Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Перестройка в СССР. Попытки обновления и реформирования экономической системы
Перестройка —совокупности политических и экономических перемен, происходивших в СССР в 1985-1991 годах. Необходимость проведения преобразований была вызвана кризисом советской системы, а также падением авторитета СССР в глазах мировой общественности, и прежде всего в странах Восточной Европы, в так называемом социалистическом лагере. В этих странах, как, впрочем, и в Советском Союзе, складывается демократическое общественное мнение, формируется диссидентское движение, требовавшее реальных личных и политических прав В ходе перестройки (со второй половины 1989 года, после первого Съезда народных депутатов СССР) резко обострилось политическое противостояние сил, выступающих за социалистический путь развития, и партий, движений, связывающих будущее страны с организацией жизни на принципах капитализма, а также по вопросам будущего облика Советского Союза, взаимоотношений союзных и республиканских органов государственной власти и управления. К началу 1990-х годов перестройка (как результат кризиса советского общества во всех сферах жизни) завершилась ликвидацией власти КПСС и распадом СССР. Экономические реформы перестройки В апреле 1985 г. Пленум ЦК КПСС провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития страны. Его рычагами считались научно-техническая революция, технологическое перевооружение машиностроения и активизация «человеческого фактора». Предполагался энтузиазм рабочих, но он не был подкреплен необходимой техникой и квалификацией работников. Это привело не к уменьшению сроков работы, а к значительному увеличению числа аварий в различных отраслях народного хозяйства. Крупнейшей из них стала катастрофа на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г. В середине 1980-х гг. по всей стране развертываются две административные кампании: борьба с алкоголизмом и «нетрудовыми доходами». Опять возобновились чиновничье рвение и азарт. Резкое сокращение предложения спиртных напитков, вырубка виноградников, повышение цен на алкоголь привели к росту спекуляции спиртным, самогоноварению, массовым отравлениям суррогатами. Борьба с «нетрудовыми доходами» сводилась к очередному наступлению сельских властей на личные подсобные хозяйства. К собственно экономической реформе власти обратились летом 1987 г. Были заметно расширены права предприятий. В частности, они получили возможность самостоятельно продвигаться на внешний рынок, вести совместную деятельность с иностранными фирмами. Сокращалось число министерств и ведомств, между ними и предприятиями провозглашались «партнерские», а не командные отношения. Директивный государственный план заменялся госзаказом. На селе было установлено 5 форм хозяйствования: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и крестьянских (фермерских) хозяйств. В 1988 г. принимаются законы, открывшие простор в более чем 30 видах производства услуг и товаров. Побочным следствием этого стало фактическое узаконивание «теневой экономики» и ее капиталов. Принятый в ноябре 1989 г. Закон об аренде и арендных отношениях предоставил право горожанам и сельским жителям брать землю в аренду в наследственное пользование на срок до 50 лет. Они могли свободно распоряжаться полученной продукцией. Но земля, как и раньше, реально была в собственности местных Советов и колхозов. А они неохотно шли навстречу новым фермерам. Частное предпринимательство на селе сдерживало и то, что договоры аренды могли быть аннулированы верхами в одностороннем порядке с уведомлением за 2 месяца. Следующим шагом хозяйственной реформы было постановление Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», а затем ряд других законодательных актов. В них предусматривались постепенная демонополизация, децентрализация и разгосударствление частного предпринимательства и др. Однако механизм и сроки реализации этих мер были намечены приблизительно, неконкретно. Слабым их местом являлась проработка болезненных в социальном плане, но насущно необходимых для оптимизации производства вопросов реформирования кредитной и ценовой политики, системы снабжения предприятий и оптовой торговли оборудованием, сырьем, энергоносителями. Тогда же вниманию общественности была предложена альтернативная «Программа 500 дней», подготовленная коллективом экономистов во главе с Г. А. Явлинским и С. С. Шаталиным. В ней намечалось провести в сжатый срок кардинальную приватизацию госпредприятий с ориентацией на прямой переход к свободным рыночным ценам, существенно ограничить экономическую власть центра. Правительство отклонило эту программу. В общем, экономическая политика администрации Горбачева отличалась непоследовательностью и неполнотой, это увеличивало кризис народного хозяйства, дисбаланс между его различными структурами. Этому также способствовало то, что безусловное большинство принимаемых законов не работало. Они портились бюрократическим аппаратом на местах, усматривавшим в непривычных начинаниях центра открытую угрозу своему благополучию и существованию. Экономическая ситуация продолжала ухудшаться. С 1988 г. началось уменьшение производства в сельском хозяйстве в целом, с 1990 г. – в промышленности. Сильно увеличились инфляционные тенденции из-за гигантского бюджетного дефицита. Уровень жизни населения стремительно падал, делая для простых людей споры власти о реформе в экономике все менее заслуживающими доверия. В условиях инфляции деньги теряли вес, поднимался ажиотажный спрос на товары. Летом 1989 г. по стране прокатилась первая волна массовых забастовок рабочих. С тех пор они уже постоянно сопутствовали «перестройке».
30 перестройка в ссср реформирование политической системы Перестройка —совокупности политических и экономических перемен, происходивших в СССР в 1985-1991 годах. Необходимость проведения преобразований была вызвана кризисом советской системы, а также падением авторитета СССР в глазах мировой общественности, и прежде всего в странах Восточной Европы, в так называемом социалистическом лагере. В этих странах, как, впрочем, и в Советском Союзе, складывается демократическое общественное мнение, формируется диссидентское движение, требовавшее реальных личных и политических прав В ходе перестройки (со второй половины 1989 года, после первого Съезда народных депутатов СССР) резко обострилось политическое противостояние сил, выступающих за социалистический путь развития, и партий, движений, связывающих будущее страны с организацией жизни на принципах капитализма, а также по вопросам будущего облика Советского Союза, взаимоотношений союзных и республиканских органов государственной власти и управления. К началу 1990-х годов перестройка (как результат кризиса советского общества во всех сферах жизни) завершилась ликвидацией власти КПСС и распадом СССР. Началом коренных перемен послужили изменении я в составе КПСС. На 27-ом съезде, проходившем в феврале-марте 86-го года, была принята новая редакция программы партии и ее новый устав. Некоторые положения устава провозглашали большую свободу в партийной жизни. Постепенно Горбачев и его соратники пришли к выводу, что решить столь масштабные задачи по переустройству страны, какие они поставили, можно лишь при расширении свободы и демократии в жизни всего общества. В 1987 году на январском пленуме ЦК КПСС были поставлены задачи " дальнейшей демократизации советского общества" и " совершенствования советской избирательной системы", предложено проводить выборы партийных и государственных руководителей на альтернативной основе. Однако вскоре стало ясно, что новый курс одобряется далеко не всеми высшими партийными деятелями. Жесткие выступления консерваторов прозвучали и на 19-ой конференции КПСС, состоявшейся летом 88-го года. Многие критиковали политику " гласности", называли выступления журналистов " очернительством". Раздавались требования свернуть программу демократизации, усилить партийный контроль над обществом. " Перестройка – единственно возможный путь укрепления и развития социализма, решение назревших проблем общественного развития… Перестройка – это наша судьба, шанс, который дает нам история. Он не может и не должен быть упущен" – говорил М.С.Горбачев, выступая на XIX Всесоюзной конференции КПСС. Но большинство делегатов конференции все же поддержало Горбачева и дало согласие на проведение новых, значительно более радикальных реформ. Последние изменения, прежде всего, коснулись высших органов государственной власти. 1 декабря 88-го года Верховный Совет СССР принял законы " Об изменениях и дополнениях Конституции СССР" и " О выборах народных депутатов СССР". Отныне высшим органом власти в Советском Союзе считался Съезд народных депутатов СССР. Он собирался один раз в год. В промежутках между созывами Съезда работал Верховный Совет СССР, членами которого становились отдельные депутаты Съезда. Состав Верховного Совета должен был каждый год обновляться на 1/5 часть. В январе 89-го года в СССР началась предвыборная кампания, а 26 марта состоялись выборы, ставшие самыми демократическими за всю историю Советского Союза. На Съезд были делегированы многие общественные деятели, выступавшие с оппозиционными взглядами, критиковавшие всевластие коммунистической партии (Б.Н. Ельцин и А.Д. Сахаров)
26 нарастание противоречий политической жизни ссср 60-80 При Брежневе появились новые формы репрессий внесудебные помещения в психиатрические лечебницы. Эта «новация» была связана с именем председателя КГБ Андропова. От идеологической реакции особенно пострадала культура. Талантливые литературные произведения, неугодные режиму, не публиковались. Ряд кинофильмов оставался на полках, а театральная деятельность находилась под жестким контролемВ середине 60х гг. в стране возникло легальное движение диссидентов, или инакомыслящих, провозгласившее целью борьбу за права человека. У истоков правозащитного движения стояли А.Есенин-Вольпин, А.Гинзбург, В. Буковский, И.Габай. К концу 60х относятся первые выступления академика А.Сахарова в защиту репрессированных. Диссиде́ нты в СССР — граждане СССР, открыто выражавшие свои политические взгляды, которые существенно отличались от господствовавшей в обществе и государстве коммунистической идеологии и практики, за что многие из диссидентов подвергались преследованиям со стороны властей. Претерпела изменения и сама КПСС. Из политической организации она превратилась в важнейший элемент государственной структуры, при которой, как декоративный элемент, существовали Советы и другие представительные органыпоскольку членство в партии превратилось для граждан в необходимое условие служебного роста. В действительности рядовые коммунисты не участвовали в определении политики партии от них требовалось формальное одобрение аппаратных решений. В 60-80е гг. реальной властью в стране обладала бюрократия («новый класс») привилегированный руководящий слой общества, основу которого составляла верхушка партийных функционеров. Кроме них к касте «избранных» принадлежали представители высшего генералитета, руководство КГБ, руководители министерств и ведомств, директора крупнейших предприятий, привилегированная научная и творческая интеллигенция. После отстранения Хрущева от власти происходит окончательное формирование этого класса как мощной политической силы. С приходом Брежнева номенклатура получила гарантии личной безопасности, освободилась от страха, который довлел над ней при Сталине, и обрела стабильность, которой не было при Хрущеве. В условиях безнаказанности и вседозволенности брежневской эпохи «новый класс» освободился и от многих моральных запретов. В этом узком «своем кругу» господствовали иные нравственные законы, а марксистская идеология оставалась лишь привычной риторикой. Главным источником обогащения правящего класса становятся злоупотребления должностями, взятки, приписки, протекционизм, «телефонное право». По этой причине в 19651984 гг. состав Политбюро почти не обновлялся. Члены Политбюро теперь покидали свой пост только в случае смерти. В 1980 г. их средний возраст составил 71 год. Правящий слой стал приобретать черты геронтократии (власть стариков).Сохранение уравнительной и дефицитной системы распределения в «нижней» части социальной пирамиды при наличии многочисленного партийногосударственного строя «управляющих» с их тщательно охраняемой системой привилегий, усиливающейся коррупцией и казнокрадством вели к росту социальной апатии, моральному разложению общества, «кухонной» критике властей и многочисленным анекдотам с политическим подтекстом, ставших знаковым явлением эпохи. Таким образом, к концу 70хначалу 80х гг. советский режим в СССР вступил в стадию стагнации, а затем и кризиса, который охватил все стороны общественной жизни, экономики, социальной сферы. Позже, выступая на ХХVII съезде КПСС (1986 г.), М.С. Горбачев охарактеризует брежневскую эпоху как время «застоя». Смерть в ноябре 1982 г. Брежнева и приход к власти Ю.В. Андропова пробудили в обществе надежды на возможное изменение жизни к лучшему.Признавая наличие в советском обществе противоречий и трудностей в первые месяцы были сняты со своих постов несколько сот коррумпированных чиновников, Укрепление дисциплины рассматривалось вначале как основное средство решения экономических проблем, после чего предполагалось перейти к расширению самостоятельности предприятий, хозрасчету, кооперативам и т.д. Однако смерть Андропова в феврале 1984 г. и приход к власти совершенно больного Черненко, типичного аппаратчика, которому в тот момент было 73 года, заморозили имеющиеся планы реформ. В период правления последнего «кремлевского старца» обозначился откровенный откат внутренней и внешней политики СССР к временам брежневского «застоя». Избрание в марте 1985 г. М.С. Горбачева на пост Генерального секретаря ЦК КПСС возродили надежду на возможность реальных перемен. = 34 Россия в 1992—1993гг. Экономическая ситуация, сложившаяся к концу 1991 г., была катастрофической: спад производства, острейший дефицит товаров, отсутствие золотых и валютных резервов, разрыв традиционных хозяйственных связей, огромное количество не обеспеченных материальными ценностями денег на руках населения. С 1 января 1992 г. правительство, фактическим руководителем которого был Е. Т. Гайдар, приступило к осуществлению программы, так называемой шоковой терапии. Были отпущены цены, решение о том, по какой цене продавать тот или иной товар, отныне устанавливал производитель и продавец. Началась ваучерная приватизация государственной собственности: каждый гражданин России получил приватизационный чек (ваучер), который мог быть вложен в акции предприятий. В этой ситуации резко обострилось противостояние Президента Ельцина и Верховного Совета. К весне 1992 г. Ельцину удалось добиться подписания почти всеми субъектами Федерации (за исключением Чечни и Татарстана) Федеративного договора. Это был шаг к новому конституционному устройству. Президентский проект предусматривал превращение России в президентскую республику. 21 сентября 1993 г. Президент издал указ о роспуске Верховного Совета и Съезда народных депутатов и назначил на декабрь выборы в новый парламент. Одновременно с выборами должен был пройти референдум о принятии новой Конституции. Парламент объявил этот указ неконституционным, а Президента низложенным. К присяге был приведен вице-президент А. В. Руцкой. Началось двухнедельное противостояние. 2—3 октября в Москве вспыхнули массовые беспорядки, было захвачено здание мэрии, организован штурм телебашни в Останкино. В ответ Президент ввел чрезвычайное положение, ввел в Москву войска. 4 октября после артиллерийского обстрела здание Верховного Совета было занято войсками, руководители беспорядков арестованы. С обеих сторон были человеческие жертвы. Общество восприняло происшедшее как трагедию.
|