![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика № 5. Кубики Кооса.
ЗАДАНИЕ. Составление геометрических изображений по образцу. Цель: Исследование наглядно-образных форм мышления. Выявление уровня сформированности перцептивного моделирования. Материал: 1) набор кубиков, стороны которых окрашены: 1 – красная, 1 - синяя, 1 - красно-белая (по диагонали), 1 - желтая, 1 - белая, 1 - сине-желтая (по диагонали); 2) набор чертежей; 3) прозрачная накладка (сетка) на чертежи, которая расчленяет целостный чертеж на части, соответствующие количеству кубиков. Инструкция: «Посмотри, на карточке нарисован узор. Его можно сложить из кубиков. Попробуй». Ход выполнения задания: ребенку показывают по одному чертежу с последовательно возрастающей сложностью и набор кубиков, и предлагают сложить заданный узор. Виды помощи: - применение трафаретов и накладок, позволяющих зафиксировать количество и характер деталей изображения; - обведение контура и частей фигуры указкой, что позволяет наметить детали изображения; - разделение чертежа на части и анализ каждой из них отдельно; - использование действий наложением деталей на а) образец или б) трафарет, с последующим выкладыванием фигур без опоры на образец (выкладка рядом с изображением); - анализ направлений углов фигур с помощью графических схем; - рисование фигур, предложенных для конструирования; - выкладка экспериментатором 1-2-х частей изображения с последующим продолжением работы испытуемым. Диапазон применения: от 5-ти лет и выше. Норма выполнения: дети 5-летнего возраста выполняют задание с 4-мя кубиками с помощью зрительного соотнесения, но допустимо и примеривание. С 6-ти лет дети выполняют те же задания при зрительном соотнесении, а с 7-ми лет - действуют на основе представлений.
Методика № 6. Классификация невербальная. ЗАДАНИЕ. Классификация объектов по одному признаку. ВАРИАНТ I. Цель: исследование уровня сформированности операций обобщения и классификации; выявление возможности объединения наглядно представленных объектов на основе выделения одного ведущего признака. Материал: набор из 24 карточек с изображением геометрических фигур (по 6 штук кругов, квадратов, треугольников, ромбов) 3-х цветов (красный, желтый, синий), 2-х величин (большие, маленькие). Инструкция: речевая инструкция сопровождает конкретные действия экспериментатора и является вспомогательной («Продолжай раскладывать карточки, подходящие с подходящими»). Ход выполнения задания: экспериментатор выкладывает перед испытуемым два ряда карточек по две фигуры одного цвета и просит ребенка продолжить классификацию (должно получиться 3 ряда фигур, различающихся по цвету). Виды помощи: - выкладывание начальной карточки третьего ряда; - объяснение принципа раскладки («Они одинакового цвета: красные, синие, желтые»); - дополнение карточек каждого из трех рядов экспериментатором. Диапазон применения: для детей, начиная с 5-ти лет. ВАРИАНТ II той же методики предназначен для детей 7-ми лет и старше. Методика была предложена в 1954г. Ю.Ф.Поляковым для исследования процесса обобщения в наглядном и словесном плане, а затем переработана А.Л. Ивановой по принципу обучающего эксперимента (для определения умственного развития детей 7-9-ти лет). Цель методики: выявление сформированности обобщения на наглядно-действенном и вербальном уровне; выявление возможности переноса сформированного навыка в новые условия.
Участие экспериментатора состоит в стимулирующей организационной помощи в том случае, если ребенок проявляет пассивность («Попробуй, подумай: а еще как можно сделать?»). При выполнении этой части задания фиксируется наличие переноса навыка, сформированного при выполнении 1-й части задания, качество переноса (полный или частичный, словесный или в действиях). Возможны следующие варианты конечного результата: 1. Перенос полный, в словесной форме. 2. Перенос частичный, в словесной форме (при выделении не менее 2-х признаков). 3. Перенос полный, в действиях. 4. Перенос частичный, в действиях. 5. Перенос отсутствует (если указан только один признак или не указано ни одного).
|