Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Геометрическая иллюстрация метода итераций.






Построим на плоскости хОу графики функций у = х и y = φ (x). Каждый действительный корень является абсциссой точки пересечения М прямой у = х и кривой y = φ (x). отправляясь от некоторой точки А00, φ (x0)) строим ломаную линию А0В1А1В2А2В….. («лестница»), звенья которой попеременно параллельны оси Ох и Оу, вершины А0, А1, А2, … лежат на кривой y = φ (x), а вершины В1, В2, В3, … лежат на прямой у = х. Общие абсциссы точек А1 и В1, А2 и В2, …, представляют собой соответственно последовательные приближения x1, x2, … корня ξ.

 

Возможен также другой вид ломаной А0В1А1В2А2В…. («спираль»). Очевидно, решение в виде «лестницы» получается, когда производная φ ′ (x) положительна. Решение в виде «спирали», получается, когда φ ′ (x) отрицательна. При этом процесс итерации сходится, если | φ ′ (x)| < 1, т.е. угловой коэффициент касательной к кривой по модулю меньше единицы. Если | φ ′ (x)| > 1, то процесс итерации может расходиться.

 

 

y = x y = φ (x)

 

y B1 A0

 

B2

A1

 

B3

M A2

A3

ξ x3 x2 x1 x0 x

 

 

 
 

 


y y = x

 

 

A1 B2

 

 
 


B3 A3 A0

B1 y = φ (x)

 

x1 x3 ξ x2 x0 x

 

П р и м е р.

Составим далее на языке QBASIC программу нахождения корня уравнения

f(x) = 1 – 3 x + cosx =0 (**)

методом итераций с точностью Е =0.0001.

Ранее показано, что единственный корень уравнения находится на интервале [-1, 1].

f′ (x) = -3 – sin x < 0, |f′ (x)| ≤ 4, |f′ (x)| ≥ 2.

Представляем уравнение (**) в виде

x = φ (x) = λ f(x) + x (***)

 

λ = 1 / r, r = max |f′ (x)| = 4

x = 1 / r (1 -3 x + cos x) +x = 1/4 (1 + x + cos x) ≡ φ (x)

Для определения окончания процесса итерации находим величину q из условия

| φ ′ (x)|≤ q < 1

|φ ′ (x)| = | 1/4 (1− sin x)| ≤ 1/4 (1+ sin 1) ≈ 0, 46, отсюда q = 0.46.

Блок-схема программы нахождения корня методом простых итерации имеет следующий вид.

 
 


Ввод x0, E, q

 
 

 


q1 = (1 – q) E/ q величина, необходимая для определения

окончания процесса итерации.

 

n = 0, x = x0 n – счетчик числа итераций

 

t = 0.25 (1 + x + cosx)

 

 

n = n + 1

 
 

 


нет

|x – t | < q1

 

 

да

Вывод root = x, n

 
 


 

 
 


x = t

 

end

 

Текст программы имеет вид:

x0 = 0

E =.0001

q =.46

q1 = (1 - q) * E / q

n = 0

x = x0

n1: t =.25 * (1 + x + COS(x))

n = n + 1

IF ABS(x - t) < = q1 THEN WRITE " root x =", x, n: GOTO n2

x = t

GOTO n1

n2: END

 

− Ответ программы: x =0.6070896 или, округляя x = 0. 6070857, n = 6.

Рассмотренную задачу можно решить в среде MathCAD.

 

f(x) = 1 – 3x + cosx =0

Представим один из способов решения трансцендентного уравнения в среде MathCAD.

Открываем рабочий лист и записываем левую часть уравнения

Затемняем один символ (переменную х) в этой записи путем протаскивания курсора. Открываем меню «Символ», подменю «Переменные», щелчок по строке «Решить». На ра бо чемлисте появится результат. Делаем округление.

 

.60710

Строим график функции, определяющей левую часть уравнения.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал