Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. На тему:«Возникновение казахских жузов






ДОКЛАД

На тему: «Возникновение казахских жузов. Этнический состав казахского народа.»

 

Выполнила: студентка группы №105 – Харлова Дарья

 

Проверил: Преподаватель истории Токтыбаев А. Н.

АЛМАТЫ 2014г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3 - 7 стр.

Глава1. «Формирование жузов» 8 – 24 стр.

Глава 2. «Старший жуз» 25 – 33 стр.

Глава3. «Средний жуз» 33 – 45 стр.

Глава 4. «Младший жуз» 46 – 50 стр.

Заключение 51 - 54 стр.

Список литературы 55 стр.

 

Введение

Жузы – роды – племена» в Казахстане никогда не являлись функциональными организационными структурами, как это было, например, в средневековой Шотландии, Африке или в некоторых азиатских странах, – пишет Масанов. – В Казахстане это прежде всего способ мышления и интерпретации происходящих процессов и явлений сквозь призму генеалогического происхождения, объяснение и аргументация, регламентация и регулирование процессов социальной мобилизации и консолидации общества».

«Каждое племя дробилось на множество иерархически организованных этнических групп и более мелких подразделений и ответвлений, взаимосвязанных сложной системой общественных отношений. Вследствие этого каждое звено родоплеменной структуры имело сложные генеалогические предания и родословные, возводившие обычно свое происхождение к одному общему героическому предку, нередко вымышленному легендарному образу. Традиция единого генеалогического древа обуславливала обязательную инкорпорацию новых этнических элементов в состав каждого племени, включение их в традиционную генеалогию. Поэтому генеалогическая структура кочевого общества казахов была реальной лишь в низших звеньях и идеальной, легендарно-мифологической на высшем уровне. Иначе говоря, на уровне семейно-родственных групп кровнородственные связи порождались наличным бытием общественной практики, т.е. организацией процесса производства на основе карнальных связей (обычно экзогамные группы), а на уровне всего социума – традициями в сфере общественного сознания, закрепленными в мировоззрении и идеологии», – отмечается в историко-этнографическом исследовании «Казахи».

Один из первых казахских ученых-энциклопедистов, прямой потомок Сотрясателя Вселенной, Чокан (Мухаммед-Канафия) Валиханов, писал о казахской родоплеменной структуре: «Самый порядок разделения, обусловивший собою право старейшинства и силу племени, что выражается правом физического первородства предка, принимается совершенно в генеалогическом смысле; посему форма отношений орд к ордам и родов одной орды между собою соответствует правам кровного братства, а отношения родов к своей орде – отношению сына к отцу, к старшему роду старшей орды – отношению племянника к дяде…».

По его словам, «именно принцип старшинства» (а не количественные характеристики) лежит в основе разделения казахов на три жуза: «Русские называют ордами и которые по старшинству казахов называются Большая, Средняя и Меньшая сотня (Улу юз, Урта юз и Кичи юз)», «по старшинству племенных союзов они составляют старшие орды – Большую и Среднюю».

Старшинство между жузами распределялось по принципу «прямой линии», в которой за самым «младшим» племенем Ак Арыса (другое название Старшего жуза) следовал самый «старший» род Бек Арыса (Средний жуз) и так далее, расшифровывает его мысль современный исследователь Алмас Ордабаев. «Если можно так выразиться, то кочевой образ жизни, освоенный в степи с одомашниванием лошади, стал «повивальной бабкой» казахов как нации, сложившейся из множества племен, имеющих разное происхождение, но связанных общностью судеб», – считает он.

«Казахи, подразделяясь на три жуза – Старший, Средний и Младший, сегментировались на широко разветвленную родоплеменную систему. Это только западные и российские авторы, имея смутное представление о культуре казахского народа, интерпретировали Старший жуз как Большой или Великий, а Младший как Маленький. Кстати, до 1917 года Средний жуз был самым многочисленным (1 500 тыс.) по сравнению с Младшим (1 200 тыс.) и Старшим (600 тыс.)», – пишет Масанов.

Он же подробнее расписывает внутреннюю иерархию жузов и особенности ее отражения на политической обстановке в прошлом: «Внутри каждого жуза существует своя родоплеменная система деления. Казахи Старшего жуза делились на 11 родоплеменных групп, Среднего жуза – на 7 и Младшего – на 3 промежуточных и 25 основных групп. Над казахами всех трех жузов стояла так называемая «белая кость», к которой относились казахи торе – потомки Чингисхана, точнее, одного из сыновей Джучи-хана, а также казахи кожа – потомки Пророка Мухаммеда и святых людей…

Среди казахов Старшего жуза старшими в системе генеалогического родства считались казахи рода жалаир, за ними следовали ошакты, а самыми младшими были казахи рода ысты. В Младшем жузе старшими считались казахи алимулы, за ними следовали байулы и только потом жетыру. В Среднем жузе аргыны преобладали над таракты, а найманы и кереи доминировали над уаками. Нередко у каждого рода был свой хан. Так, например, аргыны признавали своим ханом Аблай-хана, тогда как кипчаки всегда были его оппонентами. Для найманов ханом был Барак, тогда как другие казахи считали его только султаном».

Некоторые признаки высокого положения отдельных родов в составе жузов графически отразились в их родовых знаках – тамгах (танба), которыми метили скот и предметы. «…После отделения Золотой Орды от других монгольских улусов на территории Казахстана оформилась другая чингизидская тамга, напоминающая по форме гребень – тарак. Ее производная стала тамгой рода, получившего от этого свое название – таракты. По моему мнению, гребень символизировал высокое социальное положение этого рода как «конюшего» при правящей династии. Роль конюшего в степи очень важна, и тамга-гребенка была «подарена» лишь одному роду из каждого казахского жуза. В Старшем жузе это род жалаир, в Среднем – таракты, в Младшем – табын. Такие роды называли «нокта агасы», то есть «старшие по ханским коням», и по старшинству они следовали сразу за чингизидами и другими уважаемыми родами», – отмечает Алмас Ордабаев.

Что касается происхождения трехсоставной системы, то на это существуют различные взгляды. Известный казахстанский ученый Юрий Зуев полагал, что у всех кочевников существовала так называемая военная триальная организация – центр, правое и левое крылья. На этой основе он интерпретировал казахские жузы, т.е. центр – Средний жуз, левое крыло – Старший жуз, а правое – Младший. «Есть другая, по моему мнению, более обоснованная точка зрения, – пишет Масанов. – Принадлежит она известному казахстанскому исследователю Санджару Асфендиярову, который говорил, что Казахстан в естественно-географическом отношении делится на три зоны. Специфика культурно-исторического процесса в них и привела к возникновению трех жузов. Это Юго-Восточный Казахстан, имеющий естественные границы: на севере – южная оконечность озера Балхаш и пустыня Бетпак-Дала, на юге и востоке – гигантские горы, на западе – река Сырдарья. На этом пространстве локализовался Старший жуз. Остальная часть Казахстана разделяется на две части – по водоразделу Мугоджарских гор. На западе от них располагался Младший жуз, на востоке – Средний.

«Соответственно жузы представляют собой исторически сложившиеся этно-территориальные объединения казахов-кочевников, отличавшиеся друг от друга некоторыми параметрами этногенеза, социально-экономической жизни, быта и культуры составлявших их групп кочевого населения. Эти региональные различия отразились в историческом сознании казахского этноса в категориях происхождения, родства и старшинства», – резюмирует один из крупнейших современных профессиональных историков Казахстана Ирина Еврофеева.

– Каждое звено… структуры жузов, например, поколение или племя, дробилось в свою очередь на множество более мелких групп – родов и их отделений, подродов и т.п., тесно связанных между собой традицией единого генеалогического древа. Все они, как и система в целом, имели сложные генеалогические предания, возводившие их происхождение к одному реальному либо легендарному предку. По отдельным подсчетам, на рубеже XVII-XVIII вв. в состав трех жузов казахов входило около 112 подобных подразделений или кланов. Приблизительно совокупная численность составлявшего эти структурные звенья казахского населения определялась большинством дореволюционных исследований на тот период в пределах 2-3 млн. человек. Совокупность социальных функций, выполнявшихся родоплеменной организацией казахов, и строгая экзогамия по седьмое колено позволяют представить ее как большую патронимию».

«Родоплеменное деление в начале XXI века является архаической системой общественного сознания, не учитывающей личностные качества человека, его профессионализм, уровень образования и культуры. Она основана на приоритетности этнических и родоплеменных отношений и не соответствует ценностям либеральной экономики, правового государства и демократического общества. Система обречена на постепенное отмирание, но в то же время остается чрезвычайно живучей. Еще не одно поколение будет воспроизводить ее в жизни и политике. Однако система хороша тем, что частично снижает уровень коррупции в среде чиновников, потому что с родственников требовать деньги не удобно, разве что можно взять подарки», – пишет Масанов[1].

Как бы то ни было, родоплеменное деление казахов, – это часть культуры народа, которая должна восприниматься ее носителями именно таким образом, не влияя на общественную и профессиональную деятельность и взгляды людей. У нее есть свои положительные и отрицательные последствия как для частной, так и социальной жизни, как и у любого иного значительного элемента мировоззрения человеческих обществ.

Жузы получили свое название не по числу принадлежавших к ним кочевников (Киши жуз был самым многочисленным), но по старшинству входивших в их состав родов. При этом старшинство между родами и жузами считалось по прямой линии: " самый последний род" Улы жуза имел преимущество перед " самым старшим родом" Орта жуза и т.д. Оправдывалось это тем, что предок старше (атасы улкен). Согласно этнографическим наблюдениям, порядок старшинства соблюдался:

1) при определении места в боевом порядке;

2) при разделении военной добычи;

3) при вступлении в дом и рассаживании по местам;

4) при открытии торжества;

5) при представлении качества предлагаемого в гостях и на пирах кушанья.

В XVII-начале XVIII вв. все три жуза управлялись биями - родоначальниками, уполномоченными всеказахским ханом; а со времени после кончины Тауке-хана (между 1715-1717гг.), последнего казахского хана, власть которого признавалась во всем государстве, каждый жуз имел своего хана из числа султанов – прямых потомков Чингиз-хана.

Известно, что впервые имя одного из жузов - Улы жуза (по терминологии источника " Казачья Большая орда") было зафиксировано в русском документе, датируемом 1616 годом и имеющим заглавие: " Расспросные речи в посольском приказе служилых людей Т.Петрова и Н.Куницына о поездке в Калмыцкую землю".

В мусульманских источниках нигде казахские жузы не упоминаются несмотря на то, что источники, описывающие состояние дел в Восточном Дешт-и Кипчаке в XIII - начале XVII вв. достаточно обильны и рассказывают о множестве деталей военно-политической и культурной жизни того времени. Из ираноязычных и тюркоязычных сочинений мы узнаем и имена ханов и взаимоотношения между ними, и о набегах и войнах, и маршрутах и способах кочевания, и даже о таких этнографических подробностях, как, например, технология изготовления мягких кожаных накидок. Но когда речь заходит о территориально-административных структурах Казахского ханства, везде фигурирует термин улус (удел владение, а также государство), и только.

У каждого казахского жуза имелось своё исторически сложившееся пространство, территория. Так, у Старшего жуза — Это Семиречье и Южный Казахстан, у Среднего Жуза — Центральный, Восточный и Северный Казахстан, у Младшего жуза — Западный Казахстан. Племена казахов, входивших в один жуз, родственны между собой и даже считались потомками одного предка. Поскольку население жуза проживало в определённой географической зоне, племена, входившие в один жуз, были связаны между собой более крепкими хозяйственно-экономическими связями, чем с другими жузами. В связи с этим складывалась особая внутриэтническая общность со своими традициями, привычками, обычаями. Жузы отличались внутренней сплочённостью и в руководстве власть. Каждый жуз имел своего бия. Известно, что и во времена Казахского ханства каждый жуз имел своего хана. Казахские жузы были хозяйственно-культурными и политическими частями казахского народа. В мирное время большинство внутренних проблем, отношений решались внутри самих жузов. Однако это не означает, что между казахскими жузами не было политических, хозяйственно-культурных, этнических связей. Между родами и племенами, занимавшимися кочевым скотоводством, устанавливались тесные хозяйственные взаимоотношения, завязывались торговые связи, заключались браки. Общая этнокультура, языковое, бытовое и хозяйственное единство играли прочную связующую роль. Если над общей родиной сгущались тучи, вставал вопрос о её защите, то все казахские жузы объединялись в одну мощную силу. Не возникало никаких разногласий по поводу того, какому жузу относится та или иная территория: под угрозой было казахская земля. Внутренняя близость, патриотизм проявлялись во время джунгарских набегов на казахскую землю. Все главные вопросы внутренней и внешней политики решались на курултаях.

В истории казахов нет, пожалуй, более интересного на сегодняшний день вопроса, чем вопрос об истории жузов. Жузы притягивают к себе внимание еще и потому, что мало кто сомневается в том, что они по сей день играют огромную роль в политической жизни страны. При этом историческая наука даже не смогла установить, что же все-таки означает слово " жуз". Хотя многие ученые и полагают, что это слово арабского происхождения и переводится как ветвь или часть, все же их выводы далеко не бесспорны. Зачем, спрашивается, кочевникам было прибегать к малопонятным заимствованиям, если собственный язык предлагал в этом отношении множество самых различных вариантов. Наверное, на этом же основании многие отечественные историки настаивают на казахском происхождении этого термина, толкуя его как " лик" или " сотня", хотя эти версии также выглядят малоубедительными. Но какие бы еще варианты перевода не предлагались, этимология этого слова – в данном случае есть дело десятое, поскольку смысл его понятен. " Жуз" значило то же самое, что и " улус". С этим, к счастью, согласны практически все историки.

 

Вне жузовой классификации состоят:

-торе́, прямые потомки Чингисхана по мужской линии;

 

-кожа́ — считаются потомками четырёх сподвижников Мухаммеда — Абу Бакра, Омара, Османа и Али и арабов Центральной Азии — воинов и миссионеров;

 

-толенгiт — ханская дружина, телохранители и придворная прислуга;

Торе и кожа считались «ақ -сү йек» (белая кость) — то есть аристократами.


О времени возникновения жузов, причинах их появления, о внутренней структуре общего мнения у учёных нет.

 

Глава1. «Формирование жузов»

Одной из главных загадок казахской истории остается загадка происхождения и время образования жузов[2].

В силу действия многих этнополитических и хозяйственных факторов на территории Казахстана возникли три основных этнотерриториальных объединения - Старший, Средний и Младший Жузы. Существование жузов отразило сложность процесса образования казахской народности, наложило свою печать на локальные культурно-бытовые особенности ее развития.

Жузы являлись специфической формой социально-политической организации казахской народности. В истории казахов жузами принято называть определенные союзы племен, осознающих свою принадлежность к единой казахской народности и населяющих фиксированную традицией часть общеказахской территории. В дореволюционной исторической литературе вместо слова жуз употреблялся в давние времена вошедший в русский язык термин орда.

Принадлежа к одной казахской народности, каждый из жузов имел свои особенности, которые делали их отличными друг от друга.

Основываясь на исследованиях, проведенных учеными историками Казахстана, можно обобщить и дать характеристику каждому из казахских жузов.

Всего жузов - три: Улы жуз (Старший, или Большой, жуз), Орта жуз (Средний, или Cрединный, жуз) и Киши жуз (Младший, или Малый, жуз).

Кочевья жузов располагались в порядке с юго-востока на северо-запад: Улы жуз занимал юго-восточную часть Казахского ханства, Киши жуз - самую западную, а Орта жуз - серединную территорию.

Жузы получили свое название не по числу принадлежавших к ним кочевников (Киши жуз был самым многочисленным), но по старшинству входивших в их состав родов. При этом старшинство между родами и жузами считалось по прямой линии: " самый последний род" Улы жуза имел преимущество перед " самым старшим родом" Орта жуза и т.д. Оправдывалось это тем, что предок старше (атасы улкен). Согласно этнографическим наблюдениям, порядок старшинства соблюдался:

1) при определении места в боевом порядке;

2) при разделении военной добычи;

3) при вступлении в дом и рассаживании по местам;

4) при открытии торжества;

5) при представлении качества предлагаемого в гостях и на пирах кушанья.

В XVII-начале XVIII вв. все три жуза управлялись биями - родоначальниками, уполномоченными всеказахским ханом; а со времени после кончины Тауке-хана (между 1715-1717гг.), последнего казахского хана, власть которого признавалась во всем государстве, каждый жуз имел своего хана из числа султанов – прямых потомков Чингиз-хана.

Известно, что впервые имя одного из жузов - Улы жуза (по терминологии источника " Казачья Большая орда") было зафиксировано в русском документе, датируемом 1616 годом и имеющим заглавие: " Расспросные речи в посольском приказе служилых людей Т.Петрова и Н.Куницына о поездке в Калмыцкую землю".

В мусульманских источниках нигде казахские жузы не упоминаются несмотря на то, что источники, описывающие состояние дел в Восточном Дешт-и Кипчаке в XIII - начале XVII вв. достаточно обильны и рассказывают о множестве деталей военно-политической и культурной жизни того времени. Из ираноязычных и тюркоязычных сочинений мы узнаем и имена ханов и взаимоотношения между ними, и о набегах и войнах, и маршрутах и способах кочевания, и даже о таких этнографических подробностях, как, например, технология изготовления мягких кожаных накидок. Но когда речь заходит о территориально-административных структурах Казахского ханства, везде фигурирует термин улус (удел владение, а также государство), и только.

 

 

Над загадками казахских жузов бились поколения историков Казахстана, но удовлетворительного и однозначного решения так и не нашли. Еще в 1911 году академик В.В.Бартольд в своей работе " История изучения Востока в Европе и России" писал: " Мы не имеем точных сведений о том, как произошло распадение этого (казахского) народа на три орды: Большую, Среднюю и Малую (или Старшую, Среднюю и Младшую), из которых каждая имела своего хана..."

Нынешнее решение проблемы не слишком продвинулось с того времени. Однако к настоящему времени накопилось достаточное количество наблюдений, обоснованных на изучении все тех же известных науке источников для определения хотя бы общих путей дальнейшего исследования.

Большинство исследователей склонялись к мысли о том, что разгадку следует искать в тех триальных системах, которые реально существовали в далеком прошлом у тюркских народов со времен гуннской империи и тюркского каганата.

Было известно, что организация войска и связанного с ним административного управления в этих государствах строилась по схеме правое крыло (западная - т.к. ориентация тогда была южная), левое крыло (восточное) и центр. Центр войска и центральные области империи управлялись непосредственно каганом, а левое и правое крылья, соответственно западные и восточные области империи, наместниками-родичами.

Другой триальной системой, известной у древних тюрков, была система брачных отношений, где три экзогамных рода в известной последовательности устанавливали брачные связи.

Однако обе эти системы ни в малейшей степени не могут быть связаны с тремя казахскими жузами, т.к. те первоначально не имели значения ни для военной организации, ни для брачных связей. Что же касается деления огузов (туркмен) на три группы - нижнюю, среднюю и верхнюю, которое впервые за-фиксировано в Х в. и сохранялось вплоть до XII в., то, думается, что правы те ученые, которые считают, что это сугубо локальное разделение неразрывно связано с речными долинами Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи и никак не распространялось за пределы этих долин, а главное по характеру отлично от деления казахов на три жуза.

 

Казахи подразделяются на жузы: Старший, Средний, Младший, Первое упоминание о них относится к ХVII веку. Такое деление связано со спецификацией хозяйственно-культурного и исторического процессов, происходивших в зонах, возникших в связи с делением территории на тир: Южный, Центральный Казахстан и Западный.

Казахи Старшего жуза занимали в целом юг. В начале XX века их численность составляла 750 тысяч. Делились они на роды: жалаир, ошакты, канлы, дуланты, сунны, албаны, уйсуни.

Казахи Среднего жуза традиционно проживали в Центральном, Северном, Восточном Казахстане, на юге - вдоль р.Сырдарья, северной стороны хребтов Кентау, Семиречье. В начале XX века их насчитывалось 1400 тысяч. Крупными племенами являлись аргыны (около 590 тысяч), найманы (321 тыс.), кыпчаки (125 тыс.), кереи (317 тыс.).

Казахи Младшего жуза селились в основном в Западном Казахстане. Их численность в начале XX века составляла 1160 тысяч. Делились они на крупные племена; алимулы (около 300 тыс.), байулы (585 тыс.) и жетиру (275 тыс.). Существует легенда об Алаше, объясняющая происхождение жузов. Однажды у могущественного и пребывающего в славе хана родился пегий (ала) сын. Придворные увидели в этом плохое предзнаменование и посоветовали хану отослать пегого сына подальше от себя в далекие края. Вскоре хан и его окружение забыли о нем. Шло время. Мальчик, названный Алашем, стал знаменитым батыром. Весть об Алаше дошла до хана. Он отправляет к батыру сотню воинов, чтобы разузнать все о нем, но сотня не вернулась. Через некоторое время хан посылает вторую сотню, но и она не вернулась. Не вернулась и третья сотня. Пришедшие к Алашу три сотни (жуз - сотня) впоследствии составили основу трех казахских жузов. А Алаш после смерти отца стал ханом.

Омскую область населяют в основном представители среднего жуза; кереи, аргыны, кыпчаки, найманы и уаки. В значительном количестве есть исторически населяющие область представители Младшего жуза; табып и рамадан, проживавшие в аулах Шербакульского и Москаленского районов. Кереи проживают в основном в Называевском, Русско-Полянском и других районах Омской области. На рубеже XVIII-XX веков в Омском уезде аргыны составляли 13 тысяч, кыпчаки — 10 тысяч, кереи — 13 тысяч. В антропологическом отношении казахи Омского Прииртышья относятся к малой южно-сибирской расе, которая образовалась в результате длительного смешения монголов с европеоидным населением Казахстана. В отличие от жителей Южного Казахстана у сибирских казахов преобладают смешанные черты.

Главная причина сохранения генеалогической системы родства — необходимость передачи из поколений в поколение семейной собственности, знаний и квалификации кочевника. В первой половине XVI веках кочевья казахского хана Тугума находились на сибирских рубежах, видимо, по соседству с чатами (позднее вошли в группу томских татар), в сражении с которыми и был убит этот хан. Обращает на себя внимание и тот факт, что в первой половине XV века среди казахов существовал аймак чат, многие из его членов присоединились к Абулхаиру[3].

В XVI веке казахские кочевые группы часто появлялись в бассейне верхнего Тобола, Ишима и Иртыша, там находились кочевья и казахов центральных районов Казахстана. Сибирская летопись так сообщает о завоевании Кучумом Сибирского ханства: «Прийде же степью ис Казачьи орды царь Кучюм, Муртазеев сын со многими воинскими людьми...» В состав этих воинов были казахи, ногайцы и узбеки. Правда, если с южными соседями - ногайцами - Сибирское ханство при Кучуме поддерживало союзнические отношения, то с казахами нередко воевало. В годы войны русских с Кучумом казахи вели переговоры с русскими о совместных действиях против Кучума и принятии казахами русского подданства. Тем не менее в войске самого Кучума в этот период находились также и воины казахи

Жуз - традиционное деление казахского народа, состоящего из трёх жузов.

Вне жузовой классификации состоят:

-торе́, прямые потомки Чингисхана по мужской линии;

 

-кожа́ — считаются потомками четырёх сподвижников Мухаммеда — Абу Бакра, Омара, Османа и Али и арабов Центральной Азии — воинов и миссионеров;

 

-толенгiт — ханская дружина, телохранители и придворная прислуга;

Торе и кожа считались «ақ -сү йек» (белая кость) — то есть аристократами.


О времени возникновения жузов, причинах их появления, о внутренней структуре общего мнения у учёных нет.

Ч. Валиханов считал, что когда государство Золотая Орда начала распадаться, то для того чтобы оставить за собой территории своих кочевий, казахи создали такие большие союзы. По мнению Н. А. Аристова, объединение жузы произошло во время набегов джунгар. В. В. Бартольд связывает возникновение жузов с географическими факторами. Выгодное природно-географическое положение позволило казахам отдалённых регионов сохранить культурно-хозяйственные особенности. М.П. Вяткин соглашается с доводами В. В. Бартольда и добавляет к природно-географическим факторам политические события. Он считает, что особленные орды в XVI в. сформировались как политические союзы. Языковед С. Аманжолов считает, что казахи разделились на жузы ещё в X-XII вв. — до монгольского нашествия. Востоковед Т. И. Султанов говорит о скудности достоверных фактов о происхождении жузов и предпологает, что во второй половине XVI в. система улусов трансформировалась в жузы.

Не полностью раскрыта ещё и само понятие — «жуз». Некоторые ученые связывают его с арабским словом «джуз» — «основная часть чего-то, ответвление». В восточных документах первых сведения о жузах начинают появляться в середине XVII в. В трудах Махмуда бен Вали, написаных в 1634—1641 гг., описывается, что после смерти хана Шайбани его сын Бахадур «начинает руководить этой страной и улусами… для зимовок и своих джайлауов он выбрал Белую Орду, которая ещё известна как Йуз Орда». Это слово «йуз» (жузик-пузик) некоторые ученые сравнивают с казахскими жузом.

Историческая особенность жузов

У казахских жузов имелись следующие особенности: 1) внутреннее региональное единство; 2) этническое единство; 3) культурно-хозяйственная общность; 4) общность политического руководства.

Раскроем шире эти особенности. У каждого казахского жуза имелось своё исторически сложившееся пространство, территория. Так, у Старшего жуза — Это Семиречье и Южный Казахстан, у Среднего Жуза — Центральный, Восточный и Северный Казахстан, у Младшего жуза — Западный Казахстан. Племена казахов, входивших в один жуз, родственны между собой и даже считались потомками одного предка. Поскольку население жуза проживало в определённой географической зоне, племена, входившие в один жуз, были связаны между собой более крепкими хозяйственно-экономическими связями, чем с другими жузами. В связи с этим складывалась особая внутриэтническая общность со своими традициями, привычками, обычаями. Жузы отличались внутренней сплочённостью и в руководстве власть. Каждый жуз имел своего бия. Известно, что и во времена Казахского ханства каждый жуз имел своего хана. Казахские жузы были хозяйственно-культурными и политическими частями казахского народа. В мирное время большинство внутренних проблем, отношений решались внутри самих жузов. Однако это не означает, что между казахскими жузами не было политических, хозяйственно-культурных, этнических связей. Между родами и племенами, занимавшимися кочевым скотоводством, устанавливались тесные хозяйственные взаимоотношения, завязывались торговые связи, заключались браки. Общая этнокультура, языковое, бытовое и хозяйственное единство играли прочную связующую роль. Если над общей родиной сгущались тучи, вставал вопрос о её защите, то все казахские жузы объединялись в одну мощную силу. Не возникало никаких разногласий по поводу того, какому жузу относится та или иная территория: под угрозой было казахская земля. Внутренняя близость, патриотизм проявлялись во время джунгарских набегов на казахскую землю. Все главные вопросы внутренней и внешней политики решались на курултаях[4].

В истории казахов нет, пожалуй, более интересного на сегодняшний день вопроса, чем вопрос об истории жузов. Жузы притягивают к себе внимание еще и потому, что мало кто сомневается в том, что они по сей день играют огромную роль в политической жизни страны. При этом историческая наука даже не смогла установить, что же все-таки означает слово " жуз". Хотя многие ученые и полагают, что это слово арабского происхождения и переводится как ветвь или часть, все же их выводы далеко не бесспорны. Зачем, спрашивается, кочевникам было прибегать к малопонятным заимствованиям, если собственный язык предлагал в этом отношении множество самых различных вариантов. Наверное, на этом же основании многие отечественные историки настаивают на казахском происхождении этого термина, толкуя его как " лик" или " сотня", хотя эти версии также выглядят малоубедительными. Но какие бы еще варианты перевода не предлагались, этимология этого слова – в данном случае есть дело десятое, поскольку смысл его понятен. " Жуз" значило то же самое, что и " улус". С этим, к счастью, согласны практически все историки.

Гораздо более важным выглядит вопрос о времени образования жузов, поскольку совершенно очевидно, что, не имея на него ответа, мы не можем понять общей логики событий казахской истории. Разумеется, что на этот счет ученые тоже выдвигали множество самых разнообразных версий. В качестве примера можно привести следующие точки зрения.

" Три союза племен казахов, называемые жузами… начали образовываться в период тюркского каганатства[5] (V-VIII вв.) и в основном оформились в X-XII вв.", – считал, например, советский ученый С.Аманжолов.

А выдающийся российский востоковед В. Вельяминов-Зернов писал: " … Не следует ли именно к эпохе владычества киргиз-кайсаков над Ташкентом и Туркестаном, т.е. XVII столетию, отнести это загадочное деление. Часть киргиз-кайсаков, сидевшая в завоеванном крае, так сказать полуоседлая, должна была поневоле отделиться от кочевой части, занимавшей степи. Само собой явились Орды. Ташкент и Туркестан с прилегавшей страною, лежавшие в центре, составили Среднюю Орду. В городах остались властвовать потомки прежних коренных ханов, члены старшего дома, Ядикова или Шигаева: Ишим, Джегангир, Тявка и др. По сторонам образовались Орды: Малая и Большая. В первой утвердился род Булякай-куянов или Усяков. Вторая также имела своих ханов".
" Казахское ханство до смерти Тауке-хана в 1718 году было единым государством и распалось на три части в 1718 году, после его смерти", – пишет он в книге " История Казахского государства".

При этом ни предложенные мнения, ни версии многих других историков не подтверждаются никакими фактами, являясь, по сути, только лишь частными умозаключениями. Впрочем, некая " общепринятая", хотя и расплывчатая, точка зрения все же существует. Еще в советское время в коллективных многотомных трудах по истории Казахстана образование жузов стали датировать XVI веком. По всей вероятности, это мнение было основано на данных казахского фольклора, которые утверждали, что автором идеи подобного дробления Казахского ханства был хан Хак-Назар. Правда, непонятно, почему в таком случае не были приняты во внимание другие народные легенды, которые приписывали образование жузов едва ли не пророку Мухаммеду.

Между тем, если рассматривать известные, хотя и скудные, исторические факты, можно прийти к интересным выводам. Самое первое упоминание о жузах содержится в летописи Махмуда бен Вали " Бахр ал-асрар". Вот что пишет автор, описывая биографию одного из чингизидов XIII века: " Повелев собраться близким родственникам, племенам и четырем каучинам, он выбрал для зимовок и летовок Ак-Орду, которая также известна как Йуз-Орда" (каз. Жуз-Орда – Р. Т.).

Конечно, нормальным историкам этот источник был известен достаточно давно. Просто, видимо, ученых мужей сбивало с толку непонятное и непривычное словосочетание – " Жуз-Орда". Тем более что историки до сих пор не могут найти ответа на вопрос, какая же из орд называлась Белой, а какая – Синей, поскольку источники откровенно противоречат друг другу. К тому же Махмуд бен Вали явно говорил об одном жузе, и потому исследователи предпочитали и предпочитают игнорировать его сообщение.

И действительно, термин Жуз-Орда выглядит не совсем логичным, поскольку сами казахи никогда не смешивали эти два разных понятия – " жуз" и " орда". Тем не менее, расшифровать данное название можно. Судя по всему, этот термин произошел не от слова " орда", а от имени первого хана Восточного Кипчака – Орда-Ежена (сына Джучи, внука Чингисхана). То есть, это название надо понимать как " жуз Орды". В таком случае все становится на свои места. Причем, в подобном названии нет ничего удивительного, поскольку обычай называть государство именем его первого (или просто могущественного) правителя был широко распространен в Великой степи. Вспомним улус Джучи, улус Чагатая, улус Бату и т.п. Да и Казахское ханство ногайские беки в переписке с московскими царями называли " Урусовым царевым юртом".

Тем же историкам, которые привыкли считать, что Ак-Орда являлась улусом Шибана, следует уяснить, что этот сын хана Джучи никогда не являлся даже относительно самостоятельным правителем, каковым являлся, например, его брат Орда-Ежен. Все же встречающиеся на страницах различных летописей россказни о существовании могущественного ханства Шибана были сочинены придворными историографами его потомков.

Вероятнее всего, что на кипчакский лад название улуса звучало как " Орда-Жуз" (возможно, с разными вариантами окончаний) и впоследствии превратилось в ныне хорошо известное " Орта жуз" (Центральный или Средний Жуз). Естественно, что первоначально в состав Центрального Жуза могли входить совершенно разные роды и племена. Кочевники всегда спокойно перемещались из улуса в улус, но все-таки костяк оставался одним и тем же. Наряду с другими впоследствии исчезнувшими племенами, в источниках, описывающих начальный период истории Казахского ханства, постоянно упоминаются кипчаки, аргыны, найманы, кереи, конраты, уаки. И это понятно, поскольку племена, впоследствии образовавшие Старший и Младший жузы, в то время входили в состав Моголистана и Ногайской орды соответственно.

" Кипчаки, найманы, алшины, аргыны-каракесеки, уйсуны и табыны! О дай благоденствие этим шестерым! ", - гласила одна из надписей на " Тамгалы-Тас". Наш знаменитый ученый А.Маргулан считал, что названия этих племен были увековечены в связи с тем, что именно они были причастны к образованию Казахского ханства. Автор этих строк вообще-то не считает, что из подобного минимального объема информации можно делать какие-либо далеко идущие выводы, но даже если согласиться с трактовкой А.Маргулана, все равно получается, что половина из этих шести племен представляли Средний Жуз. А табыны[6] вошли в состав Младшего жуза лишь в конце XVII – начале XVIII вв.

С алшинами же в казахской истории вообще царит полная неразбериха. Многие современные историки, писатели, публицисты называют племена Младшего жуза собирательным именем " алшин", возводя их историю напрямую к тюркам-ашина и даже к мифическим алазонам времен Геродота. В то же время эти авторы, судя по всему, просто не знают о некоторых вещах.

Во-первых, именем " алшин" именовались не все племена, а только объединения Байулы и Алимулы. Жетыру, вошедшее в состав Младшего жуза позже других, к числу алшинов не относилось. Во-вторых, существовал еще и отдельный род с тем же именем – алшин, который и упоминался на страницах средневековых хроник, а также в процитированной наскальной надписи. Не случайно П.Рычков, перечисляя крупнейшие роды Младшего жуза, подчеркивал: " Роды ж, или аймаки, знатнейшие в сей орде: 1) Алчинский, в котором настоящие алчинцы". В книге Х. Маданова " Родословная Младшего жуза" приводятся данные по генеалогии этого рода.

Видимо, алшины действительно являлись одним из мощных родов, вследствие чего их самоназвание впоследствии распространилось на другие племена Младшего жуза, так же как это произошло с аргынами в Среднем, и уйсунами в Старшем жузах.

Впрочем, вполне вероятна и другая версия возникновения этого названия. Известно, что в Золотой Орде[7] термин " алшин" применялся по отношению к ханским зятьям. Понятно, что за кого попало принцесс-чингизидок замуж не выдавали, и таким правом обладали лишь избранные, такие, например как правители ногайцев – Едыге и его потомки. Может быть, именно вследствие этого " казахи" (то есть представители Среднего Жуза) стали иронически прозывать " ногайцев" (выходцев из Младшего жуза) зятьками-алшинами. В истории ведь очень часто бывало так, что даже подчас оскорбительные прозвища народов становились впоследствии их этнонимами.

Термины Ак-Орда, Юрт Уруса, Казахское ханство, Орта жуз долгое время являлись синонимами. Впоследствии потомки хана Уруса, пользуясь благоприятным геополитическим раскладом, сумели прихватить значительную часть Моголистана и Ногайской орды, населению которых была предоставлена определенная политическая автономия, выразившаяся в праве образования своих жузов. Кстати, вполне мог бы возникнуть и четвертый жуз, но попытка султана Ураз-Мухаммеда в 1588 г. подчинить Сибирское ханство провалилась.

Таким образом, автор считает необходимым предложить следующую хронологию образования жузов.

1. XIII в. – Образование Центрального Жуза (Ак-Орды), на базе которого впоследствии возникло Казахское ханство.

2. XVI-XVII вв. – Расширение территории Казахского ханства и образование Старшего и Младшего жузов.

Вероятно, некоторые читатели не согласятся с автором этой статьи, поскольку достаточно широко распространено мнение, что названия Старший, Средний и Младший обозначают не что иное, как очередность появления жузов на исторической арене. Мол, Старший жуз образовался раньше других, и это обусловило его привилегированное положение. Это мнение частенько высказывают и многие современные политологи, объясняя тот факт, что в политической жизни страны, ведущие роли играют именно выходцы из Старшего жуза. При этом игнорируется то обстоятельство, что вообще-то засилье " южан" в государственных органах, которое возникло еще в советское время и наблюдается в наши дни, напрямую связано с тем, что удары коллективизации и сталинских репрессий пришлись в основном по казахам Среднего и Младшего жузов.

На самом деле нет никаких серьезных сведений, свидетельствующих об исключительной роли Старшего жуза в истории Казахского ханства. Даже широко распространенная казахская пословица предлагает отдать труд Старшему жузу, власть – Среднему жузу, а войну – Младшему жузу. Племена юго-восточного Казахстана были теснее связаны со среднеазиатскими государствами, нежели с другими жузами. Не случайно батыр Бокенбай в 1731 г. в беседе с русским послом Тевкелевым отмечал, что Старший жуз находится " в дальнем расстоянии к бухарам и с Средней и Малой Ордой не съезжается и у них же хан особливый именем Чолбарс". В принципе, к сепаратизму были точно так же склонны и племена Младшего жуза, где пользовались популярностью идеи откочевки на Северный Кавказ для объединения с ногайцами. В то время как Средний жуз по ордынским представлениям являлся " Тахт Ели" (Престольным владением). И потому именно ханы Среднего жуза являлись старшими, то есть общеказахскими, ханами.

Казахские жузы появились не в силу экономических причин, а стали результатом сопротивления внешней агрессии
Вопрос о происхождении жузов, без всякого сомнения, является самым сложным во всей казахской истории. До сих пор нет однозначного ответа, почему появилась такая система распределения казахских племен, причем с иерархией по старшинству - Старший, Средний и Младший жузы. Марксисты объясняли историю объединения казахов по жузовому принципу хозяйственной целесообразностью. Однако ряд факторов свидетельствует о том, что консолидация племен происходила по внешнеполитическим причинам.

Для кочевников это нехарактерно
Необходимо отметить, что для кочевых обществ подобная иерархия отношений вообще была не типична. Очень часто племена разделялись на крылья - правое и левое. Такая система, например, существовала у киргизов, где родоплеменная система состоит из двух крыльев - правого из левого, а также из отдельной группы племен ичкилик.

В государстве Джучи, известном как Золотая Орда, также было разделение на два крыла - левое и правое. В Западном Тюркском каганате существовало два племенных союза - дулу и нушиби. Можно очень долго перечислять структурные особенности организации у кочевых обществ, но факт остается фактом: жузы в истории кочевников встречаются только у казахов.

Естественно, что такая неопределенность привела к появлению множества различных версий о происхождении жузов у казахов. Этому способствовало также отсутствие по этому поводу прямых указаний письменных источников. Считается, что впервые о жузах было упомянуто в русских документах около 1616 года, там идет речь о так называемой " Большой Казачьей Орде". Однако это еще не является прямым свидетельством существования системы жузов. Характерно, что в это же самое время в русских документах говорилось, например, о Больших Ногаях. Данное определение было связано с конкретными политическими событиями в Ногайской Орде в конце XVI века, когда в ней боролись за власть сторонники политической ориентации на Москву и на Крым.

Кроме того, в самом начале XVII века в Казахском ханстве было сразу несколько ханов, о перипетиях борьбы между которыми подробно рассказывалось в восточных источниках. В частности, известный Есим-хан, брат хана Тауекелля, проиграв конкурентам в борьбе за власть, в частности хану Турсун-Мухаммаду, вынужден был в 1613 году бежать из Казахского ханства в Восточный Туркестан к моголам. Ему удалось вернуться назад только в 1626 году, когда он победил своего обидчика Турсун-Мухаммада.
Известно, что в этот сложный период жузов у казахов еще не было, как не было их при сыне Есима Джангире[8], который стал ханом после очередной междоусобицы.
Однако при сыне Джангира Тауке в конце XVII - начале XVIII веков жузы уже точно были активными участниками политических процессов. Причем устная традиция приписывает решение об образовании некоторых племенных объединений внутри структуры казахских жузов именно Тауке. Так было, например, с объединением жетысу в Младшем жузе, которое якобы было создано по его указанию.
То есть жузы у казахов появились в ходе событий XVII века, скорее всего, во второй его половине. В то же время обстоятельства их появления не зафиксированы в письменных документах, что открывает обширное поле для различных интерпретаций.
Самое сложное в проблеме жузов - это необходимость ответа на ряд вопросов. Во-первых, почему вообще понадобилось такое необычное для традиционного кочевого общества структурное разделение казахского общества? Во-вторых, по каким принципам осуществлялось разделение племен по жузам? В-третьих, откуда появилась иерархия[9] жузов по старшинству?

Экономика тут не первична
Существуют два основных подхода к вопросу происхождения жузов. Один тесно связан с прежней советской идеологией. Другой опирается на устную казахскую традицию.
В первом случае марксистские историки, начиная с Владимира Бартольда и Санджара Асфендиарова, утверждали, что жузы образовались согласно традициям кочевого хозяйствования. То есть, исторически сложившиеся маршруты перекочевок создали целостную хозяйственную систему, которая и легла в основу жузов. Согласно их точке зрения, кочевые маршруты, начиная от зимних пастбищ на реке Урал вплоть до летних в районе Актобе, создали хозяйственную основу для образования Младшего жуза. В то же время зимовки по Сырдарье и летовки по Ишиму и Тоболу сформировали базу для Среднего жуза. И, наконец, маршруты перекочевок в Семиречье, в частности с летними пастбищами в горах Алатау, послужили основой для Старшего жуза.
Данный подход опирался на марксистскую теорию формаций, согласно которой каждое общество должно пройти через пять основных общественно-экономических формаций, от рабовладельческой до социалистической. Продвижение по этой лестнице было связано с изменением права собственности на средства производства. Параллельно в теории марксизма согласно законам исторического материализма существовал базовый принцип - первичность базиса по отношению к надстройке. То есть для обоснования хода исторического процесса главной была его связь с системой материального производства. При этом случайные факторы, например политические процессы, могли влиять на ход событий, но не оказывали на них кардинального воздействия.
Поэтому в Казахстане во времена СССР под существование жузов была подведена соответствующая теоретическая база, которая опиралась на устоявшиеся маршруты перекочевок как основу материального производства кочевого общества.
Однако такая система не позволяла ответить на многие вопросы. Например, как объяснить тот факт, что жузы в первую очередь связаны не с территорией, а с племенами. Поэтому в том же XVII веке территории от Волги до Эмбы находились под властью калмыков, так называли племена ойратов, которые в 1628 году под руководством Хо-Урлюка разбили на реке Яик (Урал) ногайцев и заняли обширную территорию от Эмбы до Северного Кавказа. В начале XVIII века восточные ойраты, известные нам под именем джунгар, разбили казахские жузы, которые отступили вплоть до Средней Азии. Известно, что нынешние Алматинская, Восточно-Казахстанская области долгое время находились под властью джунгар. Затем, после их поражения, казахские жузы и племена заняли освободившуюся территорию и продвинулись далее на земли собственно Джунгарии. В частности, многие казахи преимущественно Среднего жуза сейчас проживают как раз на бывшей джунгарской территории, расположенной в нынешнем китайском Синьцзяне, а также в Баян-Ульгее в Монголии.

Очевидно, что жузы связаны в первую очередь не с устоявшимися хозяйственными территориями и маршрутами перекочевок, а с племенами. Соответственно, по мере передвижения жузов в результате политических процессов вместе с ними перемещается и идентичность тех или иных племен. В этой связи можно вспомнить разницу в терминах " улус" и " юрт" в Монгольской империи. Улусом называли объединение племен под властью того или иного Чингисида, а юртом - контролируемую им территорию. При этом улус был первичен по отношению к юрту. Такая же картина была и с казахскими племенами и жузами. Они были первичны по отношению к той или иной территории, которую они занимали.

Конечно, марксистские историки могут возразить, что речь идет о том, что сначала образовались жузы в определенных условиях, а затем уже начались передвижения входивших в их состав племен. Однако в этом случае их подводит иерархия по старшинству. Потому что если следовать их логике образования жузов, то сначала был образован Старший в Семиречье, затем Средний в центральном Казахстане, а - последним Младший на его западе. То есть речь идет о последовательной системе образования жузов с востока на запад. Это требует серьезной организации на государственном уровне либо длительного проживания племен на одной и той же территории, что теоретически могло способствовать закреплению хозяйственных навыков.

Негосударственное это дело
Однако если мы вернемся к событиям XVII века, когда и были образованы жузы, то мы не увидим политических условий, которые способствовали бы такому сложному организационному процессу. Весь данный век на территории Казахстана идут войны и ожесточенная борьба за власть. В этих условиях ни о каких устоявшихся зонах перекочевок не могло быть и речи. Племена передвигаются по большой территории, уровень государственной организации крайне незначителен. Очень сложно представить, что государство может выступить инициатором образования жузов или что они могли образовываться естественным путем по направлению с востока на запад.

В этой связи характерно, что сторонники легендарных версий происхождения жузов, которые опираются на устную народную традицию, предлагают множество версий, которые сильно различаются на востоке и западе Казахстана. Однако их объединяет то, что все они исходят из политической воли какой-то исторической личности, вполне реальной или мифической, которая и разделила своим субъективным решением племена по жузам. На казахском западе в этой роли выступает Урус-хан, возглавлявший левое крыло улуса Джучи, на казахском востоке - Ахмет-хан, известный также как Алаша-хан. Хотя в последнем случае Ахмет-хан не имел отношения к Казахскому ханству, а являлся ханом моголов и был известен как Султан-Ахмад-хан по прозвищу Алача. Иногда называют других ханов, но идея о политической воле хана прослеживается вполне отчетливо.
Однако в XVII веке было только три общеказахских хана - Есим, его сын Джангир и его внук Тауке. Ни у одного из них не было возможности и, главное, причины для того, чтобы своим волевым решением разделить племена на жузы. Кроме того, всем трем ханам приходилось вести войны с ойратскими племенами с запада и востока. Иногда они наносили им поражение, иногда побеждали ойраты, но однозначно последние с начала XVII по середину XVIII века были самой большой проблемой для всех племен Казахстана.
Поэтому можно предположить, что процесс образования жузов происходил на фоне грандиозной войны казахов с ойратами[10] и что он так или иначе был связан с нею.
Виноваты ойраты
Дело в том, что наступление ойратов на территорию Казахстана привело к разгрому здесь двух ранее влиятельных объединений племен - моголов и ногайцев. Оба эти объединения, как и казахи из Казахского ханства XV-XVI веков, и чагатаи эмира Тимура, и узбеки завоевавшего Среднюю Азию Мухаммеда-Шейбани, и крымские татары, вышли из монгольской государственной эпохи.
Они вели между собой войны за власть и влияние на бывшей территории монгольских государств. В этой борьбе были проигравшие, например чагатаи, ушедшие после своего поражения в Средней Азии вместе с Бабуром в поход в Индию. Узбеки в свою очередь завоевали наследство Тимура и ушли из степей Казахстана. Причем разница между всеми ними носила условный характер. Каждое из этих объединений состояло из племен, вышедших из состава армии чингисидских государств.
К началу XVII века в степях Казахстана остались три группы племен - казахи, ногайцы и моголы. Последние две группы потерпели поражение от ойратов и потеряли свою государственность. Угроза окончательного поражения от ойратов заставила племена объединить свои силы перед лицом общего врага. В результате можно предположить, что была найдена формула объединения выходцев из трех государств, которые не могли просто отказаться от своей прежней идентичности.

Причем формула объединения должна была быть понятной всем участникам процесса. Единственная традиция, которая могла отвечать этому требованию, была связана с признанием легитимности права на власть потомков Чингисхана. Эту традицию уважали и признавали во всех племенах, вышедших из монгольской эпохи. Если предположить, что выходцы из Казахского ханства, Моголистана и Ногайской Орды объединились согласно монгольской политической традиции, тогда можно объяснить, откуда, собственно, взялась иерархия жузов по старшинству.

Проще всего объяснить название Младший жуз. Это могло быть связано с тем, что Ногайская Орда долгое время управлялась нечингисидами - выходцами из семьи Едиге. Старший жуз мог получить свое название, исходя из того что моголы раньше входили в состав улуса Чагатая, сына Чингисхана, хранителя Ясы, главного закона. А может, в связи с тем что моголы как самостоятельное объединение образовались раньше казахов и ногаев, в XIV веке. Средний жуз мог быть назван из-за своего положения между Старшим и Младшим. При этом власть осталась у Джучидов, ханов Казахского ханства. Надо отметить, что в целом на тот момент монгольская государственность в значительной степени была уже просто традицией. Поэтому разделение по старшинству не было обидным для отдельных племен, а совместная борьба против общего врага закрепила новую казахскую идентичность.

 

Глава 2. «Старший жуз»

Группа казахских родов и племён, занимавшая территорию Семиречья и Южного Казахстана и часть современной территории западного Китая и Узбекистана (Ташкентская область). Процесс сложения Старшего жуза завершился в начале XVI века. В XVI—XVIII веках на территории Старшего жуза возникали и исчезали ханства, пока в 20—40-х годах XIX века Старший жуз не вошёл в состав Российской империи. В XIX веке казахское население старшего жуза составляло около 550 тыс. человек Рода старшего жуза являются бывшими могулами, выходцами из государства Могулистан, восточной части Улуса Чагатая. Роды Старшего жуза так же входили в племенной союз Уйсын, являющийся потомками древнего племени уйсун

Дулаты жили вдоль берегов Или, вплоть до Чу и Таласа и среднего течения Сырдарьи. Они делились на четыре крупных рода: ботпай, шымыр, сикым, жаныс. Их лозунгом был клич «бактияр».

Шапырашты в основном жили в предгорьях Заилийского Алатау, вокруг современного города Алма-Аты. Их клич — «карасай».

Албаны проживали в Семиречье на юго-восточной стороне хребета Алтынэмель, на севере Заилийского Алатау, в верхнем течении Или, озера Кольсай на берегах горных рек Текес, Чарын. Их клич — «Райымбек!».

Суаны жили в предгорьях Алтынэмелья, в Семиречье, на юго-восточной стороне Джунгарского Алатау, на берегу Коктелек у местечка Коргаска. Их лозунг-клич — «райымбек, байсуан».

Жалайыры проживали предгорьях Джунгарского Алатау, Аркарлы, Малайсары, на берегах рек Каратал, Или, на юго-восточном побережье Балхаша. Их клич — «кабылан».

Канлы занимали территорию современной Южно-Казахстанской области. Их клич — «айырылмас; „байтерек“».

Сары-уйсын в основном кочевали по левой стороне Или, в предгорьях Заилийского Алатау, на правом берегу Таласа, берегах реки Каргаты до слияния её с Чу.

Сиргели жили в среднем течении Чу, нижнем течении Таласа, в предгорьях Каратау, а также на территории современной Южно-Казахстанской области, граничащей с Узбекистаном и территории современной Ташкентской области. Их клич — «бактияр» и «тоганас».

 

Дулаты

Дулаты (каз. Дулаттар, ед. Дулат, другие названия - Дулу, Дуклат, Дуглат) — древнее тюркское кочевое племя и самая многочисленная группа в составе Старшего жуза казахской народности. Дулаты жили вдоль берегов Или, вплоть до Чу и Таласа и среднего течения Сырдарьи.

По сельскохозяйственной переписи 1906—1912 гг. дулатов насчитывалось 334 тыс. человек, в том числе в Таразе — 60, 8 % казахского населения, в г. Верном (ныне - Алматы) — 41 %, в Шымкенте — 32, 8 %, в Бишкеке — 93, 7 % казахского населения

Вопрос об этнической принадлежности дулатов служил неоднократно предметом спора многих исследователей – одни считали их выходцами из монгольских степей (Рашид-ад-Дин, Ч. Валиханов), другие –тюрками (Н. Аристов, С. Аманжолов, В.В. Востров, М.С. Муканов). По новейшим данным этническую основу дулатов составили племена Западно-Тюркского каганата (VI в.), известные в письменных источниках под названием «дулу» (пять племён дулу и пять племён нушиби – жители Семиречья). В 840 г. дулаты вошли в состав государства Караханидов (840–1212 г.г.), затем киданей (кара-китаев, 1124-1219 г.г.) и наконец монголов. В Чагатайском Улусе (1224–1348 г.г.), позже дулаты основали свое собственное государство Манглай-Субе.

Племя Дулат делится на 4 рода, которые со временем стали делиться на более мелкие роды (по алфавиту):

· Ботпай — бидас, қ ұ дайқ ұ л, қ оралас, шағ ай.

· Жаныс —Жамбай, бө гежіл, қ апал, жантай, жанту, жарылқ амыс, ө тей, шегір.

· Сикым — жә нібек, ә лібек, малыбай, баглан, қ оянбай, сары, қ арақ ұ л, шадыр.

· Шымыр — бекболат, шынқ ожа, темір.

Наиболее подробные сведения по истории своего племени дулат приводит историк Мирза Мухаммад Хайдар дулати. По его свидетельству дулаты были «одним из главных и могущественных племён Могулистана[11]».

В период упадка Чагатайского улуса дулатская знать решила создать самостоятельное государство на территориях, прилегавших к Кашгару и Яркенду. Поскольку во всех монгольских государствах по традиции верховным правителем мог быть только Чингизид, амир Пуладчи (Буладжи), глава племени дулат, выступил с намереннием создать независимое от Чагатайского улуса государство Могулистан с помощью ставленника — хана из Чингизидов. Чингизидом, на котором остановили свой выбор дулаты, оказался 18-летний Тоглук-Тимур-оглан. .Таким образом, первоначально Чингизиды стали политическим орудием в руках дулатов.

Сам историк Мирза Мухаммад Хайдар дулати приходился двоюродным братом падишаху Бабуру, а также Султан-Саид-хану, завоевавшему в 1514 году исконные земли дулатов Манглай-Субе и основавшему на их территории независимое ханство Могулия. После смерти Султан-Саид-хана его преемник Абд ар-Рашид-хан I (1533—1559) положил конец власти дулатов в ханстве и казнил последнего улусбега — Саййид-Мухаммад-мирзу, дядю историка Мирзы Мухаммада Хайдара дулати.

С этого момента глава племени дулат занимал при хане Могулистана должность улусбега — «правителя улуса» — занимавшегося фактическим управлением делами государства.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.033 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал