![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ЗАДАНИЕ 1. Определение понятий.
Цель: выяснение возможности применить отвлеченные категории при включении данного понятия в систему эквивалентных или более общих понятий. Материал: ряд слов, обозначающих различные понятия. Инструкция: «Скажи, что такое... (стол)?» Диапазон применения: детям с 5-ти лет. Норма выполнения: дети пятилетнего возраста описывают предмет с указанием его функционального признака. С 6-ти лет дети могут применять отвлеченные категории для описания предмета. ЗАДАНИЕ 2. Сравнение и различение понятий. Цель: выяснение возможности выделения существенных признаков сходства и различия понятий и категориальных суждений. Материал: пары слов. Инструкция: «Я назову тебе 2 предмета, а ты скажи, чем они похожи и чем отличаются?». Ход выполнения задания: детям предлагается по одной паре слов, для которых последовательно необходимо выделить сходство и различие. Диапазон применения: детям с 5-ти лет. Норма выполнения: дети пятилетнего возраста при сравнении понятий используют функциональные признаки. Начиная с 6-ти лет возможно применение отвлеченных категорий. ЗАДАНИЕ 3. Вербальные аналогии. Задание направлено на выявление особенностей понятийного вербального мышления, определение уровня логических абстракций. Цель: выявление характера логических связей и отношений между понятиями. Материал: бланки, с левой стороны которых расположены пары слов, состоящих друг с другом в определенных отношениях, а с правой - 3-е слово, к которому нужно подобрать аналогичное отношение. Например: Высокий Добрый низкий? ВАРИАНТ II: нужное слово предлагается выбрать из ряда возможных альтернатив (в этом случае снимается трудность активного нахождения нужного слова, но возникает необходимость затормозить побочные связи и сделать выбор адекватной альтернативы). Например: Коньки Лодка з има лед, каток, весло, лето, река Инструкция: дается в форме совместного решения первых задач. «Смотри, здесь написано два слова. Сверху коньки, внизу – зима. Какая связь между ними? На коньках катаются зимой. А здесь справа тоже сверху одно слово – лодка, а внизу пять слов на выбор. Из них нужно выбрать только одно слово, которое также будет относиться к слову «лодка», как «зима» к слову «коньки», то есть, чтобы оно обозначало, когда катаются на лодке. Значит, это будет слово … «лето». Ход выполнения задания: после предварительного объяснения ребенку предлагается провести самостоятельный анализ отношений между словами. Диапазон применения: от 4-х лет и старше. Норма выполнения: в норме дети усваивают порядок решения задач после 1-3-х примеров, ориентируясь на существенные признаки.
|