![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика № 12. Сюжетные картинки.
ЗАДАНИЕ 1. Объяснение сюжетных картин. Цель: выявление возможности осмысления ситуации, содержания картины на основе аналитико-синтетической деятельности. Материaл: сюжетные картины, изображающие какое-либо событие - простые, наглядно изображающие все детали соответствующего события (с явным смыслом); усложненные, в которых общий смысл может быть понят только из сопоставления ряда деталей и с помощью ряда заключений, которые ребенок должен сделать (со скрытым смыслом); - нелепицы. Инструкция: «Расскажи, что здесь происходит. Придумай об этом рассказ». Диапазон применения: от 5-ти лет и старше по возрастающей сложности. Норма выполнения: дети с 5-ти лет составляют связные рассказы с элементами фантазирования. При анализе нелепиц у них возникают адекватные эмоциональные реакции. ЗАДАНИЕ 2. Установление последовательности событий. Цель: выявление способности понимать связь событий и строить умозаключения. Материал: серии сюжетных картин (от 3-х до 6-ти картинок в серии): - с явным смыслом сюжета; - со скрытым смыслом сюжета; - с незавершенным концом действия. Инструкция: на картинках - одно и то же событие. Нужно разобрать, с чего все началось, что было дальше и чем дело закончилось. Ход выполнения задания: ребенку предлагается серия сюжетных картинок, которые он раскладывает, а затем по выстроенному сюжету составляет рассказ. Диапазон применения: предлагается детям с 5-ти лет, владеющим речью. Норма выполнения: дети 5-ти лет справляются с серией из 3-4-х картинок; при увеличении количества картинок наблюдается тенденция к увеличению пробных действий с ними. Методика № 13. Тексты. ЗАДАНИЕ. Объяснение сюжета, выраженного в словесной форме (текст). Цель: выяснение возможности осмысления ситуации на основе слухового восприятия (понимание явного и скрытого смысла, связи деталей в единое целое). Материал: текст (рассказ, басня), содержащий ряд существенных и побочных деталей, которые нужно проанализировать для понимания основного смысла. Инструкция: «Послушай, что я тебе прочитаю и расскажи». Ход выполнения задания: ребенку зачитывают текст и просят пересказать его. После пересказа проводится беседа, направленная на выяснение глубины понимания смысла (форма вопросно-ответная). Диапазон применения: начиная с 5-ти лет. Норма выполнения: дети пятилетнего возраста самостоятельно пересказывают текст, фиксируя внимание на существенных деталях Им доступно понимание скрытого смысла, что раскрывается в беседе.
|