Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономические реформы Н. Хрущева (50-е - середина 60-х гг.)






Достигнув с помощью курса на некоторую либерализацию режима относительной политической стабильности, Хрущев столкнулся с трудноразрешимыми экономическими проблемами. Реформы было решено начать с сельского хозяйства. Предполагалось повысить государственные закупочные цены на продукцию колхозов, расширить посевные площади за счет целинных и залежных земель. Освоение целины на первых порах дало прибавку продовольствия. С другой стороны, оно проводилось в ущерб не только традиционным зерновым районам, но было научно не подготовлено. Поэтом}' вскоре целинные земли пришли в упадок. С марта 1955 г. началось реформирование планирования сельхозпроизводства. Целью провозглашалось сочетание централизованного руководства сельским хозяйством с расширением прав и хозяйственной инициативы на местах, т. е. децентрализация управления республик. Почти 15 тыс. предприятий было передано в ведение республиканских административных органов. В 1957 г. правительство приступило к упразднению отраслевых министерств и их замене территориальными органами управления, В республиках создавались СНХ (Советы народного хозяйства). Центральным аппаратом управления народным хозяйством становились СНХ СССР, ВСНХ СССР. В конце 1962 г. проведена одна из самых неудачных реформ: партийные организации были разделены на промышленные и сельские.

В развитии промышленности большое внимание уделялось развитию легкой промышленности, результатом стал рост валовой продукции пищевой промышленности в 1, 5 раза. Значительное место в общей стратегии Хрущева отводилось научно-техническому прогрессу в развитии тяжелой и легкой промышленности.Серьезными недостатками экономических реформ стали управленческие просчеты, увеличение расходов на военные нужды, политизация и идеологизация в управлении народным хозяйством. Широко известны такие эксперименты как так называемые «рязанский мясной эксперимент», «кукурузная эпопея», выселение ученых-аграрников из Москвы в деревни, др. Нарастание кризисных явлений привело к социальной дестабилизации (подавление выступления рабочих в Новочеркасске в 1962 г., разгон демонстрации студентов в 1958 г.). С целью снижения напряженности власти пошли на увеличение зарплаты в госсекторе, удвоение размеров пенсий, снижение пенсионного возраста, сокращение продолжительности рабочего дня. Кризис системы управления был налицо, однако Хрущев возложил всю вину на сельские партийные организации. Ситуация усугубилась значительным ростом бюрократического аппарата, смешением! функций, дублированием решений и т.д. Те же последствия имела и реформа центрального аппарата управления народным хозяйством (создание совнархозов).

Таким образом, экономические и политические реформы Хрущева и носили ограниченный характер демократизации и. сводились к формальном структурной реорганизации, что неизбежно влекло кризисные явления. Кризис реформ привел к возникновению консервативных тенденции и восстановлению некоторых элементов тоталитаризма. Линия Хрущева на единоличное правление партийным и государственным аппаратом была расценена партийным и государственным аппаратом как стремление к новой диктатуре. В результате в октябре 1964 г. на Пленуме ЦК Хрущев был смещен с занимаемых постов в партии и правительстве.

 

 

23. Социальные реформы Хрущева. 1. В апреле 1956 г. был издан указ Президиума Верховного Совета СССР, отменявший уголовную ответственность за прогулы и самовольный уход с предприятия, она заменялась дисциплинарной ответственностью .2. В январе 1957 г. принято новое Положение о порядке разрешения трудовых споров, на основе которого на предприятиях создавались комиссии по трудовым спорам (по вопросам увольнения, перевода, оплаты и пр.). Решения комиссии могли быть обжалованы в фабрично-заводском комитете, а затем в суде. 3. Созданный при Правительстве СССР Комитет по вопросам труда и заработной платы осуществил в 1955 1960 гг. ряд мер по упорядочению заработной платы. 4. С 1956 г. сократилась на 2 часа продолжительность рабочего дня в субботние и предпраздничные дни; для работающих подростков был установлен 6-часовой рабочий день; увеличилась продолжительность отпусков по беременности и родам. 5. В июле 1958 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Положение о правах фабричного, заводского, местного комитета профсоюза. На профкомы возлагался контроль за выполнением администрацией предприятия законодательства о труде и правил по технике безопасности, за работой предприятий торговли и общественного питания, за правильной оплатой труда и т.п. Увольнение работающих по инициативе администрации могло осуществляться только с согласия профсоюзов. 6. В июле 1956 г. был принят закон о государственных пенсиях, установивший единые критерии для назначения пенсий. Пенсионный возраст для мужчин был определен в 60 лет, для женщин в 55 лет. Важное значение для назначения трудовой пенсии стал играть общий трудовой стаж гражданина. При назначении пенсий по инвалидности, вследствие трудового увечья или при профессиональном заболевании возраст и стаж работы не учитывались. Закон установил минимум и максимум пенсионных выплат. 7. Была отменена плата за обучение в школах и вузах. 8. Увеличились масштабы жилищного строительства. Ускорению его темпов способствовала индустриализация строительных работ, использование в домостроении сборного железобетона, панельных домов с малогабаритными квартирами. Одновременно были разработаны новые принципы застройки жилых микрорайонов, где жилые дома сочетались с учреждениями и заведениями культурно - бытового назначения: школами, больницами, и т.п.

24. Уже в первые дни после смерти Сталина стали просматриваться две разные линии в руководстве внешней политикой страны. Министр иностранных дел Молотов, считая, что «перерыв» в «холодной войне» необходим, предлагал тем не менее сохранить жесткое противостояние двух систем. Иначе оценивал ситуацию Маленков, а позже и Хрущев: после войны обстановка в мире изменилась в пользу СССР и стран социализма. Исходя из этого, а также видя реальную опасность, которую таит в себе ядерное оружие, Маленков не только выступал за мирное сосуществование, но и считал его в ядерный век единственно возможной основой межгосударственных отношений. Он справедливо полагал, что мирное будущее народа зависит в основном от развития отношений СССР с Западом. Это определило и направленность внешней политики СССР в 1953-1964 гг .В качестве трех главных направлений обеспечения мира Хрущев назвал тогда создание системы коллективной безопасности в Европе, затем и в Азии, а также разоружение.
В то же время действия советского руководства далеко не всегда соответствовали этим идеям. Зачастую внешнеполитические акции имели явно пропагандистский характер. Так, мирное сосуществование характеризовалось как «специфическая форма классовой борьбы».
Существовало также взаимное недоверие лидеров СССР и Запада, отсутствовали средства контроля за ядерным оружием вероятного противника.
Внешняя политика как западных держав, так и СССР велась с позиции силы. Летом 1953 г. СССР достиг компромисса с США, результатом которого стало перемирие в Корее. В том же году СССР отказался от идеи совместной с Турцией обороны Черноморских проливов, предполагавшей создание советских военно-морских баз на ее территории. Были выдвинуты инициативы по нормализации отношений СССР с Турцией и Югославией. В 1954 г. достигли соглашения о прекращении войны в Индокитае. В 1955 г. страны-победительницы подписали государственный договор с Австрией, по которому СССР вывел с ее территории свои войска. В том же году СССР объявил о прекращении состояния войны с Германией, а в 1956 г. - с Японией.
В 1956 г. Хрущев заявил об изменении военной доктрины СССР: переходе от массового применения войск на поле боя к ракетно-ядерному противостоянию. А в этой сфере во второй половине 50-х - начале 60-х гг. СССР сумел добиться временного приоритета над США.В 1957 г. в СССР прошли успешные испытания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. Впервые территория США оказалась уязвимой для возможного противника. Началось не только крупномасштабное оснащение ракетным вооружением сухопутных сил, ПВО, ВВС, но и создание мощного ракетно-ядерного подводного флота.Так, в июле 1961 г. из-за жесткой позиции Хрущева провалом закончилась его встреча с президентом США Дж. Кеннеди в Вене. Отношения Восток - Запад обострились с новой силой, когда в августе 1961 г. по решению руководства стран Варшавского договора в Берлине была возведена стена, изолировавшая его западные секторы. В сентябре 1961 г. СССР в одностороннем порядке отказался от соглашения с США о моратории на ядерные взрывы в атмосфере и провел серию ядерных испытаний. Все эти акции сопровождались угрозами применения ракетно-ядерного оружия.
Наиболее опасным оказался Карибский кризис 1962 г., когда по решению советского руководства на Кубе были размещены ядерные ракеты средней дальности. США в ответ начали подготовку вторжения на Кубу. Мир оказался на пороге ядерной войны. Ее удалось избежать в последний момент благодаря компромиссу между Кеннеди и Хрущевым. СССР согласился вывести с Кубы все ракеты, США гарантировали безопасность Кубы, а также согласились вывести ракеты с баз, расположенных в Турции (это не было исполнено). После Карибского кризиса началась полоса относительной разрядки в отношениях Восток - Запад, в основе которой лежало наметившееся взаимное доверие между лидерами СССР и США. Но после гибели Кеннеди (ноябрь 1963 г.) и отставки Хрущева (октябрь 1964 г.) этот процесс на какое-то время оказался прерванным.
СССР и социалистический лагерь. Поддержка союзных государств в Восточной Европе, в Азии, а затем и на
«Третий мир» во внешней политике СССР. После Второй мировой войны кризис и крушение колониальных империй позволили советскому руководству предпринять значительные усилия для вовлечения освободившихся стран в орбиту своего влияния. На XX съезде КПСС национально-освободительное движение было названо наряду с мировой системой социализма и мировым коммунистическим и рабочим движением одной из трех ведущих сил революционного процесса в мире.
В 1955 г. Хрущев и Булганин совершили длительные государственные визиты в Индию, Бирму и Афганистан. В 1957-1964 гг. состоялись переговоры с лидерами более чем 30 развивающихся стран, было подписано свыше 20 соглашений о сотрудничестве.
Стремясь направить развитие этих стран если не по социалистическому, то хотя бы по «некапиталистическому» пути, советские лидеры предоставляли им льготные кредиты и безвозмездную помощь, вооружали их лучшими образцами военной техники. В результате усилилось противостояние США и СССР, западные страны стали более тесно координировать свои действия в борьбе против «советской экспансии»

 

25.СССР в 1965-1982 гг. Этот период развития советского государства принято на­зывать «застоем», что означало стагнацию развития практически во всех сферах политической и экономической жизни страны. С 1964 г. главой высшего исполнительного органа - Совета Министров - стал А. Н. Косыгин, который занимал эту должность вплоть до своей смерти в 1980 г.

На съездах КПСС, проходивших в 1966-1981 гг. принимались решения о планах на ближайшие пятилетки, выполнение которых также строго контролировалось. Результаты достигались в основном только на бумаге, что, не мешало советскому руководству требовать столь же нереалистичных результатов для последующих пя­тилеток.

Экономическое развитие. С 1965 г. под руководством председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина началась реформа, в результате которой был вос­становлен функциональный принцип организации управления, т. е. началось упразднение совнархозов и вос­становление министерств. Были введены некоторые новшества, которые позволили предприятиям частично распоряжаться частью своих доходов (в случае выполнения ими плана). Кроме того, все предприятия были обязаны вести строгую отчетность по реализованной продукции. Предполагалось, что эти меры, повысят стимуляцию трудящихся и, соответственно, будут способствовать росту производства. Однако, на деле все оставалось по-прежнему и на предприятиях по-прежнему процветала практика приписок для того, чтобы производственные результаты соответствовали предписанным планом цифрам.

Развитие промышленности. Как и в предыдущие годы основной упор делался на тяжелую промышленность. Именно в тяжелую промышленность по большей части вкладывались финансовые (в основном от продажи газа и нефти) и людские ресур­сы. Таким образом, были построены несколько крупнейших советских промышлен­ных предприятий (в т. ч. Волжский и Камский автомобильные заводы). В 1974 году началась «стройка века» - БАМа (Байкало-Амурской железнодорожной магистрали), на строительство которой были изысканы огромные средства. Таким образом предприятия легкой промышленности практически не получали никакого дополни­тельного финансирования и не развивались, что, естественно, имело следствием острый дефицит товаров народного потребления.

Сельское хозяйство. После неудачной попытки насадить в советском сельском хозяйстве кукурузу как преобладающую сельскохозяйственную культуру и последо­вавшем за этим продовольственном кризисе, руководство приняло решение о необ­ходимости провести новые реформы для нормализации продовольственной ситуа­ции в стране. Предполагали, что повышение материальной заинтересованности кол­хозников и снижение размеров обязательной продажи сельхозпродукции должны обеспечить рост производства. Кроме того, были повышены закупочные цены на продукты, которые продавали колхозы и совхозы. Принятый в 1969 г. Примерный Устав колхозов предусматривал большую самостоятельность колхозов, закрепил право колхозника иметь приусадебный участок и отменил ограничения, введенные" на личное хозяйство при Хрущеве. Кроме этого, в целях повышения экономической эффективности колхозов и совхозов, их стали постепенно объединять с промышлен­ными предприятиями, создавая так называемые агропромышленные объединения. Предполагалось, что эта мера позволит преодолеть ведомственную разобщенность (за промышленные и сельскохозяйственные предприятия отвечали разные мини­стерства с подчиненными им ведомствами). Однако, несмотря на все предпринятые меры, развитие сельского хозяйства в последующие годы показало их неэффектив­ность или невозможность их полноценной реализации в тех условиях и с теми сред­ствами, которые тогда можно было для этого использовать.

Уровень жизни советских граждан в этот период, с одной стороны, достиг некоторой стабильной отметки, но, с другой стороны, разрыв с западноевропейскими странами год от года становился все больше. В значительной степени это было свя­зано с тем, что государство делало упор на тяжелую промышленность, а не на лег­кую, которая и производила товары народного потребления. Однако уровень благо­состояния в городах все-таки рос, и в города стекались значительные массы населе­ния из сельских районов.

Основная суть реформы заключается в том, чтобы сделать предприятия более самостоятельными, повысить степень их хозяйственной и экономической свободы и выбрать новые экономические стимулы взамен старым.

Основная цель экономической реформы заключалась в том, чтобы подстегнуть экономику перейти к интенсивному качеству роста и создать фундамент для дальнейшего ее развития, но уже с новыми основами. К сожалению, Косыгинскую реформу можно назвать неудавшейся, так как полностью воплотить ее в жизнь так и не удалось.

Историки называют ряд причин, по которым реформа провалилась, однако основное место в них занимают несостыковки и большое количество противоречий в административно управленческом корпусе (проведения реформы хотела далеко не вся правящая часть партии), а также банальную нехватку денег на осуществление преобразований. Несмотря на неудачу, реформы легли в основу экономических преобразований в 1987-1988 годах.

В 1980 году Косыгина освобождают от всех должностей в связи с ухудшением здоровья, а позднее, 18 декабря 1980 года он умирает. За период своей политической карьеры Косыгин не только занимался разработкой экономических преобразований, но также внес существенный вклад во внешнюю политику СССР.

 

15. В первые месяцы Великой Отечественной войны стала | складываться антигитлеровская коалиция в составе СССР, Великобритании и позднее США. К коалиции присоеди- нялись и другие страны. Различные общественно-поли- тические системы пошли на сближение перед лицом об- щей опасности. Главным предметом переговоров между союзниками стал вопрос об открытии Второго фронта, т. е. непосред- ственного участия Великобритании и США в боевых опе- рациях против Германии на центральном европейском направлении. Осенью 1941 г. состоялась московская конференция со- юзников. СССР, Англия и США рассмотрели план эконо- мических поставок в СССР. Однако вопрос об открытии Второго фронта не был решен. В конце 1943 г. состоялась встреча трех руководителей ведущих держав антигитлеровской коалиции (И. В. Ста- лин, У. Черчилль, Ф. Рузвельт) - Тегеранская конфе- ренция. США и Великобритания обещали открыть Второй фронт не позднее мая 1944 г. Обсуждались некоторые вопросы послевоенного уст- ройства Европы. Союзники приняли решение о передаче СССР части Восточной Пруссии (ныне - Калининградская область РФ). Договорились о восстановлении независи- мой Польши в границах 1918 г. Союзники признали при- соединение Прибалтики к СССР. Решение вопроса о бу- дущем устройстве Германии было отложено. На завершающем этапе Второй мировой войны, когда победа над Германией не вызывала сомнений, состоя- лась Ялтинская конференция (февраль 1945 г.). На ней решались вопросы послевоенного устройства Европы

 

16 Победа далась тяжелой ценой. В развалинах лежали 1710 городов нашей страны, свыше 70 тыс. сел и дере- вень были сожжены. Захватчики уничтожили 31 850 заво- дов и фабрик, затопили и взорвали 1135 шахт. Было раз- рушено 65 тыс. км железнодорожных путей. В сельском хозяйстве посевные площади сократились на 36, 8 млн га, резко снизилась техническая оснащен- ность. Всего страна потеряла до 30% национального бо- гатства. Прямые и косвенные потери населения СССР со- ставили, по предварительным подсчетам, около 50 млн человек, из которых прямые - убитыми, умершими от ран, погибшими в плену - не менее 27 млн человек. Со- кратилась доля мужского населения. Практически целое поколение мужчин было уничтожено войной. Это сказы- валось на демографической ситуации в стране долгие годы. Война принесла безнадежное вдовство и сиротское детство. С окончанием Великой Отечественной войны советский народ получил возможность приступить к мирному труду. Основные приоритеты и направления развития страны определялись, как и в предвоенные годы, народнохозяй- ственными пятилетними планами. Стратегическую задачу развития общества руководство страны видело в постро- ении социалистического общества. В сентябре 1945 г. был упразднен ГКО. Все функции по управлению страной сосредоточились в руках СНК (в мар- те 1946 г. преобразован в Совет Министров СССР). В марте 1946 г. Верховный Совет СССР утвердил план восстановления и развития народного хозяйства на 1946- 1950 гг. В нем были определены пути возрождения и дальейшего развития экономики. План предусматривал пер- воочередное развитие отраслей тяжелой промышлен- ности. Одним из условий выполнения плановых заданий выдвигалось максимальное использование достижений научно-технического прогресса. Экономика не утратила милитаристскую направленность. Советское правитель- ство постоянно готовилось к войне за выживание в капи- талистическом окружении. Работы по восстановлению промышленности были в ос- новном завершены в 1948 г. Война тяжело отразилась на состоянии сельского хо- зяйства. Положение дел в аграрном секторе резко ухуд- шилось в 1946 г. Сильная засуха охватила европейскую часть страны. В1947-1948 гг. от голода в стране погибло около 1 млн человек. Острой оставалась жилищная про- блема. В 1947 г. была отменена карточная система на продо- вольственные товары. В целях преодоления финансовых трудностей была проведена денежная реформа. После окончания войны надежды миллионов жителей страны на смягчение политического режима не оправда- лись. Политика репрессий была продолжена.

 

18 В результате военных действий, временной оккупации части территории, варварства и зверств германских фашистов нашему государству был нанесен невиданный в истории экономический ущерб и урон в людских ресурсах. Советский Союз потерял около 30% национального богатства и 27 млн. человек. Было разрушено 1710 городов и поселков, более 70 тыс. сел и деревень. Только в промышленности были выведены из строя основные фонды стоимостью в 42 млрд. руб. Общий экономический ущерб, нанесенный нашему государству, составил 2, 6 трлн. руб. в довоенных ценах.

После окончания войны, несмотря на усилия советских людей по восстановлению в ходе войны народного хозяйства, разрушения были настолько велики, что по основным показателям довоенный уровень его развития не был достигнут и составил.

Наиболее тяжело отразилась война на состоянии трудовых ресурсов страны. Число рабочих и служащих снизилось, также снизилось количество трудоспособного населения в сельской местности.

К экономическим проблемам СССР добавились и внешнеполитические. Уже в начале 1946 г. бывшие союзники по антигитлеровской коалиции находились в состоянии " холодной войны".

Таким образом, Советский Союз был лишен внешнеэкономической помощи и в восстановлении разрушенного войной хозяйства должен был опираться на собственные силы, изыскивая ресурсы внутри народного хозяйства для его возрождения, а также для разработки и освоения новой техники.

Таковы были состояние советской экономики и внешнеполитическая обстановка, когда советский народ принимал первую послевоенную пятилетку.

Пятилетний план был нацелен на быстрейшее восстановление районов, пострадавших от фашистской оккупации, на включение имеющихся в них природных, производственных и людских ресурсов в экономический потенциал государства.

Отличительной чертой послевоенного периода было сочетание восстановительных работ с новым строительством промышленных предприятий. Только в освобожденных от фашистов республиках и областях было начато строительство 263 новых предприятий.

По окончании войны был принят план 4-й пятилетки (1946-50), страна активно включилась в восстановление. Энтузиазм был очень высок, люди истосковались по мирному груду. В послевоенное время вновь большое распространение получили разные формы соревнования (движение новаторов, скоростников и др.). Для закрепления достигнутых успехов необходимо было наладить не только моральное, но и материальное поощрение. Но в интересах существовавшей командно-административной системы было достижение высоких результатов без дополнительных вложений. Очень скоро отсутствие материального стимулирования отрицательно сказалось на эффективности работы, запас энтузиазма не был бесконечным.

Успехи восстановления впечатляли, возрождались из руин шахты Донбасса машиностроение Ленинграда, возвращались из эвакуации многие предприятия.

Также при восстановлении активно использовался бесплатный труд миллионов узников ГУЛАГа. Тяжелая ситуация сохранялась в сельском хозяйстве, СССР экспортировал зерно за рубеж, хотя его не хватало для собственного потребления. Результатом стал голод 1946-47 гг., факт которого советский режим тщательно скрывал. Крестьяне оставались гражданами второго сорта.

Заводы Украины начали изготавливать машины новых видов. выпустили первый дизельный трактор ДТ-34, первый магистральный тепловоз, начали производить шахтные электровозы, угольные комбайны

В послевоенные годы был внесен ряд изменений в организацию научных исследований. Расширилась сеть научно-исследовательских учреждений в УССР. Если в 1945 г. их насчитывалось 267, то в 1950 - 462, в том числе более 30 академических институтов. В частности, немало сделали они для развития ракетной техники, космонавтики, использование атомной энергии в военных и мирных целях, была изготовлена первая в Европе электронная цифровая вычислительная машина, развернулись исследования в отрасли физики атомного ядра.В отрасли технических наук были также разработаны и внедрены в производство технология получения сверхпрочного чугуна, электроизмерительные приборы и ряд автоматических регуляторов для гидроэлектростанций, новые, более современные угольные комбайны. С 1948 г. начались исследования в отрасли порошковой металлургии.

Таким образом, за годы первой послевоенной пятилетки в результате восстановления промышленного и сельскохозяйственного производства, быстро проведенной конверсии военного производства объем промышленной продукции по сравнению с 1940 г. вырос на 73%, капитальные вложения - в три раза, производительность труда - на 37%, а произведенный национальный доход - на 64%. Получила развитие наука, хотя имели место и утопические прожекты, а также репрессии, которые тормозили научно-технический прогресс в стране.

 

19 Переход к мирному строительству после окончания Великой Отечественной войны потребовал реорганизации органов государственного управления. В сентябре 1945 г. был упразднен ГКО. Его функции были вновь распределены между СНК, ЦК ВКП(б) и Верховным Советом СССР. Но процесс трансформации сверх централизованной авторитарной административной системы, сложившейся в СССР в предвоенные и, особенно, в военные годы, носил формальный характер. По-прежнему вся власть концентрировалась в руках Сталина, опиравшегося на мощный репрессивный аппарат. Сталин, получивший из рук своих приближенных погоны Генералиссимуса, являлся ничем не ограниченным диктатором.

В послевоенные годы режим личной власти Сталина достиг своего апогея. «Краткий курс истории ВКП(б)» и «Краткая биография И.В.Сталина», в написании которых он сам принял участие, превратились в набор непреложных истин, которые все граждане страны должны были изучать, не подвергая сомнению. В 1946-1950 гг. тиражи произведений Сталина вдвое превзошли тиражи изданий работ Ленина и были самыми массовыми. Каждое высказывание Сталина превращалось в догму, а малейшее сомнение в его непогрешимости жестоко каралось.

Люди, перенесшие трудности и лишения военного времени, рассчитывали на перемены к лучшему. С надеждой возвращались демобилизованные и эвакуированные. На родину вернулось свыше 4 млн. репатриантов - военнопленные, угнанные в неволю жители оккупированных районов, часть эмигрантов. Однако в большинстве они становились узниками ГУЛАГа. Многие были расстреляны. Оставшиеся на свободе имели сложности с работой, пропиской. Каждый побывавший в плену или на оккупированной территории оказывался под подозрением. Противоречивые процессы происходили на вновь присоединенных территориях. В Западной Украине и Прибалтике действовали вооруженные отряды националистов. В антиправительственную борьбу были вовлечены здесь сотни тысяч людей.

После окончания войны власти стали восстанавливать прежнюю политическую систему. Особое место в укреплении тоталитарного режима принадлежало репрессивным органам, находившимся под контролем Сталина и Берии.

С 1943 г. функции управления в области охраны государственной безопасности и общественного порядка осуществляли НКВД СССР (до 1946 г. - нарком Л.П.Берия, затем - С.Н.Круглов) и НКГБ СССР (нарком В.Н.Меркулов, затем - В.С.Абакумов). В 1946 г. наркоматы были переименованы соответственно в Министерство внутренних дел СССР и Министерство государственной безопасности СССР. Влияние этих структур на внутриполитическую жизнь страны в 40-х - начале 50-х гг. было огромным и всеобъемлющим, существовала налаженная система тотального шпионажа, подавления малейших проявлений инакомыслия. Методы работы репрессивного аппарата изменились по сравнению с периодом 20-30-х гг., превратив его в отлаженный карательный механизм, послушное орудие верховной власти.

Трудности послевоенного экономического развития требовали разработки путей выхода из создавшегося положения. Однако внимание руководителей государства направлялось не столько на выработку эффективных мер по подъему экономики, сколько на поиски конкретных «виновников» ее неудовлетворительного развития.

Первые репрессии обрушились на военных, усилившегося влияния которых опасался Сталин. Готовился даже судебный процесс против Жукова. Многие видные военачальники были арестованы. Шла борьба за власть между сторонниками репрессий (Маленков, Берия) и более молодыми деятелями, склонными к либерализации административно-командной системы (Кузнецов, Вознесенский, Родионов). После смерти в 1948 г. Жданова, победу одержало старое окружение Сталина. Фабрикуется так называемое “Ленинградское дело”. Главными обвиняемыми стали Вознесенский, Кузнецов, Родионов и другие. Организаторы не существовавшей антипартийной группировки были приговорены к расстрелу, около 2 тыс. ленинградских коммунистов репрессированы.

Было возбуждено судебное дело о якобы действующей в Грузии мингрельской националистической организации, ставившей целью ликвидацию советской власти в республике. На основании сфальсифицированных материалов были репрессированы ряд партийных работников и тысячи граждан (мингрельское дело).

В 1952 г. было сфабриковано так называемое «дело врачей-отравителей». Группа крупных специалистов-медиков, обслуживавших видных государственных деятелей, была обвинена в причастности к шпионской организации и намерении совершить террористические акты против руководителей страны.

В условиях командно-административной системы возникло глубокое противоречие между необходимостью изменений в социально-политической и экономической сферах и неспособностью государственного аппарата осознать и осуществить эти изменения.

 

27 конституция 1977

Утверждена 7 октября 1977 года внеочередной 7-й сессией Верховного Совета СССР девятого созыва (9 избирательных компания между конституциями). Предшествовало всенародное обсуждение текста законопроекта, новая конституция уточнила порядок принятия законодательных актов, подтвердив прежнее положение о том, что высшим законодательным органом страны остается Верховный совет СССР. Она сформулировала возможность принятия закона путем всенародного голосования, референдума, проводимого по решению Верховного совета СССР. Практически это положение было использовано только один раз при проведении референдума 17 марта 1991 года.

Состоит из 9 разделов и 21 главы. Конституция принималась в условиях стабильного, благополучного и относительного сытого общества. Хотя наша страна вела геополитическую борьбу с другой супердержавой – США – за сферы влияния почти по всей планете. Накал этой борьбы был уже несопоставим с тем, который был в 1918 или даже в 1936 годах. К мировой революции не стремились ни верхи ни низы СССР. Запад, убедившись в бесперспективности надежд победить военным путем, а под прикрытием политики разрядки международной напряженности. Такое перемирие с Западом (они не отказались от целей Холодной войны, сменили тактику борьбы) нашло отражение в преамбуле конституции СССР 1977 года, где нет ни одного словесного выпада в адрес мирового империализма.

Задачи: 1) создание материально-технической базы коммунизма.

2) совершенствование социалистических общественных отношений с перерастанием их в коммунистическое общественное самоуправление. Внятного определения что это такое на этом этапе не давалось.

3) воспитание человека коммунистического общества.

4) повышение материального и культурного уровня жизни народа.

5) обеспечение безопасности страны

6) содействие миру и развитию международного сотрудничества. Не имело отношения к характеристике общественного строя, это было обязательным для любого нормального государства, а не задача строительства коммунизма.

Концепция развитого социализма по конституции 1977 года стала ярким показателем того, что в плане проектирования будущего развития страны и политическая элита и советская наука зашли в тупик, демонстрируя по существу полное бесплодие.

В основной части конституции были отличия от конституции 1936 года. В первом разделе, главе первой – «Политическая система». Конституция 1936 года советский союз – государство рабочих и крестьян, а 1977 – общенародное государство, а также мысль, выражающая волю рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всей страны. Более четко обозначена монополия на власть. В статье 6 говорилось «руководящие направляющие силы советского общества ядром его политической системы государственных и общественных организаций является коммунистическая партия СС». Партия определяет перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководить великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма. Особо подчеркивалась роль трудовых коллективов. Статья 8 – трудовые коллективы участвуют в обсуждении общественных дел, планировании производства, подготовка и расстановка кадров. Присутствовал пункт о всенародном референдуме, но был приведен 1 раз – «О сохранении СС».

Конституция 1936 года наряду с государственной и колхозной собственностью допускалось и мелкое частное хозяйство единоличных крестьян-пусторей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда. В К 1977 года частное хозяйство заменено понятием частной собственности, основанной на трудовых доходах. Туда входили предметы обихода, личного потребления, жилой дом, трудовые сбережения и подсобное домашнее хозяйство на государственной земле. Допускалось развитие кустарно-ремесленных промыслов. Но в реальной жизни деятельность такого рода не поощрялась, а иногда и преследовалась.

Перечень области прав расширился в сравнении с 1936. Статья 40 предусматривала право на труд граждан и выбор профессии с оплатой труда не ниже установленного государством минимального размера; право на отдых, рабочая неделя не более 41 часа, еженедельными выходными, ежегодными оплачиваемыми отпусками, расширение сети культурно-просветительных учреждений, развитием физкультуры и спорта, туризма. Статья 42 фиксировала право на охрану здоровья, право на материальное обеспечение старости. Пенсии по инвалидности, болезни, потере кормильца. Статья 44 фиксировала право на жилище, обеспечивающее бесплатным предоставлением жилья, невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги. Статья 45 – право на образование. Обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществление всеобщего обязательного среднего образования молодежи. Статья 48 – право на пользование достижениями культуры. Т.о. перечень прав в конституции 77 года был расширен в сравнении с К 36 года. Наряду с набором этих прав и свобод статья 54 гарантировала неприкосновенность личности, отмечалось, что никто не может быть подвергнут аресту не иначе как по судебному решению или с санкции прокурора. Статья 55 – неприкосновенность жилища. Статья 56 – личная жизнь граждан, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений охраняется законом. Статья 58 закрепляла право граждан обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов. Статьи 59-60 фиксировали обязанности граждан (измена родине и т.п.), соблюдать законы, беречь природы, дружба народов.

Основные положения РСФСР 1978 года соответствовали основным положения конституции РСФСР 1977 года.

 

28 Политика разрядки. СССР и страны Запада

Значительной заслугой Л.И. Брежнева на внешнеполитической арене стала «разрядка международной напряженности». Суть разрядки была в том, что после Карибского кризиса обе стороны окончательно поняли: уничтожить врага и остаться невредимыми не удастся. По мощи ядерных сил СССР к середине 1970-х годов догнал США, но разрядка и сосуществование продолжались. Никаких попыток устроить новую войну СССР не предпринимал. Отношения с западноевропейскими странами носили противоречивый, но в целом конструктивный характер.

В ФРГ пришел к власти социал-демократ Вилли Брандт, который начал «новую восточную политику». Московский договор между СССР и ФРГ 1970г. зафиксировал нерушимость послевоенных границ и отказ от территориальных претензий ФРГ на Восточную Пруссию и германские земли, отошедшие Литве, Польше и Чехословакии.

К 1970-му улучшились отношения с другими ведущими европейскими странами - Францией, Великобританией. Президент Шарль де Голль посетил Москву летом 1966 г. В 1966-1970 гг. визиты французских и советских министров иностранных дел и глав правительств были продолжены. С этого времени стали быстро развиваться советско-французские экономические связи. Новый президент Франции Ж. Помпиду и Л.И. Брежнев подписали в октябре 1971 г. документ «Принципы сотрудничества между СССР и Францией».

С 1969-го по 1979 год потоком шли соглашения между СССР и США, устанавливавшие все более тесные отношения между этими странами, практически исключавшие начало военных действий. Это было очень важное, судьбоносное десятилетие. В 1968 г. был заключен договор о нераспространении ядерного оружия, потом соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США (1969). 17 ноября 1969 года начались переговоры между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений в Хельсинки.

В 1971 году достигнуто соглашение о мерах по усовершенствованию линии прямой связи СССР - США. В 1972-м американский президент Никсон приезжает в Москву и 26 мая подписывает соглашение о сокращении стратегических вооружений (ОСВ-1), об ограничении систем противоракетной обороны и межконтинентальных ракет (договор о ПРО). Правда, с 1967 года начинается установка межконтинентальных ракет в подземных шахтах, которые трудно было обнаружить и проконтролировать. Недоверие двух сверхдержав друг к другу не исчезло.

18 июня 1979-го в Вене Джимми Картер и Л.И. Брежнев подписали Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2). Разрядку прервал СССР: 25 декабря 1979 года дворец президента Афганистана Хафизуллы Амина взят штурмом группой советского спецназа ГРУ, а сам он убит. Началось вторжение СССР в Афганистан. Тотчас же НАТО принимает решение о размещении в Западной Европе американских ракет средней дальности. 4 января 1980 года президент США ДЖ. Картер в связи с вводом советских войск в Афганистан объявил о решении американской администрации: отложить рассмотрение и ратификацию Договора ОСВ-2 в Сенате США; отсрочить открытие новых американских и советских консульств; прекратить или сократить экспорт в СССР ряда товаров, в том числе сельскохозяйственной продукции; приостановить экономические, научно-технические и культурные обмены между СССР и США.

12 апреля 1980 года Национальный Олимпийский комитет США принял решение не посылать команду США на Олимпийские игры 1980 года в Москву. К бойкоту Олимпийских игр присоединилось свыше 60 стран. Время Афганской войны новый виток «холодной войны». В США благодаря нейтронной бомбе и космическим исследованиям начала меняться стратегическая концепция. Сложившаяся с начала 1960-х годов доктрина гласила: «Невозможно нанести противнику удар, не получив ответного удара, последствия которого будут для нас неприемлемыми». Теперь заговорили о возможности победить в «ограниченной ядерной войне» - советские бомбы задавить прямо в шахтах из космоса, на взлете, или перехватить или взорвать в воздухе. А свои ракеты рвануть на территории СССР, обрекая население на мучительную смерть от радиации.

Интересно, что в 1978 году, когда только заговорили о производстве нейтронного оружия, СССР предложил договориться о международном запрете его применения. Проект не поддержали ни США, ни их союзники. Новый президент Рональд Рейган ассигновал триллион долларов на новый виток гонки вооружений - чтобы одолеть СССР уже наверняка. В 1981 году в США начали производство нейтронных зарядов. В пустыне Невада испытывали новые системы атомного оружия, а президент вещал по телевизору об «империи зла» и о необходимости бороться с мировым коммунизмом.

В начале 80-х гг. практически прекратились конструктивные контакты с западными странами. США даже ввели в 1980 г. как санкции против советских действий в Афганистане эмбарго на поставки зерна в СССР. В средствах массовой пропаганды социалистических и капиталистических стран возобладали термины периода «холодной войны». Нагнетание международной обстановки происходило всю первую половину 80-х гг., вплоть до прихода к власти М.С. Горбачева.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал