![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формы уроков в старших классах
Преподавание истории в старших классах эффективно осуществлять в форме лекции, семинарских и лабораторно-практических занятий, зачетных уроков. Методика обучения истории в старших классах основывается на блочном планировании: по темам вычитываются лекции, проводятся семинарские и практические занятия, тематический блок завершает зачет - контрольный урок.
I. Первой формой урока в тематическом блоке является лекция. Учебная лекция делится на виды: I. Повествовательная лекция - это последовательное изложение учебного материала (темы) в виде монолога без привлечения учащихся к внешнему диалогу. План проведения повествовательной лекции включает: 1) номер темы, название лекции, год и месяц подготовки; 2) целевые установки лекции (образовательные, воспитательные, развивающие); 3) текст лекции (введение, основная часть, заключение); 4) методические рекомендации по дальнейшему изучению темы; 5) вопросы для повторения лекции и организации самоконтроля за качеством усвоения лекционного материала; 6) список исторических источников для обработки. Деятельность учащихся на лекции сводится к устному восприятию (слушанию) учебного материала. Для продуктивного обучения на лекции предусматриваются три составляющие: 1. Ориентирующая составляющая (цели, задачи учебной работы). 2. Процесс восприятия лекции - конспектирование. 3. Закрепление изученного материала. II. Лекции диалогического характера подразделяются на два основных типа: информативно-диалогические и проблемные. На информативно-диалогической лекции диалог строится на постановке лектором констатирующих вопросов. Проблемная лекция предполагает постановку лектором вопросов, создающих проблемную ситуацию, которая требует поиска. Лекция диалогического характера предполагает предварительную подготовку учащихся и учителя. Подготовка к диалогической лекции состоит из следующих этапов: 1) ознакомление с материалом учебника; 2) разработка проблемных задач и вопросов; 3) выработка ответов на вопросы и задачи, предназначенные для лекции; 4) разработка методики использования вопросов и задач на лекции; 5) варианты продолжения лекции в случае неподготовленности учащихся.
Проблемная лекция, в свою очередь, определяет следующие уровни: - проблему ставит и решает лектор; - учащиеся принимают участие в разрешении проблемы; - лектор побуждает учащихся к осознанию и решению проблемы; - проблему ставит лектор и предлагает разрешить её самостоятельно. Информативно-диалогическая лекция строится на репродуктивной основе общения лектора и учащихся. Структурные компоненты урока-лекции 1. Организационные моменты. 2. Лекция (объяснение нового материала). 3. Закрепление. 4. Домашнее задание. 5. Подведение итогов.
II. Второй формой урока в блочном планировании является семинарское занятие, которое делится на два вида: семинар-исследование, семинар-дискуссия. Семинар - это метод занятия, смысл которого заключается в приобретении и реализации знаний с привлечением в этот процесс компонентов научного исследования. Семинар включает три этапа: 1. Подготовительная работа (постановка задачи, формирование проблемы, планирование семинара). 2. Обсуждение темы семинара (реализация функций семинара). 3. Заключительный (оценка знаний, определение степени завершённости изучения темы, вычленение вопросов, подлежащих дальнейшему исследованию). Семинар с элементами дискуссии предполагает обсуждение, исследование спорного вопроса, проблемы. План дискуссии включает: 1. Вступительное слово ведущего. 2. Выступление учеников во время обсуждения проблемы. 3. Формирование альтернативных групп. 4. Сведение дискуссии к общей точке зрения. 5. Заключение. Структурные компоненты семинарского занятия: 1. Организационные моменты. 2. Этап повторения и обобщения материала. 3. Домашнее задание. 4. Подведение итогов. III. Третьей формой урока в старшем звене является лабораторное занятие, которое предполагает практическую отработку изучаемой темы. На лабораторно-практическом занятии необходимо использовать различные приёмы и средства обучения: работу с терминами, понятиями, анализ источника, составление таблиц, схем, планов, составление кроссвордов, решение исторических задач, заполнение контурной карты и т.д. Отличие семинара от лабораторно-практического урока заключается в следующем: на семинаре - теоретическое обсуждение проблем, на лабораторном занятии - выполнение практических заданий.
IV. Четвёртой формой урока в тематическом блоке является зачёт, предполагающий проверку и контроль знаний по изучаемому тематическому блоку. Зачёт проводится в разных формах: тестирование, контрольная работа, индивидуальный устный и письменный опрос. Для проведения зачёта также используются нетрадиционные формы контроля знаний. Структурные компоненты зачетного урока 1. Организационные моменты. 2. Форма контроля знаний (тест, контрольная работа и т.д.). 3. Домашнее задание. 4. Подведение итогов.
|