Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Периодизация предмета






Периодизация курса истории государственного управления России обусловлена рядом факторов. Главные из них – развитие социально-экономического уклада общества (уровень экономического и технического развития, формы собственности) и государственное развитие.

Курс разделён на следующие периоды:

1 период. Предыстория государства. Военная демократия. Реформаторская деятельность. Государство и Церковь. (IX-нач. XII вв.)

В VII в. на территории будущей Руси имелись устойчивые политические образования предгосударственного типа: Куявия, Славия, Артания (Киев, Новгород, возможно, Тмутаракань). В 862 г. на новгородском княжении укрепляется Рюрик. В 882 г. в результате военного похода на Киев происходит объединение Северной и Южной Руси в единое княжение. В X в. окончательно реализуется наследственная передача княжеского стола, а вокруг Киева объединяются основные массивы восточно-славянских земель, активно проводятся реформы по укреплению государственности и государственные порядки в целом доминируют.

Почти у всех народов эпоха становления государственности связана с реформами, целью которых было приспособление к ней. На Руси реформы такого рода осуществлялись княгиней Ольгой. Хотя летописи говорят о них туманно, можно выделить следующие направления реформ: упорядочение налогов, реконструкция старых племенных границ, издание законов для руководства административной деятельностью. Поводом к реформам послужило восстание древлян в 945 г. и убийство князя Игоря. Суть событий – неупорядочность даннических отношений с центральной властью. После подавления восстания Ольга долгое время на территории древлян устанавливала “уставы и уроки”, ”становища и ловища”. В 947 г. реформаторская деятельность проводилась по Новгородской земле, где устанавливались “оброки и дани”, “ловища, знаменья, места, погосты”. Речь идёт о комплексе государственных преобразований, связанных с установлением дани и оброков, с правами администрации и князей на определённые территории, об охотничьих угодьях князей. Строгая фиксация этих моментов исключала будущие столкновения.

В языческий период отношения власти и служителей культов развивались таким образом, что значительная часть реализации сакральных действий принадлежала князю. Взяв на себя функции социального регулирования, княжеская власть неизбежно сталкивалась с буйствами язычества, с человеческими жертвоприношениями. Мораль и государство должны были стать единым целым.

Едва утвердившись на престоле, Владимир I за несколько лет принятия христианства пытался реализовать реформу, суть которой сводилась к созданию при княжеской резиденции пантеона языческих богов – Перуна, Даждьбога, Стрибога и т.д. Центр язычества и жертвоприношений перемещался в княжескую резиденцию в Киеве. Верховенство в религиозной области позволило Владимиру I проявить большую активность в утверждении христианства.

Русь приняла православие в 988 г. и её крещение приобщило страну к великим ценностям христианства. Отныне государственная власть согласовывала свои действия с установками церкви. Но при всём этом, в отличие от христианских стран Европы на Руси не было сакрализации княжеской власти, не было такого, как в Европе, ажиотажа исцелений от прикосновения к монархам и т.д. По православным воззрениям, монарх был служителем Бога с целью установления правды в земном царстве. С принятием христианства Церковь на Руси приобрела организацию, в городах были поставлены епископы, киевский митрополит стал главой Русской Церкви. Ей была пожалована десятина от всех видов доходов и земельная собственность. Уходили в прошлое буйства язычества. Создавалась русская христианская культура и русская национальная вера.

2 период. Государственное устройство русских княжеств в период феодальной раздробленности. (XII–XV вв.)

Тенденция к политической раздробленности проявилась на Руси очень рано. Уже в X в. после смерти Святослава (972 г.) его сыновья были втянуты в борьбу за власть. В XI в. борьба между князьями продолжалась, и в XII в., со взятием в 1169 г. Киева войсками Андрея Боголюбского, страна оказалась раздробленной.

Экономическую основу для междукняжеской борьбы создавали огромные массивы государственных земель, дань с которых поступала в княжескую казну. Образовавшиеся в XIII в. крупнейшие русские княжества – Ростово-Суздальское, Рязанское, Галицко-Волынское – обладали однотипными политическими чертами. Существенные отличия имелись в двух русских республиках: Новгороде и Пскове.

Политическая раздробленность не внесла принципиальных изменений в государственный строй русских княжеств. За исключением Новгорода и Пскова, они сохранили монархическую структуру с подчинением князьям аппарата управления (печатник, ловчий, посадник, тысяцкий и т.д.). Формально сохранилось и признание великокняжеской власти, утверждаемой ярлыком из Орды. В рамках отдельных княжеств действовали феодальные съезды, имелись советы при князьях. Городская жизнь способствовала деятельности вечевых

собраний, развивалась так называемая дворцово-вотчинная система управления, при которой управление осуществлялось из княжеского дворца его аппаратом без разделения на государственные и частные функции. После победы Ивана Калиты (1325–1340 гг.) над тверскими князьями в борьбе за великое княжение началось возвышение Москвы.

Раздробленность сдерживала развитие страны. Лишь в XV в. был достигнут экономический уровень, позволивший создать единое государство.

К концу XV в. процесс политической раздробленности страны заканчивался, образуется Русское единое (централизованное) государство. В его состав входят важнейшие русские земли: Рязанское княжество, Смоленск, Новгород, Псков, Тверь и др. Условной датой образования Русского государства, независимого от Орды, можно считать 1480 г., когда после “стояния” на р. Угре Русь отказалась от выплаты постоянных даней Орде.

3 период. Государственный строй централизованного русского государства. (кон. XV–нач. XVI)

В научной литературе образование централизованных государств в Западной Европе связывается с экономическими и классовыми причинами. Рано возникший капиталистический уклад привел к формированию третьего сословия (буржуазии), которое стало опорой королевской власти в противодействие сепаратизму феодалов. С опорой на часть дворянства укреплялась монархическая власть.

На Руси экономическое развитие могло выполнять лишь роль определенного условия, так как расстановка политических сил была совсем не такой, как в Европе. В целом все слои и сословия русского общества были заинтересованы в сильном национальном государстве. Лишь небольшая часть боярства выступала против усиления великокняжеской власти, но не против единого государства. На Руси объединение диктовалось идеологическими аспектами и внешней опасностью (борьба с Ордой и угроза западной агрессии).

Такой характер централизации определил различные научные подходы к данной проблеме. Некоторые исследователи считают, что единое и централизованное государство на Руси – понятия не однозначные. Во всяком случае, централизация аппарата продолжалась на Руси в XVI в. и во время деятельности сословно-представительных органов. Поэтому нельзя ограничить развитие государственности узкими хронологическими рамками.

В первой половине XVI в. был ликвидировал вассалитет феодалов и князей в отношениях с царской властью. Его заменили отношения подданства монарху. Аристократия и дворянство обязаны были служить государю. Юрисдикция феодалов в собственных владениях ограничивалась, все важные уголовные дела переходили к подсудности государственного суда.

Власть русского монарха была огромной, она считалась выше светских законов, не была ограничена нормами права. Монарх был верховным исполнителем военных, дипломатических, судебных и иных функций. На Западе весьма популярны теории о деспотическом характере русской государственности, своеволии русских монархов и бесправии подданных (Р. Пайпе, Ф. Карр, Ч. Гальперин). При этом основной упор делается на аномалии царствования Ивана IV, что было явлением исключительным. Отношения монарха с подданными строились на Руси не столько на правовых, сколько на нравственно-религиозных основаниях. Монарх всегда сохранял ответственность перед Церковью. В практической политике его действия согласовывались с политическими верхами общества и интересами государства.

Русская Церковь была носителем национально-православной идеологии, которая сыграла важнейшую роль в становлении независимой и могущественной России. Церковь не претендовала на роль политического лидера, не стремилась к верховенству над светской властью, но оказывала огромное влияние на политику и общественную духовность. Глава русской церкви московский митрополит до XV в. назначался в Византии. Византийский патриархат не прочь был воспользоваться мощью и финансами России, сохраняя над ее Церковью собственный контроль. На протяжении многих веков стремился к экспансии в России, католический Запад.

Единое Русское государство складывалось как многонациональное. В его состав входили не только славянские народы, но народы Поволжья. Сибири. Кавказа и т.д. В западной литературе весьма популярны теории имперско-диктаторского характера России как государства национального угнетения. В поток этой исторической лжи внесли вклад и марксисты-ленинцы: не в столь уж далеком прошлом Россия представляласькак “тюрьма народов” и “жандарм Европы”.

Следует иметь в виду, что на территории будущей России было три реальных политических претендента на роль объединителя: Литва. Москва (выигравшая борьбу с Тверью) и Казанское ханство в союзе с осколками Орды. Эти три конгломерата довольно легко ассимилировали взаимные территории, а их феодалы могли отъезжать для службы за рубеж. Их население могло проявлять взаимную жестокость, политические главы могли совершать ошибки и практиковать террор. Однако Русь оказалась более приспособленной к объединению народов, нежели ее соперники. Отметим несколько моментов. Религиозные трения во всех трех центрах были значительны, а религии различны, но Русь не проявляла такой жестокости к иноверцам, как в мусульманских регионах, не практиковала массовых преследований католиков. На это указывали западные авторы, побывавшие в Руси. Веротерпимость подготовила союз русских с мусульманскими народами, предпочитавшими союз с Русью, а не с единоверцами. У народов, входивших в состав Руси, сохранялись собственные национально-религиозный быт и правовые системы. При всей сложности отношений и войнах, завоеваниях и взаимных насилиях Россия не создала ни в какие времена таких откровенно грабительских колониальных империй, какие были созданы Англией и Францией. Пожалуй, ни одно государство мира не может похвастаться таким количеством сознательных вступлений в ее состав как Россия. Именно объективная приспособленность к роли лидера сделала Русь центром многонационального государства.

4 период. Государственный строй России в период сословного представительства (сер. XVI–сер. XVII вв.).

В странах Европы сословно-представительная монархия возникла в момент оформления сословий, когда на историческую арену вышла буржуазия. Три сословия: духовенство, светские феодалы и горожане – входят в состав сословно-представительных органов при королевской власти (парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции и т.д.).

В России третье сословие не играло такой большой роли как на Западе, и было представлено в сословно-представительных органах (Земских соборах) в виде части купечества и верхов посада. Наряду с аристократией и духовенством в Земских соборах самой многочисленной прослойкой было дворянство.

Первый Земский собор был созван в 1549 г., последний (полного состава) – в 1653 г. В деятельности этих органов важная роль принадлежала элементу «соборности», особой форме достижения общественного согласия населением страны, когда после совместного обсуждения вопросов царская власть реализовывала решения от имени всех сословий.

В марте 1584 г. Иван IV умер за игрой в шахматы и на престол вступил его сын Федор. Политика Ивана Грозного не устранила духовных и идеологических проблем русского общества, а лишь способствовалаих умножению. Экономическое положение страны, истощенной Ливонской войной, было крайне тяжелым.

Более склонный к церковной жизни, Федор практически отдал власть родственнику жены, Борису Годунову. Царь Федор умер, не оставив наследников, последний отпрыск Ивана IV Царевич Дмитрий погиб в Угличе, династия пресеклась. Трон захватил Борис Годунов. Началась династическая чехарда, на троне поочередно сменялись Годунов, Лжедмитрий, Шуйский, и все это происходило на фоне сильнейшего духовного и социально-экономического кризиса, усугубившегося в начале XVII в. движениями холопов, голодом, восстанием И. Болотникова и иностранной интервенцией. Этот период (до 1613 г.) именуют Смутным временем.

Начиная с царя Фёдора, над монархами при вступлении на престол совершали обряд венчания и помазания на царство. Сами монархи закрепляли восшествие на трон в решениях Земских соборов. Появились так называемые крестоцеловальные записи, которые утверждались на соборах и содержали характеристику прав и обязанностей царей и подданных. Авторитет царей рушился. Вчерашних коронованных монархов, которым присягали на верность, убивал восставший народ, происходила десакрализация царей. Лжедмитрия сравнивали с антихристом, над его телом совершали действия как над нечистой силой, сын Бориса Годунова принял позорную и мучительную смерть. В Москве, захваченной интервентами, свирепствовали жестокость, измены, братоубийства.

Государственный кризис достиг апогея в 1610–1611 гг. Вконец разоренное государство распалось. Начался голод, население разбегалось, государственные органы бездействовали. Процветало самозванчество, законодательство бездействовало. Страна погибала.

В этих условиях в народном ополчении К. Минина и М. Пожарского действовали собственные государственные органы, приказы, администрация на законной основе, насколько это было возможно в военных условиях. В ополчении существовал «совет» из представителей различных сословий, была собственная Боярская дума и свой Освященный собор. В октябре 1612 г. народное ополчение освободило Москву от интервентов и изменников. Из столицы по землям и городам были разосланы грамоты с приглашением присылать депутатов на собор для устроения государства.

21 февраля 1613 г. на царский трон был избран Михаил Федорович Романов. Началось трудное возрождение страны.

Церковь оставалась носителем духовных ценностей и национальной идеологии. Победа доктрины иосифлян способствовала сосредоточению в ее корпорациях земельных массивов. Труд монахов был на редкость эффективным: даже на севере они выращивали овощи, в монастырях плодоносили сады.

На богатства церкви не раз претендовал Иван IV. Тем более что политика террора заставляла людей вкладывать свою собственность в монастыри в виде дарений и завещаний. Но духовная «тягость» коснулась и ее служителей. Стоглав запретил служителям церкви заниматься мздоимством и ростовщичеством. Террор Ивана IV обрушился и на Церковь, царь разрушил традиции ответственности перед Богом и диктовал церкви свою волю. Она была принижена перед византийским патриархатом и не имела своей должности патриарха. Константинополь охотно брал русские деньги и принимал дары, но не стремился уравнять Русскую Православную Церковь в правах. В Москве же идея патриаршества в XVI в. вполне созрела. Воспользовавшись пребыванием в Москве константинопольского посольства с патриархом. Иеремией, приложив немало стараний, в том числе и дипломатических, и не пожалев финансовых затрат. Русское государство добилось учреждения в 1589 г. собственного патриарха.

5 период. Государственный строй Российской империи. Проблемы становления абсолютизма в России. (XVIII–нач. XIX вв.)

В научной литературе абсолютизм понимается как неограниченная монархия, когда монарх единолично, без ограничения какими-либо органами, осуществляет государственную власть. Поэтому важнейшим формально-юридическим признаком ее становления является прекращение деятельности Земских соборов во второй половине XVII в. следует иметь ввиду, что абсолютизм представляет собой одно из сложнейших историко-юридических явлений.

Абсолютизм возник на последних стадиях развития феодального общества и связан с кризисными явлениями и в нем. На смену религиозному мышлению пришло буржуазно-атеистическое, в котором центральное место занимал человек (на Западе – права человека), а не Бог, с его своекорыстными человеческими интересами. Поэтому везде становлению абсолютизма предшествовали (или сопутствовали) религиозная реформация, еретические войны (в России – раскол Церкви в XVII в.). Абсолютизм – последний этап феодальной государственности, ему на смену идет монархия буржуазная. Поэтому усиление центральной власти на этом этапе, есть реакция государства на кризисное состояние общества.

Власть русских царей исстари была огромной, но они чтили традиции, законы и Церковь. Самые большие трагедии происходили в государстве тогда, когда монархи «забывали» о своей ответственности, нарушали идею служения державе, когда начиналась тронная “чехарда”.

Впервые неограниченная власть монарха получила закрепление в светских и церковных законах. Создавая светское государство, свободное от Бога, Пётр I в то же время прекрасно понимал значение Бога в умах людей.

B реальной действительности ограничение прав Церкви и постоянное на нее давление сыграло важную роль в развитии абсолютизма власти. В октябре 1721 г. послушные Петру I Сенат и Синод торжественно преподнесли ему титул «императора» и «Отца Отечества» в связи с победой в Северной войне. Позднее в. императорское достоинство была введена его жена Екатерина I.

Реформы Петра I начались на рубеже веков и продолжались по нарастающей до смерти преобразователя.

Теоретическое обоснование реформ базировалось на особой роли монарха, который отвечал перед самим собой и лучше других понимал, что нужно государству. Монарх действовал с целью «всеобщего добра». Согласно теории «общего блага», которую разрабатывали приближенные Петра I и особенно усердно Феофан Прокопович, царь является слугой государства. Не жалея сил на его процветание, он содержит подданных в «беспечалии» и определяет всюих жизнь – от «простого жительства» до государственной службы. Но если уж царь – государственный слуга, то все подданные обязаны не «щадить живота» на государственной службе. Идея «государственной пользы» настолько затмила человеческую жизнь, что человек стал средством достижения целей.

Государство строилось на костях людских, его процветание достигалось народной кровью.

Одни ученые считают Петра I великим, другие – деспотом. Но одно несомненно – преобразования имеют двойственный характер. Развивая экономику, он уничтожал экономические стимулы производства. Создавая науку и Академию наук, уничтожал национальные традиции и национальную веру. Совершенствуя государственный аппарат, создавал условия для всевластия дворянского эгоизма. Отличаясь огромной энергией и трудоспособностью, Петр I не понимал, что другие не могут действовать так, как он. Воспитанный в духе вседозволенности, человек талантливый, он постигал языки, корабельное дело, ремесла и требовал такой же работоспособности от всех. Император служил России, не отделяя себя от нее, и затмил ее интересы собственным их пониманием. Он не был теоретиком, все постигал на практике, но был достаточно тверд в симпатиях ко всему западному.

Реформаторская деятельность Петра I началась в армии, война «потянула» за собой все остальные реформы.

6 период. Буржуазное государство. (вт.пол. XIX в.)

К середине XIX в. Россия была по преимуществу аграрной страной. В рыночные отношения были втянуты все слои населения: в том числе крестьянство и дворянство. И хотя рынок в основном составляла сельскохозяйственная и промысловая продукция, все основные потребности населения удовлетворялись отечественной промышленностью. Развивались текстильное производство, металлургия на Урале, к началу Крымской войны была проложена первая тысяча верст железных дорог. Большая доля производства приходилась на государственные заводы, и уровень экономического развития был достаточным для перехода к буржуазным отношениям.

Во время Крымской войны начался экономический подъем, строились новые фабрики, модернизировались старые. Интенсивно развивалось акционерное дело. С 1856 по 1860 г. возникло больше акционерных обществ, чем за предыдущие двадцать лет. Однако отсутствие надлежащего числа рабочей силы и личной свободы сдерживало промышленное развитие. Поражение в Крымской войне пробудило все общественные слои, поставило вопрос о реформах. Со смертью Николая I (1855 г.) ушла в прошлое старая Россия, началась эпоха социально-политических и экономических преобразований. Переход к капиталистическим отношениям занял в России длительный период. Изменения в стране осуществлялись государственной властью, которая опиралась на довольно узкий круг высшей чиновничьей бюрократии и просвещенного дворянства. Государство вынуждено было лавировать, ломая сопротивление помещиков, чем определялся несколько замедленный ход реформ. При этом, конечно, нужно учитывать осознание различными общественными слоями необходимости отмены крепостничества.

Постепенный ход преобразований имел положительную сторону, в процессе многолетних реформ не было допущено спада производства или снижения урожайности, экономика неуклонно развивалась, а благосостояние населения, хотя и медленно, повышалось. В таком подходе было куда больше здравого смысла, чем у революционеров, требовавших все сразу и немедленно.

Выдающаяся роль в проведении реформ принадлежит Александру П. Исторический парадокс заключается в том, что монархия вынуждена, была опираться на дворянство, единственно образованный слой, одновременно ущемляя интересы помещиков. С этим во многом связан известный консерватизм преобразований. Долго и безуспешно пытаясь заручиться дворянской поддержкой для начала реформ, Александр II в сердцах сказал: “Лучше, господа, чтобы освобождение пришло сверху, чем ждать, пока, оно придет снизу”

Финансовый вопрос был основным в отмене крепостного права Государственная власть не имела достаточной силы для такой конфронтации с дворянством, которая компенсировала бы материальные издержки. Финансовые затруднения страна испытывала на протяжении десятилетий, между тем как финансовые источники были при отсутствии развитой промышленности крайне ограничены. Таким образом, проводя надклассовую политику реформ, государственная власть была заложником “дворянства” в финансовом вопросе.

7 период. Российское государство на рубеже XIX–XX вв.

В 1894 г. император Александр II неожиданно умер. На престол вступил 26-летний Николай II, одна из самых значительных исторических фигур, Русской Православной Церковью за рубежом причисленный к лику святых.

В 90-е г. преобразования страны продолжались

В 1887 г. была проведена перепись населения России с подробными сведениями о занятиях, профессиях, религиях и т.д., в 1897 г. реализована финансовая реформа С.Ю. Витте, и Россия избежав экономических потрясений, получила устойчивый и конвертируемый золотой рубль, одну из самых стабильных мировых валют. Суть реформы отстоял от нападок Николай II.

В конце XIX в. страна пережила последний голод в деревне, сопровождавшийся смертью населения. Вслед за этим была создана система социальной поддержки населения (семенные запасы продовольственный резерв на случай неурожаев) и неурожаи в России перестали быть бедствием. Наконец, началось неуклонное увеличение финансирования всех видов народного образования. Создавались новые школы и училища, с 1894 по 1904 г. бюджет министерства народного просвещения вырос в два раза (с 22 до 42 млн. руб.) Но главным в 90-е г. было, пожалуй, завершение создания «рабочего законодательства».

Положение России было довольно сложным, она вынуждена была тратить огромные средства на военные программы в ущерб социальному развитию. Стране удалось относительно безболезненно выйти из экономического кризиса началаXX в., но возникли новые сложности не только в крестьянском вопросе, но и в связи с ростом забастовочного рабочего движения.

В конце столетия стали образовываться нелегальные политические партии, провоцирующие массовые выступления.

К началу XX в. российская государственность представляла собой весьма сложное явление, не имеющее аналогов в странах Европы. В большинстве случаев для его характеристики используют термин «самодержавное государство». В советской марксистской литературе под этим понималась абсолютная монархия, которая постепенно превращалась в буржуазную. Возникают, однако сомнения в том, что монархия эпохи развитого капитализма может быть абсолютной по чисто формальному признаку отсутствия представительных учреждений. Капиталистический рынок диктует обществу законы и функции, которые не могут «перепрыгнуть» никакая власть и правительства. С учетом этого некоторые западные исследователи используют термин «неоабсолютизм».

Само государство стремилось быть «самодержавным и правовым» и основывало свою деятельность исключительно на законе. Но конечная власть в утверждении законов принадлежала императору, набора политических прав сословия не имели. Государство традиционно стремилось проводить политику, учитывающую интересы всех сословий. В марксистской литературе это явление характеризовалось как наличие «огромной самостоятельности государственной надстройки» (то есть независимости от классов). Если говорить более точно, то российское самодержавие имело надклассовый характер. В то же время, монархическая идея у образованной части общества себя изживала, начиналась борьба за государственность западного типа.

Иной была ситуация в крестьянской среде и простонародье. Учитывая развитость монархических настроений среди крестьянства, ученый-марксист А. Аврех выдвинул теорию о крестьянстве как массовой социальной опоре самодержавия (с уклоном в реакционность этого класса), за что был раскритикован советской наукой. В действительности здесь есть доля истины. Монархия стремилась опираться на народ и крестьянство именно в силу своего надклассового характера, особенностей общественных структур и государственности. Идея народного представительства в разных формах была популярна среди всех слоев, в том числе крестьянских. Россия шла к одной из специфических форм народного представительства.

К началу XX в. в России сложилось главное условие для возникновения парламентских форм, сформировались социальные слои буржуазии и пролетариата, общество стало классово зрелым для политического представительства. Но к возникновению парламента должно было «подтолкнуть» какое-либо общественное потрясение. Таким потрясением явилась революция 1905 г.

8 период. Российское государство в начале XX в.

Самодержавная государственность была очень устойчивой в периоды стабильности и очень уязвимой в критические периоды, когда централизованная верхушка власти подвергалась атакам общественных сил. К началу XX в. новая волна студенческих беспорядков, рабочих забастовок и террористических актов дестабилизировала политическую ситуацию. Революция могла произойти только в условиях войны, крайне не удачная русско-японская война взбудоражила общество, сделав возможным революционный взрыв.

Путь к парламентскому представительству находили трудно. В августе 1905 г. был издан Манифест о созыве Государственной думы и опубликовано Положение о выборах. При разработке закона учитывался как российский, так и западный опыт.

Созыв Государственной думы (Булыгинской – по имени подготовившего проект закона о ней министра внутренних дел А.Г. Булыгина) был сорван событиями осени 1905 г.

В результате формирования парламента в России сложился специфический строй, который до сих пор в должной мере не изучен. Существуют различные точки зрения на российскуюгосударственность.

В советской науке, базирующейся на ленинской теории, особенно настойчиво отстаивался тезис о России как абсолютистском государстве. Государственная дума считалась безвластным учреждением), а теория разрабатывалась Лениным еще в период существования Думы). Некоторые исследователи, например, A.M. Давидович, считают, что до событий 1907 г. Россия была конституционной монархией. Есть мнения, что с созданием Государственной думы Россия стала монархией «дуалистической» (дуалистическая монархия некоторое время существовала в Англии и характеризуется наличием двух властей – монарха и парламента). Западные исследователи антирусского направления, В частности, Р. Пайпс, характеризуют Россию как «полицейское государство». Некоторые советские авторы (А. Аврех) используют понятие «третьеиюньская монархия». Наконец, в среде русской эмиграции российская государственность характеризуетсякак«думская монархия».

Русские ученые-юристы (Н. Лазаревский, Б. Нольде, П. Милюков и др.) в момент формирования Думы оценивали ее, исходя из классических принципов западного парламентаризма (разделение властей, ответственное правительство, верховенство нижней палаты парламента и т.д.). При этом они не отрицали специфической роли русской монархии, но мало учитывали ее особенности, оставаясь в плену западных представлений.

Во всех воюющих странах война положила начало государственному регулированию экономики. При этом Россия сохранила огромный сектор «свободного рынка», более других стран оставаясь в рамках рыночного хозяйства.

Февральская «революция» не привела к серьезным политическим изменениям и носила форму политического переворота.

В февральском государственном перевороте принимали участие различные общественные и политические силы: уставшее от войны население, возбужденное революционной агитацией; армия; политические партии социалистического типа; думские буржуазные партии; тайные организации типа масонских лож; откровенно преступные и бандитствующие элементы. Очень большую роль сыграли немецко-австрийская разведка и спецслужбы, совершавшие диверсии и осуществлявшие тайную подрывную деятельность.

Из высших органов власти функционировали Государственная дума, Государственный совет и Сенат. Продолжалась деятельность министерств, Особых совещаний, военно-промышленных комитетов и Земгора. Были созданы новые министерства: продовольствия, вероисповеданий, общественного призрения, труда, почт и телеграфов. Для экономического регулирования создавались Главный экономический комитет и Экономический совет. Отстранению от должности подвергались лишь представители высшей администрации: губернаторы, министры, вице-губернаторы, градоначальники.

9 период. Советский период начинается с Октября 1917г. и заканчивается 8 декабря 1991г., когда в Беловежской пуще под Минском руководители Республики Беларусь (С. Шушкевич, В. Кебич), Российской Федерации (Б. Ельцин, Г. Бурбулис), Украины (Л. Кравчук, В. Фокин) подписали соглашение о создании содружества независимых государств (СНГ), т.о. произошёл распад СССР.

Начало данного периода характеризуется двоевластием, которое в результате Октябрьской революции было уничтожено и появились новые органы государственного управления – это съезды Советов, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, проведена ликвидация низовых земских органов. Деятельность как местных, так и центральных государственных органов осуществлялась под контролем партийных органов. Партийным решениям предавалось значение законодательных актов. В Советский период в различное время действовало 4 Конституции: 1918г., 1924г., 1936г., 1977г.

Конструкция власти внутри партии начала совпадать с конструкцией власти в государственных органах: одни и те же люди управляли делами партии и государства.

Для данного исторического периода характерно формирование тоталитарной системы власти. Предпосылкой её возникновения стала монополия ВКП(б) на власть. После ликвидации оппозиции эта власть становится бесконтрольной. В сложившейся административно командной системе государственные и хозяйственные органы действовали под жёстким контролем партийных органов. Этот монополизм утвердился и в экономической жизни страны, что приводило к постоянным перебоям продовольствия, дефициту и карточным системам.

10 период. Российская государственность постсовесткого периода. (1991–настоящее время)

Ликвидация советской системы в Центре приняла крайние формы (события 3–4 октября 1993 г.). Между ветвями власти возник резкий конфликт. Верховный Совет созвал Съезд народных депутатов, Президент признал его неправомочным. Одновременно с этим заблокированные в «Белом доме» депутаты приняли ряд постановлений, направленных против исполнительной власти, обвиняя Президента в нарушении Конституции, Их позицию поддержал Конституционный Суд.

4 октября Москва была объявлена в состоянии чрезвычайного положения со всеми вытекающими правовыми последствиями.

В Москве начались вооруженные столкновения. Произошли захват мэрии, телецентра, обстрел и штурм здания Верховного Совета. Столкновение ветвей власти привело к ликвидации системы Советов в Центре и на местах.

На местах этот процесс протекал спокойнее. Уже в конце сентября был издан Указ «Об ответственности лиц, противодействующих проведению поэтапной конституционной реформы» и постановление правительства «О мерах по усилению охраны общественного порядка». Происходит формирования новых органов власти.

Данная периодизация курса в значительной степени условна. Тем не менее, в её рамках удаётся рассмотреть основные государственные изменения и тенденции.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал