Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Инновационные процессы в образовании
Инновационные процессы в образовании стали сегодня неотъемлемой частью общественного развития как главного требования времени. Под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств «Процесс (лат. рrocessus – продвижение) – это: 1) последовательная смена состояний, каких-либо явлений, ход развития чего-либо; 2) совокупность последовательных действий для достижения результата» [7, 499]. Инновационные процессы в образовании необходимо рассматривать в контексте социальных вызовов времени. Это предполагает: соответствие системы образования комплексу жизненных социальных потребностей; внутреннюю согласованность её частей и оценку обществом каждого из структурных элементов; нацеленность образования на прогрессивное развитие общества; наличие у молодых людей потребности в образовании, её социальную направленность. Поиски решения педагогических проблем инноватики связаны с анализом имеющихся результатов исследования сущности, структуры, классификации и особенностей протекания инновационных процессов в сфере образования. На теоретико-методологическом уровне проблема нововведений наиболее фундаментально с позиций системно-деятельностного подхода отражена в работах В.И Загвязинского, В. С. Лазарева, М.М. Поташника, Н. Б Пугачёвой, А.В. Хуторского. Это дает возможность анализировать отдельные стадии инновационного процесса и комплексно изучать нововведения [9]. В педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований. Термины “инновации в образовании“ и “педагогические инновации“, употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики. Ученых активно стали интересовать инновационные преобразования в педагогической деятельности, которые изменяли содержание и технологии обучения и воспитания, с целью повышение эффективности образовательного процесса. Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств К началу 90-х гг. получила международное признание в качестве рабочих ориентиров в программах ЮНЕСКО направленность на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных перемен. В последние десятилетия изменения в характере обучения происходят в контексте глобальных образовательных тенденций. К числу этих «мегатенденций» относятся:
- массовый характер образования и его непрерывность как новое качество;
- значимость, как для индивида, так и для общественных ожиданий и норм;
- ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности;
- адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности;
- ориентация обучения на личность учащегося, обеспечение возможностей его самораскрытия[6].
Инновационность педагогического процесса заключается в формировании и развитии нового в его содержании и организации. В научной литературе различают понятия " новация" и " инновация". Новация –средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.). Инновация – процесс освоения этого средства. Инновация – это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое. Нововведение понимается как результат инновации [8]. Инновационный процесс включает в себя четыре основных этапа: обнаружение проблемы, несоответствия; генерирование идеи (в определённом случае – научное открытие); разработка идеи в прикладном аспекте; реализация нововведения в практике. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью[2]. Инновационные процессы должны осуществляться сегодня во всех образовательных структурах. Новые типы образовательных учреждений, систем управления, новые технологии и методики - это проявления огромного потенциала инновационных процессов. Грамотное и продуманное их осуществление способствует углублению в нём позитивных изменений. Вместе с тем, реализация нововведений на практике должна быть сопряжена с минимальными отрицательными последствиями. Поэтому внедрение инноваций в практику всегда предполагает подготовительный этап, включающий в себя моделирование, экспертные оценки, дальнейшую доработку и соотношение с последними достижениями в области образования. Инновационность в обучении имеет и социально-философский аспект, который в последние годы привлек к себе специальное внимание социологов социальных философов. Авторы доклада Римскому клубу «Нет пределов обучению», получившего широкую мировую известность в конце 70 г.г. сформулировали представление об основных типах обучения, понимая обучение в широком смысле слова - как процессе приращения опыта, как индивидуального, так и социокультурного. К этим типам обучения относятся: «поддерживающее обучение» и «инновационное обучение» [1]. «Поддерживающее обучение» - процесс и результат такой учебной (а в результате и образовательной) деятельности, которая направлена на поддержание, воспроизводство существующей культуры, социального опыта, социальной системы. Такой тип обучения (и образования) обеспечивает преемственность социокультурного опыта. «Инновационное обучение» - процесс и результат такой учебной и образовательной деятельности, которая стимулирует вносить инновационные изменения в существующую культуру, социальную среду. Такой тип обучения (и образования) помимо поддержания существующих традиций стимулирует активный отклик на возникающие как перед отдельным человеком, так и перед обществом проблемные ситуации. Обращение к такому пониманию расширяет взгляд на значение дидактических поисков. Планируемый учебный процесс, т.е. то, чем занимается дидактика, охватывает первые два из названных типов обучения. Важно отметить, что первый из них связан с ретрансляцией, воспроизводством социального опыта, второй - с творческим поиском на основе имеющегося опыта и тем самым с его обогащением. Трудно представить себе, чтобы практика обучения всегда сводилась к организации чистой репродукции, еще более нереально представить себе обучение на чисто исследовательской основе. Скорее, дело в направленности обучения. В современной зарубежной дидактике все большее распространение получает ориентация именно на «инновационное» обучения; в то же время в практике учебных заведений преобладает иной, «поддерживающий» тип обучения. Этот разрыв, это несоответствие, по мнению социологов и педагогов, во многом объясняет неподготовленность общества к столкновению с новыми ситуациями социальной жизни, неготовность своевременно отозваться на возникающие проблемы - политические, экологические, экономические и т.д. Таким образом, инновационность как характеристика обучения относится не только к дидактическому его построению, но и к его социально значимым результатам. Инновационные процессы являются закономерностью в развитии современного образования. Данные сравнительно-педагогических исследований показывают, что, несмотря на различия школьных систем, содержания учебных программ, общие представления о традиционном учебном процессе имеют сходные черты. Традиционным является урок, в ходе которого учитель сообщает, передает знания, формирует умения и навыки, опираясь на предъявление нового материала (сообщение, изложение), его воспроизведение учениками, оценивает результаты этого воспроизведения. На протяжении первых десятилетий XX века попытки преобразовать традиционное обучение, связанные с дидактическими поисками «нового воспитания», главным образом происходили в экспериментальных «новых школах» (Ривин, Френе, Шацкий и др.). На протяжении предыдущего столетия менялся и уровень массового обучения. В первой половине столетия массовым для индустриально развитых стран было начальное обучение. После Второй мировой войны массовым и практически всеобщим обязательным стало среднее образование. В последние десятилетия в условиях постиндустриального общества массовым стало обучение и в высшей школе. С середины столетия дидактическое экспериментирование приобретает массовый характер, охватывает все уровни образования. Особенно значимыми для развития инновационных процессов были 70-90-е годы прошлого столетия. Менялись подходы к обучению, вследствие чего изменились социальные и жизненные роли знаний и познавательно-творческих возможностей человека. Современные зарубежные социологи подчеркивали, что в период классической индустриализации роль физической работы уменьшается, интерес к знаниям несколько увеличивается, капитал значительно возрастает. В постиндустриальный период, который характеризуется как информационно-инновационный, соотношение трех названных факторов меняется. Знания становятся наиболее значимым фактором, менее значим капитал, физическая работа приобретает не значительный характер. Таким образом, в сфере знаний особое значение приобретает процесс развития креативности. На фоне сложившегося традиционного обучения черты нетрадиционных подходов также оказываются устойчивыми. Действительно, исследования показывают, что на протяжении ряда последних лет построение обучения в контексте субъектности является нетрадиционным для педагогов. Учитель создает для учащегося условия занимать не просто активную, но и инициативную позицию в учебном процессе. Ученик при этом не просто «усваивает» предлагаемый учителем (программой, учебником) материал, но познает мир, вступая с ним в активный диалог. Ему самому приходиться искать ответы и не останавливаться на новом знании, как на окончательной истине. И сегодня продолжается поиск, направленный на превращение традиционного обучения в личностно-ориентированный процесс учения и самовоспитания. Идея проектирования, развития полисубъектного взаимодействия в информационном пространстве образовательного учреждения продиктована желанием предоставить ребенку и любому субъекту образовательного процесса возможность удовлетворить личные и социальные образовательные потребности. Придерживаясь принципа, что в каждом есть свой талант, любой субъект может раскрыть его, способ полисубъектного взаимодействия может обеспечить становление личности в каждом ребенке и развитие его индивидуальности в информационном пространстве школы при организованном диалоговом взаимодействии в учебно-воспитательном процессе. Появление полисубъектных общностей обеспечивает достижение воспитательных целей, которые заключаются в том, чтобы каждый выпускник школы был высоконравственный, творческий, компетентный, ответственный гражданин России, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Полисубъектный подход раскрывает условия, закономерности и принципы взаимодействия субъектов образовательной среды, рассматривая это взаимодействие в рамках развивающейся системы. В результате полисубъектного взаимодействия содержание и организация образовательной деятельности педагога могут быть пересмотрены. Очевидно, немаловажным фактором является и организация школьников в систему общения, когда «один будет видеть в себе другого», так как потребности сегодняшних школьников влияют на преобразования завтрашнего дня. С этой задачей может справиться только учитель, живущий в ощущении времени, жаждущий сохранить те человеческие ценности, которые поддерживают развитие и созидание [4]. Полисубъектное взаимодействие — это такая форма взаимодействия субъектов друг с другом, которая способна порождать их взаимную обусловленность и особый тип общности. Полисубъект отражает единство развития внутренних содержаний реальных субъектов, находящихся в субъект-субъектных отношениях и объединенных совместной творческой деятельностью. Субъекты полисубъекта способны к активности, действенности, интеграции. Они готовы к преобразованию окружающего мира и себя, выступают как целостный субъект в отношении к процессу саморазвития и в отношениях с другими полисубъектами. Важным условием инновационного процесса и объективной необходимостью в инновационной деятельности педагога, сущностной характеристикой инновационного процесса является творчество. Поэтому, на наш взгляд, основу и содержание инновационных образовательных процессов составляет творческая инновационная деятельность, сущность которой заключается в обновлении педагогического процесса, внесении новообразований в традиционную систему, которая предусматривает наивысшую степень педагогического творчества. При этом, «если этот процесс не сопровождается самопознанием субъекта (ученика, учителя), самоанализом и самооценкой, осознанием собственного эмоционального состояния и психического переживания, вызывающими глубинные изменения в человеке, нельзя считать, что обучение достигло своей цели и способствовало формированию человеческого образа в самом человеке, его самовоспитанию» [5: 8]. В философском понимании (Н.А. Бердяев, К. Юнг, В.Ф. Овчинников и др.) творчество свойственно живой и неживой природе, человеку и обществу, и выступает в качестве механизма продуктивного развития. Психологи (В.Н. Дружинин, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев и др.) трактуют творчество как продукт мыслительной деятельности. В педагогической литературе творчество определяется как деятельность, дающая новые, впервые создаваемые оригинальные продукты, имеющие общественное значение. Его различные стороны нашли отражение в терминах «творческая личность», «творческий потенциал», «творческая деятельность», «творческий процесс», «творческое мышление», «творческая активность» и т.д. (В.И. Андреев, Ю.Л. Козырева, Ю.Н. Кулюткин, Е.С. Рапацевич и др.). Д.Б. Богоявленская, И.П. Калошина, В.П. Пархоменко, Е.Л Яковлева и др. изучают творчество через личностные характеристики и через процессы, имеющие место в творческой деятельности. В качестве характерных признаков творчества ученые выделяют новизну, оригинальность, уникальность, прогрессивность и определяют творчество как деятельность, порождающую нечто новое, никогда ранее не имевшее место. Т.Г. Браже, A.M. Матюшкин и др. подчеркивают социальную значимость результата творческой деятельности. Творческий процесс мы определяем как совокупность последовательных действий субъекта деятельности, направленных на создание объективно и субъективно новых, оригинальных продуктов, обладающих социальной значимостью и прогрессивностью, на изменение качественных показателей его развития. Специфика творческого процесса заключается в том, что анализу поддаются только внешние фактические действия, в которых участвует субъект деятельности, в то время как глубина погружения, причастность, внутренние ощущения – глубоко субъективные его параметры и не поддаются обычному наблюдению и общепринятой логике. Исследователь выделяет такие условия и факторы развития творческого стиля деятельности, как: проблематизация содержания образования, рефлексивная позиция преподавателя и студента в учебном процессе, диалог как форма осуществления субъект-субъектного взаимодействия в учебном процессе, основанном на межличностном, а не на ролевом взаимодействии [3]. Инновационно настроенный педагог всегда творит в соавторстве с учениками. Варианты сотворчества педагога с обучающимися могут быть разными: - педагог не соотносит свой творческий процесс с деятельностью учащихся, творит для себя и от себя; - педагог соотносит свое творчество с деятельностью класса, управляет общим творческим процессом; - педагог учитывает нюансы деятельности отдельных учащихся; - педагог создает общую концепцию урока, учитывает особенности отдельных учеников, обеспечивает им индивидуальный подход. Поскольку инновационность, творчество в педагогической деятельности зависит от субъектной позиции его участников, то вопрос о субъектах имеет принципиальное значение. Субъект, в данном контексте, – это не только человек, познающий и преобразующий окружающий мир, обладающий сознанием и волей, но это ещё тот, кто способен к организации своей активности. Организация личностью своей активности означает её мобилизацию, согласование с требованиями данной деятельности, сопряжение с активностью других людей, с умением работать в команде, сотрудничать. Подчеркнем, что существует закономерная связь и взаимообусловленность между педагогическим творчеством и инновационной деятельностью: одно не существует без другого, оба явления описываются в категориях новизны, оригинальности, прогрессивности и неординарности. Таким образом, полисубъектное взаимодействие всех участников педагогического процесса отражает инновационные процессы в образовании и является проявлением новой образовательной парадигмы, характеризующейся развитием творческого, новаторского подхода к организации учебно-воспитательного процесса. Подчеркивая эффективность использования полисубъектного подхода в образовании, выделим следующее:
- Полисубъектное взаимодействие обеспечивает не только развитие творческого потенциала, но и способствует проявлению креативности в ситуации неопределенности;
- Полисубъектность развивает интерпретационную компетентность учителя, как умение посмотреть на ситуацию с разных точек зрения;
- Индивидуально-личностная направленность образования, реализуемая через использование технологий диалогового взаимодействия, способствует развитию умений учителя применять полисубъектный подход в своей профессиональной деятельности
Литература
- Громыко Н.В. Метапредмет «Знание». / Учебное пособие для учащихся старших классов. — М., 2001.
- Инновации в образовании. – Выпуск 2. – СПб., 2011. – 167 с.
- Инновации в учительском опыте: Зачетные работы слушателей годичных курсов «Инновационные педагогические технологии» / Под редакцией Т.Б. Казачковой, О.М. Терешенкова. – Санкт-Петербург, 1999. – 145 с.
- Казачкова Т.Б.Феномен полисубъектного взаимодействия в системе постдипломного образования // Постдипломное образование: проблемы развития личности //70-летию Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования посвящается //Материалы VIII международной научно-практической конференции кафедры педагогики и андрагогики. – СПб., 2009. – С. 52-54
- Перминова Л.М. САМОПОЗНАНИЕ: ПУТЬ К СЕБЕ / Учебно-методическое пособие. Издание 2-е. – Москва, 2010. – 77с.
- Прозументова, Г.Н. Традиция и новация: способы целеобразования и развития педагогической практики / Г.Н. Прозументова // Традиционные и инновационные процессы в современном образовании. – Томск, 1996. – №8. – С. 16-28.
- Современный словарь иностранных слов / Гл. ред. Е.А. Гришина. – СПб.: Дуэт, 1994. – 752 с.
- Тюнников, Ю. С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения / Ю. С. Тюнников // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. – № 5. – С. 10–14.
- Хуторской А.В. Педагогическая инновация, методология, теория, практика: Научное издание / А.В. Хуторской. – М.: Мир, 2005. – 280 с.
|