Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А событие, в результате которого в корне изменились взаимоотношения






персонажей, их последующие действия, - главное. Все остальные события

(основные и не основные) так и останутся в своей прежней «должности», что ни в коем случае «не унижает» их достоинства, не умаляет важности их непосредственного значения для пьесы, для ее анализа.

 

А сейчас, приближаясь к примеру, дадим слово М.О.Кнебель, чтобы она

обобщила, подытожила пройденную нами тему:

 

«Все подробности жизни героев, их прошлое, обстановка, в которой они

живут или жили, все то, что составляет их внутренний мир, их поведение, их

мысли и чувства, все, что постепенно формировало их индивидуальность, все

это - предлагаемые обстоятельства жизни героев. Но вот в этой жизни

случается что-то, что все меняет - вызывает новые мысли и чувства, заставляет по-новому всматриваться в жизнь, меняет русло этой жизни. Это происшествие мы и называем событием. Наиболее крупные, наиболее значимые события, выстраивающие, обусловливающие основные вехи в развитии драматургического действия произведения, являются основными событиями».

Чтобы не путать событие с предлагаемыми обстоятельствами, следует -

для контроля - пользоваться «фактором времени».

 

М.О.Кнебель объясняет это так: «Пережитые события, подернувшись пеленой времени, из событий превратились в предлагаемые обстоятельства».

 

Возьмем такой пример: рождение ребенка. Сколько трудностей (предла-

гаемых обстоятельств) должны преодолеть ОН и ОНА, прежде чем в их

жизни произойдет событие - рождение ребенка! Но, постепенно «пережи-

тое событие, подернувшись пеленой времени, из события превращается в

предлагаемые обстоятельства», которые, опять же «со временем», по мере

роста ребенка, непременно будут меняться. И вот наступает время, такие

предлагаемые обстоятельства, когда ребенок впервые идет в школу. Собы-

тие? Для семьи - конечно!..

 

Но воспользуемся данным примером и немного разовьем эту ситуацию. Итак, рождение ребенка стало для семьи событием, возможно и главным, по крайней мере, на этом этапе жизни. А для соседей? Ну, если представить, что они живут за хорошо прослушиваемой панельной стеной, и плач ребенка донимает их каждый день? При таких предлагаемых обстоятельствах, окажется, что и для соседей «рождение ребенка» станет событием... исходным.

Исходя, начиная с которого у них пойдёт совершенно другая полоса жизни. Какая именно - необъятный простор дня фантазии, направить которую

сможет в первую очередь знание характеров персонажей. Так, кстати, утверждают и психологи: только познав характер человека, можно с определенной долей уверенности, предсказать его поведение.

 

Итак, приступая к анализу произведения, определяя и оценивая события (и основные моменты действия), необходимо обращать самое пристальное внимание на постоянную «изменчивость» жизненных коллизий, предлагаемых обстоятельств, на изменения в поведении персонажей, на проявление в связи с этим все новых и новых «конфликтных факторов», являющихся решающими «двигателями» драматургической основы литературного произведения.

 

И еще следует помнить: возникновение и накопление целого ряда определенных обстоятельств подготавливает (и провоцирует) появление последующих за ними тоже определенных событий. Такие события, развивающиеся в динамике драматургического действия, Станиславский называл действенными факторами.

Смена этих действенных факторов (одних - другими), происходящая в сюжете по мере его развития, и помогает нам установить границы событий, если они умышленно «не размыты» автором. Это же правило (условие) в полной мере относится и к " основным моментам действия», что подчеркивает их неизбежную «творческую взаимосвязь" основных событий и основных моментов действия.

 

Режиссеры театра и кино, знающие «систему», метод действенного анализа,

давно уже оценили практическую выгоду от этой «творческой взаимосвязи»:

параллельно с основной аналитической работой по содержанию произведения, они, режиссеры, как бы по пути, подспудно изучают и самую форму произведения, принцип его построения, познают закономерности развития его сюжета, темпо-ритма, жанра, наконец. Режиссеры знают важнейший закон диалектики: «Организация содержания - это и есть переход содержания в форму». Следовательно, изучая форму, познаешь содержание.

 

Что же нам поможет «изучить форму» произведения?

 

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ДЕЙСТВИЯ:

экспозиция;

завязка;

развитие действия;

- кульминация;


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал