Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реорганизация госаппарата






 

В послевоенные годы политический режим ужесточил свой контроль над обществом. Изменился подход к формированию идеологии (в ней усилились национально-патриотические мотивы, культ вождя и т.п.) и руководящих государственных и партийных кадров.

Были воссозданы многие политические символы: «гражданские и воинские звания, народные, комиссары преобразованы в министров, Рабоче-Крестьянская Красная армия – в Советские вооруженные силы, ВКП(б) – в Коммунистическую партию Советского Союза. Параллельно со старыми партийными органами создавались новые структуры, подконтрольные только Председателю Совета Министров – генералиссимусу Сталину. Возросла роль Секретариата ЦК и Управления кадров ЦК партии.

В марте 1946 г. СНК СССР был преобразован в Совет Министров СССР (соответственно были переименованы СНК союзных республик). В феврале 1947 г. созданы комиссии законодательных предположений обеих палат Верховного Совета. В послевоенные годы этот орган принял ряд законов: о сельхозналоге, государственных пенсиях, расширении прав республик, перестройке управления промышленностью, реорганизации МТС и др. В конце 50-х гг. были утверждены положения о местных (сельских и районных) Советах.

В октябре 1954 г. ЦК КПСС и Совет Министров приняли постановление о реорганизации структуры и методов работы государственного аппарата; происходило разукрупнение министерств и преобразование многих комитетов в министерства. Сложилась чётырёхзвенная структура органов управления: главк – управление – отдел – сектор: В ходе реорганизации аппарата в 1954 г. были упразднены многие структурные звенья министерств, а также ряд трестов, контор. Произведено значительное сокращение численности аппарата (как центрального, так и местного).

В области управления промышленностью отраслевой принцип управления в 1957г. был заменен территориальным, созданы экономические административные районы, управленческими органами в которых стали Советы народного хозяйства (совнархозы). Совнархозы подчинялись непосредственно Советам Министров союзных республик. При совнархозах на правах совещательных Органов действовали Технико-экономические советы. Совнархозы получали право издавать постановления и распоряжения на основе действующего законодательства.

Упразднялась Государственная экономическая комиссия Совета Министров СССР, ее функции передавались Госплану. Создавалась система научно-технических комитетов при правительстве и совнархозах. Однако тенденция к децентрализации управления не смогла развиться.

В ноябре 1962 г. число совнархозов было сокращено, в марте 1963 г., вновь воссоздавалась централизованная система управления, образовался Высший Совет народного хозяйства, вставший над всей системой органов, управления экономикой (включая Госплан, Госстрой и другие комитеты, заменившие в 1957 г. упраздненные министерства). В сфере сельского хозяйства в послевоенный период были проведены две важнейшие реорганизации. Первая ликвидировала МТС и передавала сельхозтехнику в собственность колхозов. Быстрая и немедленная передача (за выкуп) техники колхозам связывалась с повышением ими закупочных цен в 1953–1954 гг.

Еще в августе 1953 г. был принят новый Закон о сельхозналоге, который вводил погектарное (а не подоходное) обложение и облегчал налоговый пресс на хозяйства (коллективные и личные). В 1958 г. отменялись обязательные поставки колхозами сельхозпродукции; они были заменены государственными закупками, а закупочные цены повышены.

Вторая важная реформа осуществила очередное укрупнение колхозных хозяйств, создание колхозных союзов, по идее «способных эффективно развивать индустриальную базу». Это преобразование позже стало проводиться в рамках идеологии «сближения города и деревни».

В связи с этим была проведена реформа структуры правящей партии, органы которой в 1962 г. разделены по территориальному признаку на городские (занимающиеся делами промышленности) и сельскохозяйственные. Реформа упразднила районные партийные организации, чьи полномочия переносились на «производственные зоны». Партийная реформа оказалась в явном противоречии с идеей «сближения города и деревни» и единства экономической системы.

Параллельно происходила перестройка системы местных органов власти. Постановление ЦК КПСС (январь. 1957 г.) «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связей с массами» подчеркнуло усиление роли Советов в хозяйственном строительстве посредством активизации работы их сессий и постоянных комиссий, а также их включения в плановую и бюджетно-финансовую работу.

В 1957–1960 гг. верховными органами союзных республик были утверждены положения о местных (сельских и районных) Советах, в которых конкретизировались организационные принципы их работы: сроки созыва сессий, функции исполкомов и постоянных комиссий, статус, депутата.

Пленум ЦК КПСС в декабре 1957 г. принял также решения о переориентации работы профессиональных союзов, т включении в производственный процесс (были распределены конкретные Задачи – «борьба за экономию», проверка выполнения коллективных договоров, активизация производственных совещании на предприятиях, контроль за сферой соцбыта и охраной труда). Партийно-советская система управления, трансформированная в военных условиях, после войны приобрела, новые черты и выработала новые механизмы.

Усиление партийного влияния на государственный аппарат и экономику сопровождалось усилением борьбы в руководстве страны.

В 1945 г. конфликт между руководством тяжелой промышленности (Маленков и др.) и плановых органов (Жданов и др.) возник в связи с вопросом о демонтаже и вывозе в СССР немецкой промышленности. В 1946–1947 гг. восстановился жесткий государственный контроль над промышленностью и сельским хозяйством, что привело к поражению реформаторских тенденций в экономике.

В 1945 г. в связи с возможной угрозой властям со стороны военных власти приняли меры по усилению идеологической работы в армии и изоляции некоторых высших военных чинов. Был увеличен прием в партию демобилизованных военных, ряд высших командиров отправлены на периферию (Жуков и др.).

В 1948 г. началась чистка партийных органов Ленинграда и аппарата Госплана. Многие ответственные работники обвинялись в попытках «развалить социалистическое хозяйство методами международного капитализма». Одновременно усиливался партийный контроль за отдельными отраслями хозяйства: были созданы отраслевые отделы кадров, формировавшие руководящий слой в промышленности, финансах, плановых органах, сельском хозяйстве, транспорте и торговле.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал