Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Оценка эффективности действий учителя
Рациональное использование учебного времени предполагает заблаговременную подготовку мест занятий, расстановку и уборку снарядов по ходу урока без специального выделения времени с помощью временно освобожденных от занятий учеников. На уроке учитель сочетает интегральный и избирательный способы при разучивании упражнения, игровой и соревновательный методы - при его совершенствовании, предупреждает возможность травмирования занимающихся. Наиболее эффективно изучение действия при алгоритмизации процесса обучения учителем физической культуры. Все действия учителя и учеников на уроке должны быть целесообразны и педагогически оправданы, т.е. направлены на решение образовательных и воспитательных задач. К таким действиям относится рассказ и показ упражнения, слушание и осмысливание учащимися, выполнение действий и оценка их, расстановка снарядов, раздача и сбор инвентаря, отдых и др. Педагогически неоправданные действия - это вынужденные простои в силу низкой организации урока. Совокупность педагогически целесообразных действий, выраженная в процентах по отношению ко всему учебному времени, называют общей плотностью урока. Учитель должен стремиться к обеспечению 100 % плотности. Каждый урок физической культуры должен содействовать развитию физических качеств учащихся. Этим частично достигается его оздоровительная направленность. Регламентация деятельности заключается в строгом дозировании нагрузки с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учеников. Физическая нагрузка - это суммарная величина воздействия физических упражнений на организм. Малые нагрузки не способствуют развитию физических качеств, слишком большие ведут к функциональному сдвигу и могут нанести вред здоровью детей. Нагрузку дозируют о б ъ е м о м (количеством повторений, длиной дистанции, суммарным весом, количеством упражнений) и и н т е н с и в н о с т ь ю (скорость, частота, мощность, количество высокоинтенсивных упражнений). Действием нагрузки является реакция на нее организма. Интегральный показатель нагрузки - частота сердечных сокращений (ЧСС). Показателем работы низкой интенсивности является ЧСС 110-130 уд/мин, средней интенсивности - 130-160 уд/мин, большой интенсивности - 160-180 уд/мин (для хорошо подготовленных - до 200 уд/мин). В процессе урока учитель обеспечивает оптимальную физическую нагрузку, для этого он контролирует ЧСС и индивидуальную реакцию учеников по внешним признакам. При избирательно направленном функциональном воздействии следует вначале выполнять скоростные тренировочные упражнения, затем силовые. Это правило не противоречит использованию отдельных силовых упражнений для достижения эффекта ускоряющего последействия при развитии скоростных способностей. В завершении воздействуют на функциональные свойства организма, лимитирующие проявление выносливости. При наличии в основной части урока упражнений анаэробного и аэробного характера сначала развивают специальную выносливость (силовую или скоростную в анаэробном режиме), а потом общую (аэробную в условиях истинного или относительно устойчивого состояния организма). Целенаправленное развитие координационных способностей наиболее эффективно на оптимальном фоне центральной нервной системы, т.е. в начале основной части урока. Все педагогически оправданные действия на уроке необходимы. Однако нагрузка определяется двигательной деятельностью учащихся на уроке. Процентное отношение времени, которое тратится на выполнение основных и других упражнений, к суммарным затратам времени в уроке называют моторной плотностью. Моторная плотность характеризует общую интенсивность и является одним из основных показателей урока и деятельности учителя физической культуры. Величина моторной плотности урока должна гарантировать его эффективность. Моторная плотность тренировочных уроков составляет 70-80 %, а учебных - 50 % и ниже.
Основные факторы, определяющие моторную плотность: · тип урока (постановка специфических задач); · тематика урока (раздел учебной программы); · наличие материальной базы и инвентаря; · рациональное использование способов организации деятельности учащихся и управления классом; · использование дополнительных заданий и интенсификация вспомогательных действий; · краткость объяснений, замечаний, совмещение их с выполнением упражнений. Для определения плотности и нагрузки урока составляется протокол хронометража и пульсометрии. С началом урока включается секундомер. В протокол заносятся все действия по ходу урока и время окончания каждого действия. Замеряется пульс средне подготовленного ученика в начале урока, через каждые 4 мин. и в конце урока. Результаты также заносятся в протокол (можно замерять пульс после выполнения двигательных действий). После урока подсчитывается длительность каждого действия и данные разносятся в протокол по группам: двигательные действия, вспомогательные действия, умственная деятельность, отдых, нецелесообразная деятельность (простои). Полученные результаты суммируются, определяется общая и моторная плотность урока и отдельных его частей. На основании замеров ЧСС составляется протокол пульсометрии, отражающий характер функциональных воздействий на уроке. (рисунок. Определение динамики показателей физической нагрузки в процессе урока)
|