Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задание 5 Подготовьте речь-повествование (продолжительность речи не более 5 минут) на одну из указанных тем или придуманных Вами, используя изобразительно-выразительные средства.
Мой первый день взрослой жизни. Моя первая сессия. Мой первый экзамен в университете. Дорога в университет. Интересная книга. Задание 6 Подготовьте убеждающую речь (продолжительность речи не более 7 минут) на одну из указанных тем или придуманных Вами. Составьте риторический эскиз в виде подробного текста, конспекта, тезисного плана, цитатного плана, таблицы. При составлении рабочего плана выступления следует включить в него слова-связки, так как они позволяют увидеть логику текста; помогают улучшить рубрикацию текста; могут быть использованы, чтобы скрыть недостатки логической структуры текста. В рабочий план также вносятся формулировки отдельных положений, указываются примеры, перечисляются факты, приводятся цифры, которые будут использоваться в речи. Составление плана помогает лучше продумать структуру выступления. Когда написан рабочий план, легче определить, какие разделы оказались перегруженными фактическим материалом, а какие, напротив, не имеют примеров; какие вопросы следует опустить, т. к. они несущественны для развития темы, какие включить и т.д. Напишите полностью введение (цель речи, обоснование выбора темы, ее актуальность), заключение (общий итог, выводы). В основной части цитирование обязательно!
1. Беспризорные животные: что с ними делать? 2. Брак по расчету или по любви? 3. Возможны ли сегодня понятия: «долг», «честь», «правда»? 4. Все ли продается? 5. Должен ли студент подрабатывать? 6. Должна ли армия быть профессиональной? 7. Должно ли образование быть платным? 8. Должны ли быть границы свободы слова? 9. Есть ли будущее у клонирования? 10. Есть ли в мире справедливость? 11. Зависит ли наше будущее от нашей учебы? 12. Заслуживает ли реклама доверия? 13. Защитит ли личное оружие? 14. Интернет – альтернатива реальности? 15. Как в споре проявляется национальный характер? 16. В чем особенности русского спорщика? 17. Когда лучше обзаводиться семьей? 18. Красит ли место человека? 19. Кто в доме хозяин? 20. Кто «упрямей» – факты или спорщики? 21. Лучшее изобретение человечества. 22. Мобильный телефон – игрушка для взрослых или …? 23. Может ли свобода быть полной? 24. Может ли человечество обойтись без оружия? 25. Можно ли по речи судить об интеллигентности человека? 26. Можно ли убедить дурака? 27. Мы едим, чтобы жить, или живем, чтобы есть? 28. Надо ли нам учиться у Запада? 29. Нужна ли в России смертная казнь? 30. Нужна ли свободная посещаемость занятий? 31. Нужно ли давать списывать? 32. Нужно ли подавать милостыню? 33. Нужны ли домашние животные горожанину? 34. Официальный брак или гражданский? 35. Планировать жизнь или пустить все на самотек? 36. Почему многие молодые люди не хотят служить в армии? 37. Приносят ли деньги счастье? 38. Путь к успеху: все ли средства хороши? 39. Роль интеллигенции в современном мире. 40. Способна ли тюрьма исправить? 41. Суицид среди молодежи: причины? 42. Ученый и бизнесмен: почему во всем мире первый зарабатывает меньше? 43. Хорошо ли жить в большом городе? 44. Человеческие пороки (речь защитника, речь обвинителя). 45. Эвтаназия: за и против. Задание 7 Проанализируйте структуру доказательств в текстах, приведенных ниже: определите тезис, найдите аргументы. Как связаны тезис и аргументы (прямая индукция; дедукция; доказательство по аналогии; доказательство от противного)? Вариант 1 Главное зло на земле – забвение хоть на миг, что человек – высшая на земле ценность... У этого зла есть свой предел – фашизм – распад связей между людьми, то состояние, когда человек перестает видеть в других людях людей. Фашизм – это сложная система расчеловечивания. Существует множество людских пороков и слабостей: стяжательство, неуживчивость, жестокость, сварливость, страсть к склокам, зависть, замкнутость – и вдруг эти неприятные качества мобилизуются, становятся достоинствами. Более того, кто не обладает такими пороками, должен ими постепенно обзавестись, иначе его сомнут! Это ужас бесчувственности. Для начала людей отключают от знаний, от достижений цивилизации, до предела сужают круг сведений о мире, о жизни, в свободные от знаний мозги вводят яд. При этом лишают доступа к каким бы то ни было противоядиям. Приходилось видеть врачей, которые до нацизма были обычными врачами, потом вступили в нацистскую партию, в СС, стали врачами-убийцами. А после войны снова стали врачами и лечили людей. Бесчувственно убивали. Бесчувственно лечили. Чувства ни при чем. Ужас фашизма состоит в том, что он убивает общепризнанную мораль, извечные нравственные нормы, стирает заповеди. Что значит для лагерного врача клятва Гиппократа по сравнению с приказом, полученным от какого-нибудь штурмбанфюрера? Но персонал концлагеря тоже находится в концлагере. Ежедневно. Постоянно. Л. Гинзбург Вариант 2 Я – совсем не то, что муж, вот он – верх аккуратности. Придется открывать чемоданы. А жаль, они так хорошо уложены. – Муж укладывал? – с улыбкой спросил пассажир с журналом. – Да, – со скромной гордостью ответила женщина... – Но как вы угадали? – Я не угадал. Я, так сказать, дедуктивно вывел, – ответил пассажир с журналом... – Если чемоданы хорошо уложены, то их укладывал аккуратный человек. Верно? – Верно. А дальше? – Итак, тот, кто укладывал эти чемоданы, – аккуратный человек. А ваш супруг, – пассажир с журналом повернулся к женщине, – судя по вашим словам, как раз и есть такой человек. Следовательно, именно он и укладывал эти чемоданы. В.С. Меськов Вариант 3 Рассуждали о том, что мусульманское поверье, будто судьба человека написана на небесах, находит и между нами, христианами, многих поклонников, каждый рассказывал разные необыкновенные случаи pro или contra < за или против>. – Все это, господа, ничего не доказывает, – сказал старый майор, – ведь никто из вас не был свидетелем тех странных случаев, которыми вы подтверждаете свои мнения? – Конечно, никто, – сказали многие, – но мы слышали от верных людей... – Все это вздор! – сказал кто-то, – где эти верные люди, видевшие список, на котором означен час нашей смерти?.. И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок? почему мы должны давать отчет в наших поступках? М. Лермонтов Задание 8 Проанализируйте выступления ораторов (письменный текст, ауди- видеозапись) с точки зрения последовательности, непротиворечивости, обоснованности суждений. Обратите внимание на использование терминов, четкость утверждений, аргументацию. Задание9Найдите ошибку в аргументации: Единообразные законы о браке – хорошие законы, поскольку законодательство, вносящее единство в нормы о браке, снижает количество разводов... А снижает оно количество разводов потому, что единое брачное законодательство стандартизирует нормы, относящиеся к заключениюбрака. Поль Сопер Задание10 Найдите ошибки в демонстрации: Вариант 1 – Все от воспитания. Если человек вежливый, ясно, что он получил хорошее воспитание. Поэтому, когда я встречаю такого, как этот, я даже не сержусь, а просто думаю: «Родителям было не до него». Вы не согласны? – Нет, – ответил логик. – Почему? Вы не верите в воспитание? – Я верю в воспитание. Но вы сказали «поэтому», и мне показалось, будто вы считаете, что из того, что если человек вежливый, то он хорошо воспитан, следует, что если он невежливый, то воспитан плохо. Вот с чем я не согласен. Вариант 2 Все мои друзья и знакомые поддерживают демократов. Значит, каждый уважающий себя человек должен придерживаться такого же мнения. Задание 11 Составьте импровизацию – логически завершенный фрагмент выступления (не более двух минут), частью которого включите одно из высказываний: Вариант 1 Провал – это возможность начать снова, но более эффективно. Успех – это когда получаешь то, что хочешь. Счастье – это когда то, что ты получаешь, тебе нравится. Я не знаю ключа к успеху, но ключ к провалу заключается в попытке доставить удовольствие всем. (Г. Форд) Вариант 2 Два смысла в жизни – внутренний и внешний, У внешнего – семья, дела, успех; А внутренний – неясный и нездешний – В ответственности каждого за всех. (И. Губерман) Вариант 3 Жизнь отдельного человека имеет смысл лишь в той степени, насколько она помогает сделать жизни других людей красивее и благороднее. (А. Эйнштейн) Вариант 4 Если единственный инструмент, которым вы располагаете, – это молоток, то многое вокруг покажется вам гвоздями. (М Твен)
|