Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Коммуникативная модель Р. Якобсона.
Коммуникация в виде следующих 6 факторов, каждому из которых соответствует особая функция языка: Эмотивная (экспрессивная) функция с вязана с адресантом, цель - выражение отношения к тому, что он говорит. В языке, как правило, одно и то же содержание даже интонационно мы можем оформить так, чтобы было понятно наше одобрение, осуждение и т.д. Конативная функция отражает ориентацию на адресата. Сюда подпадают в числе прочего такие формы речи как звательный падеж и повелительное наклонение. Она выражает непосредственное воздействие на собеседника. Фатическая функция: цель - поддержание контакта. Это разговоры о погоде, разговоры во время празднования дня рождения, где самым важным становится не новизна информации, а процесс поддержания контакта. Метаязыковая функция связана с кодом: не знал слова, мы можем спросить о его значении и получить ответ. Поэтическая функци направлена на сообщение. Это центральная функция для словесного искусства, для которого характерно большее внимание к форме, чем к содержанию сообщения. Наша бытовая речь более сориентирована на содержание. Референтивная(денотативная, когнитивная) функция сориентирована на контекст и представляет собой отсылку на объект, о котором идет речь в сообщении. Анализ знаков: всегда время — в двух ипостасях — последовательности и одновременности; структурирование визуальных знаков обязательно связано с пространством. Все знаки обладают общими чертами, различие состоит в преобладании одной характеристики над другими.
13. Толпа и публика. Что такое феномен стадности? · Толпа – собрание индивидов, какова бы ни была их профессия, пол, и каковы бы ни были случайности, вызвавшие это собрание (Лебон) Основные характеристики толпы: - импульсивность (толпа может быть непредсказуема в своём поведении, что обуславливается её непреодолимым чувством влечения и собственного могущества); - внушаемость (идея, рождённая в одном уме, в толпе распространяется, «заражая» собой других); - преувеличение, максимализм (для толпы есть лишь два понятия - «хорошо» и «плохо», никаких нюансов не существует); - авторитарность (толпа — единое духовное целое; она следует своим идеалам, считая их единственно правильными и настоящими); - нравственность (толпа способна к нравственным порывам); - в образовании толпы индивидуумы участвуют только своими сходными национальными чертами, которые слагаются и образуют одно целое; - толпы выражают только коллективное бессознательное своей культуры, своего этноса. · Публика - как рассеянная толпа, в которой влияние умов друг на друга стало действием на расстоянии, на расстояниях, все возрастающих (Тард) Основные характеристики публики: - публика, как группа высшего разряда, не подвластна изменениям и капризам физической среды, времени года или даже климата; - в образовании публики индивидуумы участвуют своими индивидуальными отличиями; - публика терпима; - публицист может оказать влияние менее интенсивное в данный момент, зато по своей продолжительности оно более сильно, чем кратковременный и преходящий толчок; - публика отражает гений творцов; - публика – люди, опосредованно соединенные средствами массовой коммуникации. Можно принадлежать в одно и то же время, как это обыкновенно и бывает, к нескольким группам публики, но к толпе одновременно можно принадлежать только к одной. Тард утверждает, что толпа постепенно сменяется публикой. · Феномен стадности: Феномен современности - полный захват массами общественной жизни. Для современного мира характерны растущее столпотворение, стадность, всеобщая переполненность à нехватка мест для всех жаждущих Люди стали толпиться, т.к. ранее они были рассеяны по одиночке, а теперь только (!) на лучших, первых местах – столпотворение. Толпа выходит из тени Масса, т.е. совокупность ничем не выделенных лиц, «метит» на места меньшинства, получающих все блага.
14. Какова анатомия массового человека? Жизнь представлялась людям в XIX веке как материально доступная. Перспективы среднего класса становились все шире и шире на фоне уменьшения крупных состояний и ужесточения жизни рабочего класса. Росло чувство надежности и собственной независимости. То, что прежде считалось удачей и рождало смиренную признательность судьбе, стало правом, которое требуют. Рабочий класс, в отличие от среднего класса, все это завоевывал в борьбе. Появилось ощущение жизни, лишенной преград. 3 начала нового мира: либеральная демократия, экспериментальная наука и промышленность. XIX век был революционным по сути - внедрение нового порядка, дискридитирующий привычный. Для " плебея" всех времен " жизнь" означала прежде всего стеснение, повинность, зависимость, одним словом - угнетение, гнет. Человек заурядный полагает, что этот великолепно сложенный мир - дело рук природы, и не додумывает, что все это требует усилий людей незаурядных, и что эти блага держатся на определенных и трудно достижимых человеческих качествах. Психологический рисунок массового человека: Состояние духа массы: больше заботит собственное благополучие и меньше всего - истоки этого благополучия.
15. Почему массы вторгаются всюду, во все и всегда не иначе как насилием? Парадоксально, но когда для заурядного человека мир и жизнь распахиваются настежь, душа его для них закрывается наглухо и это закупорка и породила возмущение масс. Человек обзавелся кругом понятий (без каких-либо усилий с его стороны) и полагает их достаточным, а себя духовно завершенным. И не чувствуя нужды извне - окончательно замкнулся в этом круге (механизм закупорки). Массовый человек чувствует себя совершенным и завершенным. Раз и навсегда освящает он ту мешанину прописных истин, несвязных мыслей и просто словесного мусора, что скопилось в нем по воле случая, и навязывает ее везде и всюду, действуя по простоте душевной, а потому без страха и упрека. Самобытнейшая черта современности - право на интеллектуальную пошлость. Средний человек имеет неукоснительные представления о всем, что творится и должно твориться во Вселенной. Поэтому он разучился слушать, напротив, естественней судить, решать, изрекать приговор. " Идеи", " взгляды" массы - это произвол, бесшабашность в отношении к истине, это реализация права быть не правым, право на произвол, прибегание к " прямому действию" (т.е. насилию, навязыванию своей воли, в словесности это ругань). Масса не желает уживаться ни с кем, кроме себя. Все, что не масса, она ненавидит смертельно. Последняя " новинка сезона" - лозунг " хватит дискутировать". Сила как первый довод, а не последний. Кто жаждет идей, должен прежде всего домогаться истины и принимать те правила игры, которая она требует (система верификации, свод правил спора, уважение даже к крайним взглядам). Мерой культуры служит четкость установлений. Цивилизация - это воля сосуществованию. Глубокое и сознательное желание считаться с остальными. Лучшая форма сосуществования - диалог, где столкновение доводов выверяет правоту наших идей.
|