Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Без сомнений, дисплеи могут быть и, вероятно, являются многоголосными или
полисемическими в том смысле, что более чем одна порция социальной информации может быть в них закодирована. (Например, наши формулы адресования, как правило, содержат указания на пол получателя, а также, как правило, намекают на тип взаимоотношений между говорящим и тем, кому адресуются. Помимо этого, обычно они включают и профессиональные титулы («агентивы»). В основных европейских языках маскулинная форма обычно не маркируется, а феминная обозначается суффиксом, который, помимо этой цели, нередко служит для маркирования некомпетентности, комизма и неопытности.[2]) Наряду с этой сложностью существует еще одна. Признание самых различных статусов может быть закодировано в одном и том же дисплее, однако в таком случае это признание должно отвечать требованиям некоей иерархии признаний и осуществляться последовательно. Например, когда имеет место процедура награждения, мужчина-награждающий обычно вначале дает медаль, диплом, приз или что-либо иное, и лишь затем жмет руку награждаемого, чередуя таким образом признание человека со стороны организации, выраженное в дарении, и официальное, гражданское признание победителя в качестве солдата, коллеги, почетного гражданина и т. д. При этом, когда награждающий демонстрирует свое отношение ко второму событию, он сопровождает эту демонстрацию рукопожатием или посредством изменения выражения лица. Такой «последовательный» сценарий еще более нагляден, когда речь заходит о награждении женщин. Здесь мы имеем дело с так называемым «социальным поцелуем». Когда адмирал Элмо Р. Замволт, в то время возглавлявший американские военно-морских силы, руководил церемонией, в ходе которой Алин Дьюерк стала первой женщиной-адмиралом в истории военно-морских сил США (в качестве директора военно-морского медицинского корпуса), он добавил ко всему происходящему глубокий поцелуй в губы.[3] Сходным же образом, женщина арфистка, едва окончив исполнение концерта для арфы Гинастера ипожав руку дирижеру (как то сделал бы и солист-мужчина), вольна (а мужчина — нет)прибавить дополнительный штрих, склонившись и поцеловав дирижера в щеку. Обратнаяпоследовательностьтакже является возможной. Мне доводилось видеть благовоспитанного отца, который снял шляпу, когда он впервые увидел свою дочь после двухлетней разлуки, а затем наклонился и поцеловал ее. (Снятие шляпы, как правило, обозначает отсылку к отношениям между полами — по-видимому, такую реакцию может вызвать любая женщина, — а вот поцелуй означивает отношения между родственниками). 5. Дисплеи очень значительно расходятся в степени их формализации. Некоторые из них, например, приветствия, являются специфицированными в зависимости от формы и обстоятельств своего произнесения. Ошибки в определении этих обстоятельств могут запросто привести к специфическим санкциям в отношении ошибающегося. Некоторыедругие, наоборот, настолько сами собой разумеются, что ожидается лишь, что некийучащийся выскажет вслух то, что знают все (но не отдавая себе отчета), а ошибка в этом невызовет ничего большего, чем легкая неловкость и поиск приемлемых причин для того, чтобы порицать нарушителя. 6.Тот тип дисплеев, который заботит меня в наибольшей степени — гендерные дисплеи —имеет связанную с вышесказанным особенность, здесь уж очень многие нюансы, кажется, можно назвать «опциональными», произвольными.[4] Например, в случае мужской любезности некие особенные дисплеи вовсе не обязательно должны быть инициированы, если же они все-таки инициированы — то вовсе не обязательно их принимать, они могут быть попросту вежливо отклонены, проигнорированы. В конце концов, если дисплей провалился, всегда можно окончить его иронией, шутливым жестом или шутливой жалобой — иногда это даже в большей степени полигон для остроумия, нежели пространство социального контроля. Связанная с этим причина попустительства — этонечто совсем другое: для каждого дисплея существует набор функциональных эквивалентов, посредством которых некоторые из его эффектов могут быть достигнутытак же успешно, то есть посредством иного типа изысканности. В работе также находитсясам процесс ритуализации. Получатель, отклоняющий жест того, кто выражаетблагодарность, ждет, пока последний выкажет свое желание его совершить; чем в большейстепени этот последний может рассчитывать на такую остановку своего движения, тем вбольшей степени демонстрация намерения может сама по себе замещать полную формужеста.
|