Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Язык мимических жестов. Окулесика.






Использование выражения лица для осуществления, поддержания и достижения целей коммуникации. Понятия естественного и культурного слоя мимики. Три основные зоны лица и интерпретация их сигналов. Этнокультурные особенности правил лицевых выражений.

Контакт глаз, его роль и функции в процессе коммуникации. Характеристика основных визуальных сигналов. Индивидуальные, биологические и этнокультурные особенности визуальных контактов.

Мимика – движение мышц лица, отражение чувства, эмоции, состояния человека

Виды:

+ произвольная

+ непроизвольная

Функции:

· эмотивная

· коммуникативная

· регулятивная

Система FAST (Facial Affect Scoring Technique) – Фризен, Томкинс, Экман.

Система кодирования лицевых выражений

Зоны:

- лоб, брови, глаз

- нос, щеки

- рот, подбородок

Мимические формы выражения всех трех областей лица могут быть использованы для интерпретации в качестве сигналов только в совокупности.

+ Искренняя улыбка – фактор возникновения привлекательности одного человека для другого (аттракция)

Психологический механизм улыбки:

· Искренняя улыбка – сигнал дружеского отношения

· Смысл, заложенный в слове «друг» - защита, поддержка

· Улыбка, говорящая о дружеском отношении, удовлетворяет человеческую потребность в защищенности

· Чувство удовлетворенности вызывает у человека положительные эмоции

· Человек всегда стремится к тому, что (кто) вызывает у него положительные эмоции

Экман выделил основные и вторичные эмоции.

Основные:

+ радость/ счастье

+ удивление / изумление

+ страх

+ отвращение / презрение

+ печаль

+ гнев / ярость

+ интерес / любопытство

Теории взаимосвязи между мимикой и эмоциями

- Традиционная (Дарвин)

- Каузальная (Джеймс)

Окулесика – контакт глаз, визуальное поведение

Функции:

+ когнитивая

+ эмотивная

+ контролирующая

+ регулятивная

Параметры оценки взгляда:

  • направление или линия взгляда
  • объект взгляда
  • тип взгляда

Факторы влияния:

+ индивидуальные особенности

+ характер взаимодействия

+ гендерные различия

+ национально-культурные традиции.

Визуальный контакт - это также средство взаимной регуляции процесса беседы. Всем нам из опыта повседневного общения известно, что визуальный контакт легко поддерживается при обсуждении приятной темы, однако собеседники обычно избегают его, когда речь заходит о запутанных или неприятных вопросах. Если говорящий то смотрит в глаза, то отводит взгляд в сторону, это обычно значит, что он ещё не закончил говорить. По завершении высказывания говорящий, как правило, прямо смотрит в глаза собеседнику, как бы предлагая тому вступить в разговор.

Некоторым людям трудно вступать в прямой визуальный контакт, и поэтому они избегают его, некоторые боятся выражения какой-то идеи или эмоции и обсуждения определённых тем и отводят глаза, как только “на горизонте” появляется что-то подобное.

Обусловленность японского поведения этикетными нормами объясняет и специфику зрительных (окулесика) контактов. Так, этикет публичного поведения запрещает открыто смотреть на людей, так как это считается проявлением назойливости или враждебного настроя. Американец или англичанин воспринимает отведенный в сторону взгляд японца как проявление неискренности, желания обмануть собеседника.

В европейской культуре, слушая собеседника, принято смотреть ему в глаза. Если сказанное понятно, то обычно слушающий кивает. Если возмущается, лицо несколько вскидывает, глаза раскрываются больше чем обычно.

В Латинской Америке детей специально учат опускать глаза в разговоре со старшими.

Арабы и южноамериканцы считают малое число ответных взглядов как невнимание и проявление невежливости.

Африканцы, азиаты и индийцы считают большое число взглядов, направленных в лицо или в глаза, знаком превосходства и неуважения.

Мимика – движение мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние - способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова, так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

По своей специфике взгляд может быть: деловым, когда он фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства; светским – когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ) – это способствует созданию атмосферы светского непринужденного общения; интимным, когда взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица – на другие части тела до уровня груди. Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о большей заинтересованности друг другом в общении; взгляд искоса – говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Лоб, брови, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес. печаль и т.п. Причем легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление; труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции – печаль, гнев, отвращение. Важно отметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.

Как видим, в мимике два слоя: естественный и культурный. При этом человек склонен интерпретировать с помощью культурных семиотических кодов даже сугубо природные особенности лица.

Женщины обычно более чувствительны, чем мужчины и этим объясняется существование такого понятия, как женская интуиция. Женщины обладают врожденной способностью замечать и расшифровывать невербальные сигналы, фиксировать самые мельчайшие подробности.

выходцы из Восточной Европы предпочитают перед родными и друзьями демонстрировать только позитивные эмоции, заботясь о чувствах близких людей (сказывается коллективизм). Американцы скорее всего индивидуалисты: они считают возможным демонстрировать перед близкими людьми и негативные эмоции (страх, отвращение, гнев), а в присутствии посторонних людей — только оптимизм и радость жизни.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал