Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гендерный подход в коммуникационных исследованиях.
Гендер - это социальный конструкт, набор характеристик, определенных культурой общества, которые иденитифицируют социальное поведение мужчин и женщин и отношения между ними. Конструируется через определенную систему социализации, разделения труда, принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы. · Патриархатное сознание: 1) жесткое разделение мужских и женских ролей; 2) мужчина - ведущая, активная роль в семье и обществе, а женщина - подчиненная, пассивная; 3) жизненные ценности женщин и мужчин различны: семья и любовь - главные ценности для женщин; дело, работа, самореализация вне семьи - ценности мужчин; 4) предписывание женщине главной ее роли в обществе - роли матери; 5) осуждение ориентации женщины на самореализацию вне семьи, на карьеру, профессиональные достижения; 6) всяческое развитие отличительных черт в поведении девочек; 7) представление естественности патриархатной модели общества; 8) осуждение равных прав женщины и мужчины. · Феминизм - общественное движение за соблюдение паритета в предоставлении гражданских прав женщинам и мужчинам: 1) осуждение использования биологических половых различий для оправдания жестко закрепленного, подчиненного положения женщины в семье и обществе; 2) неприятие существования в семье и обществе строго закрепленных мужских и женских ролей; 3) осуждение разделения сфер общественной жизни на мужские и женские; 4) убежденность в несправедливости неодинаковых возможностей для самореализации в различных сферах; 5) образ женщины: энергичная, активная, уверенная в себе, стремящаяся к свободе и независимости, деятельная в различных сферах общественной жизни; 6) высокая ценность: профессиональные достижения, карьера, раскрытие собственных возможностей и способностей, стремление к самореализации; 7) предпочтение семейных отношений, не обязывающих женщину всю себя отдавать заботе о других; 8) воспитание детей должно максимально стремиться к равному участию отцов и матерей в жизни ребенка; 9) осуждение отношения к женщине как объекту сексуального угнетения; 10) неприятие двойных стандартов в общественной морали в оценке поведения мужчин и женщин в различных сферах жизни; 11) необходимость глубокого осознания женщинами своего подчиненного положения, желания перемен в общественной роли женщины и понимания важности практических действий в этом направлении. Гендерная слепота – непризнание того факта, что гендер является одним из основных показателей жизни общества. Гендерные исследования -междисциплинарная исследовательская практика, применяемая для анализа социальных трансформаций и систем доминирования в обществе. Гендерные роли - поведение, которое определяет статус мужчин и женщин в обществе. Гендерный анализ – это процедура, направленная на выявление конкретного содержания гендерных отношений в конкретной ситуации или в связи с реализацией конкретного проекта по изменению этой ситуации. · Общие принципы гендерных исследований: 1) релятивизация пола, признание его социально и культурно конструируемым феноменом; 2) признание гендера феноменом культуры à правомерность изучения манифестации М и Ж в языке и особенностей проявления в коммуникации. · Шаги гендерного анализа: 1. Определение проблемы (учет сторон в проблеме, их привлечение в процесс, учет многообразия (культурного и т.п.), мнение организаций и исследователей, учет правительственных целей по достижению равенства). 2. Определение желаемых/ожидаемых результатов. (курс правительства, возможная помощь организаций, последствия). 3. Сбор информации (обработка данных, метод сбора, компенсация затрат, ознакомление с документами, оценка вопросов и охвата групп). 4. Разработка и анализ вариантов (оценка выгодности варианта для разных групп, оценка необходимости консультации с организациями, предложения групп по решению проблем). 5. Коммуникация (доведение информации о последствиях до сведения, оценка рекомендаций по применению политики, оценка доступа к информации М и Ж, выражение признательности, оценка возможности распространения аспектов политики). 6. Оценка (степень включенности принципа гендерного равенства, измерение влияния проводимого курса, решение вопроса об организации контроля и оценки). 5. Коммуникативный процесс: основная схема. Коммуникативный процесс - непрерывное взаимодействие участников коммуникации. · Гуманитарное изложение структуры процесса коммуникации ( Г. Лассуэлла): 5 наиболее его значимых компонентов: Кто говорит? — Что сообщает? — Кому? — По какому каналу? — С каким эффектом? · Системная модель информационно-коммуникационных процессов имеет следующие части: 1) передающая — коммуникант, являющийся источником сообщений; 2) передаваемая — сообщение, которое формируется (кодируется) с помощью символов; 3) канал — путь (средство) физической передачи сообщения, в котором действует помеха, искажающая сообщение; 4) принимающая — реципиент, получающий искаженное каналом сообщение и расшифровывающий его с помощью декодера.
|