • игровая модель (Ф. Знанецкий) предполагает, что на политическом рынке субъекты различаются не только различными запасами власти, но и способностями, гибкостью стратегии, азартом. Борьба за власть может мотивироваться " игровым" характером, доставляющим удовлетворение участникам. Политика - это поле игры, театр, где успех зависит от ловкости, от актерства и способности субъекта к перевоплощению.

Разнообразие научных подходов подтверждает многозначность проявлений власти. В приведенных выше подходах власть трактуется либо как характеристика индивидуума (персональная власть), либо как ресурс или товар. Наиболее популярно рассмотрение власти как взаимодействия (отношения), структурными компонентами которого будут субъект и объект. Субъект - активная сторона, выступающая причиной изменения действий другого - объекта.

5.2 На основании учения М. Вебера о легитимных типах господства можно дать следующее определение легитимности власти.

Положение, при котором люди считают себя должными подчиняться, а власть считают имеющей право приказывать, называется легитимностью власти.

Другими словами, легитимность власти – это

а) признание власти населением;

б) принятие власти как правомерной и справедливой;

в) наличие у власти авторитета в глазах населения.

Термин «легитимность» иногда переводят с французского как «законность» власти. Это неверно. Для определения законности власти во французском языке сеть другой термин – легальность власти.

Легальность власти означает, что

а) власть имеет законное происхождение;

б) власть осуществляется посредством закона (а не путем произвола, насилия и т.п.);

в) власть сама подчиняется закону.

Отсюда видно, что легитимность и легальность власти – это близкие, но не тождественные понятия.

Легитимность – это этическая, оценочная характеристика власти (существующая власть является хорошей или плохой, справедливой или несправедливой, честной или нечестной и т.п.).

Легальность же – это юридическая и потому этически нейтральная характеристика власти.

Различие двух указанных характеристик власти выражается также в том, что легальная власть может на определенном этапе стать нелегитимной в глазах населения. В этой связи в западной политологии разработан такой показатель, как порог легитимности власти. Он определяется по результатам социологических опросов и составляет 30% населения. Это означает, что если по результатам социологических опросов больше 30% населения выражает доверие существующей власти, она считается легитимной; если же по результатам социологических опросов доверие существующей власти выражает меньше 30% населения, она считается нелегитимной. Поскольку общественное мнение в странах западной демократии рассматривается как один из политических институтов общества, то политик с рейтингом меньше 30%, как правило, уходит в отставку. Претенденты на должность президента США накануне выборов имеют рейтинг, значительно превышающий 50% (порядка 60-70%) и постоянно следят за тем, чтобы в течение их президентства он оставался достаточно высоким, т.е. не опускался ниже отметки в 50%.

Для понимания различия указанных характеристик власти представляется важным введение еще одного понятия – подчинение власти.

Подчинение власти – это юридический акт, он означает, что я не нарушаю закон. А вот подчиняюсь я, признавая или не признавая существующую власть – это уже этическая, оценочная характеристика власти. Другими словами, не всякое мое подчинение власти означает признание этой власти, или – люди подчиняются не только легитимной власти.

Когда власть становится нелигитимной в глазах населения, возрастает вероятность противодействия этой власти. Одной из распространенных в демократической практике форм сопротивления власти, выражения ей своего недоверия являются акции гражданского неповиновения как средство ненасильственной борьбы. Об эффективности этого средства свидетельствует, например, обретение в 1950 году Индией независимости в результате массовых кампаний неповиновения колониальным британским властям.

6.Политические права человека и гражданина:

Основные политические права и свободы:

В отличии от личных, политические права и свободы нацелены на активное включение каждого индивидуума в жизнь страны, в управление ее делами. Эти права и свободы создают условия для закрепления связей между человеком и обществом, гражданином и государством. От того, какого состояние политических права и свобод, во многом зависит прочность устоев конституционного строя, реальность его демократизма уровень политической культуры у населения. Вместе с тем политические права и свободы развиваются не в отрыве, а на фоне личных прав и свобод, во взаимодействии с ними и прежде всего при опоре на уважение к человеку.

Прежде всего следует отметить, что хотя политические права и свободы широко декларировались в прошлом их реализация была затруднена. В частности монополия на определение состава Советов у партийного аппарата искажала смысл избирательных прав. Многопартийность на практике не допускалась, профсоюзы и другие общественные организации рассматривались как придатки партийно-государственной машины. В таких условиях политические права и свободы способствовали отторжению государства от народа, и рождению у последнего недоверия к институту демократии.

Под политическими правами и свободами подразумевают права, затрагивающие непосредственно политические интересы человека.

Политические права и свободы - группа основных прав и свобод граждан, осуществляемых в сфере политической жизни, управления государственными дедами: свобода мысли и слова, право на информацию, свобода массовой информации, право на объединение, право на собрания и манифестации, право на участие в управлении государственными делами, избирательное право, право на равный доступ к государственной и муниципальной службе, право на участие в отправлении правосудия, право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления

К числу зафиксированных в Конституции РФ основных политических прав и свобод относятся:

1)право на свободу мысли, ст29 п.1

2)право беспрепятственно придерживаться своих мнений, ст 29 п.3

3)право получать и распространять информацию, ст 29 п.4

4)право печати и информации, ст29 п.5

5)право на объединения, ст 30 п.1

6)право бесприпятсвенно вступать в какое – либо объединение или пребывания в нем, ст31п2

7)право на мирные собрания, ст 31 п.1

8)право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей, ст 32 п.1

9)право избирать и быть избранными и др., ст32 п.2

10)право равного доступа к государственной службе, ст 32п.4

11)право участвовать в отправлении правосудия, ст32 п.5

12)право обращения, ст33 п.1

Система же политических прав и свобод граждан состоит из двух взаимосвязанных подсистем. Первая из них включает в себя права граждан, содержащие правомочия по участию в организации и деятельности государства и его органов. Сюда мы относим: избирательное право; право на референдум; право петиций. Вторая группа субъективных прав и свобод, входящих в систему политических, состоит из правомочий, представляющих собой неотъемлемые права граждан, целью реализации которых является активное участие индивида в жизни общества. Сюда относятся: свобода слова и печати; свобода союзов; свобода собраний.

Обратимся же теперь непосредственно к политическим правам гражданина Российской Федерации, прямо закрепленных за ним в Конституции Россйской Федерации.

Основные политическиие права начинают действовать непосредственно с момента достижения гражданином Российской Федерации совершеннолетия. Это прямо выражено в ст.60 Конституци Росийской Федерации, которая гласит, что:

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Именно с достижения 18-летия гражданина устанавливается полная дееспособность гражданина. Дееспособность - юридическая возможность своими действиями создавать или изменять права и обязанности. В этом и есть отлчие от правоспособности, которая присуща человеку с рождения и является неотъемливой частью человеческого статуса. Доститгнув совершеннолетия, гражданина Российской Федерации осуществляет права во всех областях политической, экономической и личной жизни и несет отвественность за результаты свох действий.

В Конституции 1993 года закреплено положение, из которого вытекает, что единственным источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации является народ. Это важнейшая основа конституционного строя, реализующаяся только через политические права каждого гражданина, которые в полной мере наступают по достижении гражданином 18 лет.(ст.60 Конституции РФ).

7.Политическая социализация. Политическое участие и политическое поведение:

7.1 Политическая социализация — это «процесс развития, в ходе которого дети и подростки воспринимают идеи, политическую позицию и поведение, типичное для данной общности». Другими словами, политическая социализация сводится к усвоению политических ценностей и норм, необходимых для адаптации в сложившейся политической системе и выполнения различных видов политической деятельности. Политическая социализация является одним из направлений общего процесса социализации индивидов. Основными агентами политической социализации выступают такие социальные институты, как образование, средства массовой информации, семья и другие. Большую роль в процессе политической социализации в современном обществе выполняют политологи и политология, как научная и образовательная дисциплина.

Сам термин “политическая социализация” был впервые введен в 1959 г. американским ученым Г. Хэйменом

Основные направления, по которым развивалась теория политической социализации в этот период, можно определить следующим образом: это, во-первых, анализ процесса политической социализации, во-вторых, изучение “агентов”, влияющих на процесс социализации, и в третьих, исследование продукта, который получается на “выходе” процесса политической социализации, то есть, политическое сознание, политические представления, ориентации, установки.

Процесс политической социализации, в рамках бихевиоралистской парадигмы, преобладавшей в политической науке в тот период, интерпретировался как воздействие политической среды на личность путем передачи определенных моделей поведения через систему организованных общественных институтов и ценностей. При этом социализируемые индивиды или группы являются пассивными объектами социализации, а сам процесс социализации предполагает “вертикальные” отношения между социализирующими и социализируемыми. Процесс политической социализации рассматривался как стадиальный, в частности, в нем выделялась латентная стадия (т.е. процесс неполитического научения, впоследствии влияющий на политическое поведение индивида) и стадия прямой политической социализации (процесс ретрансляции собственно политических ценностей и информации).

Среди агентов социализации на начальном этапе развития теории наибольшее внимание исследователей было уделено двум – семье и группе сверстников. Многие ученые, занимавшиеся в 60-70-е годы проблемой политической социализации, придерживались тезиса, что семья индивида является главным социализирующим агентом на этапе латентной политической социализации.

На фоне политических перемен, произошедших в мире в конце ХХ века, изменились и теоретические подходы к определению политической социализации. Так, в последние десятилетия прошлого века социализация теряет свой “вертикальный” характер в связи с тем, что в традиционных обществах появляются черты модернизации. Например, одной из таких черт становится снижение роли авторитета возраста – более старший возраст родителей, учителей и т.д. не становится основанием для уважения и подражания; то же самое происходит и в отношении родства – роль родственных связей снижается. Кроме того, социализационный процесс идет не только в “одну сторону” - от социализирующих агентов к социализируемым, от старшего поколения к младшему – но и наоборот - сейчас есть данные о том, что молодые люди ретранслируют свои собственные политические ориентации родителям.

Теоретическим ответом на запросы изменившейся социальной и политической реальности стала предложенная в 1986 г. Ричардом Мерелманом [1] принципиально новая модель механизма усвоения и ретрансляции политических ценностей и установок. Согласно его идее “горизонтальной” (lateral) политической социализации, этот процесс представляет собой непрерывный выбор из широкого числа возможных и конкурирующих между собой образов мира и моделей поведения, количество которых постоянно увеличивается в результате взаимоотношений между “равными” участниками процесса социализации на “горизонтальном” уровне. В “горизонтальной” социализации отношения между объектом и агентами социализации добровольные, равные и временные. Личность социализируемого объекта становится центром модели, в отличие от модели “вертикальной” социализации, где личность оказывалась своеобразным “концом” цепочки влияний.

 

7.2 Использование в политологии термина «политическое поведение» обусловлено необходимостью разграничения действий субъектов политики, основанных на рациональных началах, и элементов активности, продиктованных неосознанными или частично осознанными мотивами. Политическое поведение охватывает все проявления человеческой активности в сфере политики. Индивиды или социальные общности всегда каким-то образом ведут себя. Однако не всегда они при этом действуют. Если это поведение имеет осознанный и целенаправленных характер, то оно несомненно представляет политическое действие. Когда поведенческие акты имеют неосознанный или не вполне мотивированный характер, то они есть не что иное, как проявление бессознательного политического поведения. Соответственно этому в политическом поведении принято выделять:

- формы рациональных политических действий;

- формы бессознательного политического поведения.

Разграничительным критерием при этом оказывается принцип: поведение, не контролируемое сознанием, не является подлинным политическим действием, а его характер определяется иными психическими свойствами субъекта и особенностями конкретной социально-политической ситуации.

В политической литературе называются следующие основания для систематизации политического поведения:

1.По субъектам поведения – индивид, социальная группа, класс, нация, политическое движение, масса, толпа и т.д.;

2.По склонностям и психическим состояниям – поведение импульсивное, инстинктивное, эмоциональное, чувственное и по настроению;

3.По ситуационному контексту поведения – ситуации стабильные, кризисные, революционные, военные;

4.По организационным формам и нормам поведения – организационные, институциональные, неформальные;

5.По характеру отклоняющегося поведения – произвольное, случайное, неожиданное, неизбежное, стихийное;

6.По продолжительности поведения – единичный акт, явление или развивающийся процесс;

7.По остроте проявления поведения – борьба, протест, гнев, ненависть, бунт;

8.По степени целесообразности и успешности – функциональное, дисфункциональное, малоэффективное, конструктивное, дезинтегрирующее и т.п.

 

Термин «политическое участие» в политологии используется для обозначения преимущественно рациональных, осознанных форм политического поведения. Под политическим участием понимается участие граждан в формировании органов власти, в признании легитимности власти, в формировании проводимой правящей группой политики и в контроле за ее осуществлением. Основанием для подобного понимания политического участия является как наличие отношений власти и подчинения, так и тот факт, что посредством этого участия управляемые массы в рамках данных отношений могут заставить власти считаться со своими интересами.

К политическому участию можно отнести действия по делегированию полномочий (электоральное поведение); активистскую деятельность, направленную на поддержание кандидатов и партий в избирательных кампаниях; посещение митингов и участие в демонстрациях; участие в деятельности партий и групп интересов.

Наиболее подробную классификацию типов политического участия предложил английский ученый А.Марш. Он выделяет три основных типа политического участия:

- ортодоксальное;

- неортодоксальное;

- политическое преступление.

К ортодоксальному относится участие, обеспечивающее устойчивость и функционирование политической системы, а также требования, предъявляемые к ней, выраженные в законных формах (петиции, лозунги, законные демонстрации).

К неортодоксальному отнесены несанкционированные действия, связанные с выражением требований или направлений (бойкоты, неофициальные забастовки).

В отдельный тип выделяются политические преступления, т.е. политическая деятельность с использованием нелегитимного насилия (незаконные демонстрации, захват помещений, захват заложников, насилие, саботаж, революции, войны).

Политическое участие можно классифицировать по степени или уровню активности:

- формы активного участия;

- пассивные, или иммобильные, формы участия.

8.Политические элиты и политическое лидерство:

8.1 Политическая элита – относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов

2. Характерные черты

Небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа

Высокий социальный статус

Значительный объем государственной и информационной власти

Непосредственное участие в осуществлении власти

Организаторские способности и талант

3. Гарантии против деградации

Широкая гласность (свобода слова, отсутствие монополии на средства массовой информации, наличие альтернативных органов печати, радио, телевидения)

Политический плюрализм (свободная конкуренция, соперничество политических элит)

Разделение властей (равновесие, компромисс, баланс интересов различных социальных сил)

Открытость элит для социальной мобильности (установления сроков пребывания у власти выборных и назначаемых лиц)

Строгое соблюдение законности, демократических процедур политического процесса

4. Критерии эффективности деятельности

Достигнутый уровень прогресса и благосостояния своего народа

Политическая стабильность общества

Национальная безопасность

Оптимальное соотношение между гражданским обществом и государством

5. Сущность элиты (в определениях ученых)

«Лица, обладающие высшими показателями (результативностью) в своей области деятельности» (В. Парето)

Харизматические личности (М. Вебер)

Лица, обладающие интеллектуальным и Моральным превосходством над массой, безотносительно к своему статусу (Ж Боден)

Наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть, организованное меньшинство общества (Г. Моска)

Люди, занимающие высшие места в обществе благодаря своему биологическому и генетическому происхождению (Р. Уильямс)

Лица, имеющие высокое положение в обществе и благодаря этому влияющие на социальный прогресс (М. Дюпре)

Лица, получившие в обществе наибольший престиж, статус (Г. Лассузл)

Лица, получающие материальные и нематериальные ценности в максимальном размере (Дж. Бернхейм)

6. Итальянский экономист, социолог, профессор экономических наук Вильфредо Парето (1848—1923) («Трактат по всеобщей социологии» в 4 частях (1915—1919)). Основные черты управляющих: гибкость, хитрость, сила убеждения и готовность использовать насилие для подавления оппозиции. Политические изменения осуществляются путем смены («циркуляции») элит, что происходит, когда элиты становятся психологически непригодными для управления. Типология элит: развивая идею Н. Макиавелли о делении государей на «лис» и «львов», он раздели таким же образом элиты. Элиты «лис»

находятся у власти, как правило, при демократических режимах («плутократиях») режимах, превосходно достигая согласия с помощью политических интриг. Им присущи хитрость, изворотливость и стремление поддерживать свою власть пропагандой. Элиты «львов» в большей степени смелы, решительны и они отдают явное предпочтение насилию перд отсальными методами управления.

7. Итальянский юрист и социолог политики Гаэтано Моска (1858—1941) («Правящий класс» (1896), «Основы политической науки» в 2 томах (1 т. — 1896; 2 т. — 1923)).

1. Все общества разделены на два класса - управляемый класс и правящий политический класс.

2. Элита теряет власть из-за отрицания ее идеи и политики массами, когда в политический процесс включаются новые политические силы, претендующие на власть и если сосредоточена исключительно на себе и постепенно теряет свое политическое и идеологическое влияние.

3. Общества всегда будут управляться элитами с помощью силы, посредством идеологической или политической доктрины, с помощью универсальных иллюзий, основанных на религиозных или националистических чувствах, путем манипуляций.

4. Господство элит — закон, поскольку именно элита регулирует политическую и экономическую жизнь страны.

5. Всегда правящая группа владеет некоторыми ресурсами или атрибутами, высоко ценимыми в обществе, такими как средства производства, священнический статус, военная сила, знание и опыт в сфере государственного управления. Все они используются для поддержания власти элиты.

8. Немецкий историк, экономист, социолог политики Роберт Михельс (1876—1936) сформулировал «железный закон олигархии»: Общество и другие организации подвергаются господству олигархии. Он адресовал свою теорию социалистическим партиям, предупреждая о возможности олигархического перерождения: лидеры ответственны перед избирателями, и профессиональные навыки лидеров укрепляют их позиции. При этом лидеры аккумулируют свое влияние на свою организацию. Независимость вождей усиливается еще больше по мере их кажущейся незаменимости. Замена лидеров осуществляется двумя путями. Основной путь – это привлечение новых членов в существующую олигархию, а второй – смена элит целиком.

9. Функции политической элиты:

изучение и анализ интересов различных социальных групп;

субординация этих интересов;

отражение интересов в политических установках;

выработка политической идеологии (программ, доктрин, конституции, законов);

создание механизма воплощения политических замыслов:

Þ назначение кадрового аппарата органов управления;

Þ создание и коррекция институтов политической системы;

Þ выдвижение политических лидеров.

8.2 Политическое лидерство — долговременное влияние на большие группы людей, опирающееся на личный авторитет лидера.

Нередко политический лидер является руководителем организации — политической партии, общественного движения, государства и т.д. Однако значения понятий «руководство» и «лидерство» не совпадают. Руководство — это обладание формальным правом принимать решения, что не обязательно подразумевает авторитетность. Реальный руководитель может и не пользоваться авторитетом и уважением: в этом случае он не будет лидером. Лидер в свою очередь может не занимать руководящих постов, и такого лидера называют неформальным. Наилучшие перспективы для эффективной политической деятельности имеются у лица, которое одновременно занимает руководящий пост и является авторитетным лидером.

Способность к лидерству подразумевает наличие у человека таких качеств, как интеллект, интуиция, организаторские способности, готовность брать на себя ответственность, умение нравиться публике.

Итальянский философ Никколо Макиавелли (1469-1527) в своей работе «Государь» подробно описал основные требования к человеку, который хочет стать политическим лидером: ему нужно уметь избегать ненависти и внушать доверие; вне зависимости от реальных поступков он должен представляться народу как образец благородства и добродетели; он должен быть готов при необходимости действовать быстро и жестоко. В зависимости от обстановки он должен менять стиль управления — быть то хитрым, как лис, то сильным, как лев.

Типы лидеров

Выделяют различные типы лидерства. По отношению к подчиненным выделяют авторитарных и демократических лидеров; по масштабу- общенациональных, классовых, партийных. В современной политологии выделяется несколько собирательных типов лидера:

§ лидер-знаменосец, которого отличают особое видение действительности, привлекательный идеал, мечта, способная воодушевить широкие массы;

§ лидер-служитель, который в своей деятельности ориентируется на нужды и потребности своих приверженцев и избирателей и действует от их имени;

§ лидер-торговец, который способен привлекательно преподнести свои идеи, грамотно убедить граждан в преимуществе своих идей над идеями других;

§ лидер-пожарный, который ориентирован на самые насущные, жгучие проблемы и действия которого зависят от конкретной ситуации.

Обычно выделенные образы не встречаются в чистом виде: у конкретных лидеров возможно сочетание этих характеристик в разных пропорциях.

Некоторые лидеры способны увлечь людей, вдохновить их на какую-то деятельность. В этом случае часто говорят о харизме (от греч. charisma — божественный дар, благодать) — представлении об исключительной одаренности человека.Харизматичного лидера окружающие склонны наделять свойствами исключительности, сверхъестественности, непогрешимости. Право такого человека быть лидером поддерживается слепой верой, благоговением, преданностью людей. Ему верят не потому, что он сказал нечто правильное, а потому что это сказал именно он. Харизматичный лидер способен сплотить своих последователей перед лицом опасности, однако он, как правило, мало пригоден для решения текущих дел. История также много раз демонстрировала, что харизматичные лидеры могут легко превращаться в диктаторов.

 

9.Правовое государство: сущность и пути формирования. Разделение властей в современном государстве:

9.1 Правовое государство — форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.

Идея правового государства возникла давно, однако целостная концепция сложилась только в период становления буржуазного общества, когда усилилась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, решительно осуждалась безответственность органов власти перед обществом. Идеи Дж. Локка, Ш. Монтескье и других мыслителей нашли воплощение в конституционном законодательстве США и Франции в конце XVIII в. Сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX в.

Признаки правового государства:

главенство права и закона во всех сферах жизни общества;

равенство всех перед законом;

разделение властей на три ветви;

реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность.

признание прав и свобод человека высшей ценностью;

взаимная ответственность личности и государства;

политический и идеологический плюрализм;

стабильность законности и правопорядка в обществе.

Базовыми принципами функционирования правового государства являются:

господство закона во всех сферах общественной жизни, в том числе над органами власти;

признание и гарантирование прав и свобод человека (см. Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г.). Эти права лаются человеку благодаря факту его рождения, а не дарятся правителями;

взаимная ответственность государства и гражданина. Они в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено; все, что не разрешено органам власти, им запрещено»;

разделение ветвей государственной власти. Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране;

разграничение полномочий между органами власти различных уровней;

контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных организаций, средств массовой информации и других субъектов политики.

Не каждое государство, в котором есть правовая система и законодательство, можно считать правовым. Процесс законотворчества может быть направлен на обеспечение антидемократических, деспотических форм правления. В авторитарных и тоталитарных режимах с мнимым конституционализмом лишь провозглашаются права и свободы. Поэтому во взаимоотношениях правового государства и личности должен господствовать приоритет прав человека, закрепленный конституционно, который не может быть нарушен законодателем и представителями других органов государственной власти.

Существует ряд документов, признанных мировым сообществом, соблюдение которых позволяет говорить о правовых отношениях в обществе. К ним относятся Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г., Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и др.

 

9.2 1. Историческая справка.

Принцип разделения властей был впервые сформулирован французским просветителем Ш.Л.Монтескье и впоследствии получил признание во многих государствах. Наиболее последовательно принцип разделения властей был проведён в Конституции США 1787 года. В Советском государстве принцип разделения властей отвергался как " буржуазный" и неприемлемый, было закреплено всевластие Советов. Ситуация стала меняться только в последние годы перестройки, когда были внесены изменения в Конституции СССР и РСФСР, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную был провозглашён Декларацией о государственном суверенитете РСФСР и закреплён в союзной и российской конституциях, введены посты Президентов СССР и РСФСР.

2. Содержание и значение принципа разделения властей.

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства. Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность - органами исполнительной власти, судебная власть - судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т.п.

Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Три независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая " система сдержек и противовесов". Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей.

3. Разделение властей в современном российском государстве.

Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти (здесь рассматривается разделение властей " по горизонтали", о разделении властей " по вертикали" - разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ - см.вопрос 33). Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является одним из конституционных принципов федерализма) на три самостоятельные ветви власти.

Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным. Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ (он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти), Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации, её законодательный и представительный орган, состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство Российской Федерации (возглавляет систему органов исполнительной власти РФ), суды РФ - Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие). Помимо Правительства РФ действуют другие федеральные органы исполнительной власти - федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, другие федеральные ведомства, а также их территориальные органы.

Некоторые государственные органы с особым статусом не относятся ни к одной из основных ветвей власти. Администрация Президента РФ (обеспечивает деятельность Президента РФ), полномочные представители Президента РФ (представляет Президента РФ и обеспечивают реализацию его конституционных полномочий в пределах федерального округа), органы прокуратуры РФ (осуществляют от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и действующих законов и другие функции), Центральный банк РФ (основная функция, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти - защита и обеспечение устойчивости рубля), Центральная избирательная комиссия РФ (проводит выборы и референдумы, возглавляет систему избирательных комиссий), Счётная палата РФ (осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета), Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления, принимает меры по восстановлению нарушенных прав) и некоторые другие федеральные государственные органы не относятся ни к одной из основных ветвей государственной власти. Подробное рассмотрение этой проблемы выходит далеко за пределы нашей с Вами программы.

4. Разделение властей в субъектах Российской Федерации.

Статьёй 1 Федерального закона " Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ" (1999) закреплены такие принципы деятельности органов государственной власти, как единство системы государственной власти, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица, самостоятельное осуществление органами государственной власти принадлежащих им полномочий. Указанным федеральным законом также определены основные полномочия, основы статуса и порядка деятельности законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти, а также высших должностных лиц субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды и мировые судьи. В субъектах РФ также действуют федеральные суды, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также должностные лица Администрации Президента РФ, органы прокуратуры, избирательные комиссии и другие государственные органы, которые не относятся ни к одной из основных ветвей власти.

 

10. Типы политической культуры. Особенности российской политической культуры:

10.1 Самая распространенная и принятая многими политологами клас­сификация политических культур предложена Г.Алмондом и С.Вербой.

В зависимости от специфики ориентации и степени участия в политической жизни они выделили три основных типа:

1. «Патриархальная политическая культура». На примере афри­канских племен или местных автономных общин авторы показывают, что в них не существует специализированных политических ролей, политиче­ская ориентация на племенных вождей не отделена от религиозных, социально-экономических и иных ориентаций. Представлений относительно политической системы (которой нет) и, соответственно, установок в отношении к ней просто не существует.

2. «Подданническая политическая культура». Специализированные политические институты уже существуют, и на них ориентируются члены общества, проявляя при этом различные чувства: гордость, неприязнь, воспринимая их как законные или как незаконные. Но отношение к политической системе носит пассивный характер без стремления изме­нить что-либо своими силами или участвовать в процессе принятия политических решений, влиять на них. Этот тип культуры характеризуется низкой политической активностью субъектов.

3. «Активистская политическая культура», или «политическая культура участия». Члены общества не только формируют свои требования политического характера, но и являются активными участниками политической системы в целом.

Американские авторы отмечают, что в реальной политической жизни эти типы в чистом виде не существуют. Взаимодействуя между собой, они образуют смешанные формы с доминированием того или иного компонента. Наряду с выделенными чистыми типами были предложены три типа смешанных политических культур: патриархально-подданическая, подданически-активистская, патриархально-активистская.

Патриархально-подданическая – большая часть населения как бы не затронута политикой, а относительно «продвинутое» меньшинство, располагая некоторыми знаниями о политической системе, не допускает ни малейших сомнений в авторитете государства и остается пассивным в плане попыток влияния на политические решения. Такой тип политической культуры характерен, к примеру, для средневековой Европы.

Подданически-активистская политическая культура предполагает, что подавляющее большинство населения в большей или меньшей степени осведомлено о политических институтах и процессах и о тех ограничениях, правилах, рамках поведения, которые накладываются на по­литическое поведение. Вместе с тем, одна часть населения ориентирована преимущественно на пассивное восприятие происходящего, а другая воспринимает существующую политическую систему не как нечто раз и навсегда заданное и от них не зависимое и стремится оказать влияние на принятие политических решений и протекание политических процессов.

Патриархально-активистская – смешанный тип политической культуры возникает там, где в рамках одного общества сосуществуют традиционно-патриархальные группы с их выключенностью из политического процесса и политически активные группы элит с высоким политическим сознанием. Подобный тип культуры характерен для развивающихся стран.

Существует и другая известная классификация политической культуры, данная Д.Каванахом. В ее основе –распределение политических ориентации. Выделяются:

1) гомогенная (однородная) политическая культура, которая характеризуется единством общества по основополагающим ценностям и толерантностью. Примером могут служить англо-американские демократии, в которых имеется согласие по поводу основных принципов сосуществования в политическом сообществе, т.е. консенсус в отношении политического режима и политических ценностей, низкий уровень конфликтности, преобладание юридически-правовых способов разрешения политических противоречий, лояльность граждан по отношению к своей политической системе;

2) фрагментарная политическая культура, которая отличается кон­фликтной оппозиционностью различных субкультур. Она характерна, например, для Италии, Франции, России, где граждане имеют различные убеждения, проявляющиеся в отношении к важнейшим вопросам политической жизни и политического устройства. Эти различия варьируются в зависимости от принадлежности к различным социальным группам.

По уровню общности выделяют:

а) общую политическую культуру – наиболее устойчивые, типич­ные признаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение основной массы населения;

б) субкультуры, каждая из которых есть совокупность политиче­ских ориентаций и моделей политического поведения, характерна для определенных социальных групп и регионов и отличается от доминирующей в обществе (социально-классовые, национально-этнические, ре­лигиозные, региональные и т.д.).

 

10.2

1. Политическая культура нашей страны в историческом пла­не весьма уникальна и самобытна. Для нее характерно наличие множества субкультур, обусловленное географическими, этничес­кими и конфессиональными факторами. В качестве основопола­гающих ценностей прошлого политического развития до нас дош­ли идеи самодержавной государственности, позволяющей существо­вать и развиваться различным регионам, народам и национальным общностям. На протяжении многих веков существовало центра­лизованное Российское государство, которое, по сути, предопреде­ляло политическое развитие общества и индивида.

Характерным для нашей истории было слияние с государ­ством церкви, кото


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.057 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал