Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теории массовой культуры.
Вероятной точкой отсчета в появлении и развитии массовой культуры следует считать конец XIX – начало XX века. Ранние формы маскульта в искусстве: детективный жанр (30-ые гг.), комиксы (конец XIX в.; изначально – детский жанр) Тотальность и экспансия массовой культуры - с середины XX века. Изучение: Особый социальный феномен со своим генезисом, спецификой и тенденциями развития. · Западный подход: Д. Белл: 5 групп определений массового сознания: 1. Г.Блумер: " масса " - огромная и недифференцированная аудитория под воздействием СМИ, противостоящая гомогенным социальным общностям. 2. X. Ортега - и – Гассет: " масса " - некомпетентные, неграмотные суждения основной части общества, которые являются результатом ослабления влияния просвещенной элиты. 3. Ф. Г. Юнгер: понятие " масс а" сопряжено с технологическим уровнем развития общества, где человек теряет свою индивидуальность и становится придатком машины. 4. Т. Зиммель, М. Вебер, К. Маннгейм: " масса " - преобладающая часть бюрократического общества, не допускающася к принятию социально-экономических, социально-управленческих, социально-политических решений. 5. Э. Ледерер, X. Арендт: " масса " – толпа, и массовое сознание характеризуется однообразием, отчуждением, бесцельностью. · Отечественный подход: А.К.Уледов: массовое сознание отличается тем, что существует и реализуется в массе индивидуальных сознаний. Его субъекты – индивиды, большие социальные группы, классы. Г. Г. Дилигенский: особенность МС - в него входят знания, представления, нормы, ценности, выработанные всей массой общества в процессе общения членов общества между собой и совместного восприятия социальной информации. Б.А.Грушин: МС не совпадает ни с одним из известных видов сознания, по своему составу - " лоскутное образование". МС " разрушает" границы всех существующих в обществе классов; признает единственный вид групп - выделяемых на основе его собственных признаков. · МС как культура «массового общества» Массовое общество ß процессы индустриализации и урбанизации. Массовая культура - особый тип культуры заменившей собой традиционные формы народной культуры; социальный механизм отчуждения и угнетения личности человека (Ф. Ницше, М. Вебер, Н. Бердяев, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг, Дж. Бентам, Д. Рисмэн, Ф. Ливис, Д. Томпсон, Р. Вильямс, Р. Хоггарт). Оценка – «-». · Критический подход (Х. Ортега-и-Гассет): Общество – динамическое объединение меньшинства (лица с определенными признаками) и масс (набор ничем не отличающихся индивидов). Быстрый рост населения в городах и узкая профессиональная специализация à формирование «массового человека» à ослабление культурного потенциала à крах культуры. · Теория Франкфуртской школы (Адорно, М. Хоркхеймер, В. Беньямин и Г. Маркузе): Культурная индустрия, гарантирующая устойчивость капитализма. Массовая культура формирует конформизм, позволяет манипулировать сознанием индивида. Оценка – «-». · Теория феминизма (Т. Модлески, Н. Ван Зунен, Д.Ж. Дайер): Основа массовой культуры - патриархальная идеология, в которой эксплуатируется образ женщины для коммерческого успеха ее продукции. 3 основных направления, связанных с изучением массовой культуры: - либеральное: против неравенства и эксплуатации в репрезентации женщины в массовой культуре; - радикальное: интересы мужчин и женщин фундаментально несхожи à контроль и репрессию по отношению к женщинам - важнейшую историческую форму социального разделения и угнетения; - «cоциалистическое»: связывает неравенство женщин с капиталистическим обществом. Оценка – «-». · Научно-философский подход: «Массовая культура»: 1) «культура» как особый характер продукта; 2) «массовость» как степень распространения продукта; 3) «культура» как духовную ценность. · Культурологический подход: Массовая культура – особый культурный феномен, в котором часто происходит разрыв формы и содержания. А.Б. Гофман: массовая культура – это особое состояние культуры в кризисный период общества, когда развивается процесс распада ее содержательных уровней. Массовая культура лишается традиционной морали. · Индустриальный подход: Массовая культура - явление, характеризующее особенности производства культурных ценностей в современном обществе. Потребляется всеми людьми и массово ежедневно производится. · Знаковый подход: Д. Белл: массовая культура – особая знаковая система или особый язык, на котором члены информационного общества достигают взаимопонимания; связующее звено между постиндустриальным обществом высокой специализации и человеком, который интегрирован в него. · Три основных уровня массовой культуры: - кич-культура (т.е. низкопробная, даже вульгарная культура): - упрощенная подача проблематики; - опора на стереотипные образы, идеи, сюжеты; - ориентированность на обывателя, чья жизнь протекает скучно и однообразно. Мимикрирует под настоящие произведения искусств, но таковыми не является. - мид-культура (культура «средней руки»): двойственный характер: черты традиционной культуры + массовой культуры. Выше кич-культуры. На ее стандарты ориентируется массовая культура в целом. - арт-культура ( мас-культура, не лишенная определенного художественного содержания и эстетического выражения ): - рассчитана на самую образованную часть публики; - задача - максимальное приближение массовой культуры к нормам и стандартам традиционной культуры.
· Характеристики масскульта: - ориентированность на гомогенную аудиторию; - опора на эмоциональное, иррациональное, коллективное, бессознательное; - эскейпизм (уход от мрачной действительности в мир иллюзий); - быстродоступность; - быстрозабываемость; - традиционность и консерватизм; - оперирование средней языковой семиотической нормой; - занимательность.
|