![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теоретические основы мотивации труда персонала.
Содержательные теории мотивации. Теория потребностей Маслоу. - люди испытывают определенный набор сильно выраженных потребностей, которые могут быть объединены в отдельные группы, расположенные в иерархическом порядке; - удовлетворенные потребности не мотивируют людей, если они не удовлетворены, побуждают человека к действиям. - обычно человек ощущает одновременно несколько различных потребностей, находящихся между собой в комплексном взаимодействии; - потребности, находящиеся ближе к основанию «пирамиды», требуют первостепенного удовлетворения; - потребности более высокого уровня начинают активно воздействовать на человека после удовлетворения потребности более низкого уровня. Теория ERG Альдерфера. Так же, как и Маслоу, Клейтон Альдерфер исходит в своей теории из того, что потребности человека могут быть объединены в отдельные группы. Однако в отличие от теории иерархии потребностей Маслоу, он считает, что таких групп потребностей существует три: потребности существования; потребности связи; потребности роста. Теория приобретенных потребностей МакКлелланда. Связанная с изучением и описанием влияния соучастия и потребности властвования. В соответствии с его идеями, эти потребности, если они достаточно сильно присутствуют у человека, оказывают заметное воздействие на поведение человека, заставляя его предпринимать усилия и осуществлять действия, которые должны привести к удовлетворению этих потребностей. При этом МакКлелланд рассматривает эти потребности как приобретенные под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения. Теория двух факторов Гецбега. Основана на потребностях, подразделить на две большие категории, которые он назвал «факторами условий труда» и «мотивирующими факторами». Факторы условий труда связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а мотивации - с самим характером и сущностью работы. Согласно Герцбергу, при отсутствии или недостаточном проявлении факторов условий труда у человека возникает неудовлетворенность работой. Процессуальные теории мотивации. Теория ожиданий Врума. Основная мысль теории ожиданий состоит в надежде человека на то, что выбранный им тип поведения приведет к удовлетворению желаемого Ожидание - оценка личностью вероятности определенного события. Теория справедливости Адамса. Люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям, а затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Теория Портера-Лоулера. Разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теории ожидания и теории справедливости, т.е. в их модели фигурирует пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. Согласно этой модели, достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также осознания им своей роли. Теории Х и У.
75. Структура, функции и механизм трудовой мотивации. Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Главное в мотивации - ее неразрывная связь с потребностями человека. Структура: Потребность – мотивация – действия – цель. Функции: побуждение к действию (в этом смысле человек, активно действующий для достижения определенной цели, которая позволит ему удовлетворить какую-либо потребность, будет рассматриваться как мотивированный), направление деятельности (люди постоянно принимают решения о том, как они будут достигать своих целей, все эти действия имеют нечто общее - они представляют собой некоторые выборы, которые направляют усилия человека на достижение определенной цели, позволяющей удовлетворить соответствующую потребность), контроль и поддержание поведения (направленного на достижение цели, выражается в определенной настойчивости в достижении этой цели). Механизм: Привлечение подчиненных к постановке целей или принятию решений (руководители с высокой потребностью в достижении придерживаются такого стиля управления, который характеризуется высоким уровнем сотрудничества с подчиненными), Ориентация на задачу и ориентация на людей (руководителей с высокой потребностью в достижении интересуют как люди, так и решаемые ими задачи, руководителей со средним уровнем потребности в достижении волнует в основном то, как решаются производственные задачи, а людей с низкой потребностью в достижении беспокоит преимущественно самозащита и стремление обеспечить собственную безопасность), Потребность в принадлежности и приверженности к организации, Потребность в профессиональном росте и должностном продвижении, Потребность в личностном росте. Можно выделить три типа мотивации работников: работники, ориентированные преимущественно на содержательность и общественную значимость труда; работники, преимущественно ориентированные на оплату труда и другие материальные ценности; работники, у которых значимость разных ценностей сбалансирована.
|