![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ эксперимента.
Использование ориентировочного этапа действия (планирует ли ребенок предстоящую деятельность на 30 сек. или отвлекается). 1. Количество уроков-подсказок, необходимое для выполнения всех трех задач. 2. Перенос навыка (результат анализа выполнения аналогичного задания). По данным А.Л.Ивановой, дети с нормальным интеллектом нуждаются в 1-м-6-ти уроках, умственно отсталые в 8-ми-17-ти уроках. Данный эксперимент продуктивен при исследовании динамики мышления. Методика № 7. Классификация невербальная. ЗАДАНИЕ. Классификация объектов по двум признакам. ВАРИАНТ I. Соотнесение цвета и формы. Методика является модификацией лото В.М.Когана. Цель: выявление возможности классификации на основе вычленения наглядно представленных признаков, заданных и выделенных материалом. Материал: 1) таблица, расчерченная на квадраты, в вертикальном ряду которой обозначены неокрашенные геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция), а в горизонтальном – бесформенные цветовые мазки 6 цветов радуги; 2) набор геометрических фигур всех перечисленных форм и цветов, соответствующих по размеру образцам фигур вертикального ряда. Инструкция: задается одновременно с раскладкой первых трех фигур экспериментатором: «Найти место для каждой фигурки так, чтобы у каждой фигурки был свой цветной домик» Ход выполнения задания: экспериментатор раскладывает первые три карточки и предлагает ребенку продолжить работу. Виды помощи: - объяснение принципа классификации путем указания на ее признаки («Посмотри: здесь нарисована фигурка, у нее - объяснение принципа поиска (в действиях); 1. наложение фишки на образец формы; 2. поиск цвета; 3. совмещение движения фишки от формы к цвету. Диапазон применения: от 5-ти лет и старше. Норма выполнения: дети 5-ти лет выполняют задание в полном объеме с использованием проб и при зрительном соотнесении при уменьшении поля восприятия до 4-х форм и 5-ти цветов. Дети до 6-ти лет и старше выполняют задание в полном объеме на основе зрительного соотнесения. Дети 7-летнего возраста справляются с заданием, действуя в идеальном плане. ВАРИАНТ II. Соотнесение формы и величины (модификация задания, предложенного А. А. Венгер). Цель: выявление возможности классификации на основе вычленения наглядно представленных признаков, заданных и выделенных материалом. Материал: 1) таблица, расчерченная на квадраты, в вертикальном ряду которой обозначены неокрашенные геометрические формы, а в нижнем ряду - постепенно уменьшающиеся по величине круги (5 кругов с диаметром от 20 до 6 мм); 2) набор геометрических фигур, каждая из которых представлена в 5-ти (включая последний столбец) последовательно изменяющихся величинах в соответствии с образцами. Инструкция: вербальная, сопровождает конкретные действия экспериментатора. Ход выполнения задания: экспериментатор раскладывает первые три карточки и предлагает ребенку продолжить работу. Виды помощи: - объяснение принципа классификации путем указания на ее признаки; - объяснение принципа поиска: наложение фишки на образец и сравнение с каждым порядковым элементом ряда; -объяснение в действиях принципа совмещения двух признаков. Диапазон применения: от 5-ти лет и старше. Норма выполнения: дети 5-ти лет выполняют задание с использованием проб, выражающихся в промеривании с помощью наложения Количество проб уменьшается по мере заполнения рядов.
|