Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кыпчаки






Кыпчаки, кипчаки древний тюркский полукочевой народ, пришедший в причерноморские степи из Заволжья в XI веке

Предки кипчаков сиры кочевали в 4–7 вв. в степях между монгольским Алтаем и восточным Тянь-Шанем и упоминались в китайских источниках как народ «сеяньто». Образованное ими в 630 государство было затем уничтожено китайцами и уйгурами. Остатки племени отошли в верховья Иртыша и степи восточного Казахстана. Они получили название кипчаки, что, по легенде, означало «злосчастные»

Термин «кюеше» или «цзюеше», упомянутый в 201 г. до н. э., воспринимается многими тюркологами как первое упоминание кыпчаков в письменных источниках.

Однако более достоверное упоминание их под именем «кибчак» — в надписи на так называемом Селенгинском камне (759 г.) «кыпчак», «кыфчак» — в сочинениях мусульманских авторов: Ибн Хордадбеха (IX в.), Гардизи и Махмуда Кашгари (XI в.), Ибн аль-Асира (XIII в.), Рашид ад-Дина, аль-Умари, Ибн Халдуна (XIV в.) и других. Русские летописи (XI—XIII вв.) называют их половцами и сорочинами, венгерские — палоцами и кунами, византийские источники и западноевропейские путешественники (Рубрук — XIII в. и др.) — команами (куманами).

В первый период политической истории кыпчаки выступали совместно с кимаками, активно действуя в составе кимакского союза племен в борьбе за новые пастбища.

Предки кипчаков - сиры кочевали в 4–7 вв. в степях между монгольским Алтаем и восточным Тянь-Шанем и упоминались в китайских источниках как народ сеяньто[1][2]. Образованное ими в 630 году государство было затем уничтожено китайцами и уйгурами. Остатки племени отошли в верховья Иртыша и степи восточного Казахстана. Они получили название кипчаки, что, по легенде, означало «злосчастные».

В X веке жили на территории современного северо-западного Казахстана, гранича на востоке с кимаками, на юге с огузами и на западе с хазарами.

К концу X века в степях Казахстана меняется политическая обстановка. Здесь исчезает этническое имя «кимак». Постепенно политическая власть переходит к кыпчакам. В начале XI века они вплотную продвигаются к северо-восточным границам Хорезма, вытесняя огузов из низовьев Сырдарьи, и заставляют их переселяться в Среднюю Азию и степи Северного Причерноморья.

К середине XI в. кыпчакам подчинялась почти вся обширная территория Казахстана, за исключением Семиречья. Восточная граница их остается на Иртыше, западные пределы достигают Волги, на юге — района реки Талас, а северной границей служили леса Западной Сибири. В этот период вся степь от Дуная до Поволжья называется Кыпчакской Степью или «Дешт-и-Кыпчак».

Их усиление началось в XI веке после разгрома хазар князем Киевской Руси Святославом Игоревичем (965 г.) и с ослаблением огузов. Кыпчаки-половцы начали переселяться в более плодородные и теплые земли, вытеснив печенегов и часть северных огузов. Подчинив себе эти племена, кыпчаки пересекли Волгу и дошли до устьев Дуная, таким образом став хозяевами Великой Степи от Дуная до Иртыша, которая и вошла в историю как Дешт-и-Кыпчак.

Кипчаки, в частности канглы (как и туркмены), после середины XII века населяли в том числе северные земли государства хорезмшахов и были представлены в его элите (см. Теркен-хатун, Каир-хан). Многие из мамлюков, защищавших Святую землю от крестоносцев, по происхождению были кипчаками.

Под натиском монгольских племен группа западных кыпчаков под предводительством хана Котяна[15] ушла в Венгрию и Византию. Хан Котян был убит венгерской знатью, часть половцев нашла убежище на Балканах. Но подавляющее большинство кипчаков вошло в состав Золотой Орды. После XIV в. кипчаки вошли в состав татар, казахов, башкир, карачаевцев, кумыков и др. народов.

 

Аргын

Аргын (каз. Арғ ын) — племя тюркского происхождения, входит в состав Среднего жуза казахов. Одно из самых многочисленных казахских племен. Так же Аргыны принимали участие в этногенезе узбеков-локайцев. В настоящее время аргыны известны в составе казахов, ногайцев.

Точно неизвестно происхождение этого племени, т.к оно не упоминается в средневековых записях. Известно так же что в составе Моголистана было племя под названием Аркенут(или же Аргынут). Шакарим Кудайбердыулы в своих трудах так же называет их Аргынот. Из этого всего предполагается что название «Аргынот» одно из старых названий племени. По версии Льва Гумилева Аргыны происходят от средневекового племени Басмылов. По мнению казахстанских учёных, в 9-10 веках племя кочевало недалеко от реки Аргунь (Аргунь — «широкий» (ергунь) в переводе с монгольского языка) отсюда и название племени. В настоящее время являются одним из самых крупных Казахских племен. По данным собственно казахских преданий и легенд, аргыны происходят от потомка Казаха, от второго его мнимого сына Жан-Арыса. По записям Левшина, аргын является одним из поколений Средней Орды, «родственником» кыпчаков, найманов, кереев, конгратов. уаков (или уак-кереев). По легендам, записанным Харузиным, аргын является одной из ветвей Алаша, наравне с уйсуном и алшыном. В исторической литературе первым об аргынах подробно писал Аристов. Он предполагал, что басмыл то же самое, что позднейшее «аргын», что они оба имеют значение «помесь». Академик Бартольд, соглашаясь с мнением Аристова, писал: «Слово аргын, по интересной и очень правдоподобной догадке г-на Аристова, означало „помесь“. Такое значение Марко Поло придавал слову Аргон и отождествлял его со словом Gasmul; г-н Аристов, ссылаясь на Потье, приводит свидетельство Дюканжа (Glossarium ad medial et infimal scriptores Greacitis), что Basmoule именовались в византийской империи потомки отца француза и матери-гречанки»; отсюда делается вывод, что «басмылы» орхонских надписей («басими» китайских источников) также были «смесью» многих, вероятно, разного происхождения родов. Термин с таким значением имеется и в новейшей истории тюрков (курама). Такого же мнения придерживался Г. Е. Грумм-Гржимайло. Он писал: «Эта гипотеза о смешанном происхождении басмылов подтверждается ещё и тем обстоятельством, что тогда, как уйгурский народ слагали девять, а карлукский — три рода, басмылы насчитывали у себя сорок родов». Далее однако он сам колеблет эту гипотезу ссылкой на китайскую историю, где говорится о гаогюйском роде а-лунь или аргын, существовавшем ещё в Ү веке. Согласно «Сиюй-вэнь-чже», они первоначально населяли долину р. Кобук в восточном Тарбагатае, т. Е. Жили к юго-западу от карлуков. откуда, очевидно, и передвинулись на юг, к подножьям Восточного Тянь-Шаня. Время этого переселения, однако, нам неизвестно. По моему мнению, уже один тот факт, что тюркские племена басмылы и аргу или аргыны жили в XI веке параллельно, как это мы видим в трудах М.Кашгари, говорит о том, что предположение Аристова о происхождении аргынов от басмылов не соответствует действительности. Мне кажется, что упомянутое выше сообщение Аристова (из китайского источника) об «алунах», безусловно, заслуживает самого большого внимания, название их совпадает с казахским названием аргынов //аргунов. Видимо, позднее к XI веку, они передвигались к той местности, на которую указывает М.Кашгари. Аргыны среди тюркских племен, по крайней мере среди казахов, пожалуй, самое многочисленное племя. По утверждению М.Кашгари, они жили между Сайрамом и Баласагуном. Ведь не случайно казахская поговорка говорит: «Из тех, кто имеет предков, многочисленны аргыны, а из тех, кто без предков, — бура» (племя бура — в Средней орде). В работе Рашид-Эд-дина в разделах, которые касаются ойратов, говорится об одном ойратском беке Аргун ага (дядя Аргун). То же самое говорится у Абулгазы Бахадурхана. Ясно, что тут дело касается одного человека. Поэтому сделать такое заключение, какое сделано в одной «Родословной кыргыз-казахов и ханов», по трактовке которой аргыны происходят от ойратского Аргун- ага, будет ошибкой. Мне кажется, именно гао-пойский род а- лунь, о котором упоминал выше (по данным Аристова) Грумм- Гржимайло, является предком современных аргынских родов. В виду отсутствия звука-буквы р китайская транскрипция слово «аргын» немогла передавать точнее, чем «а-лунь». В связи с этим отпадают предположения о происхождении аргунов как от аргун- ага ойратского, так и от уара-хуны (или уар-гуни) аварского, а равным образом и от басмылов. Из позднейших сведений об аргынах для нас важное значение имеет тот факт, что они являются одним из активных племен в образовании казахского ханства. По преданиям казахов Средней орды, самыми приближенными лицами Абулхаира (всеузбекского) были Кобланды батыр из рода Кара-кыпчак и Даир-ходжа, прозванный Акжолом, из рода Аргын. Но у этих приближенных хана Абулхаира с каждым днём росла ненависть друг к другу. Соперничество между аргынами и кара-кыпчаками кончилось убийством Даир-ходжи (Акжола) Кобланды батыром. Тогда аргыны потребовали от Абулхаира выдачи Кобланды. Хан отказал в их просьбе. За это аргыны и кереи во главе с султанами Жанибеком и Гиреем оставили Абулхаира и ушли на восток, в Моголистан. Очевидно, эта легенда связана с чисто казахской фразой аргын-ага, ходячей в Средней орде, независимо от ойратского происхождения. Этой фразой подчеркивается роль аргынов, как бы положивших начало самостоятельному ханству казахов ещё в эпоху монгольского владычества. Но часть аргынов, как известно из материалов о походах Тимура, ещё до этого, т. Е. В ХІҮ в., жила между оз. Ала-Куль и р. Каратал, в нынешней Талды-Курганской области. Из сочинений Мухамед Хайдара «Тарих Рашиди» известно, что уделы Жанибека и Гирея в ХҮ -ХҮ І веке находились между реками Чу и Сары-Су. Современные аргыны населяют, главным образом, Семипалатинскую, Павлодарскую, Карагандинскую, Акмолинскую, Северо-Казахстанскую и Кокчетавскую области. Они живут смешанно с найманами, кереями, конгратами, уаками и кипчаками. В Средней орде аргыны, представляя собой самое многочисленное племя, надо полагать, сыграли значительную роль в оформлении северо-восточного диалекта, легшего в основу современного литературного языка казахов. Недаром в истории казахской литературы самое большое место занимают поэты и писатели, выходцы из аргынов, во главе которых стоит основоположник казахской художественной литературы Абай Кунанбаев (1845—1904). Аманжолов С. Вопросы диалектологии и истории казахского языка. Ч. 1. -А., 1959. М.Тынышбаев Арғ ындар туралы Имя Аргын или Аргун носит известная река в Бурятской области впадающая в р. Амур. На Алтае есть р. Аргут, составляющая правый приток р. Катуни. В монгольском языке окончание «т» обозначает множественное, а «н» единственное число. Если изменить в последнем слове «т» на «н» получается опять аргум или аргын. Аристов говорит, что в 5 веке китайские историки упоминают о народе «алунь» и «бай-егу». Известно, что китайцы не произносят букву «р» (тюрков поэтому называли тукиу; а многие европейцы, не обращая внимания на это обстоятельство, до сих пор думают, что тукиу одно из тюркских племен). «Бай» обозначает по китайски «великий», по тюркски «улуг». Тогда «алунь» можно читать «арунь» или «аргунь», а «бай-егу» — улуг- аргунь. Такие преобразования слов вполне допустимы, так как в орхонских надписях упоминается народ «улуг-еркин». Патканов в статистическом сборнике населения по Тоболье, Том. И Енисейс. Губерниям — Чулымскую волость Томского округа называют иначе больше-аргынской, а в Енисейской губернии в Ачинском округе приводит количества больше-аргунского и мало-аргунского родов. Если к этому добавить утверждение Рашид-Эддина о том, что аргын или арикан есть монгольское племя, то пребывание предков наших аргынов, как коренных монголов, в Монголии в 5-7 веках можно считать бесспорным. Аристов замечает, что аргыны во времена Чингис-хана поддались на запад впереди найманов и кереев; в отношении факта передвижения именно в таком порядке замечание Аристова верно, но передвижение аргынов произошло без сомнения до Чингис-хана. Известно, что Чагатаевым Улусуом[16] по смерти Кара-Гула хана управляла его жена Ергене-Хатын как пишут одни, Органа или Аргуна-хатын, как пишут другие. Рубрук, проезжавший по нынешним Копальскому и Лепсинскому уездам в ноябре 1253 года уверяет, что страна раньше называлась Органум. Коментатор Рубрука проф. Малеин замечает, что «Рубрук странно ошибся, назвав страну по имени царицы Органы». Прибавим к этому, что в тех же местностях, в 30 верстах от оз. Балкаш есть гора Арганаты, каковое слово получилось от сокращения из двух слов «Аргын-Ата», то есть отец аргын, при чём «аргын» может быть и не собственные именем, вместо которого и у киргиз часто употребляется родовое имя. Это частое повторение органа, органум, органаты, — конечно, не случайность. Из описания походов Тимура знаем, что аргыны в 14 веке жили между оз. Ала- Куль и р. Каратал, то есть в тех местах. Очевидно, Рубрук сделал меньшую ошибку, чем его коментатор. Органум привычный слуху Рубрука да ещё с латинским окончанием название не страны, а народа — именно аргын. Выражение Аргын Хатун киргизы понимают в том смысле, что женщина происходит из рода аргын: поэтому это вовсе не собственное имя правительницы. Из слов, что «страна (по нашему — население) раньше называлась аргын» следует, что аргыны жили там ещё до похода Чингис-хана. Из похода Чингис-хана знаем, что осенью 1210 года в Коялыке (отождествляемом нами с развалинами Дунгене) к нему присоединился Арслан-хана Карлукский. Если же аргыны поселились в этих местах раньше, то они могли быть в подданстве Арслан-хана Карлукского, и вместе с последним, вероятно, участвовали в походе Чингис-хана из Туркестан и в Персию. Аристов, повидимому, хотел даже отождествить карлыков с аргынами и надо полагать, что он был близок к истине. По его данным и составе аргынов (или как он называется басими) есть 3 рода из карлыков; Самое слово «аргын» на наречии каракиргизов обозначает, «помесь» (так называется между прочим смесь яка и обыкновенного рогатого скота); ещё в 10 веке под напором тогуз-огузов карлуки были разделены на 2 части — западная в 12 веке кочевала около Бухары, — восточная упоминается только один раз — во время похода Чингисхана. Повидимому восточные карлуки растворились в массе другого племени, а именно аргынов. Так как Чингисиды обычно женились на царевнах и вообще на знатных особах, возможно, что упомянутая царица из рода аргын происходила также из знатной фамилии, а может быть, от упомянутого Арслан-хана. Эта царица, по словам Вассафа, одна из «трёх монгольских образов красоты, прелести, любезности и достоинства», которые были родными сёстрами и супругами трёх царевичей — чагатаида, джучида и тулида. На описания похода Тимура видно, что в конце 14 века аргыны жили между оз. Ала-Куль и р. Каратал, то есть оставались на прежних местах. Будучи в составе Чагатаева Улуса, аргыны подверглись опустошительным нашествиям Тимура в 1376, 1389 и 1390 годах; затем в начале 15 века с востока начались нападения на них джунгар. В 1456 году аргыны были уже гораздо западнее и находились в подчинении внука Орус-хана, известного хана Джанибека. Повидимому, аргыны ушли на запад около 1400—1410 годов, так как аргыны (отделение канджигалы) в 1420 году участвовали в походе Барак-хана, отца Джаныбека, на Ташкент и Ходжент. Среди аргынов существует ещё предание, что самыми приближенными лицами Абульхаира Узбекского были Кобланды- батыр из рода кара-кыпчак и Даирходжа, прозванный Ак-Жолом, из рода аргын. Соперничество их кончилось убиением Даирходжи (Ак-Жола) Кыпчаком Кобланды. Аргыны потребовали от Абульхаира выдачи Кобланды: хан отказал в их просьбе. Тогда аргыны (и Кереи) во главе с султанами Джанибеком и Гиреем оставили Абульхаира и ушли на восток. Это предание объясняет причину ухода Джаныбека и Гирея в Моголистан, на юг от оз. Балхаш (Хан-Тау), что нам известно из истории. Очевидно, этой кровной обидой и объсняется то, что у шейбанидов не осталось ни одного аргына в то время, когда все остальные роды оказались разделёнными между шейбанидами и потомками Джаныбека; по крайней в списке названий родов, бывших с Мухамед-Шейбани при завоевании им Туркестана, аргын нигде не упоминается. Так как образование казакского ханства начинают обыкновенно с этого момента (с чем я невполне согласен), то аргыны были без сомнения старшим членом в составе этого ханства. Киргизские предания определённо указывают, что Джаныбек впоследствии переселился в низовья Волги и здесь посторил г. Астрахан. Карамзин говорит, что Золотоордынский хан Ахмед передал Крым Джаныбеку. Из Вельяминова-Зернова видно, что Джаныбек опасался Менгли- Гирея и сносился в 1475—1477 годах с Иваном III, прося у него убежища на всякий случай. Наконец около 1480 года переселился в Россию, где, и умер. Из Вельяминова-Зернова знаем, что аргыны в Крыму, Казани и Астрахани играли выдающиеся роли и были карачиями (приближенные ханов). Выше мы видели, что аргыны были наиболее надёжным и верным элементом в руках сыновей Барака. После этого мы не ошибемся, если скажем, что по смерти Абульхаира Узбекского (около 1465 г.) Джаныбек со своими аргынами поселился в низовьях Волги и здесь построил постоянную ставку — город Астрахань. Возможно, что это один из нескольких городов, известных под этим именем, возникавших и разрушавшихся разновременно. Здесь он, повидимому, пробыл недолго. Золотоордынский Хан Ахмед, не желая, очевидно, держать вблизи себя такого влиятельного чингисида, уступил ему Крым, куда он переселился со значительной группой верных аргынов; когда Джаныбек ушёл в Россию, аргыны остались в Крыму и продолжали играть выдающиеся роли. Наконец, из указания Вельяминова-Зернова о том, что Казань считалась юртом Барака можно заключить, что сам Барак (убитый около 1430 года) управлял северной частью Золотой Орды до появления там Улу-Мухаммеда и образования Казанского Ханства. Значит, аргыны могли появиться там при Бараке, и затем оставаться, как один из господствующих родов. На Кавказе в реку Сунджу впадает горная река Аргуя, текущая по Аргунскому ущелью, в котором расположен аул Аргун; это вероятно, осколок, приведённый туда кем-нибудь из потомков Джаныбека. В журнале «Новый Восток» (№ 5 — 1924 г.) гр. Яковлев в статье «Новое в изучении сев. Кавказа» говорит, что султаны Аварии были из рода султана Оруса. Возможно, что султаны эти произошли от потомка внука Орус-хана Джаныбека. Со слов башкира Мулкаева Рычков сообщает, что сын Хан-Назар-Хана Ахмед-Гирей ушёл во главе части подъев на р. Кубань (около 1580 г.) возможно, что с ним и ушли те аргыны, потомки которых живут в Аргунском ущелье. Большая группа аргынов, оставшаяся под властью ногайских мурз, потомков Едыге, повидимому ушла оттуда в середине 16 века после кровопролитных междоусобий мурз (Исмаила и Юсуфа) и покорения русских Казани в Астрахани. В конце 16 века аргыны появляются на Каратауских горах, участвовали в походах Таукель-хана и Есым-хана на Фергану, Самарканд и Бухару. В походе Есым-хана на ташкентского удельного хана Турсуна 1629 г. Участвовали аргыны: среди аргынов Каркаралинского и Семипалатинского уездов сохранилось предание, что во время набега на катаганов при Есым-хане аргынские батыри привезли 40 девиц, из коих некая Коныр-бике была взята в жены тобыктинцем Сары, предком знаменитого казахского народного поэта Абая Кунанбаева и историка Шакарима Кудайбердинова. С 1620 года начинаются кровопролитные столкновения киргиз с калмыками, при чём перевес, повидимому оставался на стороне калмыков положение киргиз несколько улучшилось при знаменитом киргизском законодателе Тауке-хане (конец 17-го и начало 18 веков). Аргыны в это время жили к северу от Каратауских гор изредка, повидимому, попадая своими кочевьями в районы среднего течения Сары-Су и горы Улу-Тау. При наступлении джунгар в 1723 году аргыны (кереи и джалаиры) пострадали сравнительно меньше — они укрылись в безводных пустынях Бетбак-дала. Но время победоносного наступления киргиз в 1725-26 годах аргыны были в первых рядах. В 1726 году, по свидетельству Левшина, киргизские ханы рассорились. Причиной ссор, повидимому, было избрание в ханы 3 Орд по смерти Болат-хана, его сына, сравнительно молодого Абульмамбета. Дяди его и брата Болата старик Самеке (Шахмухаммед) и главнокомандующий всемя киргизскими силами, удельный хан Младшей Орды, престарелый Абульхаир сочли себя обойденными, и в разгар стремительного и победоносного шествия в котором киргизы дошли до реки Или, бросили фронт и ушли на северо-запад к русской границе, где и приняли русское подданство. Победоносная славная кампания была окончательно серезна, оставшиеся киргизы отступили: большая часть (Средняя Орда) ушла на север, меньшая часть (Старшая Орда) оказалась прижатой к Сыр-Дарье и вынуждена была покориться джунгарам. Однако эти группы не переставали бороться, пока после избиения калмыков китайцами (1757 г.) не удалось Аблай-хану во главе этих киргиз добить калмыков; после этого уже с 1758 года аргыны стали устраиваться в тех местах, где их застали русские.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал