Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проанализируйте синтаксические особенности текста; определите тип речи и докажите, что данный текст относится к публицистическому стилю речи.
По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет громко ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо. Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения и жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности» (есть такое печальное явление в психологии слабых людей, но объяснять его сейчас не имею возможности – это большой и особый вопрос). Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо. Наша речь – важнейшая часть на только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает». Задание 6 Выделите средства создания языковой игры в следующем тексте: На выставке представлена новая книга. В предисловии написано: «представленная автором психоделическая фантасмогория раскрывает перед читателем диалектическую экзистенциальность синдрома посткоитальной абстиненции, когда индивидуум не способен селективно абстрагироваться от латентно присущих ему девиантных аберраций, являя тем самым пример конвергенции деструктивной ментальности и перманентно когнитивного креатива». Книга рекомендована для домашнего чтения в первых-третьих классах начальной школы. Задание 7 Подберите текст публицистического стиля. Проанализируйте его по предложенному плану. Экстралингвистические признаки: 1. Какому виду деятельности человека соответствует (наука, искусство, делопроизводство, бытовое общение, журналистика и др.)? 2. Какой тип мышления отражает (конкретный, отвлеченно-обобщенный, художественный и др.)? 3. Какую функцию выполнят (информативную, информативно-воздействующую, регламентирующую, коммуникативную, эстетическую)? Лингвистические признаки: 1. Тема. 2. Жанр. 3. Способ изложения: монолог, диалог. Виды монологической речи (описание, повествование, рассуждение). 4. Тональность текста (высокая, повышенная, нейтральная, сниженная, низкая). 5. Лексические средства. 6. Морфологические особенности. 7. Синтаксические признаки. 8. Выражение авторской позиции. Авторская индивидуальность. Особенности устной публичной речи Литература, рекомендуемая для изучения темы 1. Богданова Л. И. Стилистика русского языка и культура речи. Лексикология для речевых действий: учебное пособие / Л. И. Богданова. – М.: Флинта: Наука, 2011. – 125 с. Режим доступа: https://www.biblioclub.ru /57882. 2. Воронцова, Т. А. Элементарная стилистика: учебно-методическое пособие / Т. А. Воронцова; УдГУ. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2008. – 130 с. – Режим доступа: https://elibrary.udsu.ru /xmlui/bitstream/andle/123456789/4592/2009129.pdf. 3. Кожина, М. Н. Стилистика русского языка: учебник / М. Н. Кожина, Л. Р. Дускаева, В. А. Салимовский. – 4-е изд., стереотип. – М.: Флинта: Наука, 2008. – 464 с. – Режим доступа: https://www.biblioclub.ru/83211. 4. Купина, Н. А. Основы стилистики и культуры речи: практикум для студентов-филологов / Н. А. Купина, О. А. Михайлова. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 296 с. 5. Клушина, Н. И. Стилистика публицистического текста / Н. И. Клушина. – М.: Изд-во МГУ, 2008. – 244 с. 6. Райская, Л. М. Лекции по русскому язык и культуре речи / Л. М. Райская. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. – 148 с. 7. Рогова, К. А. Стилистика современного русского языка: учебно-методический комплекс по курсу / К. А. Рогова // Информационно-образовательный интернет-портал «Звуковая энциклопедия русской культуры». – Режим доступа: https://rusmir.philarts.spbu.ru/umk/stilistika. 8. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 696 с. Вопросы для самоконтроля 1. Что такое риторический канон? Из каких частей он состоит? 2. Что такое изобретение? Расположение? Выражение? Запоминание? Произнесение? 3. Как соотносится тот или иной тип речи с определенной целью публичного выступления? 4. Какие разновидности риторических эскизов вы знаете? 5. Назовите вербальные и невербальные средства воздействия на аудиторию. 6. Какие изобразительно-выразительные средства вы знаете? 7. Какими методами можно привлечь и удерживать внимание аудитории? 8. На каком основании выделяют аргументы рациональные и иррациональные (психологические)? 9. Какие типы аргументов выделяют по силе? По связи с тезисом? Как они используются в споре? 10. Назовите типы вопросов. Какова перспективная стратегия ответов на вопросы?
|