![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Диагностика состояния агрессии у подростков
Проявление агрессии в детских и учебных заведениях является проблемой, которая все больше волнует учителей и родителей. Задачей психолога должна стать психокоррекционная работа с лицами, которые более агрессивны по сравнению с другими. Но, как определить это «более» или «менее»? Ответ на этот вопрос невозможен без достаточно точного определения понятий «агрессии» и «агрессивности». Необходимость такого определения обосновывается тем, что термин «агрессия» чрезвычайно часто употребляется сегодня в самом широком контексте и поэтому нуждается в серьезном «очищении» от целого ряда наслоений и отдельных смыслов. Различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для «защиты занимаемой территории» (Лоренц, Андри): как стремление к господству (Моррисон); реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм). Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Маллер, Дуб, Доллард). Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субьектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению иразрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу. Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности». Однако само по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, на их мотивационные компоненты прямо противоположны. Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа: первый- мотивационная агрессия, как самоценность, второй -инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как по контролем сознания, так ивне его, и сопряжены с эмоциональными переживаниями: гнев, враждебность). Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса -Дарки. А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессию и враждебность и определил последнюю как: «...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявление агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выявили следующие виды реакций: 1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица. 2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная. 3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при 4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного 5. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные 6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по 7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму 8. Чувство вины выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. Вопросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». ВОПРОСНИК «БАССА - ДАРКЕ»
При составлении вопросника авторы пользовались следующими принципами: 1 Вопрос может относиться только к одной форме агрессии, 2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос. Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом: 1. Физическая агрессия: «Да»=1, «Нет»= 0: I, 25, 31, 41, 48, 55, 68 и «Нет» =1, «Да»=0 - 9 и 17 утверждения. 2. Косвенная агрессия: «Да»-1, «Нет»= 0: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63 и «Нет»=1, «Да»=0 - 26 и 49. 3. Раздражение: «Да»=1, «Нет»=0: 3..19. 27, 43, 50, 57, 64, 72 и «Нет»=1, «Да»0: 11, 35, 69 4. Негативизм: «Да»1, «Нет»=0: 4, 12, 20, 28 и «Нет»=1, «Да»=0 -36. 5. Обида: «Да»=1, «Нет»=0: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58. 6. Подозрительность: «Да»=1, «Нет»=0: 6. 1 4, 22, 30, 38, 45, 52. 59 и «Да»=0, «Нет»=1: 33, 66, 74, 75. 7. Вербальная агрессия: «Да»=1, «Нет»=0: 7, 15, 21, 3L 46 53, 60, 71, 73 и «Да»=0, «Нет»=1: 33, 66, 74, 75. 8. Чувство вины: «Да»=1, «Нет»=0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67. Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (прямой или мотивационный) включает в себя шкалы 1, 3, 7. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21±4, а враждебности - 6, 5 - 7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности. Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому вопросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психологических состояний (Кеттелл, Спилберг), проективными методиками (Люшер) и т.д.
|