Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Порядок проведения проверкиПри проведении проверки проверяющий самостоятельно выбирает методы, способы и приемы контроля, позволяющие выяснить все существенные для принятия обоснованного решения факты и обстоятельства. Прежде всего определяется необходимость проведения обследования (осмотра) и инвентаризации, использования других приемов фактического контроля, отбираются интересующие объекты.Затем проверяющим (руководителем проверки) заполняется контрольный список вопросов (чек-лист) по отдельным аспектам, подлежащим проверке, который по ее завершении прикладывается к акту (справке) проверки и является его неотъемлемой частью. Одновременно проводится документальная проверка, а именно: • изучается действующая у проверяемого субъекта система бухгалтерского учета, внутрихозяйственного контроля и экономического анализа; • определяется объем документов, подлежащий изучению в соответствии с выбранным способом контроля (сплошным или выборочным); • инспектируются различные документы с использованием приемов документального контроля (см. параграф 2.4). Если в процессе выборочной проверки устанавливаются нарушения законодательства, то проверяющие могут принять решение об использовании сплошного способа.В ходе проверки, как правило, проводится экономический анализ показателей, характеризующих различные стороны финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта, выявляются несоответствия и отклонения взаимосвязанных показателей, выясняются причины их образования.Совокупность отдельных приемов документального контроля позволяет проводить счетную проверку отчетности, в период которой исследуется достоверность отчетных данных. Счетная проверка не сводится к установлению правильности оформления отчетов, точности арифметических подсчетов, взаимной увязки показателей различных форм отчетности. Она включает в себя элементы как формальной проверки (наличие и правильность заполнения всех реквизитов, имеющихся в отчетных формах), так и контроля по существу. Следует выделить три основных этапа такого контроля: 1) проверка согласованности одних и тех же показателей, имеющихся в различных формах отчетности (форма 1 — форма 2 — форма 3 — форма 4 — форма 5); 2) сличение отчетных показателей с записями в регистрах бухгалтерского учета (данные форм отчетности сопоставляются с данными учетных регистров); 3) проверка соответствия учетных записей в регистрах данным первичных документов (к примеру, итоговые данные на определенную дату учетного регистра по счету № 50 «Касса» должны соответствовать данным кассовой книги на эту же дату).Описанная последовательность действий является признаком использования метода дедукции. Однако контролирующий субъект по своему усмотрению может прибегнуть к индуктивному методу исследования, переходя от единичных фактов к обобщенным количественным и качественным характеристикам различных сторон деятельности организации. При этом последовательность контрольных действий будет обратной: от первичных документов через учетные регистры к исследованию бухгалтерской (финансовой) и статистической отчетности. В ряде случаев проверяющий может принять решение об изъятии документов, свидетельствующих о допущенных нарушениях законодательства. Это целесообразно, если: • с документов невозможно снять копии (представить выписки из них); • проверяемый субъект отказывается представить копии документов; • требуется экспертиза (исследование) документов в целях установления их подлинности; • у проверяющего имеются безусловные основания полагать, что оригиналы документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены.Изъятие проводится на основании постановления контролирующего (надзорного) органа, осуществляющего проверку, в присутствии представителей проверяемого субъекта, а при их отсутствии — с приглашением не менее двух понятых. До начала изъятия проверяющий предъявляет постановление о производстве изъятия документов и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности. Лицу, у которого производится изъятие документов и предметов, предлагается добровольно выдать их, в противном случае изъятие производит принудительно. При отказе лица, у которого производится изъятие, вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие изъятию документы и предметы, проверяющий вправе сделать это самостоятельно, но он должен избегать причинения без необходимости повреждений замков, дверей и других предметов. По подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к вопросам проверки. По результатам составляется акт изъятия, в котором указываются: • его наименование; • место и дата производства конкретного действия; • время начала и окончания действия; • должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего акт изъятия; • фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его совершении, а в необходимых случаях — адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским (белорусским) языком; • содержание и последовательность проведения действия; • выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства.Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в акте изъятия либо в прилагаемых к нему описях. Точно указываются наименования, количество индивидуальных признаков предметов, а по возможности — стоимость предметов. Акт прочитывается всеми участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его совершении лицами. Последние вправе делать замечания, и проверяющие обязаны внести их в акт или приобщить к делу. Акт подписывается составившим его проверяющим и всеми, кто участвовал в производстве действия или присутствовал при его осуществлении. К акту прилагаются фотоснимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные ри производстве действия.Копия акта изъятия документов вручается под роспись (высылается) субъекту, у которого эти документы были изъяты, или его представителю.Если изымаются подлинные документы, с них изготавливаются копии, которые заверяются подписью работника контролирующего органа, главного бухгалтера (другого должностного лица) проверяемого субъекта и передаются должностному лицу проверяемой организации. Если для разрешения возникающих в ходе проверки вопросов требуются специальные знания из области пауки, техники, искусства, ремесла и иных сфер деятельности, контролирующие (надзорные) органы на договорной основе вправе привлечь эксперта (специалиста). Решение о назначении экспертизы принимает руководитель контролирующего (надзорного) органа, проводящего проверку, или его заместитель. В решении указываются: • основания для назначения экспертизы; • фамилия эксперта и (или) наименование экспертного учреждения, где должна быть проведена экспертиза; • вопросы, поставленные перед экспертом; • материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.Проверяемый субъект, ознакомившись с решением о назначении экспертизы (привлечении специалиста), вправе предложить несколько кандидатур и ходатайствовать перед руководителем контролирующего (надзорного) органа о назначении эксперта (специалиста) из их числа, а также о постановке перед экспертом (специалистом) дополнительных вопросов.Заключение эксперта (специалиста) или его сообщение о невозможности дать заключение предъявляется проверяемому субъекту, который имеет право представить объяснения, заявить возражения, просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы.Порядок выплаты и размеры сумм, подлежащих выплате экспорту и специалисту, определяются постановлением Совета Министров Республики Беларусь.Оплата экспертизы и услуг специалиста производится контролирующими (надзорными) органами за счет средств бюджета, а в случае установления нарушений по вопросам, по которым назначалась экспертиза или привлекался специалист, — за счет средств проверяемого субъекта. При наличии оснований проверяющий может принять решение о применении в ходе проверки технических средств (в том числе аппаратуры для звуко- и видеозаписи, кино- и фотосъемки, ксерокопирования и сканирования документов, а также идентификаторов скрытых изображений). Проверяемого субъекта уведомляют об этом под роспись. Полученные материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, носители компьютерной информации и иные носители информации приобщаются к материалам проверки и находятся вместе с ними в течение всего срока хранения
Данная страница нарушает авторские права? |