Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коммуникативная модель Р. Якобсона.






Коммуникация в виде следующих 6 факторов, каждому из которых соответствует осо­бая функция языка:

Эмотивная (экспрессивная) функция с вязана с адре­сантом, цель - выражение отношения к тому, что он говорит. В языке, как правило, одно и то же со­держание даже интонационно мы можем оформить так, чтобы было понятно наше одобрение, осуждение и т.д.

Конативная функция отражает ориентацию на адреса­та. Сюда подпадают в числе прочего такие формы речи как звательный падеж и повелительное наклонение. Она выражает непосредственное воздействие на собеседника.

Фатическая функция: цель - поддержание кон­такта. Это разговоры о погоде, разговоры во время праз­днования дня рождения, где самым важным становится не новизна информации, а процесс поддержания контак­та.

Метаязыковая функция связана с кодом: не знал сло­ва, мы можем спросить о его значении и получить ответ.

Поэтическая функци направлена на сообщение. Это центральная функция для словесного искусства, для ко­торого характерно большее внимание к форме, чем к со­держанию сообщения. Наша бытовая речь более сориен­тирована на содержание.

Референтивная(денотативная, когнитивная) функция сориентирована на контекст и представляет собой отсыл­ку на объект, о котором идет речь в сообщении.

Анализ знаков: всег­да время — в двух ипостасях — последовательности и од­новременности; структурирование визуальных знаков обязательно связано с пространством.

Все зна­ки обладают общими чертами, различие состоит в преоб­ладании одной характеристики над другими.

 

13. Толпа и публика. Что такое феномен стадности?

· Толпа собрание индивидов, какова бы ни была их профессия, пол, и каковы бы ни были случайности, вызвавшие это собрание (Лебон)

Основные характеристики толпы:

- импульсивность (толпа может быть непредсказуема в своём поведении, что обуславливается её непреодолимым чувством влечения и собственного могущества);

- внушаемость (идея, рождённая в одном уме, в толпе распространяется, «заражая» собой других);

- преувеличение, максимализм (для толпы есть лишь два понятия - «хорошо» и «плохо», никаких нюансов не существует);

- авторитарность (толпа — единое духовное целое; она следует своим идеалам, считая их единственно правильными и настоящими);

- нравственность (толпа способна к нравственным порывам);

- в образовании толпы индивидуумы участвуют только своими сходными национальными чертами, которые слагаются и образуют одно целое;

- толпы выражают только коллективное бессознательное своей культуры, своего этноса.

· Публика - как рассеянная толпа, в которой влияние умов друг на друга стало действием на расстоянии, на расстояниях, все возрастающих (Тард)

Основные характеристики публики:

- публика, как группа высшего разряда, не подвластна изменениям и капризам физической среды, времени года или даже климата;

- в образовании публики индивидуумы участвуют своими индивидуальными отличиями;

- публика терпима;

- публицист может оказать влияние менее интенсивное в данный момент, зато по своей продолжительности оно более сильно, чем кратковременный и преходящий толчок;

- публика отражает гений творцов;

- публика – люди, опосредованно соединенные средствами массовой коммуникации.

Можно принадлежать в одно и то же время, как это обыкновенно и бывает, к нескольким группам публики, но к толпе одновременно можно принадлежать только к одной.

Тард утверждает, что толпа постепенно сменяется публикой.

· Феномен стадности:

Феномен современности - полный захват массами общественной жизни.

Для современного мира характерны растущее столпотворение, стадность, всеобщая переполненность à нехватка мест для всех жаждущих

Люди стали толпиться, т.к. ранее они были рассеяны по одиночке, а теперь только (!) на лучших, первых местах – столпотворение. Толпа выходит из тени

Масса, т.е. совокупность ничем не выделенных лиц, «метит» на места меньшинства, получающих все блага.

 

14. Какова анатомия массового человека?

Жизнь представлялась людям в XIX веке как материально доступная.

Перспективы среднего класса становились все шире и шире на фоне уменьшения крупных состояний и ужесточения жизни рабочего класса. Росло чувство надежности и собственной независимости. То, что прежде считалось удачей и рождало смиренную признательность судьбе, стало правом, которое требуют. Рабочий класс, в отличие от среднего класса, все это завоевывал в борьбе. Появилось ощущение жизни, лишенной преград.
Прежде жизнь для рядового человека была тяжелой участью, он ощущал ее как скопище преград, которые надо терпеть, смириться и втиснуться в определенную ему щель.
Ныне средний человек усваивает как истину, что все люди равны.

3 начала нового мира: либеральная демократия, экспериментальная наука и промышленность.

XIX век был революционным по сути - внедрение нового порядка, дискридитирующий привычный.

Для " плебея" всех времен " жизнь" означала прежде всего стеснение, повинность, зависимость, одним словом - угнетение, гнет.
Новый мир не только не ставит перед ним никаких запретов и ограничений, но напротив - бередит его аппетит, внушает уверенность - завтра мир станет еще богаче, еще шире и совершенней.

Человек заурядный полагает, что этот великолепно сложенный мир - дело рук природы, и не додумывает, что все это требует усилий людей незаурядных, и что эти блага держатся на определенных и трудно достижимых человеческих качествах.

Психологический рисунок массового человека:
1) беспрепятственный рост жизненных запросов, безудержная экспансия своей натуры;
2) врожденная неблагодарность ко всему, что сумело обеспечить ему такую жизнь -
т.е. душевный склад - избалованного ребенка, не знающего своих пределов.

Состояние духа массы: больше заботит собственное благополучие и меньше всего - истоки этого благополучия.

 

15. Почему массы вторгаются всюду, во все и всегда не иначе как насилием?

Парадоксально, но когда для заурядного человека мир и жизнь распахиваются настежь, душа его для них закрывается наглухо и это закупорка и породила возмущение масс.

Человек обзавелся кругом понятий (без каких-либо усилий с его стороны) и полагает их достаточным, а себя духовно завершенным. И не чувствуя нужды извне - окончательно замкнулся в этом круге (механизм закупорки).

Массовый человек чувствует себя совершенным и завершенным. Раз и навсегда освящает он ту мешанину прописных истин, несвязных мыслей и просто словесного мусора, что скопилось в нем по воле случая, и навязывает ее везде и всюду, действуя по простоте душевной, а потому без страха и упрека. Самобытнейшая черта современности - право на интеллектуальную пошлость. Средний человек имеет неукоснительные представления о всем, что творится и должно твориться во Вселенной. Поэтому он разучился слушать, напротив, естественней судить, решать, изрекать приговор. " Идеи", " взгляды" массы - это произвол, бесшабашность в отношении к истине, это реализация права быть не правым, право на произвол, прибегание к " прямому действию" (т.е. насилию, навязыванию своей воли, в словесности это ругань). Масса не желает уживаться ни с кем, кроме себя. Все, что не масса, она ненавидит смертельно. Последняя " новинка сезона" - лозунг " хватит дискутировать". Сила как первый довод, а не последний.

Кто жаждет идей, должен прежде всего домогаться истины и принимать те правила игры, которая она требует (система верификации, свод правил спора, уважение даже к крайним взглядам).

Мерой культуры служит четкость установлений. Цивилизация - это воля сосуществованию. Глубокое и сознательное желание считаться с остальными. Лучшая форма сосуществования - диалог, где столкновение доводов выверяет правоту наших идей.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал