Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внешняя политика постсоветской России.






Та политика, которую проводила Россия в 90-е годы на постсоветском пространстве в рамках СНГ и других интеграционных объединений, в 21 веке во все в большей степени перестала соответствовать, как внутренним вызовам, с которыми сталкивается Россия, так и новой геополитической обстановке в мире.

Российская Федерация объявила себя правопреемницей СССР. Россия осталась ядерной державой, сохранившей свое влияние на принятие международных решений.

В тоже время внешнеполитический курс страны подвергался значительной корректировке. Среди внешнеполитических приоритетов России на новом этапе выделялись: интегрированность в мировую экономическую систему, укрепление позиций на территории бывшего СССР, плодотворное сотрудничество с государствами СНГ.

Важную роль в решении внешнеполитических вопросов сыграл заключенный в Ташкенте в 1992 г. договор п коллективной безопасности между Арменией, Казахстаном, Россией, Узбекистаном, Туркменией.

Позднее к этому договору присоединились Азербайджан, Белоруссия, Грузия.

В 1996 в Москве состоялось подписание договора об образовании Содружества России и Белоруссии1999 был подписан Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии, которое развивается пока низкими темпами.)

Изменился характер взаимоотношений России и стран Запада.

В 1992 Россия и США подписали Договор об окончании холодной войны, в которой отмечалось, что отныне государства не рассматривают друг друга в качестве противников.

В 1992 Россия была принята в Международный валютный фонд и Всемирный банк, позднее – в ВТО.

В 1993 был заключен Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. К 2003 ядерные потенциалы России и США должна были сократиться. Россия присоединилась к Конвенции о запрещении химического оружия.

В 1997 лидеры стан «большой 7-ки» приняли решение о создании «большой 8-ки», включив в её состав Россию.

Серия неформальных встреч лидеров ведущих стран мира способствовала нормализации международной обстановки. В 1996 РФ вступила в Совет Европы.

В 1997 в Париже был подписан Договор между Россией и странами – членами НАТО об особом партнерстве. В 1994 Россия присоединилась к программе НАТО «Партнерство ради мира», которая предполагала возможность военного сотрудничества. Ситуация во взаимоотношениях России и НАТО обострилась после Югославского кризиса (1999 г).

Но в 2000 в Москве представительство НАТО возобновило свою деятельность.

После балканского кризиса заметно активировалось восточное направление внешнеполитического курса России. Усилились контактов с Японией, Китаем, Индией и другими странами.

Стратегия современной российской военно-политическое и социально-экономическое сотрудничество с другими странами при соблюдении собственных геополитических интересов.

 

12Начальный период Великой Отечественной войны

22 июня 1941 г. Германия и некоторые ее союзники (Италия, Венгрия, Румыния, Финляндия) внезапно напали на СССР. Немецкие войска окружили советские части под Минском и Белостоком, заняли Белоруссию, Литву, Латвию, часть Украины. Причины неудач — слабая подготовка советских войск и командования и хорошая выучка и опытность немецких, внезапность удара, ошибки Сталина и др.

Были созданы Государственный комитет обороны (ГКО) и Ставка Верховного Главнокомандования (СВГК). Формировалось народное ополчение. Предприятия эвакуировались на восток, в Сибирь и Среднюю Азию.

10 июля начались бои под Киевом и Смоленском. В сентябре фашисты взяли Киев и окружили там 5 измотанных в боях и неукомплектованных советских армий, блокировали Ленинград. 30 сентября началась битва за Москву (операция «Тайфун»). Войска Западного фронта попали в «котёл» под Вязьмой, но храбрость наших солдат и нехватка сил у врага не дали ему взять столицу. 5-6 декабря 1941 г. Красная Армия перешла в контрнаступление под Москвой и отбросила врага на 100-250 км. Фашисты были также разбиты под Тихвином, Ростовом, Керчью. Но дальнейшее продвижение Красной Армии успеха не имело.

В мае 1942 г. наши войска потерпели поражение под Харьковом и Керчью. 28 июня враг начал наступление на юге к Кавказу и Волге. В октябре фашисты дошли до центральных перевалов Кавказа. В сентябре они завязали бои в Сталинграде.

12 июля 1941 г. подписано англо-советское соглашение о борьбе против врага. 29 сентября — 1 октября 1941 г. прошла англо-американо-советская конференция в Москве. Были определены размеры поставок в СССР (ленд-лиз). 1 января 1942 была подписана Декларация Объединенных Наций о борьбе с врагом без сепаратного мира. Англо-советское соглашение 26 мая 1942 г. и американо-советское 11 мая 1942г. окончательно оформили антигитлеровскую коалицию.

 

13 Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны

Зимой 1942 г. советские войска по приказу Сталина пытались продолжить наступление, но зимнее и весеннее наступление было безуспешным. Немцы перебросили из Западной Европы подкрепления и стабилизировали фронт.

В конце июня 1942 г. началось наступление гитлеровских войск на юге. У Сталинграда развернулись тяжелые бои. 28 июля Сталин подписал знаменитый приказ № 227 «Ни шагу назад». Создавались заградотряды, расстреливавшие на месте отступавших без приказа бойцов.

С 17 июля по 18 ноября 1942 г. продолжалась оборона Сталинграда. Напряженные бои шли в городе, овладеть которым немцам так и не удалось. С сентября Генштаб стал готовить контрнаступление под Сталинградом. 19-20 ноября начали наступление войска Юго-Западного, Донского и Сталинградского фронтов, 23 ноября (shpora.su) войска фронтов соединились, окружив трехсоттысячную немецкую группировку. Попытки немецкого командования организовать сопротивление и деблокировать окруженные войска провалились. 2 февраля 1943 г. остатки немецких войск во главе с командующим Паулюсом сдались в плен.

Сталинградская битва привела к началу коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Стратегическая инициатива стала переходить к СССР. Зимой и весной 1943 г. развернулось масштабное наступление советских войск. Был деблокирован Ленинград, освобожден Северный Кавказ, Сталинградская, Воронежская, Ростовская области и другие территории.

Летом 1943 г. гитлеровское командование предприняло попытку вернуть стратегическую инициативу. 5 июля 1943 г. началось наступление немецких войск на Курском выступе. Крупнейшее танковое сражение Второй мировой войны произошло у деревни Прохоровка 12 июля 1943 г.

Измотав противника, советские войска перешли в контрнаступление. 5 августа были освобождены Орел и Белгород, 23 августа — Харьков. Разгром немецких войск на Курской дуге означал окончательный переход стратегической инициативы к советской стороне.

 

14 Завершающий этап Великой Отечественной войны 1944—1945 гг

В ноябре — декабре 1943 г. в Тегеране состоялась конференция руководителей стран — участников антигитлеровской коалиции — И. В. Сталина, У. Черчилля, Ф. Рузвельта. Англия и США приняли на себя обязательства открыть второй фронт в мае 1944 г.

1944 г. начался наступлением советских войск под Ленинградом и Новгородом. Ленинград окончательно был освобожден от блокады. Летом 1944 г. наступление прошло в Карелии, Белоруссии, Молдавии и Западной Украине. В июне 1944 г. союзники, наконец, открывают второй фронт. Осенью 1944 г. практически полностью была восстановлена граница Советского Союза. Основной задачей стало освобождение стран Европы и окончательный разгром Германии.

В конце 1944 — начале 1945 г. советские войска одерживают решающие победы в Европе. Немецкие войска разбиты в Румынии и Болгарии, освобождены Польша, Венгрия, Югославия, заняты важные центры в Чехословакии и Австрии. Советские войска форсировали Одер, обеспечив плацдарм для наступления на Берлин.

В этих условиях с 4 по 13 февраля 1945 г. в Ялте проходит конференция руководителей СССР, США и Великобритании. Была достигнута договоренность о вступлении СССР в войну с Японией, стороны договорились о разделе Германии на зоны оккупации, денацификации и разоружении немецкой стороны, порядке выплаты репараций.

Весной 1945 г. наступила развязка в войне с Германией. 2 мая пал Берлин. 9 мая маршал Г. К. Жуков подписал в Берлине акт о безоговорочной капитуляции Германии.

В июле — августе 1945 г. в Потсдаме вновь состоялась конференция руководителей трех держав. Дискуссии шли во многом по проблемам, которые уже были ранее согласованы: послевоенное устройство Германии, репарации, границы Польши.

В соответствии с принятыми обязательствами СССР объявил войну Японии и в августе 1945 г. начал наступление на Квантунскую армию (1 млн чел.), дислоцировавшуюся в Маньчжурии. 2 сентября 1945 г. Япония безоговорочно капитулировала.

 

17 Великая Отечественная Война в советской и постсоветской историографии

 

Обобщающие работы:

-И. В. Сталин. О Великой Отечественной войне Советского Союза. 1946;

-Очерки истории Великой Отечественной войны (1941-1945). 1955;

-История Великой Отечественной войны советского народа в 1941- 1945 гг.

-История второй мировой войны. 1939-1945 гг.

Тематика историографии военного периода:

1) Демонстрация героизма воинов – описание подвигов

1941 г. – первая публикация о летчиках, которые получили звание Героев Советского Союза. Серия “Герои ВОВ” – 56 карманных книжечек. У истоков проблемы массового героизма -Нечкина. Тема Женщина на войне: Овценский “Хитрая девчонка”- о девушке-снайпере. Книги о городах-героях (О. Берггольц – стихи о блокадном Ленинграде).

2) Партизанское движение

Очерки о связях партизан с регулярными войсками. Пономаренко – 1ая книга о парт. 1943 г. – первые партизанские мемуары (Ковпак).

3) Мемуарная литература

Многие мемуары дополнялись документами (особенно генеральские). Мемуары матерей погибших: “Мой Саша” (о Герое ВОВ Чикалине). Во всех газетах полосы “переписка фронта и тыла”. Мемуары журналистов: Избак “По дорогам Подмосковья”, “Фронтовой дневник” Петрова, “Фронтовые записки” Ставского. Мемуары писателей: Борзенко “Десант в Крым”, Саянов “Весна 45-го”.

4) Военная историогр.

Осенью 1941 г. комиссия по созданию “Летописи Отечественной войны”, глава – Александров, зам. – Минц. В ней есть сектор Героев Советского Союза, сектор военной экономики (книга “Эк. победа СССР в годы войны”), сектор Режим на оккупированных территориях (бюллетень о зверствах фашистов, редактор - Тарле). Публикации этой комиссии начались с 1942 г. в Историческом журнале (об обороне Одессы, о партизанском движении).

Военная историография –прежде всего, Сталин, все его указы, материалы по линии Генштаба. Журналы “Морской сборник” – по военным операциям на море, “Военная мысль”. Первая крупная монография – “Сталинградская битва” - ред. Замятин.

5) Чисто военная историография: Рубцов “Виды современного боя”, Шиловский “Прорыв фронта” (начинается с событий 2МВ).

Великая Отечественная война, несмотря на огромное количество посвященных ей работ, во многом остается белым пятном для историков. В настоящее время с открытием архивов и появлением новых документов расширяется представление о ранее неизвестных фактах и событиях войны. Значительный вклад в изучение Великой Отечественной войны внесли военные историки советского периода П. Жилин и А. Самсонов. В работах современных исследователей М.А. Гареева, В.Д. Данилова, В. А. Золотарева, А.С. Орлова, Г.Л. Розанова, М.И. Сахарова и др. находят новое освещение ранее изученные проблемы и ставятся новые задачи по дальнейшему изучению Великой Отечественной войны


Речь идёт не о том, чтобы переписать историю войны, как у нас подчас было в прошлом, а бережно на основе обширного массива документов рассказать обо всех её страницах, где воедино соединилось и героическое, и трагическое. Их нельзя разделять и противопоставлять. Главная цель видится в том, чтобы во всей полноте представить величие всемирно-исторического подвига нашего народа и государства над фашизмом. А это требует, с одной стороны, преодоления стереотипов, отлакированной истории войны советского времени, с другой стороны, активного отпора фальсификациям как внешним, так и особенно внутренним.

 

36 На рубеже XX–XXI вв. Россия оказалась в тяжелом социально-экономическом положении. В результате военных действий, политических репрессий и голода страна потеряла около третьей части населения, а если учесть неродившихся, то около половины. Это значительно больше, чем всякое другое крупное государство. И до настоящего времени положение остается ненамного лучшим. Смертность в стране в 1, 6 раза превышает рождаемость, а продолжительность жизни практически на 20 % уступает среднеевропейской. Крайне болезненно происходит формирование в России рыночной экономики. И до настоящего кризиса уровень жизни в России был значительно ниже, чем в других развитых и даже во многих развивающихся странах.

Первый период президентства В.В. Путина (2000–2001 гг.) прошел при охлаждении отношений с США и более тесном сближении с Германией и Францией, не входящей в НАТО. В сентябре 2001 г., после трагедии в Нью-Йорке – теракта со взрывом небоскребов Всемирного торгового центра, отношения между двумя странами изменились. Две мировые державы – рФ и США – объединили свои усилия на почве борьбы с международным терроризмом. Но и в наши дни более прочному налаживанию отношений с европейским сообществом и США мешают разные подходы к чеченскому вопросу.

Таким образом, уходящий XX в. оставил России очень тяжелое наследство:

1) бедность большой части граждан России при значительной дифференциации доходов;

2) высокую смертность и сокращение численности населения;

3) экологические проблемы на большей части пригодной для жизни людей территории;

4) иррациональную территориальную отраслевую структуру производства и расселения;

5) хронический дефицит бюджета;

6) непомерную внешнюю и внутреннюю задолженность;

7) криминализацию общества и экономики;

8) общую нестабильность и социальную напряженность.

Существуют позитивные условия для дальнейшего развития страны, а именно: 1) богатые и разнообразные природные ресурсы; 2) высокий образовательный уровень населения России; 3) значительный научный потенциал; 4) интеграция в мировое сообщество; 5) сравнительно благоприятные сложившиеся в стране геополитические условия; 6) в значительной мере реализованная, хотя и до конца не завершенная модификация командно-административной экономики в рыночную; 7) насыщенный рынок потребительских товаров и услуг; 8) конвертируемая, обеспеченная золотовалютными резервами национальная валюта;

9) активный внешнеторговый баланс; 10) демократизация общественно-политической жизни.

Будущее России, позитивный вариант развития видится политологам и экономистам в создании рыночной – регулируемой политике страны («социальный» вариант). Данный путь дальнейшего развития должен проходить с учетом:

1) дальнейшего усиления государственного регулирования экономики;

2) ускорения структурных преобразований;

3) возрождения управляемости госсектором;

4) применения индикативного планирования;

5) развития адресной социальной защиты нуждающегося населения;

6) активизации инвестиционной деятельности;

7) формирования государственной стратегии развития общества и экономики.

 

31 Масштабные перемены во внутренней жизни одной из великих держав имели последствия для всего мира. Перемены в СССР оказались близкими и понятными народам мирового сообщества, которое получило светлые надежды на долгожданное укрепление мира на Земле, расширение демократии и свободы. Начались изменения в странах бывшего социалистического лагеря. Таким образом, Советский Союз вызвал глубокие перемены во всей мировой ситуации.

Изменения во внешней политике СССР:

1) процесс демократизации внутри страны заставил пересмотреть подход к правам человека; новое восприятие мира как единого взаимосвязанного целого поставило вопрос об интеграции страны в мировую хозяйственную систему;

2) плюрализм мнений и отказ от концепции противоборства двух мировых систем привел к деидеоло-гизации межгосударственных отношений. «Новое мышление»:

1) 15 января 1986 г. Советский Союз выдвинул план освобождения человечества от ядерного оружия к 2000 г.;

2) XXVII съезд КПСС анализировал перспективы мирового развития исходя из концепции противоречивого, но взаимосвязанного, по сути дела, целостного мира. Отказываясь от блоковой конфронтации, съезд однозначно высказался за мирное сосуществование, но не как специфическую форму классовой борьбы, а как высший, универсальный принцип межгосударственных отношений;

3) была всесторонне обоснована программа создания всеобщей системы международной безопасности, базирующаяся на том, что безопасность может быть только общей и достигается лишь политическими средствами. Эта программа была адресована всему миру, правительствам, партиям, общественным организациям и движениям, которые действительно озабочены судьбами мира на Земле;

4) в декабре 1988 г., выступая в Организации Объединенных Наций, М.С. Горбачев в развернутом виде представил философию нового политического мышления, адекватного современной исторической эпохе. Было признано, что жизнеспособность мирового сообщества – в многовариантности развития, в его многоликости: национальной, духовной, социальной, политической, географической, культурной. А поэтому каждая страна должна быть свободна в выборе пути к прогрессу;

5) необходимость отказа от осуществления собственного развития за счет других стран и народов, а также учета баланса их интересов, поиска общечеловеческого консенсуса в движении к новому политическому порядку в мире;

6) лишь общими усилиями мирового сообщества можно одолеть голод, нищету, массовые эпидемии, наркоманию, международный терроризм, предотвратить экологическую катастрофу.

Значение и итоги «нового мышления» во внешней политике СССР: 1) новая внешняя политика выдвинула Советский Союз на авансцену строительства безопасного и цивилизованного мирового порядка; 2) рухнул «образ врага», исчезло всякое обоснование под пониманием Советского Союза как «империи зла»; 3) была остановлена «холодная война», отступила опасность мирового военного конфликта; к 15 февраля 1989 г. были выведены советские войска из Афганистана, постепенно нормализовались отношения с Китаем; 4) стало проявляться сближение позиций между СССР, США и западно-европейскими странами по крупным международным проблемам и, в частности, по многим аспектам разоружения, в подходах к региональным конфликтам и к путям решения глобальных проблем; 5) сделаны первые крупные шаги по пути практического разоружения (Соглашение 1987 г. об уничтожении ракет средней дальности); 6) диалог, переговоры становятся преобладающей формой международных отношений.

 

33 Новый этап процесса распада СССР связан с решениями I Съезда народных депутатов РСФСР. 16 мая 1990 г. Председателем Верховного Совета был избран политический оппонент Горбачева Б.Н. Ельцин. Под его давлением была принята Декларация о государственном суверенитете России, которая провозгласила верховенство российских законов над союзными. Также Ельцин указал на необходимость перезаключения союзного договора. Горбачев был вынужден поддержать это заявление. Специальный комитет, созданный Горбачевым, подготовил проект нового союзного договора. 17 марта 1991 г. был проведен всесоюзный референдум, на котором большинство советских граждан проголосовали за сохранение Союза.

Но к лету 1991 г. в стране сложилась переломная обстановка. Центральное руководство во главе с Горбачевым не принимало важных решений, а либералы все активнее выступали за радикальные реформы.

Августовский путч:

1) 19 августа 1991 г. самопровозглашенный Государственный Комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП СССР) в составе В. Крючкова (председатель КГБ), В. Павлова (председатель Кабинета министров), Д. Язова (министр обороны), Б. Пуго (министр внутренних дел) и др. заявил о тяжелой болезни Горбачева и возложил его полномочия на вице-президента Г.Н. Янаева. В это время президент находился под арестом на даче в Форосе;

2) руководство РСФСР (Б. Ельцин, А. Руцкой, Р. Хасбулатов, И. Силаев и др.) объявили происходящее государственным переворотом, «путчем» и призвали граждан России оказать сопротивление;

3) 19 августа тысячи москвичей пришли к Белому дому и на Краснопресненскую набережную, где заняли оборону. Сопротивление путчистам возглавил Ельцин и руководство России;

4) ГКЧП ввел в Москву танки, что увеличило возмущение населения. 3 человека погибли при попытке остановить продвижение войск;

5) ряд регионов страны, некоторые воинские части отказывались выполнять решение ГКЧП; в итоге все лидеры ГКЧП были арестованы.

Основной причиной провала путча было то, что заговорщики не оценили изменившейся в стране обстановки: изменилось массовое сознание людей, изменилась роль республик в СССР. Путчисты были плохо организованы, сказалась их боязнь ответственности за принятые решения. Своими действиями путчисты ускорили распад СССР.

Вернувшийся в Москву Горбачев по требованию Ельцина подписал указ о запрещении КПСС как преступной организации. С этого дня роль президента СССР и союзного руководства резко снижается.

Образование СНГ

Для того чтобы отстраниться от дискредитирующего себя центра, но при этом сохранить некоторые связи между республиками, лидеры России, Украины и Белоруссии (Б. Ельцин и Л. Кравчук, С. Шушкевич) встретились в Минске 8 декабря 1991 г. Здесь было подписано Беловежское соглашение, где заявлялось о прекращении существования Союзного договора 1922 г. и о создании Содружества Независимых Государств.

Таким образом, рухнула империя, которая более семи десятилетий была скреплена коммунистической идеологией.

Перестройка с этого момента завершилась самым непредсказуемым для Горбачева, ее инициатора, образом.

 

? 35.36В марте 2000 г. состоялись новые выборы президента России, на которых убедительная победа была одержана В.В. Путиным.

Во внутренней политике с именем В.В. Путина связывают:

1) твердую позицию в отношении чеченского вопроса. Так, в 1999 г. после вторжения террористических чеченских групп и иностранных наемников на территорию соседнего Дагестана и террористических актов в Москве, Буйнакске, Волгодонске была начата новая контртеррористическая операция в Чечне;

2) был взят курс на продолжение либеральных экономических реформ;

3) первыми шагами по выполнению выбранной программы стали:

– указ об учреждении на территории России 7 федеральных округов, на которых назначались полномочные представители Президента;

– указ о реформе Совета Федерации и о приведении в норму, в соответствие с федеральными законов субъектов.

В 2001 г. в политическом и социально-экономическом развитии страны произошли значительные позитивные перемены. Продолжился экономический рост.

Суверенная Россия в системе международных отношений 1991–2001 гг.

Основные направления. В условиях экономического кризиса в стране Россия вынуждена была искать помощи у стран Западной Европы и США, связанных с ними финансовых организаций, что определило зависимость ее внешнеполитического курса от позиции данных стран.

Российская Федерация, признав себя правопреемницей Советского Союза, должна была решить задачу по формированию основных направлений внешней политики с учетом действительности, которая сложилась в мире после окончания «холодной войны».

В период с 1990 по 1996 г. министром иностранных дел России являлся А.В. Козырев. В это время во внешней политике: 1) в двусторонних отношениях с США большое значение имел вопрос сокращения ядерных вооружений; 2) 5 декабря 1994 г. вступил в силу Договор СНВ, который был ратифицирован и в ставших после распада СССР ядерными державах: Украине, Белоруссии и Казахстане; 3) Договор СНВ-2, подписанный в январе 1993 г., Россией не был ратифицирован, так как уничтожение межконтинентальных ракет шахтного базирования подорвало бы ядерную мощь России; 4) одной из главных проблем для России в этот период стало расширение политики НАТО на Восток. Между тем руководство страны стремилось обходить данный вопрос, для того чтобы не повредить отношения с западными партнерами.

В период 1996 по 1998 г. министром иностранных дел был академик-востоковед Е.М. Примаков. В это время во внешней политике Российской Федерации:

1) происходит изменение выбранного ранее направления;

2) Россия начинает получать новый внешнеполитический статус, а именно становится посредником между США, странами Европы и восточным миром;

3) в результате происходит потепление отношений с Индией, Китаем, Ираном, Ираком;

4) во внешнеполитических отношениях с США Примаков показал твердую позицию, не склонную к компромиссам. Так, в частности, во время бомбардировки воздушными силами НАТО Белграда весной 1999 г. Примаков, находясь тогда уже на посту премьер-министра, развернул над Атлантикой свой самолет, который направлялся в Вашингтон. «Петля Примакова» произвела большое впечатление на мировую общественность. Сменивший Примакова на посту министра иностранных дел И.И. Иванов в целом сохранил прежнюю политику, однако сделав ее несколько менее демонстративной.

26 Важным следствием хрущевской оттепели стало пробуждение в СССР социальной критики, появление первых ростков гражданского общества. В 1960-е гг. заявляют о себе различные идейные течения, неформальные общественные объединения. Отсутствие правовой базы для деятельности подобных организаций, невозможность донести свои воззрения до широких масс населения обрекали зарождающиеся гражданские структуры на крайне сложное существование. Только очень сильные и принципиальные личности продолжали общественную деятельность, несмотря на противостояние административно-командного аппарата.

Историю правозащитного движения принято отсчитывать со времени знаменитой демонстрации, которая произошла 5 декабря 1965 г. на Пушкинской площади в Москве. Участники демонстрации выступили в защиту прав человека в СССР. Кроме А.Д. Сахарова, в ней принимали участие такие видные диссиденты, как В. Буковский, Л. Богораз, Н. Горбаневская и др.

В СССР развитие получает так называемое «диссидентское движение» (движение несогласных):

1) одной из форм воздействия диссидентов на общество становится нелегальное издание общественно-политической литературы – «самиздата» (журналы «Вече», «Поиски», «Сигма» и др.). Группа генерала П. Григоренко в Москве в распространяемых листовках выставляла требования свободы слова, печати, освобождения политзаключенных, повышения зарплат, улучшения жилищных условий;

2) донбасский инженер В. Клебанов стал инициатором создания первого в СССР независимого профсоюза. Возникали нелегальные правозащитные организации: Инициативная группа защиты прав человека (1969 г.), Комитет прав человека (1970 г.) и др.

Видные деятели диссидентского движения:

1) академик, один из ведущих физиков страны А.Д. Сахаров. Он не ограничивался бескомпромиссной социальной критикой, а выдвигал теорию «конвергенции» социалистического и капиталистического обществ в единое гармоничное сообщество;

2) историк Р.А. Медведев и его многочисленные сторонники поддержали лозунги, которые выдвинули в 1968 г. чехословацкие коммунисты-реформаторы. Они призывали к демократическому «социализму с человеческим лицом»;

3) писатель А.И. Солженицын был вынужден покинуть СССР. Он стал идейным лидером почвеннического направления в диссидентстве. Солженицын призывал вернуться к традициям дореволюционной России, видел возможность возрождения России в православии и элементах сословного строя;

4) 1 августа 1975 г. СССР был подписан Заключительный акт международного Хельсинкского совещания, содержащий раздел, посвященный охране прав и свобод человека и гражданина. Советские правозащитники во главе с Ю. Орловым потребовали реализации положений данного документа в жизнь в СССР. В мае 1976 г. Ю. Орловым была создана общественная группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР, которая собирала материалы о нарушениях прав человека и направляла их правительствам стран – участниц соглашения. В СССР было развито также национальное диссидентское движение. В частности, движение за самоопределение в Литве, где оно объединилось вокруг католической церкви.

На рубеже 1970-1980-х гг. КГБ СССР под руководством Ю. Андропова провело специальную акцию, которая была направлена на полную ликвидацию диссидентских и правозащитных организаций. Большая часть их активистов была арестована, а затем некоторые высланы из страны, а некоторые под видом сумасшедших помещены в психиатрические больницы.

 

32 Пара́ д суверените́ тов (1988—1991 гг.) — конфликт республиканского и союзного законодательства, связанный с объявлением приоритета республиканских законов над союзными, следствием чего стал распад СССР.

В ходе «парада суверенитетов» в течение 1990—1991 годов все союзные (одной из первых была РСФСР) и многие из автономных республик приняли Декларации осуверенитете

, в которых оспорили приоритет общесоюзных законов над республиканскими, что начало «войну законов». Также ими были предприняты действия по контролю над местными экономиками, включая отказы выплачивать налоги в союзный и федеральный российский бюджеты. Эти конфликты перерезали многие экономические связи, что ещё больше ухудшило экономическое положение в СССР.

Первой территорией СССР, объявившей независимость в январе 1990 года в ответ на бакинские события, была Нахичеванская АССР. До августовского путча ГКЧПобъявили о независимости две союзные республики (Литва и Грузия), об отказе вступать в предполагавшийся новый союз (ССГ) и переходе к независимости — ещё четыре: Эстония, Латвия, Молдавия, Армения. При этом входившие в состав Грузии автономные республики Абхазия и Южная Осетия, а также новообразованные в Молдавии республики Приднестровье и Гагаузия

объявили о непризнании их независимости и о желании остаться в составе Союза.

За исключением Казахстана[1], ни в одной из центральноазиатских союзных республик не было организованных движений или партий, ставивших своей целью достижение независимости. Среди мусульманских республик, за исключением азербайджанского Народного Фронта, движение за независимость существовало лишь в одной из автономных республик Поволжья — партия «Иттифак» Фаузии Байрамовой в Татарстане, которая с 1989 года выступала за независимость Татарстана.

19 августа1991 года подписание нового союзного договора о создании Союза Суверенных Государств (ССГ) как мягкой федерации было сорвано августовским путчем ГКЧП при попытке отстранения М. С. Горбачева с поста президента СССР, сразу после чего в ходе массового обвала СССР независимость провозгласили почти все оставшиеся союзные республики, а также несколько автономных (в России, Грузии, Молдавии). 6 сентября власти СССР признали независимость трёх прибалтийских республик.

Хотя 14 ноября семью союзными республиками из двенадцати (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан) было принято решение по заключению договора о создании ССГ как конфедерации, после прошедшего 1 декабря референдума о независимости Украины главами трех республик-учредителей СССР (РСФСР, Украины, Белоруссии) 8 декабря подписываются беловежские соглашения о его роспуске, 21 декабря это утверждается всеми одиннадцатью республиками, и вместо ССГ создается Содружество Независимых Государств как международная (межгосударственная) организация. При этом к моменту роспуска СССР 8 декабря из всех союзных республик только три не объявили о независимости (РСФСР, Белоруссия и Казахстан; последний сделал это через неделю, 16 декабря).

Часть из провозгласивших независимость автономных республик позже стали т. н. непризнанными (Нагорный Карабах и Приднестровье) или частично-признанными (Абхазия и Южная Осетия) государствами (в то время как Гагаузия, Татарстан и Чечня такой статус не сохранили).

 

35 В августе 1990 г. была представлена концепция, а в октябре — первый вариант проекта новой Конституции. В ноябре 1990 г. проект был опубликован Конституционной комиссией, развернулась широкая полемика, появились альтернативные варианты.

Официальный проект Конституции был рассмотрен в одной из палат Верховного Совета РФ (Совет Республики) и внесен в октябре 1991 г. на рассмотрение внеочередного Съезда народных депутатов. После доработок официальный проект был опубликован повторно в марте 1992 г. Его основные положения были одобрены Съездом народных депутатов в апреле.

В Конституционную комиссию были внесены поправки к проекту, сделанные Президентом РФ. Очередной вариант проекта был одобрен Конституционной комиссией в октябре 1992 г. Проект предполагалось согласовать с субъектами Федерации и затем вынести на всероссийский референдум.

Процесс разработки проекта Конституции растянулся на три года. В июне 1993 г. Президент РФ выступил с инициативой созыва Конституционного совещания, которому был предложен новый (президентский) вариант проекта, в котором предполагалось значительное усиление президентской власти и ослабление роли парламента.

Для завершения работы над проектом при Конституционном совещании были созданы Общественная и Государственная палаты, имевшие статус совещательных органов при Президенте. В состав Конституционного совещания вошли политики, представители федеральных и региональных органов власти, специалисты-эксперты.

Был выработан единый проект, вынесенный по решению Президента на референдум, принявший Конституцию РФ 12 декабря 1993 г.

В ст. 4 Конституции провозглашались единство и суверенитет России, в ст. 6 — единое гражданство.

Подчеркивались приоритет и верховенство Основного закона на всей территории федерации. Конституция не предусматривает права выхода субъектов Федерации из ее состава. Статус субъектов определяется в республиках конституциями, в иных субъектах (краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округах) — уставами. Статья 5 провозглашает равенство всех членов Федерации. Статус и границы отдельных членов Федерации могут быть изменены только с их согласия. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами власти Федерации и ее субъектов осуществляется на основе Конституции РФ и договоров.

В ведение Федерации входят вопросы

· принятия и изменения Конституции РФ,

· федеративного устройства,

· федерального бюджета,

· налогообложения,

· внешних сношений, обороны,

· организации финансовой системы,

· формирования основ законодательства и другие вопросы общефедерального значения.

Регламентирование этих проблем осуществляется посредством федеральных конституционных законов, а также федеральных законов, имеющих прямое действие на всей территории страны.

Ряд вопросов находится в совместной компетенции Федерации и ее членов:

· разграничение государственной собственности,

· природопользование,

· образование,

· законодательство о недрах,

· административное, трудовое и земельное законодательство,

· адвокатура и нотариат,

· кадры судебных и правоохранительных органов

Все вопросы, не относящиеся к компетенции Федерации или совместному ведению, остаются в сфере полномочий членов (субъектов) Федерации. Споры о полномочиях, возникающие как между федеральными властями и властями субъектов, так и между органами власти отдельных субъектов Федерации, рассматриваются Конституционным Судом РФ. Президент и Конституционный Суд призваны осуществлять работу по приведению в соответствие законодательства субъектов Федерации положениям федеральной Конституции.

Согласно Конституции Президент получает широкие полномочия:

· определяет политику,

· назначает главу Правительства,

· выдвигает кандидатуры судей Конституционного Суда,

· распускает Думу и назначает новые выборы в случае троекратного отклонения ею предложенной Президентом кандидатуры премьер-министра.

· На основе принципа федерализма Конституция решает вопрос о разграничении предметов ведения между Федерацией и ее субъектами.

Конституция деполитизирована, поэтому общественный строй в ней не определяется. Российская Федерация представлена как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Человек, его права и свободы объявляются высшей ценностью.

Конституция провозглашает идеологическое и политическое многообразие, многопартийность, принцип разделения властей, признание частной собственности, равноправной с государственной.

По своему типу Конституция 1993 г. вписывается в общую систему конституционных актов современных государств мира, сохраняя при этом некоторые специфические черты, характерные для российской государственной традиции.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.03 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал