Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика политической системы СССР и рсфср 1 страница






Чтобы адекватно воспринимать изменения, происходящие в политической системе российского общества, необходимо знать, что послужило основой для построения современной политической системы.

В октябре 1917 года Временное правительство в результате вооруженного восстания было низложено и в очередной раз в России встал вопрос о создании новой системы высших органов государственной власти. Решение этого вопроса взял на себя II Всероссийский съезд Советов, собравшийся в Петрограде 25-26 октября 1917 года. Первым актом, принятым съездом, был Декрет «Об учреждении Совета народных комиссаров», как высшего органа исполнительной власти до созыва Учредительного собрания.

В ходе выборов в Учредительное собрание за большевиков проголосовало лишь 25% избирателей. Даже в союзе с представителями единственной поддерживающей их партии - левых эсеров, они не могли образовать правящего большинства (из присутствовавших на заседании они вместе составляли 38, 5%)[2]. Предложение, внесенное на утверждение Учредительного собрания большевиками, объявить Россию республикой Советов, вся власть в которой в центре и на местах принадлежит Советам, не получило поддержки. После продолжительных дебатов было принято предложение социалистов-революционеров провозгласить государство Российской демократической федеративной республикой.

Решение, принятое Учредительным собранием, не устраивало большевиков, и Декретом ВЦИК от 7 (20) января 1918 года оно было распущено.

В связи с тем, что надежды большевиков на легитимацию политического режима с помощью Учредительного собрания не оправдались, встал вопрос о придании ему законности иным способом, что было сделано путем принятия 10 июля 1918 года V Всероссийским съездом Советов первой советской Конституции.

Высшей властью в РСФСР объявлялся Всероссийский съезд Советов. Он формировался путем многоступенчатых выборов из числа представителей местных съездов Советов. Норма представительства не была равной: представители городских Советов избирались по норме 1 депутат на 25 тыс. избирателей, а представители губернских Советов - по норме 1 депутат на 125 тыс. избирателей.

Всероссийский съезд Советов был органом, действовавшим на непостоянной основе, и поэтому в период между его заседаниями высшей властью в стране объявлялся Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК).

Объем компетенции съезда Советов выходил далеко за рамки законодательного органа, включая полномочия исполнительного органа государственной власти. Более того, ряд вопросов не мог быть решен коллегиальным органом такого масштаба. Подавляющее большинство вопросов компетенции съезда одновременно входили в компетенцию ВЦИК. К исключительной компетенции съезда Советов Конституция относила лишь два вопроса: установление, дополнение и изменение основных начал Конституции и ратификация мирных договоров.

Таким образом, Всероссийский съезд Советов, являясь высшим законодательным органом власти, выполнял свои функции номинально. Реально же вся полнота законодательной власти и значительная часть власти исполнительной принадлежала ВЦИКу. Этот вывод подтверждает практика законодательной деятельности этого периода.

После образования в декабре 1922 года Союза Советских Социалистических Республик встал вопрос о создании новой структуры органов государственной власти.

С образованием СССР правовой статус России изменился, возникла необходимость ее конституционного закрепления. Новая Конституция РСФСР, принятая в 1925 году, воспроизводила конструкцию законодательных органов и порядок их формирования, закрепленные прежним Основным законом. Однако произошли некоторые изменения в объеме компетенции законодательных органов. К исключительным полномочиям съезда, помимо ратификации мирных договоров и установления и изменения конституционных начал, теперь относилось право окончательного утверждения частичных изменений Конституции РСФСР, принятых сессиями ВЦИК, а также окончательного утверждения конституций автономных республик.

Изменения в социально-экономическом развитии СССР и субъективная позиция его политического руководства обусловили принятие в 1936 году новой Конституции СССР. По аналогии новые конституции принимали и входящие в него союзные республики. В Российской Советской Федеративной Социалистической Республике Конституция была принята 21 января 1937 года Чрезвычайным ХVII Всероссийским съездом Советов.

Новая Конституция внесла значительные изменения в структуру и порядок формирования законодательных органов РСФСР. К числу достоинств следует отнести: замену двухступенчатой системы единственным высшим законодательным органом - Верховным Советом; закрепление на конституционном уровне института депутатской неприкосновенности; закрепление института всеобщих, равных, прямых выборов Верховного и других Советов при тайном голосовании.

Роль ВЦИК в новой структуре государственной власти выполнял Президиум Верховного Совета. Он издавал указы, содержащие важнейшие нормативные предписания, а также за ним закреплялось право толкования законов РСФСР. При подобной практике фактическим законодательным органом государственной власти в стране оказывался не Верховный Совет, а избираемый из его состава Президиум. В дополнение к этому необходимо отметить и практику выборов депутатов Верховного Совета, исключавшую возможность выдвижения нескольких кандидатов на один мандат.

В Конституции СССР 1977 г. в ст.6 была закреплена роль КПСС, как ядра советской политической системы, руководящей и направляющей силы советского общества. Это положение было продублировано в конституциях союзных республик. В Конституции РСФСР 1978 года также появилась норма, устанавливающая, что проекты законов, внесенные на рассмотрение Верховного Совета РСФСР, обсуждаются на его заседаниях, а также появился перечень субъектов законодательной инициативы в Верховном Совете, а также то, что законы РСФСР принимаются не только Верховным Советом, но и народным голосованием (референдумом).

В России с октября 1917 по 1989 гг. сложилась не имеющая аналогов в развитых странах система органов государственной власти. Съезды Советов (позже - Верховные Советы) РСФСР являлись законодательными органами лишь формально, осуществляли лишь отдельные законодательные функции. На практике эту роль выполняла партийно-государственная бюрократия в лице ЦК КПСС и Совета Министров (до марта 1946 года - Совет Народных Комиссаров). Суды были полностью подконтрольны партийным органам и исполнительной власти.

Значительные изменения в политической жизни СССР и РСФСР начались с 1989-1990 гг. В феврале 1990 г. КПСС отказалась от своего зафиксированного статус-кво, в результате чего была отменена ст.6 Конституции СССР, что нашло свое отражение в организации государственной власти и реализации принципа разделения властей в деятельности федеральных органов. Однако, процесс внесения изменений и дополнений в Конституцию РФ 1978 года осуществлялся непоследовательно, без какого-либо заранее разработанного плана государственно-правовой реформы.

В 1989 году состоялись выборы народных депутатов СССР и в 1990 году – народных депутатов РСФСР на альтернативной основе. Принцип «полновластия Советов», несовместимый с принципом разделения властей, оказывал доминирующее влияние на структуру, сущность и характер деятельности законодательных органов СССР и РСФСР. Поэтому одномоментно преодолеть этот подход и за сравнительно короткий срок создать теорию и практику российского парламентаризма было невозможно. В силу отмеченных причин Конституция Российской Федерации в более поздней редакции (1992 г.) носит переходный характер и соединяет в структуре и организации деятельности государственной власти как элементы прежней концепции «полновластия Советов», так и элементы парламентаризма.

Система органов государственной власти, по данной Конституции, основана на принципе разделения властей, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами. Однако в нарушение этого основополагающего принципа высшим органом государственной власти объявлялся Съезд народных депутатов Российской Федерации. Тем самым съезд был поставлен над системой государственных органов, основанной на принципе разделения властей и разграничения предметов ведения и полномочий. Более того, съезд наделялся правом принимать к рассмотрению любой вопрос, отнесенный к ведению Российской Федерации, нарушив тем самым принцип разделения властей не только по горизонтали, но и по вертикали (между федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением).

Для осуществления значительного объема законодательных полномочий помимо съезда предусматривался еще один орган: Верховный Совет который именовался как орган Съезда народных депутатов, постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти. Формула статьи, закрепляющей правовой статус Верховного Совета, предполагала, что он не должен быть чисто законодательным органом государственной власти, поскольку соединял в себе полномочия двух, а то и трех ветвей власти.

В соответствии с Конституцией Верховный Совет формировался не избирателями, а Съездом народных депутатов из его состава. Хотя элементы репрезентативности в подборе членов Верховного Совета все же присутствовали и даже использовался нетрадиционный для нашей страны принцип их ротации, в данном случае можно говорить о попытке партийно-государственной бюрократии воспроизвести традиционную для нашей страны двуединую систему законодательных органов: съезд Советов - ВЦИК, Верховный Совет - Президиум, Съезд народных депутатов - Верховный Совет.

Верховный Совет имел двухпалатную структуру, причем палаты различались по специфике деятельности, были равноправны и обладали равными полномочиями в законодательном процессе, рассматривали одни и те же законопроекты. Заседания палат проходили преимущественно раздельно.

Принятием закона съездом или Верховным Советом законодательный процесс не завершался. За этим следовала процедура подписания закона президентом. Хотя формальных различий в юридической силе законы, принятые съездом или Верховным Советом, не имели, процедура их подписания была различной. В частности, законы, принятые Съездом, подлежали лишь обнародованию президентом. Его подпись под ними носила формальный характер, поскольку он не обладал по отношению к ним правом вето. На законы, принятые Верховным Советом, президент в установленный 14-дневный срок мог наложить отлагательное вето, которое преодолевалось обычным большинством голосов депутатов каждой из палат. На практике депутаты в большинстве случаев соглашались с замечаниями президента и вносили в текст законов необходимые изменения.

По Конституции Российской Федерации в редакции 1992 года Съезд народных депутатов провозглашен высшим органом государственной власти, обладающим не только законодательными, но и рядом учредительных функций по отношению к органам исполнительной и судебной власти. Если исходить из того, что съезд - это парламент, то таким образом в России была учреждена парламентская республика.

По итогам референдума 1990 года в стране был учрежден пост президента с достаточно широкими полномочиями. В соответствии с Конституцией он избирался гражданами на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права. Первые выборы президента состоялись 12 июня 1991 года, на которых Президентом Российской Федерации был избран Б.Н.Ельцин.

Таким образом, характер формы правления и организации государственной власти можно определить как президентско-парламентскую республику советского типа.

Смешанные формы правления, как показывает практика, не бывают устойчивыми, и кризис этой формы правления в России исторически был вполне закономерен, о чем свидетельствуют события октября 1993 г., которые были инициированы президентским указом «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». В результате была прервана деятельность съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации и в корне изменена система органов власти страны.

17. Основные этапы возникновения и развития политической науки:

Существуют различные подходы в трактовке генезиса политической науки.

Так, в Философском энциклопедическом словаре (М., 1984) выделяется три этапа эволюции политической науки:

от античной социально-политической мысли, когда политическое знание входило в состав философии;

этап отпочкования науки о государстве и праве, когда политика и политические институты рассматривались главным образом под углом под углом зрения юридических норм;

современный этап, когда внимание концентрируется на реальных политических процессах.

Наиболее же распространённой в отечественной литературе является следующая точка зрения. Первоначальные социально-политические представления всех древних народов – вавилонян, египтян, персов, евреев, китайцев, индусов, греков, римлян – одинаково носили религиозно-мифологический характер. Для этой формы социально-политических воззрений характерно представление о божественном происхождении власти и общественно-политического порядка, хотя понимание характера связи божественного начала с земными отношениями у всех народов разное. В 8-6 вв. до н.э. начинается отход от первоначальных религиозно-мифологических представлений к более или менее рациональному взгляду на мир в целом, и на государство и власть в частности. Эта тенденция к рационализации нашла выражение в учении Конфуция и легистов в Китае, брахманизма и буддизма в Индии. Создание первых политических категорий и дифиниций способствовало возникновению собственно теоретических концепций политики, связанных прежде всего с творчеством Платона и Аристотеля.

Аристотель первым формулирует особый предмет политической науки, тем самым выделяя политическое знание в рамках философии: политическая наука занимается государством или полисом. Политическая наука – наука о высшем благе человека и государства, о наилучшем государственном устройстве. Её объектами являются прекрасное и справедливое, которые достижимы лишь в разумно устроенном государстве. Среди всех других наук и искусств политическая наука занимает особое место, поскольку она имеет высшую цель – придать гражданам известного рода хорошие качества и сделать их людьми, поступающими прекрасно. Иными словами, политическая наука призвана научить людей красиво и справедливо совместно проживать в обществе, взаимодействовать в едином государстве.

Отсюда видно, что первые теоретические концепции политики имеют философско-этический характер. Их авторы практически отождествляют политическое с общественным и используют для характеристики политики этические и эстетические категории.

Впервые освободил политическую науку от религиозно-этической формы Никколо Макиавелли (1469—1527). Если до Макиавелли главным в политике были цели государства, а государственная власть рассматривалась как средство для их реализации, то для Макиавелли главным в политике стала сама власть, способы и методы её завоевания и удержания. При этом великого итальянца не интересуют наследственные монархии. Объектом его внимания становится так называемый «новый государь», т.е. человек, не имеющий права на власть по рождению и завоёвывающий её исключительно благодаря личным способностям. В этой связи Макиавелли даёт будущим государям практические советы, формулирует общие правила, с помощью которых можно добиться государственной власти и удержать ее. Другими словами, Макиавелли, в отличие от своих предшественников, многие из которых «измышляли республики и княжества прекрасные, хотя и никогда не виданные», стремится подчинить политическую науку решению практических задач, «ибо велико расстояние от того, как протекает жизнь в действительности, до того, как должно было бы жить, согласно теоретическим представлениям о жизни». Макиавелли рассматривает политику как самостоятельную сферу жизни, где не действуют нормы человеческой морали или христианской этики. Она имеет свои закономерности, которые должны быть изучены и осмыслены, а не выведены из святого писания или сконструированы умозрительно.

И, наконец, Макиавелли первым употребляет термин «государство» в близком к современному, собственно политическом значении. В отличие от широко использовавшихся в политической науке понятий республика, княжество, империя, монархия, демократия, аристократия, тирания и т.п., «stato» у Макиавелли означает общее понятие «государство» независимо от его конкретных форм. Оно призвано характеризовать политическое состояние общества, его политическую организацию.

Благодаря всему этому последующие поколения государствоведов назвали Макиавелли Ньютоном науки о государстве и первым политическим мыслителем Нового времени. С его работами был сделан первый крупный шаг в создании современной политической науки. Огромный вклад в её становление внесли также такие европейские и американские мыслители, как Дж. Локк, Ш. Монтескье, Б. Спиноза, Т. Джефферсон, Дж. Медисон, А. Токвиль, Д.С.Милль и многие другие.

Несколько другой подход к периодизации развития политической науки предлагает К.С. Гаджиев. Он считает возможным выделить три периода. Первый – предыстория – продолжается от античности до Нового времени. Его значение состоит в накоплении и передаче от поколения к поколению политического знания. Второй период – с начала Нового времени примерно до середины 19 в. – характеризуется формированием важнейших представлений о политике, власти, государстве, политических институтах в современном их понимании. В третий период, охватывающий 80-90-е гг. 19 в. и первые десятилетия 20 в., политическая наука институализируется и утверждается в качестве особой дисциплины с собственными предметом исследования, методами и методологией.

Весьма своеобразный подход к выделению этапов развития политической науки сложился в американской политологии. Один из авторов этого подхода К. Дойч считает, что каждая общественная наука, в том числе политология, проходит в своём развитии три этапа: философский, эмпирический и стадию рефлексии, ревизии эмпирического состояния.

Применительно к политологии первый, преимущественно философский период её развития длился примерно со времён Аристотеля до Гражданской войны в Америке 1861—1865 гг. Крайними историческими вехами второй, эмпирической ступени выступает Гражданская война в Америке и Вторая мировая война. Третья стадия развития политической науки началась после Второй мировой войны и продолжается до наших дней. Она отличается научной рефлексией, критическим переосмыслением всего арсенала накопленных теоретических и эмпирических знаний и их дальнейшим углублением.

Несмотря на всё различие изложенных подходов, общим для них является подчёркивание многоступенчатого характера развития политической науки. Все авторы согласны в том, что политическая наука в своей первоначальной, философско-этической форме возникает во времена Конфуция, Платона и Аристотеля и проходит в своём развитии ряд этапов.

Свой современный облик политология приобретает во второй половине 19 века, когда её стали преподавать в колледжах и университетах США. В это время происходит её становление как самостоятельной академической дисциплины. В 1857 г. в Коллумбийском колледже Фрэнсисом Либером создаётся кафедра истории и политической науки. В 1880 г. в этом же колледже организуется первая школа политической науки. В 1903 г. создана Американская ассоциация политических наук, объединяющая политологические научные и учебные институты.

Примерно в то же время происходит превращение политологии в самостоятельную научную и учебную дисциплину и в Европе, где важный вклад в её разработку внесли такие учёные, как М. Вебер, Р. Михельс, Г. Моска, В. Парето и др. Так, в 1896 г. один из виднейших европейских политологов и социологов итальянец Гаэтано Моска называет свой ставший позднее классическим труд «Элементы политической науки».

В начале 20 века процесс выделения политологии в самостоятельную академическую дисциплину в основном завершается. Особенно интенсивно политология начала развиваться за рубежом после Второй мировой войны. В 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО была создана Международная ассоциация политической науки, которая действует и в наши дни. Её создание объясняется ростом значения политики как фактора жизни общества. В то же время её создание способствовало активизации политических исследований.

Сегодня политология, наряду с социологией и психологией, занимает ведущее место в американском и европейском обществоведении. По числу исследований и количеству публикаций она занимает первое место среди обществоведческих дисциплин. Политология преподаётся практически во всех высших учебных заведениях за рубежом.

В нашей стране плодотворные политические исследования осуществлялись во 2-й половине 19 – начале 20 в. Заметный вклад в мировую политическую науку внесли М.М. Ковалевский, Б.Н Чичерин, П.И. Новгородцев, М.Я. Острогорский, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и др.

В 20-е годы политология, также как кибернетика, генетика, социология, была объявлена буржуазной лженаукой. Во времена хрущевской «оттепели» в 1995 г. была создана Советская ассоциация политических (государствоведческих) наук, ставшая членом МАПН. В 1979 г. в Москве состоялся 11-й конгресс МАПН. Но даже и после этого политология не была признана в качестве самостоятельной науки. Отдельные политологические исследования осуществлялись в рамках смежных дисциплин – исторического материализма, научного коммунизма, истории КПСС, теории государства и права. Однако и эти исследования были ограничены рамками господствующей идеологии.

Отношение к политологии стало меняться лишь в период перестройки и демократизации общества во второй половине 80-х гг. В 1990 г. Госкомитетом по науке и технике СССР была введена номенклатура научных работников под общим названием Политические науки, т.е. у нас появились политологи. Началась защита кандидатских и докторских диссертаций по данной специальности, подготовка профессиональных политологов в вузах, а также преподавание политологии в качестве самостоятельной дисциплины не только в высших, но и в средних специальных учебных заведениях и даже в ряде общеобразовательных школ. Всё это, наряду с появлением специальных научных периодических изданий и возникновением академических, государственных и независимых общественных политологических центров, позволяет говорить о возрождении политической науки в нашей стране.

18. Становление и развитие политической мысли в Древнем мире. Политические воззрения Платона и Аристотеля:

К числу мыслителей, идеи которых оказали значительное воздействие на последующую политическую мысль, относятся древнегреческие философы Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель. Они были не только философами в полном смысле этого слова, но и глубокими политическими мыслителями.

Основы теоретического исследования политической жизни, политики одним из первых заложил Сократ (468—399 до и. э.). Он познавал политическую жизнь, все формы ее проявления не на уровне представлений, догадок и мифов, но уже в системе определенных категорий, хотя и не излагал свои взгляды в письменной форме, а только в устных беседах. Теоретический ум Сократа позволил ему подняться до весьма ценных обобщений, важных для политической науки. Он пришел к выводу, что основу государственной (полисной) жизни составляет закон. По его мнению, нормальная организация жизнедеятельности общества возможна только на основе закона. Сократ не только осознавал необходимость соблюдения законов для правильного устройства государства, но считал законопослушание главным критерием жизненных поступков человека.

Теоретическая позиция Сократа, согласно которой он отождествлял законное и справедливое, послужила ему отправной точкой для классификации и характеристики различных форм государственного устройства и правления. Если власть основывается на воле народа и на государственных законах, полагал он, то это будет царство. Если же на произволе правителя, то это тирания. Власть богатства Сократ называл плутократией и т. д.

Интересные мысли Сократ высказал и по вопросу об управлении государством. По его мнению, успешно управленческую деятельность способны осуществлять только знающие, специально подготовленные люди. Он весьма неодобрительно отзывался о порядке назначения должностных лиц па основе жребия, то есть практически без учета уровня профессиональной подготовки и других качеств претендентов. Некомпетентность управляющих для него была синонимом гибели государства, перехода к тираническому режиму правления.

Глубокие мысли о политической мысли высказал крупнейший представитель древнегреческого материализма - Демокрит (ок. 460 до н. э, — год смерти неизвестен),

Демокрит поставил вопрос о возникновении, общества, социальных и политических институтов. По его мнению, первоначально жизнь людей не отличалась от жизни животных. Как и животные люди пользовались готовыми продуктами природы. В последующем, используя орудия труда, удовлетворяя свои потребности, люди научились изготавливать одежду, строить жилища и т. д., а тем самым создали общество. Общество, по Демокриту, — это результат человеческого ума, рук, способностей. Важнейшим условием общественной жизни, полагал мыслитель, является разделение труда.

Идеальным, по мнению Демокрита, является такое устройство общественной жизни, при котором человек не подвержен воздействию страха, страстей.

Политическую мысль Древней Греции па качественно новый уровень поднял Платон (427—347 до н. э.). Он явился не только одним из гениальных последователей Сократа, по и оригинальным мыслителем. Влияние Сократа особенно сказалось на ранних работах Платона. В последующем его взгляды претерпели значительную эволюцию.

В самом сжатом виде суть учения Платона состоит в том, что он в качестве истинного бытия рассматривал не окружающий сто мир, не реальную политическую жизнь с ее многообразными формами проявления, а некие идеальные конструкции, умопостигаемый мир идей.

Политические воззрения Платона изложены в его трудах «Государство», «Политик», «Законы» и других.

Для удовлетворения своих потребностей, считал мыслитель, люди нуждаются в совместном поселении — государстве (обществе). Государство (по Платону, понятия «государство» и «общество» являются тождественными) появляется в результате врожденных людям социальных потребностей. Оно необходимо для поддержания порядка, защиты людей от внешних врагов. Государство должно быть счастливо «не в отдельно взятой его части, не так, чтобы лишь кое кто в нем был счастлив, писал Платон в «Государстве», -— но так, чтобы око было счастливо в целом».

Все граждане, по Платону, а их он подразделял на три группы: мудрецы (философы), стражи и ремесленники и крестьяне, должны поддерживать государство. Управление в государстве должны осуществлять мудрецы (философы). «Пока в государствах не будут царствовать философы, - писал мыслитель, — до тех пор... государства не избавятся от зол» (Платон. Соч. — Т.З. — Ч. I—M., 1971. — С. 275).

Платон дал характеристику форм государственной власти. Он полагал, что правильными формами этой власти являются монархия и аристократия, а искаженными — тимократия, олигархия, демократия и тирания.

Платон высказал много идей, которые сохраняют свою актуальность до настоящего времени. Это относится, прежде всего, к идее правового государства. В одном из своих основных произведений «Законы» он писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где законы не имеют силы и находятся под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, которые только могут даровать государствам боги» (Платон. Соч. — Т. 3. — Ч. 2. — М., 1978. — С. 188—189).

По мысли Платона, то государство близко к совершенству, в котором господствуют по правители, а законы. В первом случае, то есть когда правители становятся над законами, правление приобретает тиранические черты. Тирания, как наиболее худшая из форм правления, вырастает на плечах необузданной демократии, перерастающей из власти народа во власть толпы, сметающей на своем пути все ограничения,, установленные законом. Чрезмерная свобода превращается, в свою очередь, в чрезмерное рабство. Тиран, по Платону, добивается власти под видом выражения и защиты интересов народа. Такой «защитник» интересов народа, писал Платон в своем труде «Государство», первое время «улыбается и обнимает всех, с кем встречается, не называет себя тираном, обещает много в частном и общем, народу и близким к себе раздает много земель и притворяется милостивым п кротким по отношению ко всем». В последующем он сбрасывает камуфляж, устанавливает диктаторское правление, основывающееся на его личной власти, произволе.

Платон выдвинул и обосновал идею идеального устройства государства. Таким государством, по его мнению, должны управлять одаренные, хорошо подготовленные, высоконравственные люди. Первоначальный вариант устройства идеального государства Платон изложил в труде «Государство». В этом труде утверждение такого государства он связывал с далеким будущим. В более поздних работах, например, в диалоге «Законы», Платон нарисовал другие варианты идеального государства. Существование такого государства он отнес к давно прошедшим временам.

Равным по масштабу Платону в истории политической мысли явился его ученик, последователь и оппонент Аристотель

(384—322 до н. э.). Исследователи политической мысли называют Аристотеля основоположником политической науки как отдельной дисциплины. Это имеет достаточные основания.

Для понимания политического учения Аристотеля наибольший интерес представляют его работы: «Политика», «Афинская пoлития», «Этика», «Риторика». Во многом следуя своему учителю, он тем не менее создал собственное оригинальное политическое учение.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал