Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Функции стереотипов.
1. Передача относительно достоверной информации.Уже с первых контактов с чужой культурой начинается классификация новой информации и формируется модель этой культуры. Это достигается, как правило, путем упрощения и генерализации реальности, выделения наиболее характерных черт данной культуры и основ поведения ее представителей – стереотипов. 2. Ориентация в инокультуре. С помощью стереотипизации удается создать упрощенную матрицу окружающего мира и вписаться в нее, подразделяя людей на специфические группы и предсказывая их поведение в конкретных обстоятельствах. 3. Влияния на коррекцию реальности - с помощью стереотипов удается четко разграничить свою и чужую этнические группы, сущностные появления инокультуры, благодаря чему позитивной идентичности собственной культурной группы. Возможно также достижение «ингруппового фаворитизма» - формирование более позитивного образа собственной культуры по сравнению с другими.
Значение стереотипов для межкультурной коммуникации. От адекватности понимания действий и их причин во многом зависит построение взаимоотношений с другим человеком. Поэтому стереотипы позволяют строить предположения о причинах и возможных последствиях своих и чужих поступков. С помощью стереотипов человек наделяется теми или иными чертами и качествами, и на этой основе прогнозируется его поведение. Таким образом, и в коммуникации вообще, и в процессе межкультурных контактов в частности стереотипы играют очень важную роль. Нередко при межкультурном общении и оценке партнеров по общению коммуниканты изначально руководствуются сложившимися стереотипами, так как нет людей, абсолютно свободных от стереотипов, и реально можно говорить только о разной степени стереотипизации коммуникантов. В межкультурных контактах стереотипы эффективны, когда они используются как первая и положительная догадка о человеке или ситуации, а не рассматриваются как единственно верная информация о них.
Стереотипы могут препятствовать межкультурной коммуникации, если они: - затаивают индивидуальные особенности людей: стереотипизация предполагает, что все члены группы обладают одинаковыми чертами. Такой подход применяется ко всей группе и к отдельному индивиду на протяжении определенного промежутка времени, несмотря на индивидуальные вариации; - повторяют и усиливают определенные ошибочные убеждения и верования до тех пор, пока люди не начинают их принимать за истинные; - основываются на полуправде и искажениях.
Особое место в образовании и укреплении стереотипов занимают средства массовой информации, поскольку: - для многих людей средства массовой информации являются источником авторитетного мнения, которое не переоценивается критически. Это происходит в том случае, когда индивид не обладает достаточными знаниями для формирования собственных мнения или установки; - большое значение имеет статус источника информации. Совершенно очевиден результат информационного воздействия на людей, проводимого известным политиком или общественным деятелем. Чем выше авторитет источника информации, тем, соответственно, выше доверие аудитории к этой информации. Даже если некоторые индивиды критически воспримут информацию от такого источника, то она все равно закрепится в их сознании; - средства массовой информации способны «снять ответственность» за принятое решение. Всякий раз, когда человек колеблется в принятии решения, его окончательный выбор осуществляется с помощью одобрения авторитетом одного из вариантов решения. При этом человек не испытывает внутреннего конфликта из-за последствий своего решения и снимает с себя всю ответственность за его принятие. В результате принятого решения у индивида исчезает всякая критическая оценка своего поведения, а также беспокойство за его результат, который может повлечь за собой его поведение. Все представляется правильным и справедливым, так как, по его мнению, он действует с санкции авторитета. В этом случае влияние средств массовой коммуникации сравнимо с массовым гипнозом.
Представления о типичных чертах инокультур зависят не только от стереотипов, но и предрассудков - психологической установки предвзятого и враждебного отношения к чему-либо без достаточных для такого отношения оснований или причин. Предрассудки - следствие неполного или искаженного понимания сущности того, по отношению к которому формируется установка. Возникая на основе ассоциации, воображения или предположения предрассудки априори формируют отношение к представителям инокультуры. Ели стереотипы - обобщенный, собирательный образ, в котором, как правило, отсутствуют ярко выраженные эмоциональные оценки, то предрассудки содержит только отрицательную и враждебную оценку.
Предрассудки, как и стереотипы, - устойчивые и широко распространенные элементы обыденной, повседневной культуры, которые передаются их носителями из поколения в поколение и сохраняются в традиционных обычаях или нормативных актах. Наиболее распространенные формы предрассудков – ксенофобия, неприязнь к иностранцам, расизм, сексизм, дискриминация по возрастному признаку и т.д. Наиболее популярный вид предрассудков - этнические. Одна из причин их появления и культивирования — попытка представителей доминирующей этнической группы найти психическое удовлетворение от чувства мнимого превосходства над другими этническими группами, народами, расами, нациями.
Происхождение предрассудков, объясняется двумя теориями: 1. Фрустрации и агрессии. В человеческой психике отрицательными эмоциями создается состояние напряжения — фрустрация, котороетребует разрядки. Ее объектом может стать любое явление, в том числе и всяческие представители инокультур.
2. Потребностью превосходства. В такого самоутверждения умаляются достижения инокультуры и воспаляется неприязнь к ней.
Отрицательная роль предрассудков вмежкультурной коммуникации обусловлена тем, что они: 1. Существенно искажают восприятия представителей инокультур, заслоняя их положительные и взаимовыгодные качества. 2. Вызывают неосознанное чувство тревоги и страха, провоцируя защитную реакцию или агрессию.
В психологии выделяется несколько основных типов предрассудков, которые отдельно или совместно фактически предопределяют характер и результат межкультурной коммуникации. Проблема усложняется в связи со сложностью и трудностью корректировки и изменения предрассудков.
Литература:
Казаринова Н.В. Межличностное общение. - СПб., 2000. Рогов Е.И. Психология общения. - М., 2001: Садохин А.П. Межкультурная коммуникация. – Москва. ИНФРА-М, 2004 Садохин А.П. Этнология. М., 2004.
|