Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цель и общая характеристика неурочных форм занятий физическими упражнениями.
Физическое воспитание в значительной мере осуществляется в форме неурочных занятий. Так, широко распространенными являются: утренняя гимнастика, гимнастика до занятий в школе, физкультурные паузы и минутки, развлечения, игры, туристские походы, соревнования и др. Эти занятия могут быть эпизодическими (например, походы, спортивные развлечения, соревнования) и систематическими (утренняя и вводная гимнастика, физкультурные минутки и паузы, прогулки и др.). Неурочные формы играют вспомогательную роль в решении задач физического воспитания и дополняют уроки. Однако нередко они приобретают вполне самостоятельное значение, полностью обеспечивая физкультурные потребности определенных контингентов населения (например, утренняя гимнастика, терренкур, оздоровительный бег для лиц зрелого и пожилого возраста). Основная цель таких занятий – активный отдых, восстановление и укрепление здоровья, сохранение или повышение работоспособности, развитие двигательных качеств, совершенствование в спортивных движениях. Занятия неурочного типа чаще всего относятся к сфере оздоровительной физической культуры и классифицируются по определенным признакам (табл.). Фоновые занятия – зарядка, гигиеническая гимнастика, прогулки, бег, занятия на дорожках здоровья, купание, плавание. Все эти разновидности служат целям активизации, улучшения и поддержания на оптимальном уровне физического состояния. Второй вид неурочных занятий с общеподготовительной направленностью – занятия учебно-воспитательного характера – имеет две разновидности: • самостоятельные занятия, связанные с выполнением заданий педагога по общей физической подготовке; • репетиции к выступлениям, физкультурным праздникам, парадам. Первые, как правило, носят индивидуальный характер, вторые – чаще являются групповыми и даже массовыми. Третьим видом неурочных занятий с общеподготовительной направленностью являются занятия смешанного характера, то есть такие, в которых представлены и общегигиенические и учебно-воспитательные элементы. К ним относятся: • туристические прогулки выходного дня; • туристические походы; • подвижные игры рекреационного типа; • спортивные развлечения рекреационного типа. 46. Урок – основная форма организации занятий физическими упражнениями. Традиционной и основной формой организации занятий является урок, как исторически сложившаяся форма обучения, которая совершенствовалась достаточно длительное время. В уроке создаются наилучшие условия для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач физического воспитания. Признаками урока являются: • ведущая роль педагога-специалиста, который отвечает за его организацию и проведение; • cтабильное расписание занятий (обеспечивает их систематичность и правильное чередование работы и отдыха); • постоянный состав занимающихся, желательно однородный по возрасту, полу, уровню физической подготовленности, состоянию здоровья, специализации; • соответствие учебного материала программе и особенностям контингента занимающихся; • широкие возможности применения различных методов обучения и тренировки, воспитания и организации, контроля и управления с обязательным учетом уровня физического состояния занимающихся. В рамках общего обязательного курса физического воспитания урочные формы занятий более унифицированы, что обусловлено принципиально единой для всех программой, однородностью контингента занимающихся в группах и подгруппах, стабильностью расписания, лимитом времени занятий, постоянным числом занятий в недельном цикле, четверти, семестре и т.д. В условиях физкультурного движения на добровольных началах занятия урочного типа более вариативны. Они видоизменяются в зависимости от содержания и направленности (спортивное совершенствование, пролонгированная физическая подготовка, физкультурно-кондиционная тренировка или занятия по реализации частных задач), а также в зависимости от ряда переменных обстоятельств (изменения в режиме жизни занимающихся, конкретные возможности выделения времени для занятий, условия их оснащения и т.д.). Этим объясняется своеобразие форм урочных занятий.
|