Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Н. Д. Лащенко
ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Е. И. РЕРИХ
Монография Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших педагогических учебных заведений
Санкт-Петербург Издательство РГПУ им. А. И. Герцена 2003
Печатается по решению Редакционно-издательских советов РГПУ им. А. И. Герцена и Белгородского государственного университета Рецензенты: доктор педагогических наук. профессор кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена Т. К. Ахаян; доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена И. С. Батракова; доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства Л. М. Перминова; доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Белгородского государственного университета B. C. Шилова Лащенко Н. Д. Л32 Философско-педагогические взгляды Е. И. Рерих: Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. -128 с. ISBN 5-8064-0704-7 Книга посвящена малоизученному творческому наследию Е. И. Рерих в области педагогики. В свете нового миропонимания, представленного в Учении Живой Этики, раскрываются вопросы обучения, воспитания и самосовершенствования человека. Для студентов, аспирантов, научных работников, преподавателей философских, педагогических и психологических факультетов.
© Лащенко Н. Д., 2003.
ПРЕДИСЛОВИЕ Современный этап развития педагогики характеризуется расширением ее границ, обращением к новым, нестандартным идеям, обогащающим педагогическую теорию и практику. В этой связи особый интерес для педагогики представляет мало осмысленное современной наукой Учение Живой Этики. В нем представлено неортодоксальное видение места и роли человека в структуре Мироздания и путей воспитания личности, способной к самосовершенствованию и творческой деятельности, направленной на преобразование окружающего мира. Как известно, с Живой Этикой тесно связано имя Е. И. Рерих. Долгие годы Елена Ивановна сотрудничала с группой Духовных Учителей (Махатмами), под руководством и в сотрудничестве с которыми была создана и опубликована серия книг " Учение Живой Этики" (95, с. 14). Это Учение является синтезом многогранного опыта человечества - научного, философского, эстетического, религиозного. В нем наряду с обобщением знаний, накопленных человечеством на всем историческом пути, определены, по утверждению Е. И. Рерих, новые вехи развития мышления и сознания людей (94, с. 303). Учение явилось смыслом жизни Е. И. Рерих. Его положения она претворяла в себе самой, своих поступках, в отношении к гражданскому и человеческому долгу. Поэтому, раскрывая взгляды Е. И. Рерих относительно педагогических проблем, следует рассматривать не только ее персональное творческое наследие, но и книги " Учения Живой Этики". Имя русского философа и духовного подвижника XX века Е. И. Рерих до недавнего времени было известным немногим, между тем она оставила миру огромное творческое наследие: наряду с книгами " Учения Живой Этики" перевод с английского на русский язык двух томов " Тайной доктрины" Е. П. Блаватской; выдержки из книги " Письма Махатм" (" Чаша Востока"), а также опубликованные под псевдонимами книги " Основы буддизма", " Криптограммы Востока", " Знамя Преподобного Сергия". По ее записям издан сборник " У порога Нового Мира" и др. Существенным дополнением к Учению Живой Этики служит эпистолярное наследие Е. И. Рерих. В письмах, адресованных друзьям и сотрудникам, она разъясняет идеи, изложенные в этом Учении. География писем охватывает Северную и Южную Америку, Западную и Восточную Европу, множество стран мира. Одним из ее респондентов был Президент США Франклин Рузвельт. Есть несколько изданий писем Е.И. Рерих, самые распространенные из них - " Письма Елены Рерих", " Оккультизм и Йога", " Письма в Америку". Елена Ивановна не оставила отдельных педагогических произведений, но все ее работы содержат мысли, отражающие ее педагогические взгляды. Значительное внимание в творческом наследии Е. И. Рерих уделяется проблеме создания школы, развивающей душевные и духовные силы человека, способствующей реализации его высшего предназначения. Отличительной чертой Учения Живой Этики служит нелинейное изложение материала. Структура текста представлена в виде расширяющейся спирали, где каждая тема, предлагаемая для размышления, подается в различных контекстах, по принципу нарастания, дополнения, усложнения, каждый раз высвечиваясь новыми своими гранями. Такая структура изложения рассчитана на восприятие Учения людьми, находящимися на разных уровнях интеллектуальной и нравственной зрелости. Что же касается исследовательского подхода к изучению философских и педагогических аспектов Учения Живой Этики, то такая подача материала создает определенные трудности для человека, не знакомого или мало знакомого с основами этого Учения. Сложность прочтения первоисточников усугубляется своеобразием лексики и стилистики Е. И. Рерих - они носят отпечаток различных философских и религиозных систем, идеи которых вбирает в себя Живая Этика. Для того, чтобы рассмотреть философские, а затем педагогические взгляды Е. И. Рерих и сделать излагаемый материал доступным для прочтения, потребовалось раскрыть содержание понятийного аппарата Учения Живой Этики и произвести его идентификацию с терминологией, используемой в современной философской, психологической и педагогической науке. Помимо этого, потребовалось извлечь из текста отдельные философские, антропологические и этические положения, явившиеся основой педагогических взглядов Е. И. Рерих, раскрыть гуманистическую сущность ее педагогики, проанализировать педагогическое наследие Е. И. Рерих с позиции современных педагогических представлений и перспектив совершенствования образования и при помощи системной реконструкции представить педагогические взгляды Е. И. Рерих в форме, адекватной традициям отечественной педагогики. В высказываниях Е. И. Рерих и текстах Живой Этики даются рекомендации, адресованные непосредственно школьному учителю. Наряду с этим - много ценных указаний для тех, кто следует принципам этого Учения. Однако, по нашему мнению, все советы и рекомендации, касающиеся принципов взаимодействия ученика и его духовного Учителя, универсальны и вполне приемлемы для организации и осуществления взаимоотношений ребенка и учителя в современной школе, поэтому мы иногда используем эту аналогию. Ввиду необходимости частого обращения к источникам, чтобы не затруднять чтение, их названия приведены в сокращении - обозначены начальными буквами (Листы Сада Мории. Книга первая. Зов - 3.; Листы Сада Мории. Книга вторая. Озарение - Оз.; Община - О.; Знаки Агни Йоги. Агни Йога - А. Й.; Беспредельность - Б.; Иерархия - И.; Сердце - С; Мир Огненный - М. О.; АУМ - А.; Братство - Бр.; Надземное - Н.; Напутствие Вождю - Н. В.). Если тот или иной источник имеет несколько частей, то вслед за буквами римской цифрой указывается номер части, затем арабскими цифрами - номер блока, на которые подразделяется эта часть (напр., М. О. II, 271). В книге " Озарение" подразделы в каждой части, обозначенные в источнике римскими цифрами, вводятся через двоеточие (напр., Оз. III: V, 18). Письма Е. И. Рерих, 1929-1938: В 2 т. в ссылках обозначаются буквой П., затем идет номер тома и страница (напр., П., т. 1, с. 28). В ссылках на другие источники указываются их номер в библиографическом списке и при необходимости - страницы. В первой главе раскрываются концептуальные положения Учения Живой Этики, предопределившие своеобразие мировоззрения Е. И. Рерих и гуманистическую сущность ее педагогики; ее трактовка факторов, детерминирующих развитие человека; специфика понимания Е. И. Рерих идей свободы ребенка, природосообразности и персонализации воспитания. Вторая глава посвящена рассмотрению взглядов Е. И. Рерих на пути совершенствования содержания образования; определению роли нравственного воспитания в формировании и развитии личности ребенка; истолкованию педагогического значения труда в жизни и воспитании человека; обоснованию красоты как одного из путей развития и совершенствования человека и окружающего мира. По нашему убеждению, в недалеком будущем Е. И. Рерих займет видное место в ряду великих просветителей, мыслителей-гуманистов, будет должным образом оценен и ее вклад в гуманистическую педагогику. Феномен Е. И. Рерих неисчерпаем. Еще полностью не изучено, не осмыслено и не описано Учение Живой Этики, так как многие идеи и разработки Елены Ивановны еще не востребованы жизнью и ждут своих исследователей. Мы считаем, что пришла пора исследования, осмысления творческого наследия Е. И. Рерих и развития идей, относящихся к области педагогики. Глава I
|