Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гуманистическое формирование новой российской нации






«Благодаря слабому развитию социальных наук

человечество до сих пор бессильно в борьбе с социальными бедствиями

и не умеет утилизовать социально-психологическую энергию, высшую из всех энергий.

Мудрено ли поэтому, что наша борьба с социальными бедствиями даёт наглядную иллюстрацию человеческой глупости.

Преступников мы лечим эшафотом и тюрьмой, душевнобольных – домами сумасшедших, способных здорового сделать идиотом, но не наоборот, общественные волнения мы исцеляем пулемётами, невежество – рядом многолетнего глупления в классной комнате,

нужду голодного – смертью, разврат – домами терпимости».

(Питирим Сорокин)

В современной России почти стихийно, в противоречиях и в муках рождается новая российская нация.Необходим научно-практический анализ (диагноз) общественного здоровья народа и выработка путей его лечения и развития цивилизованной и передовой, гуманной нации.

Сегодня Россия – это180 наций и народов, говорящих на 239 языках. На исторической повестке дня нашей Родины – новая российская нация.Не все это понимают и не все желают. Русские националисты-консерваторы как раки тянут назад к «великой русской нации» царской России. Демократы-космополиты как лебеди не видят проблемы. Коммунисты ностальгируют по «великому советскому народу». Наша альтернативная позиция: прогрессивно только гуманистическое формирование новой российской нации.

Для этого необходимо учесть историческую особенность, национальную специфику и менталитет, традиции народа, гармонически согласовывать его многонациональное разнообразие через патриотизм и интернационализм с глобальной модернизацией человечества. Не навязывая свои консервативные, социалистические или демократические, тем более гуманистические модели другим странам. Гуманизм – универсален, а патриотизм – традиционен. Что явно не учли советские перестройщики и российские горе-реформаторы – разрушители многонационального СССР. В мутной воде национализма (вплоть до грязи нацизма) и космополитизма легко ловят золотую рыбу своих интересов национальная, компрадорская и западная буржуазия. Еще национальные бюрократии, не только разжигавшие и разжигающие национализм в свою пользу для развала СССР и сепаратизма в России.

В ХХ и XXI веках национальные государства – основные ячейки политического объединения и развития людей. Гуманизм, если это не воздушное, а земное общество, может и должен быть патриотическим, только не государственным, а народным. Особый перевод человеческого с латынского гумус – земля, почва, плодородие… М.Лермонтов: «Люблю Россию я, но странною любовью…». В 1914 году сказано: «Родину я ненавижу, я люблю идеал человека» (В. Брюсов).

Патриотизм – реальная диалектическая связка человека и человечества. Н.А.Бердяев: «Человек входит в человечество через национальную индивидуальность, как национальный человек, а не отвлеченный человек». Просто и глубоко сказал первый космонавт Юрий Гагарин: «Счастливым человек может быть только со всей страной». Ф. М. Достоевский в речи об А.С. Пушкине: «Сила духа русской народности – стремление ко всемирности и всечеловечности» и «назначение русского человека есть, бесспорно, всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите». И для него: «Великий народ живет, чтоб стать во главе народов, приобщить их всех к себе воедино и вести их, в согласном хоре, к окончательной цели, всем им предназначенной». Но для этого прежде всего надо, чтобы сами россияне поверили в себя, в свою особую миссию через российскую патриотическую гуманистическую идею. Это Россия уже показывала и доказывала спасением Европы и мира от татаро-монгольского ига, наполеоновского нашествия и фашизма, первыми в мире великой и трагической социалистической альтернативой и полетом в космос. Русский характер, менталитет россиян – героико-патриотический. По социологическому опросу ВЦИОМ в 2007 г. 83% россиян считают себя патриотами. По исследованию Института социологии РАН (2007 г.) на 1-м месте у опрошенных социальная роль «россиянина» (58%), выше классовой, национальной и профессиональной идентификации.

Анализ истории России приводит к парадоксальному выводу: наш народ, как никакой другой народ в мире, является политическим новатором (испробовал все известные идеологии, социально-политические цели, пути, средства, формы и методы), Данко для человечества, т.е. является ментально инновационным; а с другой стороны в революциях и реформах народа как цельного социального объединения еще не сложилось. Без авангардного статуса и роли интеллигенции, без глубокого научного общественного анализа и без компаса идеологии и национальной идеи российское развитие зачастую шло самым затратным и кровавым методом проб и ошибок.

Историческое формирование русской нации с могучим русским языком и культурой, наукой и образованием – великое достижение и одновременно питательная почва для русского «сверхнационализма» - консерватизма и платформа, точка опоры для прогрессивной модернизации России и нового российского народа: россиян.

Идеология российского патриотического гуманизма показывает нашу особенность в сравнении с космополитическими гуманистами и противоположность с русскими националистами. Только любовь к людям даёт право на честный диагноз народных болезней и горькие общественные и государственные лекарства. Только любовь к России позволит понять и раскрыть ментальные характер и особенности формирования современного, нового российского народа. Только любовь к нашим предкам и потомкам поможет нам правильно участвовать в этом диалектическом комплексном процессе и достигнуть цивилизованной прогрессивной нации, передовой и авангардной в мире. Объективно нужно признать, что царский, капиталистический Временного правительства в 1917 году и в наше время и советский опыты при их некоторых достижениях в целом эту историческую задачу не решили и не могли решить из-за односторонностей и исчерпанности их консервативной, либеральной и коммунистической идеологий.

Коренная причина отставания нашей страны в том, что народ не был и не стал субъектом управления и развития: для царизма народ был управляемой чернью, при советской власти для руководящей Коммунистической партии он был «материалом» (Ленин) и объектом коммунизма, а сейчас для российского государства и бизнеса народ – электорат, средство, «ресурс» капитализации, на словах демократизации. Народ для гуманизма – не стадо, не объект, не материал, не средство, не ресурс, не инструмент, не электорат, а субъект и цель экономики, политики, социальной жизни, культуры и международных отношений. Наши приоритеты: гражданская творческая личность, наука, образование и культура, демократия и самоуправление, интеллектуальная собственность, мир во всем мире. Мы за личностный российский народ. Наш вывод: только на основе гуманизма и гуманизации-интеллектуализации родится новый российский народ. Гуманистический критерий и точка отсчёта здесь: ИРЧП (индекс развития человеческого потенциала), применяемый ООН с 1960-х годов, и место по нему России в мире -65-е из 230 стран и Кировской области -63-е среди 83-х субъектов РФ.

Мой народ серьёзно болен: идейно-политически – средневековой сказочной религиозностью, варварскими революционностью и сталинизмом; социально – алкоголизмом, пассивностью и малоорганизованностью, наплевательским отношением к своему здоровью; экономически – нерыночностью и малопроизводительностью, коррупционностью; чистая нравственность загрязнена и искажена вышеназванными и другими народными болезнями. Они – античеловечны, антигуманны и без гуманистического лечения, образования и развития наш народ не станет цивилизованной, передовой нацией. Мы, гуманисты, инициируем общественную дискуссию: «Народные болезни: сущность, масштабы, причины и рецепты лечения?». Цель и смысл этого самокритичного разговора – здоровье и всестороннее развитие российского народа. Примером такой сложной работы и борьбы является возвращение городу Кирову и Кировской области родного и народного имени Вятка, превращающее кировское население в самобытный и самодостаточный вятский народ. Правда, Вятская епархия РПЦ при поддержке клерикальных государственных и общественных деятелей в движении к православной Вятке ставит его на колени в новую-старую зависимость от придуманного бога.

Гуманизм + патриотизм + федерализм – вот общая идейно-политическая центристская формула оптимума, «золотой середины» прогресса россиян и России и модернизации ее в одну из передовых стран мира по качеству и уровню жизни, субъектному развитию народа. По источнику и содержанию: гуманизм – социальная, патриотизм – национальная и федерализм – государственная идеи (принципы) гармоничного развития страны.

Патриотический российский гуманизм или гуманизм с российской спецификой, а в Кировской области и с вятской особинкой – наша национальная идея и идеология. Через гуманизм мы выходим в мировую цивилизацию, патриотизм соединяет нас сегодняшних с историческими национальными корнями, а федерализм учитывает разнообразие регионов страны. По Бердяеву: русская идея во «всечеловечности», а по Ильину, она – творческая, то есть интеллигенции.

В отличие от унитарного СССР Россия может и должна стать настоящим федеративным государством: с сильным федеральным центром и сильными равноправными субъектами, с развитым местным территориальным и производственным самоуправлением. Такая демократизация, модернизация – российский путь и критерий государственного и общественного прогресса нашей страны, условие успешного гуманистического формирования новой российской нации – россиян.

Что-то странное, противоестественное у человечества: антигуманизм отдельных людей и массовое явление против людей. Цель настоящего сборника статей – анализ феномена современного антигуманизма и особенностей его российского варианта, защита и развитие гуманизма и новогуманистическая, патриотическая профилактика.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал