Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стратегии разрешения конфликтов ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Любой конфликт можно урегулировать или значительно ослабить, если сознательно выбрать верную стратегию, стиль поведения: - соревнование — активный, не стремящийся к сотрудничеству стиль. Он правомерен, когда одна из сторон с большим рвением добивается своих целей и стремится действовать в своих интересах независимо от того, какое воздействие это оказывает на других. Подобный способ разрешения конфликта предполагает создание ситуации «победа — поражение», разрешаемой силовым давлением и подчиняя себе партнера. - сотрудничество — активный, стремящийся к совместному достижению целей стиль. Это обеспечивается стремлением решить проблему, выяснить и снять разногласия, обменяться информацией, видеть в конфликте стимул к конструктивным решениям – к обоюдной «победе». - уход от конфликта — пассивный и не стремящийся к сотрудничеству стиль. Одна из сторон признает наличие конфликта и старается его приглушить, избежать. Не исключается, что конфликт разрешится сам собой. Поэтому разрешение конфликтной ситуации постоянно откладывается, используются различные полумеры, чтобы ее не обострять. - уступчивость — пассивный, основанный на сотрудничестве стиль, когда интересы партнера не только всячески учитываются, но и могут ставиться выше собственных. Отсюда уступчивость, подчинение, податливость, легкость с которой идут на соглашение; - компромисс — обе стороны конфликта идут на взаимные уступки, частично отказываясь от своих требований. В результате доброжелательных переговоров и взаимных уступок стороны приходят к соглашению в равной степени выгодные им.
Как и любой другой аспект межкультурной коммуникации, стиль разрешения конфликтов определяется особенностями культур участников конфликта, их готовностью и умением находить оптимальные средства погашения конфликтов.
Приемы и правила, предотвращающие возникновение и углубление конфликтов: - не спорить по мелочам; - не спорить с тем, с кем спорить бесполезно; - стремиться обходиться без резкостей и категоричности; - стараться не победить, а найти истину; - признавать свою неправоту; - не быть мстительным; - использовать юмор, самоиронию, если это уместно.
Литература. Основная: 1. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). М., 2003. 2. Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989. 3. Грушевицкая Т.Г, Попков В.Д., СадохинА.П. Основы межкультурной коммуникации. М., 2002. 4. Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. М., 1999. 5. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997. 6. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. М., 2002. 7. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.; Киев, 2001. 8. Садохин А.П. Межкультурная коммуникация. – Москва. ИНФРА-М, 2004. 9. Садохин А.П. Этнология. М., 2004. 10. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1999.
Дополнительная: 1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990. 2. БодалевА.А. Психология межличностного общения. Рязань, 1994. 3. БодалевА.А. Психология общения. М.; Воронеж, 1996. 4. БрудныйА. Понимание и общение. М., 1989. 5. Горелов И.Н., Енгалычев В. Ф. Безмолвной мысли знак: рассказы о невербальной коммуникации. М., 1991. 6. Гулевич О.А., Безменова И.К. Атрибуция: общее представление, направление исследований, ошибки. М., 1998. 7. Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. М., 1995. 8. Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Межкультурная коммуникация. Системный подход. Н. Новгород, 2003. 9. Золотухин В.М. Толерантность. Кемерово, 2001. 10. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М., 2000. 11. История ментальностей: Историческая антропология. М., 1996. 12.Козлова Н.Н. Введение в социальную антропологию. М., 1996. 13. Коул М. Культурно-историческая психология. М., 1997. 14. Кроник А.А., Кроник Е.А. Психология человеческих отношений. М., 1998. 15. Ларченко С.Г., Еремин С.Н. Межкультурное взаимодействие в историческом процессе. Новосибирск, 1991. 16. Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999. 17. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997. 18. Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. М., 2001. 19. Мархинина В., Удалова И. Межнациональное общество: состояние, динамика, взаимодействие культур. Новороссийск, 1996. 20. Михайлова Л.И. Социология культуры. М., 1999. 21. Павловская А.В. Россия и Америка. Проблемы общения культур. М., 1998. 22. Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. М., 2002. 23. Розенберг М. Эффективное общение без принуждения. М., 1996.
Вопросы к экзамену (семинарам).
1. Причины и актуальность развития теории и практики межкультурной коммуникаций. 2. Зарождение межкультурной коммуникации как исследовательской проблемы и учебной дисциплины. 3. Главные направления исследований в межкультурной коммуникации. 4. Современное понимание сущности межкультурной коммуникации. 5. Принципиальные цели и задачи межкультурной коммуникации. 6. Межкультурная компетенция как основа и результат межкультурной коммуникации. 7. Виды межкультурной коммуникации. 8. Формы вербальной коммуникации. 9. Стиль вербальной коммуникации. 10. Контексты вербальной коммуникации. 11. Паравербальная коммуникация. 12. Невербальная коммуникация. 13. Формы и способы невербальной коммуникации. 14. Сущность аккультурации в межкультурной коммуникации. 15. Стратегия и результаты аккультурации. 16. Стереотипы в межкультурной коммуникации. 17. Функции стереотипов. 18. Стереотипы и средства массовой информации. 19. Происхождение предрассудков. 20. Роль предрассудков в межкультурной коммуникации. 21. Эмпатия в межкультурной коммуникации. 22. Основные формы эмпатии. 23. Требований эмпатии. 24. Толерантность как фактор общения. 25. Интолерантность в межкультурной коммуникации. 26. Формы интолерантности. 27. Условия плодотворного диалога. 28. Воспитание толерантного отношения к инокультуре. 29. Межкультурные конфликты. 30. Основные причины коммуникационных конфликтов. 31. Стратегии разрешения конфликтов. 32. Приемы и правила, предотвращающие возникновение и углубление конфликтов.
|