Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Борьба за Вятку: почему и кто?
«Что в имени тебе моем?» (А.Пушкин) Вот уже 20 лет с конца 80-х годов прошлого века и даже прошедшего тысячелетия в нашем городе периодически вспыхивают массовые споры о городском имени. Причины новой, третьей дискуссии о названии города следующие: 1) теперешнее чужое, нерусское, ошибочное, неправильное и неграмотное название, означающее, что мы живем в трупе; 2) историческое снижение роли и авторитета, уважения и культа большевистского деятеля Кострикова-Кирова, не могущего соперничать с вятским народом, и несправедливо затемняющего, затеняющего фамилии других более выдающихся земляков, преодоление коммунистического культа личности, советского архаизма (сегодня реальный масштаб деятеля Кирова – максимум его родной районный городок Уржум); 3) затянувшийся переходный период из советского тоталитарного прошлого к современному свободному типу города; 4) усиление вятского патриотического самосознания горожан и усиливающийся процесс «вятизации» - всё большее количество городских предприятий и организаций называют себя вятскими (больше половины их общей численности). Организованные движущие силы за Вятку: общественные движения религиозное «Наша Вятка» и светское «За возвращение городу Кирову родного имени Вятка». Идейно-политически за Вятку — гуманисты-центристы (Вятское отделение Российского гуманистического общества) и либералы, правые (ОГФ, «Яблоко» и СПС), на словах за Вятку и национал-патриоты (ЛДПР). Остались в стороне от этого актуального вопроса правоцентристы («Единая Россия») и городская власть. Против Вятки, за сохранение названия «Киров» - левые: городские организации КПРФ, РКРП, СКМ и совет ветеранов. Что это означает? В чём смысл разных позиций? И почему такое разногласие? Проведём идеологический, политический и социальный анализ. Возвращение городу старинного имени через городской референдум — это народный патриотизм-гуманизм, выражающий и отражающий культуру, интересы и потребности интеллигенции. Не случайно и символично, что абсолютное большинство городских газет носят названия «Вятские» и «Вятка». На фестивале СМИ в 2006 году за резолюцию по возвращению областному центру исторического имени Вятка из 100 журналистов проголосовали почти все (кроме одного представителя газеты «Кировская правда»). Но просветительскую вятскую работу газеты ведут мало. Только вятская идейно-политическая газета «К гуманизму» опубликовала более 30 статей и информаций. Либералы, обжёгшиеся на городском скоропалительном опросе 1993 года, когда 71% горожан высказались за Киров, предлагают решить вопрос через Кировскую городскую думу. Здесь социальная материальная заинтересованность предпринимателей, буржуазии, для которых имидж и бренд Вятки выгоднее, чем Кирова, - это либеральный патриотизм. Понятна и саморазоблачительная кировская советско-консервативная позиция коммунистов: для них социализм выше патриотизма, вождистское название выше народного имени, да и вождь выше народа, поэтому они за сохранение сталинско-кировского культового названия города и коммунистического переименования 1934 года. От культа личности современные российские коммунисты так и не вылечились. В социальной основе позиция «за Киров» - пенсионерская и рабочего класса по причинам соответствия не только их возрасту, но и советскому представлению о жизни города, да и уровню жизни населения. Советский Киров по нему достиг своего потолка, но реформенный Киров находится ещё ниже. То есть эта позиция — культовый социализм. Для местных коммунистов название Киров – последняя революционная баррикада в городе, отсюда их отчаянное сопротивление против Вятки. Главные противники Вятки — не коммунисты. Важнее их - низкий духовно-культурный и социальный уровень большинства кировчан («не до жиру, быть бы живу»). И хуже коммунистов – кировская привычка иванов без родства и без исторической памяти. По исследованиям, значительной, большей части молодёжи привычный и крутой Киров нравится больше, чем старая и мягкая Вятка. Для правяще-бюрократической «Единой России» культовое название Киров подходит больше, чем самостийная Вятка. Единоросы по идейно-политическому направлению и характеру принципиальные консерваторы. Так как большинство горожан за название «Киров», то партия власти выжидает и потому, и за тем, чтобы не терять голоса избирателей на выборах. По исследованиям, ещё часть кировчан (до 10%) не определилась со своей позицией по имени города, как и большинство по количеству так называемых политических партий. Таким образом, в борьбе за Имя нашего города определились и соперничают 6 идейно-политических позиций: 1) Гуманно-интеллектуальная — за Вятку через просвещение и референдум; 2) Вятская либерально-буржуазная; 3) Регрессивно - религиозная, за православную Вятку; 4) Культовый коммунизм - советизм и привычка ветеранов, в т.ч. молодых; 5) Консервативный и конформистский статус-кво бюрократии; 6) Маргинально-люмпенское болото безразличия и равнодушия. Тем не менее прогресс идёт. Если в 1993 году за Вятку высказалось 26% горожан, то сейчас — примерно 40% опрошенных. Такими темпами Вятка вернётся через 10 лет. Исторически и духовно-политически, патриотически мы не сталинцы-кировцы, а вятские россияне.
Город и область: за имя «Вятка» и против клички «Киров» «Необходимо исправить имена. Все начинается с того, что нужно дать правильное название всему. Правильное название рождает правильные действия» (Древнекитайский философ Конфуций, Советы начинающему правителю) Значение имени человека, города, области, страны, планеты – трудно переоценить. И возвращение ИМЕНИ – комплексная проблема. 1. Название города «Вятка» и области «Вятская» - естественное, родное, идущее от реки и земли, малой и милой родины нашей. Это русская жизнь и культура: города у реки и по имени реки. Слову «Вятка» несколько тысячелетий и означает оно: светлая, серебряная вода, медленная, спокойная и глубокая, соответствующее характеру, менталитету вятского народа. А «Киров» - ненормальное, чужое название. Партийная кличка «мальчика из Уржума» - С. М. Кострикова, по версии от персидского жестокого завоевателя «Кира», а в переводе с фарси на русский – нецензурное. По звучанию слово это возбуждающее, агрессивное, и по значению революционное, не соответствующее характеру вятских, реально означающее абсурд, что мы живем сейчас в мертвеце, трупе. 2. Исторически объективно наш Костриков-Киров один из отрицательных зачинщиков революции и гражданской войны в России, соучастник сталинских массовых репрессий в СССР, – величайших трагедий народа, политический убийца. А что хорошего городу и области носить кличку убийцы, пусть и политического? Его положительное, созидательное – к Вятке конкретно никак не относится. Киров ничем не заслужил, чтоб его кличкой назывался наш город. Величина исторической фигуры Кирова с каждым годом уменьшается и пропорционально падает вес названия нашего города. Музей Кирова в Уржуме – вот историческая точка, конец этого политика. Кировское политическое название наших города и области – «тень на плетень», луна затмевает солнце: фамилии более выдающихся личностей с Вятки. Например, Рыкова, большего, чем Киров, по революционному стажу и менее жестокого революционера, второго, после Ленина, председателя советского правительства, репрессированного Сталиным и Кировым тоже. 3. Имя «Вятка» - единственное, уникальное в мире. А сколько городов, поселков и т.д. носили в СССР и соц. лагере и еще носят название «Киров»? Сотни и десятки. Сталинское переименование Вятки в Киров в 1934г было построено на многих обманах: в постановлении ЦИК СССР указывалось, что «г. Вятка – родина С. М. Кирова» (на самом деле Уржум), «в связи с многочисленными ходатайствами» (фактически одно письмо из Уржума), убийцами Кирова назывались «враги народа», а фактически Николаев – бедный муж кировской любовницы. В любом случае, это переименование было не справедливым и не гуманным по отношению к народу и истории, прерывающим связь времен и поколений Вятки. 4. Да, Киров стал типом советского города, промышленно и культурно развитым и название здесь играло политическую роль (увеличенные внимание и помощь руководства СССР). Даже сегодняшний Киров по материальному уровню жизни ниже – вот главная причина советского консерватизма и пережитка. Это тем более молодое прошлое старших кировчан. Однако советский тип города – исторический, тип города несвободного и однообразного, однобокого, например, милитаризированного, неразвитой легкой промышленности и торговли с вечным дефицитом товаров личного потребления, городской тип индустриального общества. А мир и Россия теперь переходят в информационное общество с современным цивилизационным типом городов. Как бы не было: Киров – временно¢ е и вре¢ менное название – кончилось это советское время. Название «Киров» - последняя коммунистическая баррикада, вот почему коммунисты ее так отчаянно защищают. Но народная, демократическая на выборах поддержка КПРФ на Вятке всего лишь 10%. Вятка в сравнении – цивилизованный, самодостаточный тип города, даже в старину, даже в царское время, в т.ч. по острому примеру ссылки и ссыльных: Салтыков-Щедрин и Герцен здесь служили на госдолжностях и развивались, а советского «Кировлага» здесь не было… и был «Вятлаг» как тюрьма десятков тысяч репрессированных советским диктаторским государством. 5. С одной стороны, Вятка – народное, патриотическое имя – развивающее, а с другой Киров – революционное, коммунистическое, культовое – тормозящее название. Что же нам ближе? 6. По историчности названия Вятка – Хлынов – Вятка - Киров: Вятке – 420 лет (если считать с XII века, а с племени «вятичи» еще древнее), Хлынову – 330 лет и Кирову 75 лет, - последний явно проигрывает. Также идет процесс вятизации кировчан: в 1993году на городском опросе за Вятку было 26%, сейчас по социологическим опросам – 40%. Более половины предприятий и организаций города носят вятские названия. Городу вернули старинный герб взамен советского. В современной России большинство старинных городов вернули свои родные названия. Преувеличенная (материальная) цена вопроса – отговорка, черный PR коммунистов. Таким образом, смена названия города и области, возвращения ИМЕНИ «Вятка» - закономерно и прогрессивно. Нужно дополнительное вятское патриотическое и гуманистическое образование и воспитание конформистского кировского населения в народ: мы – вятские россияне и земляне! Вятка – российское и культурно-цивилизованное имя, а Киров – ссср-ное культовое название, советский архаизм. Планета Земля, Россия и Вятка – это слова синонимы, они тождественны как целое: общее, особенное и частное. Вятка и Киров – противоположны, антиподы. Надо выбирать. Гуманизм – за Вятку!
|