Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Алимулы






Алимулы — одно из племён, составляющих казахский народ. Согласно шежире (генеалогическому древу) входит в состав Младшего Жуза. Тамга выглядит сдвоенной тамгой алшынов. Имеет шесть ветвей, поэтому в народе именуется и «Алты алим». Согласно шежире известного акына Колдайбекулы Еримбета (1850—1911) к Алимулы относятся Жаманак (Шекти), Карамашак (Торткара), Айнык (Карасакал), Уланак (Каракесек), Тегинболат (Карасакал), Тойкожаны (Ак кете).

Самые многочисленные роды алимулы — шекты и торткара. Многочисленность в алимулы рода шекты такие ученые, как А. Коныратбаев, О. Смирнова, связывают с булгарскими кипчаками. В книге «Диуани лугат ат-тюрк» упоминается племя шекты, проживавшее на реке Чу. Известно и то, что относящиеся к алимулы шомекей, каракесек, кете входили в Западно-Тюркский каганат. В течение 2 веков (550—740) на берегах р. Чу они составляли ядро западно-тюркского государства и в 742—744 годах уйгурами и карлуками были разрезаны на 2 части — большая часть бежала на запад, меньшая через горы ушла в Кашгарию. Казахская группа все время жила в низовьях р. Сырдарьи и к востоку от Аральского моря. Все эти сведения указывают на древнюю историю племени.

Алимулы перекочевали от берегов Иргиза до Каратау, обитали в низовьях реки Сыр-Дарья — Куандария, Жанадария, Каракумдык, в окрестностях озер Кулакшы, Барби — Кайракты. Некоторые роды, входившие в алимулы, откочевывали на север Каспийского моря, достигая рек Жем, Темир, Сагиз, Уил, Хобда, Жаик, зимовали в окрестностях Аральского моря, у подножия гор Мугаджары, в низовьях Сырдарьи. Представители некоторых родов занимались земледелием, возводили постоянные жилища. Часть родов, входивших в племя, издревле жила по соседству с народами, населявшими Хорезмскую низменность. Большинство из них проживали в городахКонырат, Тактакопир Каракалпакстана, вели оседлый образ жизни, занимались земледелием, а те, кто населял правый берег Аральского моря, — рыболовством. Лишь обитавшие на западе Кызылкумов занимались кочевым животноводством.

У группы родов Алимулы или Жаманак-Каракесек, как еще называют это объединение старинный уран (боевой клич) — доит (один из подродов рода Алимулы — Шекты (или Чеклы). На юго-запад от Кашгара, в восточной части Алайских гор в настоящее время проживают киргизские роды каракесек и тоит, с давних пор живут рядом и по преданиям родственны современным алимулинцам. Также родам Алимулы родственное отношение имеют союз племен Байулы. Вместе с родами Алимулы, Байулы объединяются под субэтнонимом Алшын. Также, род Кете, являющийся одним из родов объединения Алимулы встречается и среди астраханьских ногайцев и туркмен.

 

Байулы

Байулы — родовое образование (род) в составе башкир, казахов и каракалпаков[19].

У башкир, род Байулы входит в родоплеменное образование Бурзян.

У казахов, отделение байулу входило в состав Младшего Жуза казахов и включало роды шеркеш, ысык, бериш, адай, таз, байбакты, жаппас, есентемир, алаша, алтын, максар, шенеш.
В XIX в. казахи-байулунцы кочевали между реками Урал и Эмба.

Тамги башкир-байулы и казахов-байулу совпадают.

В XII в. племя бегулы кочевало на границе с киданями. Согласно C.А. Аманжолову, бегулинцы (или байулинцы) с усилением киданей ушли на запад, в современный Западный Казахстан.

Проникновение байулинцев на Южный Урал и инкорпорация их в среду башкирских бурзян имели место в XIV— XV вв., примерно в одно время с миграцией в Башкортостан кыпсакских родо-племенных групп. Одновременно на Южный Урал проникли и другие компоненты объединения бай-улы: этнонимы маскар (маскара), тастар зафиксированы в разных частях Башкортостана.

Башкирские байулы расселены в южном Башкортостане, т.е. непосредственно к северу от казахских соплеменников.

(Родовые подразделения: аю, айхай, атайсал, байулы, бэрсэ, бурэй, исамбакта, каир, калмак, кара, карый, кузгун, керпе, кэйкэнэ, кэшвар

, майтамак, мышар, мускэ, мэсекай, сангыт, сэкэй, тангор, тау, турна, туркмен, тума)

 

Заключение

Образование казахских жузов – это исторический процесс, который сопровождался формированием этнической территории. В силу действия многих этнополитических и хозяйственных факторов на территории Казахстана возникло три основных этнотерриториальных района: Семиречье, Центральный и Северо-Восточный Казахстан, Западный Казахстан. Каждый из них имел свои пути кочевок, традиционные летние и зимние пастбищные угодья с водопойными источниками.

Происходившие во второй половине XV в. процессы формирования казахской народности, возникновения затем казахских ханств и образования трех жузов, имея каждый самостоятельное историческое значение, представляли собой различные стороны одного общего исторического процесса. Следовательно, надо рассматривать их во взаимосвязи, в общем контексте развития казахского общества.

Итак, жузом принято называть хозяйственно и географически относительно обособленный район, населенный группой казахских племен, который до образования казахских ханств и народности являлся территорией племенных союзов. В ряде исторических материалов жузы называют ордами. Само слово " жуз" толкуется по-разному. Одни считают, что оно означает " часть", " сторона", " ветвь" единого целого. Другие полагают, что жуз – это " лик", т.е. по внешним признакам определяли людей, населявших территорию Казахстана. Некоторые исследователи считают, что это понятие имеет числовое значение " сто", " сотня", придавая ему военный оттенок. Во всяком случае в основе образования казахских жузов лежало объединение отдельных родов, племен в племенные союзы в определенном географическом пространстве.

Движение в Младшем и Среднем казахских жузах продолжалось с 1773 по 1776 год. В процессе борьбы народных масс и был временно разрешен вопрос о переко-чевках. Начиная с 1772 года казахи самовольно перегоняли скот через Яик, воспользовавшись переговорами о помощи, которые вели с ними восставшие яицкие казаки. Осенью 1773 года во время осады Оренбурга казахи вновь перегоняли табуны через Яик и зимовали на его левобережье. Таким образом, в годы Крестьянской войны не путем переговоров с царской администрацией, а в результате массового восстания население Казахстана сумело решить вопрос о земле. Казахи продолжали использовать пастбища на левобережье Яика в течение всего периода Крестьянской войны. Царское правительство не могло препятствовать этому переходу в 1773 году, так как часть войск с восточных окраин была переброшена на турецкий театр войны, а оставшиеся силы использовались против армии Пугачева. Не предпринимало решительных действий оно и в 1774 году. Несмотря на то, что Екатерина II грамотой, присланной Нуралы-хану 27 февраля 1774 года, формально подтверждала запрещение казахам кочевать на правобережье Яика, правительство, опасаясь расширения восстания в Младшем жузе, фактически не мешало казахам использовать земли по левому берегу реки. Подтверждение этому мы находим в отчете майора Ваганова, посланного астраханским губернатором для переговоров с Нуралы-ханом, Правительство, по словам Ваганова, не столько было обеспокоено самовольным переходом казахов через Яик, сколько действиями казахских отрядов, усиливших нападения на купеческие и помещичьи рыбные ватаги на Каспийском море и казачьи хутора по Волге.

 

 

В 1775 году, когда восстание в Младшем жузе носило не только антиправительственный характер, но и обнаружило тенденцию к перерастанию в антифеодальное, вопрос о казахах был специально поставлен на обсуждение в Государственном совете. Так как политика репрессий и посылка крупных карательных экспедиций в Младший жуз не принесли должных результатов и волнения продолжались, вовлекая все новые и новые казахские роды, в середине 1775 года Екатерина II дала указания Коллегии иностранных дел «подтвердить губернатору, чтоб паче старался ласковым обхождением притянуть их ближе к нашим границам, не чиня поисков… возобновить с сим ханом и с прочими тамошними иноверческими народами все преждния благия обращения, торговлю… в твердейшую пользу интересов и совершенных выгод нашей империи».

 

Екатерина II в своем указе учла мнения Оренбургского губернатора Рейнсдорпа, Государственного совета и Военной коллегии. Рейнсдорп считал, что «поиски безрезультатны», так как территория казахских жузов огромна и требует посылки значительных войск, которые трудно обеспечить продовольствием и фуражом в связи «с неурожаем хлеба и упадком лошадей» в губернии. Он боялся, что репрессии вызовут продолжение восстания казахов, а это приведет «к голоду и гибели» жителей соседних с Младшим жузом районов, так как уже четвертый год они не могут сеять хлеб и заготовлять сено для скота. Вице-президент Военной коллегии князь Потемкин считал целесообразным продолжение посылки карателей в Казахстан, так как войска приходится снимать с государственных границ, которых там было недостаточно.

 

Поэтому Государственный совет, где специально с февраля 1775 года решался вопрос о взаимоотношениях России и Казахстана и зачитывались копии с записок об управлении казахами, которые были составлены местными чиновниками в предшествующие Крестьянской войне десятилетия, пришел к мнению, что по отношению к казахам следует придерживаться политической линии, близкой к той, которая была предложена Тевкелевым и Рычковым в 1759 году. Они предлагали:

 

1. Приучать «сии Орды мало по малу торгом и ласкою к поселению и домоводству, наклонять их к пользе государственной и содержать их военными для употребления в случае нужды против других соседственных и подданных народов. 2. Получать всегда от них аманатами ханских и старшинских детей, или же под именем судей лучших старшин и детей их. 3. Сохранить бытие в каждой из сих Орд особого хана, и стараться довести избрание оных зависящим не от народа, но от соизволения е. и. в., подкрепляя для того ханов деньгами. 4. Усилить ханов для приведения орд в порядок построением для их житья крепостей и содержанием при них офицера с небольшим числом драгун и казаков, изъясняя, что построение для хана Меньшей орды крепости удобно будет на устье Эмбы. 5. В случае общаго сих народов возмущения, чего без особливаго их раздражения по их обстоятельствам быть не чаятельно, усмирять их произведением между ними разврата и несогласия. 6. Удерживать их ласкою и справедливостию от удаления на Зюнгарския и другия места для избежания могущих быть тогда от них продерзостей и самой, ежели б они с другими соединились, опасности».

 

Как следствие решения Государственного совета можно рассматривать политику местных властей по отношению к казахам в 1776—1777 годах. Несмотря на то, что в 1775—1776 годах в Младшем жузе продолжалось движение Невидимки, правительство не решилось послать карательные отряды в район волнений. В Оренбурге надеялись добиться прекращения их путем союза с феодальной аристократией. Выполняя волю Петербургского правительства, Рейнсдорп еще в конце 1774 года направил похвальные грамоты от имени Екатерины II Нуралы-хану, султанам Айчуваку и Ералы, благодаря их за верность и помощь правительству в борьбе с Пугачевым. А в 1776 году Нуралы-хан, Айчувак, Дусалы и Ералы получили в Оренбурге жалованье за 1773—1775 годы. Совершив этот акт, правительство как бы подчеркивало свой союз с феодалами и отказывалось от преследования тех из них, кто временно поддерживал восстание, например семья Дусалы.Что касается отношения царского правительства к Нуралы-хану, то оно не решалось устранить его от власти и поддерживало до 80-х годов XVIII века. Лишь под влиянием движения в Младшем жузе, проходившего под руководством старшины Срыма Датова, правительство решилось на ликвидацию ханской власти в Младшем жузе и пошло на создание дистаночной системы управления, предложенной губернатором Ингельстромом в 1783 году. Эта реформа явилась первым звеном в цепи ряда законодательных мероприятий царизма в Казахстане, которые проводились в XVIII и XIX веках. Царское правительство, проводя эти мероприятия в жизнь, имело целью постепенное превращение Казахстана во внутреннюю провинцию Российской империи, ее колонию, а населения — в одно из податных сословий государства.Казахское население сопротивлялось усилению колониального гнета со стороны самодержавия, и как результат восстания 1773—1775 годов в Казахстане можно рассматривать такую уступку царизма, как издание указа от 27 августа 1782 года. В этом указе, переданном для исполнения генерал-губернатору Апухтину, населению Младшего жуза разрешался перегон скота через Яик, но при условии договора с владельцами земельных участков и внесении определенной платы: «Буде киргисцы прикочуют к пределам уфимским и оренбургским и будут требовать, чтоб по причине безкормицы скот их пущен был на земли тех областей, тогда, смотря на возможность и удобности, буде земли нанять хотят, а и в наймы отдать их пожелают, то поступать, как в подобных случаях водится между подданными по добровольному соглашению». Аналогичной политики царское правительство придерживалось и по отношению к населению Среднего казахского жуза, где земельные ограничения в районе рек Ишима, Иртыша и Тобола были сняты в 1772 году и в период Крестьянской войны. Учитывая внутреннее и внешнеполитическое положение этой части Казахстана, русское правительство решилось на реорганизацию[20] управления здесь лишь в 1822 году с введением в жизнь «Устава о сибирских казахах» М. Сперанского. Но значение участия казахов в Крестьянской войне 1773—1775 годов нельзя ограничивать только перечисленными выше результатами. Последствия восстания Пугачева в Казахстане были гораздо шире. Антикрепостнический характер Крестьянской войны способствовал и размежеванию классовых сил внутри казахского общества. Начиная с 1775 года и затем в 80-х годах XVIII века в период движения Срыма Датова антифеодальная волна выступлений казахских шаруа становится все шире. Именно восстание Пугачева помогло значительной части казахского крестьянства увидеть противоположность интересов трудящихся масс и их феодальной верхушки.

 

Кроме того, если сложная внешнеполитическая обстановка в первой четверти XVIII века, тяжелые войны с Джунгарией и другие причины явились первым толчком к сближению казахского и русского народов, то Крестьянскую войну 1773—1775 годов можно считать вторым и более мощным толчком. До восстания Пугачева казахско-русские связи носили в основном дипломатический и лишь частично экономический характер. Теперь же в период совместной борьбы вступили в непосредственное соприкосновение громадные массы многонационального крестьянства России. Общие цели и опыт борьбы наложили неизгладимый отпечаток на будущее развитие судеб казахского народа, способствовали его еще большему сближению с братским русским народом.

 

В этом можно видеть историческое значение Крестьянской войны 1773—1775 годов для казахского народа. Восстание Пугачева и участие в нем казахов еще раз наглядно подтвердило важность сближения казахского и русского народов, прогрессивность присоединения Казахстана к России.

 

Список используемой литературы

1. Абдакимов А. История Казахстана. Учебное пособие. Алма-Ата, 1994 г

2. Байпаков К.М. и др., История Казахстана в средние века (V-XVII вв.), Алматы: Рауан, 1996.

3. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. Алма-Ата, Наука, 1993 г.

4. История Казахстана (с древнейших времён до наших дней) в пяти томах. Том 3. Алматы: " Аламура", 2000 г.

5. История Казахстана с древнейших времен до наших дней, Очерк, Алмата 1993 г.

6. Кляшторный С., Султанов Т. Казахстан. Летопись трех тысячелетий., Алма-Ата, 1922г.

7. Кузембайулы А., Абыл Е., История Республики Казахстан: Учебник для ВУЗов /4-е изд. перераб и доп./ Астана: ИКФ " Фолиант", 1999 г.

8. Кү зембайұ лы А., Ә біл Е.А. История Республики Казахстан: Учебник для Вузов., Астана, 2000 г.

9. Утемиш-хаджи. Ченгиз-наме. Факсимиле, перевод, транскрипция, текстологические примечания, исследование. В.П. Юдина. Алма-Ата. 1992. С. 61.

10. Абусеитова М.Х. Казахское ханство во второй половине XYI в. Алма-Ата, 1985. С. 89.

11. Басин В.Я. Россия и казахские ханства в XYI- XYIII веках. Алма-Ата. 1971. С. 78.

  1. Есенов А.Е. Возникновение и развитие социалистических земельных правоотношений в Казахской ССР. Алма-Ата. 1963. С. 52
  2. История казахстана за 10 класс – А.Т. Толеубаев, Ж.К. Касымбаев, М.К. Койгелдиев, Е.Т Калиева, Т.Т. Далаева

[1] Масанов, Нурбулат Эдигеевич (; 20 апреля 1954 — 5 октября 2006) — казахстанский политолог, общественный деятель

[2] Жузы- - это исторически сложившиеся этнотерриториальные объединения казахского общества.

[3] Абулхаир - хан - хан Младшего жуза (1718—1748). От него берёт начало княжеская фамилия Чингисов

[4] Курултай - орган народного представительства, всенародный съезд знати для решения важнейших государственных вопросов

[5] Тюркский каганат — одно из самых крупнейших в историй человечества древних государств в Азии, созданное племенным союзом тюрок (тюркютов) во главе с правителями из рода Ашина

[6] Табын (башк. Табын; ~ тюрк. табын «молиться, поклоняться Богу») — родоплеменное объединение (включало племена бадрак, бишул, кувакан, кумрук, сырзы, табын) и племя в составе северо-восточных башкир.

[7] Золотая Орда (Улус Джучи, самоназвание на тюркском Улу Улус — «Великое государство») — средневековое государство в Евразии.

[8] Есим-хан (1565− 1628) — хан Казахского ханства в 1598− 1628 годах, сын Шигая и Яхшим-биким

[9] Иерархия — порядок подчинённости низших звеньев высшим, организация их в структуру типа дерево

[10] Ойраты - Группа близкородственных монгольских народностей

[11] Моголистан (Улус моголов, Улус Джете, Мамлакат-и Моголистан) — государство, образовавшееся в середине XIV века на территории Юго-Восточного Казахстана и Киргизии (Восточный Туркестан) в результате распада Чагатайского улуса.

[12] Этнонимы (от греч. έ θ ν ο ς — племя, народ и ό ν υ μ α — имя, название) — названия наций, народов, народностей, племён, племенных союзов, родов и тому подобное.

[13] Джунгары - потомки которых ныне именуются европейскими ойратами или калмыками, ойратами Монголии, Китая.

[14] Катунь (южноалт. Кадын) — река на Алтае, левая составляющая Оби.

[15] Котян Сутоевич (венг. Kö tö ny)— половецкий хан из династии Тертеровцев

[16] Чагатайский улус (Улус Чагатая) — государство, образовавшееся в Средней Азии в 1266 после распада Великой Монголии и распавшееся в 1370 г. на 2 ханства - Могулистан и Мавераннахр.

[17] Тоорил более известный под титулом Уан-хан (Он-хан) — хан кэрэитов, внук Маркуза Буюрук-хана, сын Курджакуз Буюрук (Хурчахус-Буирух)-хана.

[18] Суфизм или тасаввуф — мистико-аскетическое течение в исламе, одно из основных направлений классической мусульманской философии. Общепринятой является точка зрения, высказанная ещё средневековыми мусульманскими авторами, согласно которой слово суфизм происходит от арабского «суф»

[19] Каракалпаки — тюркский народ (кыпчакская подгруппа, родственны казахам и ногайцам). Говорят на каракалпакском языке. Письменность на основе латиницы.

[20] Реорганизация – это вид прекращения деятельности юридического лица. Реорганизация может быть последствием полной или частичной смены руководства, ликвидации структурных элементов юридического лица или изменения его организационно-правовой формы


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал