Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Генри Форд






(1863-1947)

Гениальный миллиардер

Инженер и бизнесмен, этот самоучка-один из немногих, кто сумел сделать состояние на собственных изобретениях.

Когда 5 января 1914 г. Генри Форд объявил, что от­ныне будет платить своим рабочим по пять долла­ров всего лишь за восьмичасовой рабочий день, он вызвал на всей территории Соединенных Штатов ошеломляющую реакцию, в которой смешались и неподдельный восторг и некоторое раздражение.

Услышав эту потрясающую новость, конкуренты Форда поначалу встревожились, решив, что теперь им тоже придется, следуя его примеру, увеличивать расходы на оплату труда. Однако после некоторых размышлений они успокоились и даже радостно по­тирали руки. По общему мнению, гениальный изо­бретатель автомобиля Генри Форд, установив та­кую поденную плату, вскоре не преминет сломать себе шею. На «Кадиллаке», «Паккарде» и «Олдсмо-биле» рабочим в ту пору платили около двух с по­ловиной долларов, причем за девятичасовой рабо­чий день, а тогдашние экономисты в один голос ав­торитетно заявляли, что никакое промышленное предприятие не сможет оставаться рентабельным, если будет платить рабочим выше этой ставки. По мнению хозяев крупных автомобилестроительных фирм, Форд просто обрекал себя на крах. Что ж, приятная неожиданность...

«Красный завод»

Так в Детройте называ­ют гигантский производ­ственный комплекс, в котором размещаются сборочные конвейеры фирмы.

Рабочие же напротив восприняли обещание Форда с нескрываемой радостью и толпами рину­лись к новой обетованной земле, которой стали для них уже знаменитые заводы в Хайланд-Парк в Дет­ройте. Через несколько дней бюро найма осаждали огромные толпы безработных, бродяг, оказавшихся на мели искателей приключений и неудачливых зо­лотоискателей, движимых надеждой подзаработать. Бедняги не подозревали, что им суждено принять участие в одной из самых величайших промышлен­ных революций нового времени -- в технологичес­кой революции, которая прославит и обогатит ее изобретателя, их же превратит в одушевленные механизмы. Новинка эта называлась работа на конвейере.

 

* Миллиардер нового времени

Предложение Генри Форда не имело ничего общего с бахвальством шарлатана. Оно было частью хоро­шо продуманного и просчитанного плана, вдохнов­ленного прямо-таки пророческим видением пере­мен, к которым движется индустриальное общество.

Чтобы производить автомобили быстрее и с меньшими затратами, Форд придумал движущийся сборочный коня ей ер, благодаря которому рабочим при сборке машины не надо переходить с места на место. Теперь машины одна за другой будут по­слушно останавливаться перед ними ровно на тот промежуток времени, который нужен, чтобы произ­вести хакую-нибудь одну операцию, совершая про­стые, точные, а самое главное, смертельно однооб­разные движения-завинтить болт, приварить де­таль, то есть в течение дня делать одно и то же. Этот метод давал такое снижение затрат времени и денег, что вскоре вся автомобильная промышлен­ность Соединенных Штатов переняла новинку Форда.

Новая техника производства была воспринята как величайший прогресс, но главным образом теми, кто не работал на конвейере. И лишь немно­гие очернители (вспомним Чарли Чаплина с его фильмом «Новые времена») попытались показать бесчеловечный характер нового способа производ­ства и предсказать те отрицательные последствия, к которым способно привести подобное подчинение человека машине.

• К обществу потребления

Объявление Форда было, по сути, возвещением грандиозной экономической программы, которую он исподволь выстраивал, так что работа на кон­вейере и политика повышения заработной платы оказывались вписанными в куда более широкий экономический проект. Проект этот, в который без­оговорочно верил Генри Форд, но за успешное осу­ществление которого в ту пору никто не поставил бы ни цента, заключался в следующем: превратить автомобиль, бывший по преимуществу предметом роскоши, в товар широкого потребления, доступ­ный покупателю с кошельком любой толщины.

Чтобы он осуществился, надо было одновремен­но как можно больше снизить цены на машины и не менее существенно повысить заработки рабочих.

 

Иными словами, необходимо было платить за рабо­ту как можно больше, продавать продукт как можно дешевле и в то же время получать прибыли. Сло­вом, задача, не уступающая в сложности проблеме квадратуры круга.

Предтеча «конвейер­ного производства»

Идея сборки на кон­вейере, при которой ис­пользуются стандартные, взаимозаменяемые де­тали, отнюдь не нова. В конце XVIII в. этот метод применил И л аи Уитни для производства деся­ти тысяч ружей, которые заказало ему правитель­ство Соединенных Шта­тов.

• «Повышая зарплату, я создаю покупателя»

План этот, удавшийся, да еще так успешно, основы­вался по сути дела на весьма простом соображении. «Если я плачу так много своим рабочим, - говорил Генри Форд, - то только для того, чтобы они поку­пали автомобили, которые я заставляю их произ­водить. То есть чтобы они возвращали мне деньги, которые я им плачу, одновременно увеличивая про­изводство на моих заводах; увеличение же произ­водства позволяет мне снижать себестоимость, а следовательно, и продажную цену, и становиться более конкурентноспособным. Таким образом полу­чается, что чем больше я плачу зарплату и чем дешевле продаю, тем больше денег я зарабатываю, гораздо больше, чем мои конкуренты».

В этой небольшой речи (переданной здесь очень вкратце) Генри Форд резюмировал свои взгляды на экономику. Это был вывод, сделанный, исходя из простого здравого смысла, но тем не менее вступив­ший в противоречие со всеми представлениями того времени. Отдавал ли он себе отчет, что закладывает о обществе, в экономике которого пока что домини­рующей остается идея дефицита, фундамент нового порядка, основанного на потреблении, порядка, воз­никновение которого не сумел предвидеть ни один революционный теоретик и который самым глубин­ным образом изменит социальные отношения и, преобразовав капиталистическую систему, спасет ее от краха?

• " Tin Lizzie"

Успех этому рискованному опыту должен был обес­печить автомобиль. А выглядел он каким-то урод­ливым чудищем: покрытый толстым слоем черной блестящей краски, отчего смахивал на скарабея, он стоял на четырех хлипких неуклюжих колесах, что придавало ему сходство еше и с кузнечиком. Но если в «Tin Lizzie» - под таким именем эта машина вскоре стала известна во всем мире- и не было совершенно ничего, что могло бы вдохновить цени­телей красивых автомобильных форм, она тем не

менее обладала одним преимуществом, которое придавало ей безумное очарование и заставляло за­быть обо всем прочем: благодаря способу производ­ства она была до смешного дешевой, и цена ее все время снижалась, что еще больше увеличивало ее притягательность. Так что американцы в конце кон­цов свыклись с уродливым видом этого чудовища, точь-в-точь как жених постепенно свыкается с уродливой внешностью богатой наследницы. Через несколько лет «Тщ Цше»- стала неотъемлемой де­талью американского пейзажа. Постепенно пришли к выводу, что она «не так уж и страшна», а кончи­лось тем, что она стала настоящей любимицей Нового Света.

Успех этой машины можно назвать беспре­цедентным. С 1908 г„ когда было начато ее произ­водство, и до 1927 г., когда были остановлены кон­вейеры на ее сборке, произведено по меньшей мере пятнадцать миллионов экземпляров автомобилей этой модели.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал