Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стереотипы и предрассудки в межкультурной коммуникации
Человек воспринимает мир сквозь призму представлений, отношений и ценностей, господствующих в его родной культуре. То есть задумывает и планирует свои действия, ведет себя в соответствии с конкретными, достаточно стабильными культурными образами-нормами, которые становятся для него стереотипным.
Стереотип (греч. stereos - телесный, твердый, объемный, пространственный и typos – отпечаток, образ) – устоявшийся образ или представление о социальном явлении, подвигающий определенный способ его восприятия и действия по отношению к данному явлению. Термин введен У. Липманом (" Общественное мнение", 1922), где стереотип трактуется образ, навязанный извне, в контексте общения людей, принадлежащих к одному культурному сообществу, где они систематически формируются и закрепляются в социокультурном опыте и отличаются однообразием и относительной стабильностью. Формирование и усвоение человеком стереотипов происходят с первыми актами социализации и инкультурации, уже в кругу семьи, общения с родителями.
По наблюдениям специалистов, стереотипы диктуют около двух третей форм человеческого поведения, ограничивая инициативу и свободу выбора. Однако они же избавляют человека от необходимости каждый раз изобретать должную реакцию на типовые предъявления и ситуации. То есть, следование стереотипу предполагает превентивное избегание ситуации выбора, минимизацию риска, распознавание каждой новой ситуации как привычной и непроблемной.
В психологии динамический стереотип - фиксированный порядок действий, описываемый по модели условных рефлексов и включаемый в социальную установку. Социальные ярлыки, эталоны массовой культуры, образцы общественного мнения, парадигмы науки, типизирующие схемы повседневной жизни заранее определены, легко идентифицируются, используются для понимания, организации социального мира и взаимодействия до тех пор, пока ситуация не проблематична. Воспроизводя возможные взаимоотношения, стереотипы составляют особый тип логики, работающей в разных контекстах, на любом объеме информации за счет неограниченного приписывания известного неизвестному.
Поэтому в процессе интерпретации поведения представителей одной культуры представителями другой в значительной степени зависит именно от стойкости стереотипных представлений обеих сторон — это представления об образе жизни, обычаях, нравах, привычках, т.е. о системе этнокультурных свойств того или иного этноса. Ведь встречаясь с представителями других народов и культур, человек обычно проявляет естественную склонность воспринимать их поведение с позиций своей культуры, «мерить на свой аршин». При этом без умения быстро и правильно оценить собеседника сложно ориентироваться в ином социальном и культурном окружении. Чаще всего непонимание чужого языка, символики жестов, мимики и других элементов поведения собеседника ведет к искаженному толкованию смысла его действий, что порождает такие негативные чувства, как настороженность, презрение, враждебность.
Реальным выходом из негативных ситуаций являются стереотипы, которые становятся своего рода подсказками, помогающими сформировать суждения, предположения и оценки других людей. Основу таких представлений составляют упрощенные ментальные репрезентации различных категорий людей, преувеличивающие сходные качества между ними и игнорирующие различия. Стереотипные представления человек обычно привлекает тогда, когда не имеет возможности интерпретировать каждый новый факт или ситуацию более глубоко или сознательно отклоняется от такого подхода. В процессе коммуникации между носителями различных культур стереотипные представления занимают значительное место. Своим появлением стереотипы обязаны межкультурным или межэтническим контактам, когда выявляются наиболее типичные черты, характерные для того или иного народа, той или иной культуры. Реальным носителем стереотипов является группа. В повседневной жизни наибольшее распространение получили этнические стереотипы — устойчивые суждения о представителях одних национальных групп с точки зрения других. Такого рода стереотипы-клише становятся основными компонентами общения для представителей групп. В качестве этнического стереотипа выбирается обычно какая-либо заметная черта внешности (цвет кожи, разрез глаз, форма губ, тип волос, рост и т.д.). Основой стереотипа может также служить какая-либо черта характера и поведения человека (молчаливость, сдержанность, скупость и т.п.). Сравнение с другими народами посредством стереотипного сопоставления помогает каждому человеку почувствовать свою собственную индивидуальность. И поэтому стереотипы, как правило, эмоционально окрашены симпатиями и антипатиями, в зависимости от которых одно и то же поведение получает разную оценку. Стереотипы аккумулируют социальный и психологический опыт общения и взаимодействий индивидов. Поэтому они характеризуются целостностью, ценностной окраской, устойчивостью, консерватизмом, эмоциональностью, рациональностью и др. Это их естественные качества, которые определяют и предназначения стереотипов в целом в культуре и в межкультурной коммуникации, в частности: - объяснение человеческих поступков путем предоставления готовой и простой информации об их специфических социокультурных особенностях; -предвидение различных форм поведения от партнеров по коммуникации; - формирование основ собственного поведения по отношению к собеседникам и партнерам.
|