![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методологические и теоретические основы педагогических взглядов Е. И. Рерих
Педагогические взгляды Е. И. Рерих представляют собой органическую часть философско-этического Учения Живой Этики, которое она разделяла, которому следовала и которое определило ее мировоззрение. Это Учение - сложная система философских, антропологических, этических, психолого-педагогических положений, образующих целостное единство, связь между компонентами которого диктуется сущностью этого Учения и логикой изложения (4, с. 11). Основы этого Учения даны в книгах, объединенных общим названием " Учение Живой Этики", а также в эпистолярном наследии Е. И. Рерих. Для того, чтобы раскрыть педагогический компонент Учения Живой Этики, потребовалось извлечь из текста отдельные положения, привести их в некую систему и придать им форму, приемлемую для восприятия современным читателем. Видный современный психолог, социолог и этнограф И. С. Кон, касаясь историко-педагогических исследований культур, не похожих на нашу, указывает, что исследователи порой так препарируют изучаемый материал, что отдельные педагогические положения оказываются вырванными из исторического и культурного контекста, - будучи включенными в иное системное целое, они утрачивают свою оригинальность, создают порой искаженное представление о существе исследуемого материала (38, с. 141). Учитывая это, по существу справедливое замечание, мы стремились выбрать такую форму подачи материала, в которой в определенной мере была бы представлена мировоззренческая основа педагогических взглядов Е. И. Рерих, используемые ею терминология и стилистика, которая вместе с тем позволяла бы раскрыть общечеловеческую, гуманистическую сущность этих взглядов, соотнести их с современными педагогическими представлениями. Пытаясь сохранить стилистику и своеобразие терминологии Е. И. Рерих и в наибольшей степени приблизиться к сути её педагогических взглядов, потребовалось прибегнуть к педагогической интерпретации философских категорий Учения Живой Этики. Мы придерживаемся убеждения, что наиболее полное изучение, осмысление и истолкование педагогических взглядов возможны лишь в единстве с исследованием их философской основы, поэтому не сочли возможным излагать педагогические взгляды Е. И. Рерих обособленными от ее философских, антропологических и этических воззрений, которые явились методологической основой и предопределили своеобразие ее педагогики. Такой подход, на наш взгляд, соответствует многовековой традиции, характерной для истории педагогической мысли, когда эта сфера человеческих знаний и практической деятельности рассматривалась как прикладная философия, этика или социология, как некие выводы или следствия, вытекающие из этих наук. Такими по существу являются и педагогические взгляды Е. И. Рерих в контексте философско-этического Учения Живой Этики. Такой исследовательский подход созвучен также и современному научному педагогическому мышлению. Этику называл практической философией воспитания видный отечественный теоретик и практик педагогики В. А. Сухомлинский (23, с. 71). Об этом же убедительно говорит и яркий представитель современной отечественной гуманистической педагогики Ш. А. Амонашвили. Он утверждает, что каждый педагог для того, чтобы выработать собственную педагогическую позицию, должен придерживаться определенной философской системы, исходя из которой он осмысливает ребенка и которая служит источником педагогических размышлений и ориентиром в педагогической практике. " Я не мыслю себе педагогический процесс, - пишет он, - если он не имеет под собой философской основы" (12, с. 10). Таким образом, избранный подход к изложению рассматриваемого материала, как нам представляется, соответствует природе педагогического знания как некой проекции мировоззренческих взглядов и особенностям исследуемого Учения. Этим объясняется необходимость предпослать изложению педагогических взглядов Е. И. Рерих общую характеристику философии Учения Живой Этики.
|