Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика политической системы СССР и рсфср 4 страница






Логическим продолжением реформ 60-70-х годов XIX в. могло бы стать принятие умеренных конституционных предложений, разработанных в конце 70-х годов министром внутренних дел генералом М.Т. Лорис-Меликовым. Однако убийство народовольцами императора Александра II 1 марта 1881 г. изменило общее направление правительственного курса.

Александр III. Новый император, как и его предшественник, рано приобщился к государственным делам, проявил себя как незаурядный военный. Он вошел в историю как царь - " Миротворец", так как был убежденным противником разрешения международных проблем военными средствами. Его политические взгляды были глубоко консервативными. Они заключались в приверженности принципам неограниченного самодержавия, религиозности и русофильства. Это побуждало его к мерам, направленным на укрепление существующего строя, насаждение православия и русификацию окраин России. Его ближайшее окружение составляли наиболее реакционно настроенные политические и общественные деятели, среди которых особо выделялись обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев, министр внутренних дел граф Д.А. Толстой и публицист М.Н. Катков.

Потрясенный убийством отца и под давлением своего окружения, Александр III отверг предложения М.Т. Лорис-Меликова. В апреле 1881 г. был обнародован манифест " О незыблемости самодержавия". В августе последовало " Положение о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия". " Либеральные бюрократы" были отправлены в отставку. Началась эпоха усиления реакционной тенденции во внутренней политике.

Изменения в системе местного управления. Сельская крестьянская администрация была в 1889 г. подчинена земским начальникам. Они назначались из потомственных дворян и полностью контролировали жизнь русской деревни. В 1890 г. новое " Положение о губернских и уездных земских учреждениях" во многом ограничило функции земств и усилило в них позиции дворян. " Городовое положение" 1892 г. укрепило роль дворянства и крупной буржуазии в городских думах, расширило систему опеки и вмешательство правительства в городское самоуправление.

Изменения в области образования и печати. Правительство стремилось полностью подчинить среднюю школу контролю государства и церкви в лице Синода. В 1887 г. был введен циркуляр о " кухаркиных детях", не допускавший прием в гимназии детей лакеев, прачек, мелких лавочников и т.д.

В 1884 г. новый университетский Устав ликвидировал автономию вузов. Одновременно был усилен полицейский надзор за студентами и увеличена плата за обучение. Из университетов были уволены многие прогрессивные профессора. Было свернуто женское высшее образование.

" Временные правила о печати" 1882 г. покончили с либеральной политикой 60-х годов в области цензуры. Право закрывать любое издание получило не только министерство внутренних дел, но и обер-прокурор Синода. Правительство оказывало поддержку " правым" изданиям, среди которых выделялись " Московские ведомости" М.Н. Каткова. Цензура при Александре III была еще более жесткой, чем при Николае I.

В целом во внутренней политике второй половины XIX в. проявлялись и прогрессивные, и реакционные тенденции. Несмотря на контрреформы, правительству Александра III все-таки не удалось окончательно уничтожить земства и городское самоуправление. Они остались центрами объединения либералов. Сохранилась система судопроизводства. В ходе завершения военной реформы наметилась некоторая демократизация офицерского корпуса. Правительство было вынуждено сделать новые шаги в решении крестьянского вопроса. Были понижены выкупные платежи и прекращено временнообязанное состояние крестьян. Законами 80-х годов о штрафах, о фабричной инспекции, о запрещении ночной работы для женщин и подростков было положено начало правительственной регламентации взаимоотношений между предпринимателями и рабочими.

 

 

26. Советская власть, её происхождение и место в политической эволюции России:

Советская власть - это самая устойчивая форма диктатуры пролетариата, это высшая форма народовластия. Ни одна из форм власти - ни монархия, ни парламентская республика - не дали тех результатов, что дала Советская власть. Почему? Потому, что Советская власть, как власть опирается на более широкие слои населения, чем любая другая, на трудящихся.

Как объяснил В.И. Ленин, в словосочетании Советская власть, с точки зрения грамматики, власть - это существительное, а Советская - прилагательное, но с точки зрения политики, советская - это содержательное понятие, суть власти. Советская власть строится на преимуществе тех, кто работает и, прежде всего, в крупных трудовых коллективах, используя собственную свою организованность для того, чтобы управлять всеми делами и страной. Советская власть ограничивает политические права, в том числе избирательное, эксплуататорских, паразитических слоев населения.

Мы за Советскую власть в ее ленинском понимании, когда право выдвигать и выбирать своих депутатов будут иметь трудовые коллективы, когда трудящиеся слои, в том числе пенсионеры, будут иметь полное право избирать (и отзывать) своих представителей во все звенья системы власти. Когда качественный состав этой власти будут определять люди, которых избиратели знают по делам, а не деньги, которые вкладываются в избирательные кампании.

Ленин писал, что, если история на известное время все-таки откинет нас назад, к буржуазному парламентаризму, то нам абсолютно ясно, за что мы будем бороться - за республику Советов.

Те, кто создает материальные ценности, имеет не меньше прав участвовать в управлении обществом и государством, чем те, кто распределяет и перераспределяет. Все эти мифы о высокопрофессиональных управленцах, не больше, чем обыкновенное лукавство. Конечно, слесарь или доярка не напишут столь складно, как, например, Явлинский, не скажут столь красиво, как Подберезкин, но иметь свое мнение и высказывать его по конкретным проблемам государственной жизни они могут. А уж справедливо разделить национальный продукт могут только трудящиеся.

Некоторые функционеры обещают подарить Советскую власть народу. Мол, вот они завоюют большинство в Думе, а затем объявят о воссоздании Советской власти в центре и на местах, отменят институт президентства, а Госдуму объявят Верховным Советом. В истории же известен только один путь создания Советской власти: сначала возникли Советы как форма борьбы, как форма организации рабочего класса, потом была провозглашена власть Советов, потом появилось Советское государство и только затем была издана Советская Конституция. Другого хода не бывает. Только через борьбу.

Такую будущую власть, которая опирается на трудовые коллективы, мы уже должны готовить сегодня, создавая Советы рабочих и специалистов, стачкомы, Советы трудовых коллективов и т.д.

1. Великая Октябрьская социалистическая революция установила в стране Советскую власть – наиболее устойчивую из известных форм диктатуры пролетариата. На Втором съезде Советов рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов на следующий день после революции именно и была провозглашена власть трудового народа, т.е. диктатура пролетариата, облечённая ещё в условиях царской России в форму Советов.

2. Советы – наиболее устойчивая из всех известных истории форм диктатуры пролетариата не только потому, что просуществовали дольше и имеют за плечами великие дела. Их устойчивость и наибольшая адекватность для выполнения функции диктатуры пролетариата объясняется конкретно тем, что Советы опираются на объективную реальность, объединяющую людей труда – их организационное единство в процессе материального производства. (Буржуазный парламентаризм тоже опирается на объективную реальность, но эта реальность выражается властью денег, культом капитала). В Советах трудящиеся впервые в истории получили право использовать свою организованность в процессе труда для ведения политических дел – избирать в своих трудовых коллективах депутатов и в любой момент отзывать их, контролировать органы государственной власти, обеспечивать таким образом подчинение государства своим интересам. В 1917 г. была установлена высшая, подлинно прогрессивная форма демократии – пролетарская демократия – трудящихся и для трудящихся.

3. Чрезвычайно важным моментом в понимании объективной, вполне материальной основы советской власти является тот факт, что Советы появились задолго до Октябрьской революции в 1905 г. в ходе Первой русской революции как органы борьбы самих рабочих за экономические и политические права. Советы – не выдумка большевиков, писал Ленин, Советы – форма борьбы, найденная самим рабочим классом в ходе Иваново-Вознесенской экономической, а затем и политической стачки, и строились именно по производственному признаку как представительства рабочих от фабрик и заводов. Только затем они сливались в единое целое, вплоть до государственной власти. Кстати, господа фабриканты, заводчики, капиталисты с первого дня были готовы вступить в переговоры с рабочими депутатами, но их главным условием было разделение переговоров каждого хозяина со " своими" депутатами. Рабочие же держались формулы " Все против всех", понимая, что в этом единстве заключается ещё не достаточное, но необходимое условие их успеха.

4. Объективная основа советской власти предопределила историческую цепочку развития событий: сначала без всякого согласования с царизмом появились Советы - затем была совершена социалистическая революция - произошло установление Советской власти – создание советского государства и только потом принятие Советской конституции и образование Советского Союза. Это историческая последовательность определяется логикой классовой борьбы и не может быть иной, То есть роль Советов чрезвычайно важна в вопросе борьбы за власть. Никакие парламенты и правительства " народного доверия" советскую конституцию не примут и к социализму не приведут.

5. Советы не являются рабочим парламентом, как пробуют преподнести дело некоторые теоретики, в том числе введя формулу: движение к народовластию в форме парламентской республики советского типа. Советы являются боевым отрядом пролетариата для ведения классовой борьбы. В.И. Ленин писал: " Совет рабочих депутатов - не рабочий парламент и не орган пролетарского самоуправления, вообще не орган самоуправления, а боевая организация для достижения определенных целей (ПСС, т. 12, стр. 129).

6. Советы совсем не отдавали сразу руль управления в руки неподготовленных рабочих и даже кухарок. Наоборот, Владимир Ильич в работе " Удержат ли большевики государственную власть? " писал: " Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской, и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато оно было немедленно, т. е. к обучению этому начали немедленно привлекать всех трудящихся, всю бедноту".

7. Изучая историю вопроса возникновения Советов, работая над Второй программой РКП(б), Владимир Ильич Ленин выделил основные принципы, на которые должно опираться строительство Советской власти. К таким принципам относятся:
- объединение и организация угнетённых капитализмом трудящихся и эксплуатируемых масс и только их, то есть при исключении эксплуататорских классов;
- организация наиболее активной и сознательной части угнетённых классов, их авангарда, который должен воспитывать и привлекать поголовно всё трудящееся население к самостоятельному участию в управлении государством не теоретически, а практически;
- уничтожение парламентаризма как разделения властей. Соединение законодательной и исполнительной государственной работы в одном органе. Сами приняли закон, сами организовывают управление и исполнение;
- обеспечение тесной и непосредственной связи с производительными экономическими единицами. Основной ячейкой государственного строительства (в том числе выборов) становится коллектив завода, предприятия (промышленного или сельскохозяйственного), учреждения, то есть ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ОКРУГ. Для категорий населения, не охваченных этими формами производственной деятельности, – ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОКРУГ;
- более тесная связь с массами всего аппарата государственной власти и государственного управления, чем во всех известных прежде формах демократизма;
- возможность постепенного устранения бюрократизма в аппарате государственного управления;
- более полный демократизм формирования органов власти в силу меньшей формальности, простоты выбора и отзыва депутатов трудовыми коллективами в любое время;
- перенесение центра тяжести в вопросах демократизма с формального признания формального равенства бедных и богатых на практическую осуществимость пользования свободой и демократией трудящейся массой населения;
- создание вооруженных сил, органически связанных с трудовым народом. При необходимости – решение задачи разоружения буржуазии;
- дальнейшее всё более широкое и планомерное развитие Советской власти, чтобы всё население (поголовно) постепенно вовлекалось в управление обществом.

8. Временное отступление и поражение Советов во многом объясняется ошибками партии в теории коммунизма и уходом от этих принципов, что привело к вырождению советов в некие аналоги буржуазных парламентов.

9. Сегодня ход истории отбросил Россию и все советские народы на какое-то время назад. Однако мы знаем, что Владимир Ильич, разрабатывая программные вопросы, предупреждал: " Программа должна указать, что наша партия, не откажется от использования и буржуазного парламентаризма, если ход борьбы отбросит нас назад, на известное время, к этой превзойденной теперь нашею революцией, исторической ступени. Но во всяком случае и при всех обстоятельствах партия будет бороться за Советскую республику, как высший по демократизму тип государства и как форму диктатуры пролетариата, свержения ига эксплуататоров и подавление их сопротивления" (ПСС, т. 36, стр. 58).
Без этого невозможно движение к социализму и коммунизму.
Мы видим, что В.И. Ленин считал этот вопрос программно важным.

10. Исторический опыт строительства социализма в СССР неопровержимо доказал факт существования классовой борьбы в период строительства социализма вплоть до его полной и окончательной победы (победы, которая так и не была достигнута), а также возможность буржуазной контрреволюции. Поэтому восстановление и утверждение принципа диктатуры пролетариата в стратегии и тактике коммунистической партии является обязательным условием для успешной борьбы в современную эпоху. Суть Советов, как органов борьбы за власть, проявилась в способах приведения пролетариата к власти.

 

27. Революции 1905 и 1917 годов и их роль в политической модернизации России:

Промышленный спад, расстройство денежного обращения, неурожай и огромный государственный долг, выросший со времен Русско-Турецкой войны, влекли обострение необходимости реформирования деятельности и органов власти. Прекращение периода существенной значимости натурального хозяйства, интенсивная форма прогресса промышленных методов уже для XIX века потребовали радикальных новаций в администрировании и праве. Вслед за отменой крепостного права и преобразованием хозяйств в предприятия промышленности требовался новый институт законодательной власти.

Крестьянство[править | править вики-текст]

Крестьяне составляли самое многочисленное сословие Российской империи — около 77 % от общего населения[5]. Быстрый рост численности населения в 1860—1900 годах привёл к тому, что величина среднего надела сократилась в 1, 7-2 раза[6][7][8], в то время как средняя урожайность за указанный период выросла всего в 1, 34 раза[9]. Результатом этого дисбаланса стало постоянное падение среднего сбора хлеба на душу земледельческого населения и, как следствие, ухудшение экономического положения крестьянства в целом.

Помимо этого, в Европе происходили большие экономические перемены, вызванные появлением там дешёвого американского зерна. Это поставило Россию, где зерно являлось основным экспортным товаром, в очень трудное положение.

Курс на активное стимулирование экспорта хлеба, взятый с конца 1880-х годов российским правительством, явился ещё одним фактором, ухудшившим продовольственное положение крестьянства. Лозунг «не доедим, но вывезем», выдвинутый министром финансов Вышнеградским, отражал стремление правительства поддерживать экспорт хлеба любой ценой, даже в условиях внутреннего неурожая. Это было одной из причин, приведших к голоду 1891—1892 года. Начиная с голода 1891 г. кризис сельского хозяйства все больше признавался как затяжной и глубокий недуг всей экономики Центральной России[10].

Мотивация крестьян к повышению производительности своего труда была низкой. Причины этого были изложены Витте в своих воспоминаниях следующим образом:

Как может человек проявить и развить не только свой труд, но инициативу в своем труде, когда он знает, что обрабатываемая им земля через некоторое время может быть заменена другой (община), что плоды его трудов будут делиться не на основании общих законов и завещательных прав, а по обычаю (а часто обычай есть усмотрение)[11][12][13], когда он может быть ответственен за налоги, не внесённые другими (круговая порука)… когда он не может ни передвигаться, ни оставлять своё, часто беднее птичьего гнезда, жилище без паспорта, выдача коего зависит от усмотрения[14], когда одним словом, его быт в некоторой степени похож на быт домашнего животного с тою разницею, что в жизни домашнего животного заинтересован владелец, ибо это его имущество, а Российское государство этого имущества имеет при данной стадии развития государственности в излишке, а то, что имеется в излишке, или мало, или совсем не ценится[15].

Постоянное снижение размеров земельных наделов («малоземелье») привели к тому, что общим лозунгом российского крестьянства в революции 1905 года было требование земли, за счёт перераспределения в пользу крестьянских общин частновладельческой (в первую очередь помещичьей) земли.

Итоги революции[править | править вики-текст]

сложились новые государственные органы — начало развития парламентаризма;

некоторое ограничение самодержавия;

введены демократические свободы, отменена цензура, разрешены профсоюзы, легальные политические партии;

буржуазия получила возможность участвовать в политической жизни страны;

улучшилось положение рабочих, повышена зарплата, рабочий день уменьшился до 9—10 часов;

отменены выкупные платежи крестьян, расширена свобода их передвижения;

ограничена власть земских начальников.

01 августа 1914 года в России началась Первая мировая война, продлившаяся до 11 ноября 1918 года, причиной которой стала борьба за сферы влияния в условиях, когда единый европейский рыночный и правовой механизм не был создан.
Россия в этой войне была обороняющейся стороной. И хотя патриотизм и героизм солдат и офицеров был велик, не было ни единой воли, ни серьезных планов ведения войны, ни достаточного снабжения боеприпасами, обмундированием и продовольствием. Это внушало неуверенность армии. Она теряла своих солдат и терпела поражения. Военный министр был отдан под суд, смещен со своего поста Верховный главнокомандующий. Главковерхом стал сам Николай II. Но ситуация не улучшилась. Несмотря на непрерывный экономический рост (росли добыча угля и нефти, производство снарядов, орудий и других видов вооружений, были накоплены огромные запасы на случай длительного ведения войны) ситуация складывалась так, что в военные годы Россия оказалась как без авторитетного правительства, без авторитетного премьер-министра, так и без авторитетной Ставки. Офицерский корпус пополнялся образованными людьми, т.е. интеллигенцией, которая была подвержена оппозиционным настроениям, а каждодневное участие в войне, на которой не хватало самого необходимого, давало пищу сомнениям.
Растущая централизация управления экономикой, осуществляемая на фоне растущего дефицита сырья, топлива, транспорта, квалифицированной рабочей силы, сопровождающаяся размахом спекуляции и злоупотреблений, приводили к тому, что роль государственного регулирования возрастала вместе с ростом негативных факторов экономики (История отечественного государства и права. Ч. 1: Учебник / Под ред. О. И. Чистякова. - М.: Издательство БЕК, 1998)

В городах появились очереди, стояние в которых было психологическим надломом для сотен тысяч рабочих и работниц.
Преобладание выпуска военной продукции над гражданской и рост цен на продовольствие приводили к неуклонному росту цен на все потребительские товары. При этом заработная плата не поспевала за ростом цен. Недовольство нарастало как в тылу, так и на фронте. И обращалось оно прежде всего против монарха и его правительства.
Если учесть, что с ноября 1916 года по март 1917 года сменилось три премьер-министра, два министра внутренних дел и два министра земледелия, то действительно верно выражение убежденного монархиста В.Шульгина о сложившемся в то время в России положении: «самодержавие без самодержца».
Среди ряда видных политиков, в полулегальных организациях и кружках зрел заговор, и обговаривались планы по отстранению Николая II от власти. Предполагалось захватить поезд царя между Могилевом и Петроградом и заставить монарха отречься.
Октябрьская революция была крупным шагом на пути превращения феодального государства в буржуазное. Октябрь создал принципиально новое, Советское государство. Октябрьская революция была вызвана рядом объективных и субъективных причин. К объективным, прежде всего, следует отнести классовые противоречия, обострившиеся в 1917г.:

Противоречия, присущие буржуазному обществу, - антагонизм между трудом и капиталом. Российская буржуазия, молодая и неопытная, не сумела увидеть опасность грядущих классовых трений и своевременно не приняла достаточных мер к тому, чтобы по возможности снизить накал классовой борьбы.

Конфликты в деревне, которые развивались еще острее. Крестьяне, веками мечтавшие отобрать землю у помещиков и прогнать их самих, не были удовлетворены ни реформой 1861 г., ни Столыпинской реформой. Они откровенно жаждали получить всю землю и избавиться от давних эксплуататоров. Кроме того, с самого начала ХХ века в деревне обострилось новое противоречие, связанное с дифференциацией самого крестьянства. Это расслоение усилилось после Столыпинской реформы, пытавшейся создать новый класс собственников в деревне за счет передела крестьянских земель, связанного с разрушением общины. Теперь у широких крестьянских масс кроме помещика появился и новый враг - кулак, еще более ненавистный, поскольку он был выходцем из своей Среды.

Национальные коллизии. Национальное движение, не слишком сильное в период 1905-1907 гг., обострилось после Февраля и постепенно нарастало к осени 1917 г.

Мировая война. Первый шовинистический угар, охвативший известные слои общества в начале войны, скоро рассеялся, и к 1917 г. подавляющая масса населения, страдавшая от разносторонних тягот войны, жаждала быстрейшего заключения мира. В первую очередь это касалось, конечно, солдат. Деревня, тоже устала от бесконечных жертв. Только верхушка буржуазии, наживавшая бешеные капиталы на военных поставках, ратовала за продолжение войны до победного конца. Но война имела и другие последствия. Прежде всего, она вооружила многомиллионные массы рабочих и крестьян, научила их обращаться с оружием и способствовала преодолению естественного барьера, запрещающего человеку убивать других людей.

Слабость Временного правительства и всего государственного аппарата, созданного им. Если сразу после Февраля Временное правительство обладало каким-то авторитетом, то чем дальше, тем более оно его теряло, будучи неспособным решить насущные проблемы жизни общества, прежде всего, вопросы о мире, хлебе, и земле. Одновременно с падением авторитета Временного правительства росло влияние и значение Советов, обещавших дать народу все то, чего он жаждал.

Наряду с объективными важное значение имели и субъективные факторы:

Широкая популярность в обществе социалистических идей. Так, марксизм стал к началу века своего рода модой в среде российской интеллигенции. Он нашел отклик и в более широких народных кругах. Даже в православной церкви в начале ХХ века возникло, хотя и небольшое, течение христианского социализма.

Существование в России партии, готовой повести массы на революцию - партии большевиков. Эта партия не самая большая по численности (у эсеров было больше), тем не менее, была наиболее организованной и целеустремленной.

Наличие у большевиков сильного руководителя, авторитетного как в самой партии, так и в народе, сумевшего за несколько месяцев после Февраля стать настоящим вождем, - В.И. Ленина.

В итоге Октябрьское вооруженное восстание одержало победу в Петрограде с большей легкостью, чем Февральская революция, и почти бескровно именно в результате сочетания всех названных выше факторов. Ее результатом явилось возникновение Советского государства.

 

 

28. Политика и экономика. Экономическая политика современного российского государства:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал