Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Н. Д. Лащенко






ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Е. И. РЕРИХ

 

Монография

Допущено Учебно-методическим объединением

по направлениям педагогического образования

Министерства образования Российской Федерации

в качестве учебного пособия для студентов

высших педагогических учебных заведений

 

Санкт-Петербург

Издательство РГПУ им. А. И. Герцена 2003

 


Печатается по решению Редакционно-издательских советов РГПУ им. А. И. Герцена и Белгородского государственного университета

Рецензенты:

доктор педагогических наук. профессор кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена Т. К. Ахаян;

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена И. С. Батракова;

доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства Л. М. Перминова;

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Белгородского государственного университета B. C. Шилова

Лащенко Н. Д.

Л32 Философско-педагогические взгляды Е. И. Рерих: Моно­графия. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. -128 с.

ISBN 5-8064-0704-7

Книга посвящена малоизученному творческому наследию Е. И. Рерих в области педагогики. В свете нового миропонимания, представленного в Учении Живой Этики, раскрываются вопросы обучения, воспитания и самосовершенствования человека.

Для студентов, аспирантов, научных работников, преподавате­лей философских, педагогических и психологических факультетов.

 

© Лащенко Н. Д., 2003.
© Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2003.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Современный этап развития педагогики характеризуется расширением ее границ, обращением к новым, нестандартным идеям, обогащающим педагогическую теорию и практику.

В этой связи особый интерес для педагогики представляет мало осмысленное современной наукой Учение Живой Этики. В нем представлено неортодоксальное видение места и роли человека в структуре Мироздания и путей воспитания личнос­ти, способной к самосовершенствованию и творческой деятель­ности, направленной на преобразование окружающего мира.

Как известно, с Живой Этикой тесно связано имя Е. И. Ре­рих. Долгие годы Елена Ивановна сотрудничала с группой Ду­ховных Учителей (Махатмами), под руководством и в сотрудни­честве с которыми была создана и опубликована серия книг " Учение Живой Этики" (95, с. 14). Это Учение является синте­зом многогранного опыта человечества - научного, философс­кого, эстетического, религиозного. В нем наряду с обобщением знаний, накопленных человечеством на всем историческом пути, определены, по утверждению Е. И. Рерих, новые вехи развития мышления и сознания людей (94, с. 303).

Учение явилось смыслом жизни Е. И. Рерих. Его положе­ния она претворяла в себе самой, своих поступках, в отноше­нии к гражданскому и человеческому долгу. Поэтому, раскры­вая взгляды Е. И. Рерих относительно педагогических проблем, следует рассматривать не только ее персональное творчес­кое наследие, но и книги " Учения Живой Этики".

Имя русского философа и духовного подвижника XX века Е. И. Рерих до недавнего времени было известным немногим, между тем она оставила миру огромное творческое наследие: наряду с книгами " Учения Живой Этики" перевод с английского на русский язык двух томов " Тайной доктрины" Е. П. Блават­ской; выдержки из книги " Письма Махатм" (" Чаша Востока"), а также опубликованные под псевдонимами книги " Основы буд­дизма", " Криптограммы Востока", " Знамя Преподобного Сер­гия". По ее записям издан сборник " У порога Нового Мира" и др.

Существенным дополнением к Учению Живой Этики слу­жит эпистолярное наследие Е. И. Рерих. В письмах, адресо­ванных друзьям и сотрудникам, она разъясняет идеи, изло­женные в этом Учении. География писем охватывает Северную и Южную Америку, Западную и Восточную Европу, множество стран мира. Одним из ее респондентов был Президент США Франклин Рузвельт. Есть несколько изданий писем Е.И. Рерих, самые распространенные из них - " Письма Елены Рерих", " Ок­культизм и Йога", " Письма в Америку".

Елена Ивановна не оставила отдельных педагогических произведений, но все ее работы содержат мысли, отражаю­щие ее педагогические взгляды. Значительное внимание в твор­ческом наследии Е. И. Рерих уделяется проблеме создания школы, развивающей душевные и духовные силы человека, спо­собствующей реализации его высшего предназначения.

Отличительной чертой Учения Живой Этики служит нели­нейное изложение материала. Структура текста представлена в виде расширяющейся спирали, где каждая тема, предлагае­мая для размышления, подается в различных контекстах, по принципу нарастания, дополнения, усложнения, каждый раз высвечиваясь новыми своими гранями. Такая структура изло­жения рассчитана на восприятие Учения людьми, находящи­мися на разных уровнях интеллектуальной и нравственной зре­лости. Что же касается исследовательского подхода к изучению философских и педагогических аспектов Учения Живой Этики, то такая подача материала создает определенные трудности для человека, не знакомого или мало знакомого с основами этого Учения. Сложность прочтения первоисточников усугуб­ляется своеобразием лексики и стилистики Е. И. Рерих - они носят отпечаток различных философских и религиозных сис­тем, идеи которых вбирает в себя Живая Этика.

Для того, чтобы рассмотреть философские, а затем педа­гогические взгляды Е. И. Рерих и сделать излагаемый материал доступным для прочтения, потребовалось раскрыть содержание понятийного аппарата Учения Живой Этики и произвести его идентификацию с терминологией, используемой в совре­менной философской, психологической и педагогической науке.

Помимо этого, потребовалось извлечь из текста отдель­ные философские, антропологические и этические положения, явившиеся основой педагогических взглядов Е. И. Рерих, рас­крыть гуманистическую сущность ее педагогики, проанализировать педагогическое наследие Е. И. Рерих с позиции современных педа­гогических представлений и перспектив совершенствования об­разования и при помощи системной реконструкции предста­вить педагогические взгляды Е. И. Рерих в форме, адекватной традициям отечественной педагогики.

В высказываниях Е. И. Рерих и текстах Живой Этики дают­ся рекомендации, адресованные непосредственно школьному учителю. Наряду с этим - много ценных указаний для тех, кто следует принципам этого Учения. Однако, по нашему мнению, все советы и рекомендации, касающиеся принципов взаимо­действия ученика и его духовного Учителя, универсальны и вполне приемлемы для организации и осуществления взаимо­отношений ребенка и учителя в современной школе, поэтому мы иногда используем эту аналогию.

Ввиду необходимости частого обращения к источникам, чтобы не затруднять чтение, их названия приведены в сокра­щении - обозначены начальными буквами (Листы Сада Мории. Книга первая. Зов - 3.; Листы Сада Мории. Книга вторая. Оза­рение - Оз.; Община - О.; Знаки Агни Йоги. Агни Йога - А. Й.; Беспредельность - Б.; Иерархия - И.; Сердце - С; Мир Огнен­ный - М. О.; АУМ - А.; Братство - Бр.; Надземное - Н.; Напутствие Вождю - Н. В.). Если тот или иной источник имеет не­сколько частей, то вслед за буквами римской цифрой указывается номер части, затем арабскими цифрами - номер блока, на которые подразделяется эта часть (напр., М. О. II, 271). В книге " Озарение" подразделы в каждой части, обозначенные в источнике римскими цифрами, вводятся через двоеточие (напр., Оз. III: V, 18). Письма Е. И. Рерих, 1929-1938: В 2 т. в ссыл­ках обозначаются буквой П., затем идет номер тома и страни­ца (напр., П., т. 1, с. 28). В ссылках на другие источники указы­ваются их номер в библиографическом списке и при необходимости - страницы.

В первой главе раскрываются концептуальные положения Учения Живой Этики, предопределившие своеобразие мировоз­зрения Е. И. Рерих и гуманистическую сущность ее педагогики; ее трактовка факторов, детерминирующих развитие человека; специфика понимания Е. И. Рерих идей свободы ребенка, природосообразности и персонализации воспитания.

Вторая глава посвящена рассмотрению взглядов Е. И. Ре­рих на пути совершенствования содержания образования; оп­ределению роли нравственного воспитания в формировании и развитии личности ребенка; истолкованию педагогического зна­чения труда в жизни и воспитании человека; обоснованию кра­соты как одного из путей развития и совершенствования чело­века и окружающего мира.

По нашему убеждению, в недалеком будущем Е. И. Рерих займет видное место в ряду великих просветителей, мыслите­лей-гуманистов, будет должным образом оценен и ее вклад в гуманистическую педагогику.

Феномен Е. И. Рерих неисчерпаем. Еще полностью не изу­чено, не осмыслено и не описано Учение Живой Этики, так как многие идеи и разработки Елены Ивановны еще не востребова­ны жизнью и ждут своих исследователей. Мы считаем, что при­шла пора исследования, осмысления творческого наследия Е. И. Рерих и развития идей, относящихся к области педагогики.

Глава I


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал