![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 16.
Конкуренция - экономическое соперничество, борьбу за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции, получение более высокой прибыли. С понятием конкурентной борьбы тесно связано такое понятие как конкурентоспособность, т.е. способность эффективноосуществлять свою хозяйственную деятельность в условиях рыночных отношений. Конкурентоспособность как экономическая категория может рассматриваться на нескольких уровнях: страны, региона, отрасли, предприятия, товара (продукции – отрасли предприятия), используемых ресурсов. Объекты, обладающие конкурентоспособностью, можно разбить на четыре группы: • товары, • предприятия (как производители товаров), • отрасли (как совокупности предприятий, предлагающий товары или услуги), • регионы (районы, области, страны или их группы). В связи с этим принято говорить о таких её видах как: • Национальная конкурентоспособность • Конкурентоспособность товара • Конкурентоспособность предприятия Национальная конкурентоспособность –термин, который чаще всего обозначает: 1. способность страны добиться высоких темпов экономического роста, которые были бы устойчивы в среднесрочной перспективе; 2. уровень производительности факторов производства в данной стране; 3. способность компаний данной страны успешно конкурировать на тех или иных международных рынках. Конкурентоспособность товара – способность продукции быть более привлекательной для покупателя по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения, благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик к требованиям данного рынка и потребительским оценкам. Конкурентоспособность предприятия – это его свойство, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. Кроме того, принципиально можно выделить четыре типа субъектов, оценивающих конкурентоспособность тех или иных объектов: • потребители, • производители, • инвесторы, • государство. Конкурентоспособность товара потребитель оценивает с точки зрения своих потребностей и полноты их удовлетворения. Обладая ограниченными возможностями потребитель стремится максимизировать степень своей общей удовлетворенности. Конкурентоспособность предприятия оценивается потребителем с точки зрения положения предприятия на рынке (известное / неизвестное; давно ли работает; какую долю рынка занимает; какие гарантии дает; какая степень доверия предприятию у других потребителей, какие отзывы о качестве его продукции). Конкурентоспособность отрасли оценивается потребителем с точки зрения приоритетности его собственных потребностей, подлежащих удовлетворению. Так, получив годовую премию, у потребителя (частное лицо) может возникнуть выбор, что купить на эти деньги. Как только потребителем отдается приоритет конкретной отрасли, конкуренция с точки зрения потребителя переходит в плоскость конкуренции предприятий, а затем и товаров. Конкурентоспособность страны с точки зрения потребителя оценивается как уровень качества жизни, который обеспечивается потребителю. С точки зрения организации коммерческой деятельности оценку конкурентоспособности предприятия можно осуществлять на основе следующих показателей: 1) Эффективности управления производственным процессом: - издержки производства на единицу продукции - производительность труда - фондоотдача - рентабельность товара 2) Финансового положение предприятия: - коэффициент автономии - коэффициент платежеспособности - коэффициент абсолютной ликвидности - коэффициент оборачиваемости оборотных средств 3) Эффективности организации сбыта и продвижения товара: - рентабельность продаж - коэффициент затоваренности готовой продукцией - коэффициент загрузки производственных мощностей - коэффициент эффективности рекламы и средств стимулирования 4) Конкурентоспособности товара: - цена - качество
|