Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Семиотические модели коммуникации
· Коммуникативная модель Р. Якобсона. Коммуникация в виде следующих 6 факторов, каждому из которых соответствует особая функция языка: Эмотивная (экспрессивная) функция с вязана с адресантом, цель - выражение отношения к тому, что он говорит. В языке, как правило, одно и то же содержание даже интонационно мы можем оформить так, чтобы было понятно наше одобрение, осуждение и т.д. Конативная функция отражает ориентацию на адресата. Сюда подпадают в числе прочего такие формы речи как звательный падеж и повелительное наклонение. Она выражает непосредственное воздействие на собеседника. Фатическая функция: цель - поддержание контакта. Это разговоры о погоде, разговоры во время празднования дня рождения, где самым важным становится не новизна информации, а процесс поддержания контакта. Метаязыковая функция связана с кодом: не знал слова, мы можем спросить о его значении и получить ответ. Поэтическая функци направлена на сообщение. Это центральная функция для словесного искусства, для которого характерно большее внимание к форме, чем к содержанию сообщения. Наша бытовая речь более сориентирована на содержание. Референтивная(денотативная, когнитивная) функция сориентирована на контекст и представляет собой отсылку на объект, о котором идет речь в сообщении. · Модель Ю.Лотмана: У говорящего и слушающего не может быть абсолютно одинаковых кодов à исчезает потребность в коммуникации - неэквивалентность говорящего и слушающего. «Язык – это код плюс его история» Неоднозначность - определяющая характеристика художественного текста à постоянное обращение к литературному тексту, его повторное прочтение à получение новых знаний при чтении уже известного текста. · Модель Умберто Эко. Основу модели составили несколько разработанных авторов фундаментальных положений: а) отрицание базовой сущности лингвистики в семиотическом анализе; б) утверждение в качестве основных объектов семиотического анализа так называемых «точек лжи»:, литература и искусство фиксируют то, чего не было, вместо того чтобы повествовать о том, что было на самом деле; в) приоритетное значение в семиотике имеет визуальная коммуникация. Лексикоды (вторичные коды ) - разного рода значения, которые известны не всем, а только части аудитории. Разработка У. Эко в дальнейшем послужила базовой основой для создания конкретных моделей визуальной коммуникации.
21. В чем проявляется двойственное положение журналистов как носителей «медиатической власти» и как подверженных давлению рынка и политики? Социологический анализ поля журналистики и условий труда журналистов, будь то электронные или печатные СМИ, показывает двойную зависимость, в которую попадает производство информации. Оно испытывает разнонаправленные воздействия: с одной стороны, СМИ получают все большую власть в обществе, становясь, в частности, важнейшим фактором политической борьбы, а с другой, — они попадают под непрерывно растущие влияние и контроль как политики (политиков), так и экономики. Достаточно упомянуть заказные статьи, войны компромата, цензуру и давление со стороны владельцев и спонсоров. Журналисты, таким образом, постоянно испытывают политический и экономический прессинг. Причем, экономическое принуждение, действуя от лица невидимых и анонимных структур рынка, оказывает часто более губительное воздействие, нежели прямая и открытая политическая цензура, которой журналисты могут сознательно противостоять. Патрик Шампань, французский исследователь масс-медиа, считает, что «история журналистики могла бы быть названа историей невозможной независимости, или, выражаясь в менее пессимистичном ключе, нескончаемой историей борьбы за независимость, все время подвергающейся опасности». Символическая власть — возможность создавать и навязывать определенные социальные представления, модели желаемого устройства общества и государства, власть наименований и классификаций, которая в большинстве стран еще недавно была отделена от политической и экономической, в настоящее время все более концентрируется в руках одних и тех же людей. Владельцы крупных корпораций приобретают средства массовой информации, они во все большей степени контролируют большие информационные группы, присваивая инструменты производства и распространения культурных благ. Объединяя разного рода средства производства «символической продукции»: телевизионные каналы, интернет-компании, журнальные и книжные издательства, кино- и телестудии и так далее, они предлагают одинаковую логику рынка для всех. Культурные блага, информация рассматриваются как любой другой товар, а, следовательно, их создание и распространение должны подчиняться общим экономическим регуляторам, главный среди которых — прибыль.
|