Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стратегии разрешения конфликтов






Любой конфликт можно урегулировать или значительно осла­бить, если сознательно выбрать верную стратегию, стиль поведения:

- соревнование — активный, не стремя­щийся к сотрудничеству стиль. Он правомерен, когда одна из сторон с большим рвени­ем добивается своих целей и стремится действовать в своих ин­тересах независимо от того, какое воздействие это оказывает на других. Подобный способ разрешения конфликта предполагает создание ситуации «победа — поражение», разрешаемой силовым давлением и подчиняя себе партнера.

- сотрудничество — активный, стремящийся к совместному достижению целей стиль. Это обеспечивается стремлением решить проблему, выяснить и снять разногласия, обменяться информацией, видеть в конфликте стимул к конструктивным решениям – к обоюдной «победе».

- уход от конфликта — пассивный и не стремящийся к сотрудничеству стиль. Одна из сторон признает наличие конфликта и старается его приглушить, избежать. Не исключается, что конф­ликт разрешится сам собой. Поэтому разре­шение конфликтной ситуации постоянно откладывается, ис­пользуются различные полумеры, чтобы ее не обострять.

- уступчивость — пассивный, основанный на сотрудничестве стиль, когда интересы партнера не только всячески учитываются, но и могут ставиться выше собственных. Отсюда уступчивость, под­чинение, податливость, легкость с которой идут на соглашение;

- компромисс — обе стороны конфликта идут на взаимные уступки, частично отказываясь от своих требований. В результате доброжелательных переговоров и взаимных уступок стороны приходят к соглашению в равной степени выгодные им.

 

Как и любой другой аспект межкультурной коммуникации, стиль разрешения конфликтов определяется особенностями культур участников конфликта, их готовностью и умением находить оптимальные средства погашения конфликтов.

 

Приемы и правила, предотвращающие возникновение и углубление конфликтов:

- не спорить по мелочам;

- не спорить с тем, с кем спорить бесполезно;

- стремиться обходиться без резкостей и категоричности;

- стараться не победить, а найти истину;

- признавать свою неправоту;

- не быть мстительным;

- использовать юмор, самоиронию, если это уместно.

 

Литература.

Основная:

1. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). М., 2003.

2. Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.

3. Грушевицкая Т.Г, Попков В.Д., СадохинА.П. Основы межкультурной коммуникации. М., 2002.

4. Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии ин­формационного общества: Толковый словарь терминов и концеп­ций. М., 1999.

5. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997.

6. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. М., 2002.

7. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.; Киев, 2001.

8. Садохин А.П. Межкультурная коммуникация. – Москва. ИНФРА-М, 2004.

9. Садохин А.П. Этнология. М., 2004.

10. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1999.

 

Дополнительная:

1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологиче­ские проблемы. М., 1990.

2. БодалевА.А. Психология межличностного общения. Рязань, 1994.

3. БодалевА.А. Психология общения. М.; Воронеж, 1996.

4. БрудныйА. Понимание и общение. М., 1989.

5. Горелов И.Н., Енгалычев В. Ф. Безмолвной мысли знак: рассказы о не­вербальной коммуникации. М., 1991.

6. Гулевич О.А., Безменова И.К. Атрибуция: общее представление, на­правление исследований, ошибки. М., 1998.

7. Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. М., 1995.

8. Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Межкультурная коммуника­ция. Системный подход. Н. Новгород, 2003.

9. Золотухин В.М. Толерантность. Кемерово, 2001.

10. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М., 2000.

11. История ментальностей: Историческая антропология. М., 1996.

12.Козлова Н.Н. Введение в социальную антропологию. М., 1996.

13. Коул М. Культурно-историческая психология. М., 1997.

14. Кроник А.А., Кроник Е.А. Психология человеческих отношений. М., 1998.

15. Ларченко С.Г., Еремин С.Н. Межкультурное взаимодействие в исто­рическом процессе. Новосибирск, 1991.

16. Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психоло­гию. М., 1999.

17. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997.

18. Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. М., 2001.

19. Мархинина В., Удалова И. Межнациональное общество: состояние, динамика, взаимодействие культур. Новороссийск, 1996.

20. Михайлова Л.И. Социология культуры. М., 1999.

21. Павловская А.В. Россия и Америка. Проблемы общения культур. М., 1998.

22. Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. М., 2002.

23. Розенберг М. Эффективное общение без принуждения. М., 1996.

 

Вопросы к экзамену (семинарам).

 

1. Причины и актуальность развития теории и практики межкультурной коммуникаций.

2. Зарождение межкультурной коммуникации как исследовательской проблемы и учебной дисциплины.

3. Главные направления исследований в межкуль­турной коммуникации.

4. Современное понимание сущности межкультурной коммуникации.

5. Принципиальные цели и задачи межкультурной коммуникации.

6. Межкультурная компетенция как основа и результат межкультурной коммуникации.

7. Виды межкультурной коммуникации.

8. Формы вербальной коммуникации.

9. Стиль вербальной коммуникации.

10. Контексты вербальной коммуникации.

11. Паравербальная коммуникация.

12. Невербальная коммуникация.

13. Формы и способы невербальной коммуникации.

14. Сущность аккультурации в межкультурной коммуникации.

15. Стратегия и результаты аккультурации.

16. Стереотипы в межкультурной коммуникации.

17. Функции стереотипов.

18. Стереотипы и средства массовой информации.

19. Происхождение предрассудков.

20. Роль предрассудков в межкультурной коммуникации.

21. Эмпатия в межкультурной коммуникации.

22. Основные формы эмпатии.

23. Требований эмпатии.

24. Толерантность как фактор общения.

25. Интолерантность в межкультурной коммуникации.

26. Формы интолерантности.

27. Условия плодотворного диалога.

28. Воспитание толерантного отно­шения к инокультуре.

29. Межкультурные конфликты.

30. Основные причины коммуникацион­ных конфликтов.

31. Стратегии разрешения конфликтов.

32. Приемы и правила, предотвращающие возникновение и углубление конфликтов.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал