Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы уроков в старших классах






Преподавание истории в старших классах эффективно осуществлять в форме лекции, семинарских и лабораторно-практических занятий, зачетных уроков.

Методика обучения истории в старших классах основывается на блочном планировании: по темам вычитываются лекции, проводятся семинарские и практические занятия, тематический блок завершает зачет - контрольный урок.

 

 

I. Первой формой урока в тематическом блоке является лекция.

Учебная лекция делится на виды:

I. Повествовательная лекция - это последовательное изложение учебного материала (темы) в виде монолога без привлечения учащихся к внешнему диалогу.

План проведения повествовательной лекции включает:

1) номер темы, название лекции, год и месяц подготовки;

2) целевые установки лекции (образовательные, воспитательные, развивающие);

3) текст лекции (введение, основная часть, заключение);

4) методические рекомендации по дальнейшему изучению темы;

5) вопросы для повторения лекции и организации самоконтроля за качеством усвоения лекционного материала;

6) список исторических источников для обработки. Деятельность учащихся на лекции сводится к устному восприятию (слушанию) учебного материала.

Для продуктивного обучения на лекции предусматриваются три составляющие:

1. Ориентирующая составляющая (цели, задачи учебной работы).

2. Процесс восприятия лекции - конспектирование.

3. Закрепление изученного материала.

II. Лекции диалогического характера подразделяются на два основных типа: информативно-диалогические и проблемные.

На информативно-диалогической лекции диалог строится на постановке лектором констатирующих вопросов.

Проблемная лекция предполагает постановку лектором вопросов, создающих проблемную ситуацию, которая требует поиска.

Лекция диалогического характера предполагает предварительную подготовку учащихся и учителя.

Подготовка к диалогической лекции состоит из следующих этапов:

1) ознакомление с материалом учебника;

2) разработка проблемных задач и вопросов;

3) выработка ответов на вопросы и задачи, предназначенные для лекции;

4) разработка методики использования вопросов и задач на лекции;

5) варианты продолжения лекции в случае неподготовленности учащихся.

 

Проблемная лекция, в свою очередь, определяет следующие уровни:

- проблему ставит и решает лектор;

- учащиеся принимают участие в разрешении проблемы;

- лектор побуждает учащихся к осознанию и решению проблемы;

- проблему ставит лектор и предлагает разрешить её самостоятельно.

Информативно-диалогическая лекция строится на репродуктивной основе общения лектора и учащихся.

Структурные компоненты урока-лекции

1. Организационные моменты.

2. Лекция (объяснение нового материала).

3. Закрепление.

4. Домашнее задание.

5. Подведение итогов.

 

II. Второй формой урока в блочном планировании является семинарское занятие, которое делится на два вида: семинар-исследование, семинар-дискуссия.

Семинар - это метод занятия, смысл которого заключается в приобретении и реализации знаний с привлечением в этот процесс компонентов научного исследования.

Семинар включает три этапа:

1. Подготовительная работа (постановка задачи, формирование проблемы, планирование семинара).

2. Обсуждение темы семинара (реализация функций семинара).

3. Заключительный (оценка знаний, определение степени завершённости изучения темы, вычленение вопросов, подлежащих дальнейшему исследованию).

Семинар с элементами дискуссии предполагает обсуждение, исследование спорного вопроса, проблемы.

План дискуссии включает:

1. Вступительное слово ведущего.

2. Выступление учеников во время обсуждения проблемы.

3. Формирование альтернативных групп.

4. Сведение дискуссии к общей точке зрения.

5. Заключение.

Структурные компоненты семинарского занятия:

1. Организационные моменты.

2. Этап повторения и обобщения материала.

3. Домашнее задание.

4. Подведение итогов.

III. Третьей формой урока в старшем звене является лабораторное занятие, которое предполагает практическую отработку изучаемой темы.

На лабораторно-практическом занятии необходимо использовать различные приёмы и средства обучения: работу с терминами, понятиями, анализ источника, составление таблиц, схем, планов, составление кроссвордов, решение исторических задач, заполнение контурной карты и т.д.

Отличие семинара от лабораторно-практического урока заключается в следующем: на семинаре - теоретическое обсуждение проблем, на лабораторном занятии - выполнение практических заданий.

 

IV. Четвёртой формой урока в тематическом блоке является зачёт, предполагающий проверку и контроль знаний по изучаемому тематическому блоку.

Зачёт проводится в разных формах: тестирование, контрольная работа, индивидуальный устный и письменный опрос. Для проведения зачёта также используются нетрадиционные формы контроля знаний.

Структурные компоненты зачетного урока

1. Организационные моменты.

2. Форма контроля знаний (тест, контрольная работа и т.д.).

3. Домашнее задание.

4. Подведение итогов.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал